ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 27 ноября 2024
Минск-Уручье 0°C
Все новости
Все новости
Интервью
12 января 2012, 21:55

Создание двухпалатного парламента стало судьбоносным для Беларуси

СОВЕТ И ДЕЛО

Совет Республики Национального собрания 13 января отмечает знаменательную дату - 15 лет назад состоялось его первое заседание. О работе законодателей и планах на будущее верхней палаты белорусского парламента корреспондент БЕЛТА беседует с ее председателем Анатолием Рубиновым.

- Анатолий Николаевич, какие, на ваш взгляд, ключевые законодательные решения приняты Советом Республики за 15 лет работы и, в частности, четвертым созывом?


- Главное - 15 лет назад был сформирован новый для Беларуси тип парламента - двухпалатный. Это судьбоносное решение, потому что именно такая структура парламента обеспечивает большую устойчивость в государстве. Неспроста эта модель применяется во многих развитых странах мира.

С образованием двухпалатного парламента - Совета Республики и Палаты представителей - в стране стабилизировалась политическая ситуация, стали решаться экономические и социальные проблемы, о которых ранее только дискуссировали. Члены Совета Республики, обладающие огромным опытом работы, выступают своеобразным фильтром, дополнительной гарантией того, что из стен парламента выходят жизненно обоснованные с точки зрения последствий решения.

Что касается законотворческой деятельности... За 15 лет Совет Республики одобрил более 1600 законопроектов. По сути, была заново создана законодательная основа государства! Четвертому созыву, как и предыдущим, пришлось принимать ответственные законы, он работает в непростой период в истории страны. В первую очередь хотелось бы вспомнить целый блок законопроектов, касающихся финансово-кредитной, налоговой сфер, либерализации экономической деятельности, развития частного предпринимательства. Продолжается совершенствование законодательства в сфере государственного строительства, возникла, в частности, необходимость внести дополнения в закон о местном самоуправлении. В центре внимания сенаторов были и вопросы, связанные с созданием Следственного комитета, для законодательного обеспечения работы которого были приняты поправки в действующие законы. Важное место занимают законы, касающиеся прав граждан, социальной защиты, это целая серия законодательных актов: о браке и семье, о здравоохранении... Это законы, которые непосредственно касаются каждого человека.

Важнейшей особенностью нашего созыва является то, что мы рассмотрели и ратифицировали ряд соглашений, связанных с образованием Таможенного союза, Единого экономического пространства и Евразийской экономической комиссии. Это прорыв в интеграции стран, новые направления сотрудничества. Сенаторы изучили более 80 правовых актов. На долю нашего созыва пришлись достаточно ответственные законы, которые продвигают Беларусь в ее развитии.

- Беларусь - участник многих интеграционных образований, в которых она отстаивает свою позицию и продвигает национальные приоритеты. Насколько весома помощь государству в этом со стороны сенаторов?

- Пришло время интеграции. Одним из недостатков СССР было то, что это была суперцентрализованная держава, все решения принимались в Москве, инициатива на местах была связана... Скажем, решение о создании в Минске того или иного объекта принимал ЦК или Совет Министров СССР. Республиканские органы зачастую не имели таких полномочий. Это, конечно, тормозило развитие страны, и в некотором смысле естественно, что после распада Советского Союза центробежные силы подвигли бывшие союзные республики к самостоятельному ведению государственного строительства.

Однако время прошло, и стало ясно, что в одиночку ни одна из них не сможет благополучно существовать, бороться в этом очень сложном, противоречивом мире. Ведь глобализация идет в одном направлении: определенная часть государств стремится подчинить себе остальных. На практике это диктат. Причем глобализация характеризуется взаимопроникновением и открытостью экономик, информационного и культурного пространства, да практически всех сфер жизни. В связи с этим резко усиливается конкуренция. Это в СССР мы жили сами в себе и не сильно зависели от внешнего мира, а сейчас мы его часть. Сама история подвигает страны к объединению усилий, иначе не выживешь в конкурентной борьбе, тем более получив в наследство от СССР менее продвинутые технологии. А нужно находить свое место среди стран мира, и, не объединившись, это сделать очень трудно.

Если говорить о наиболее плотной интеграции, то сейчас для Беларуси главными являются вопросы сотрудничества с Россией и Казахстаном в рамках Единого экономического пространства. В интеграционных процессах парламент имеет большое значение, однако ведущая роль отводится руководителям государств и, безусловно, главе белорусского государства. Четкая и последовательная позиция Александра Лукашенко, сильные волевые качества и умение видеть перспективу привели к тому, что, несмотря на противоречия между странами, все стороны осознали необходимость укрепления и Союзного государства, и Таможенного союза. Руководители государств принимают принципиальное решение, оно прорабатывается исполнительной властью, затем закрепляется парламентом. Принятию решений на уровне глав государств предшествует большая и кропотливая работа в плане контактов между парламентариями в Парламентском собрании Союза Беларуси и России, межпарламентских ассамблеях ЕврАзЭС и СНГ, а также ПА ОДКБ. На этих заседаниях вырабатываются модельные законопроекты, на основе которых национальные парламенты принимают свои законы. Таким образом, унификация законодательства происходит в начальной стадии, на уровне парламентского взаимодействия.

Сегодня Беларусь серьезно продвинулась во взаимоотношениях с Россией. Наши отношения и ранее были неплохими, но сейчас наблюдается основательное продвижение. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко человек очень энергичный, ответственный и заинтересованный, настоящий государственник. У нас с ней установились очень хорошие контакты и полное взаимопонимание. Парламенты создают основу для интеграции с точки зрения как разработки законодательных актов, разрешения сложных вопросов, так и с психологической, потому важно, чтобы люди встречались, понимали друг друга, чувствовали единство.

Разумеется, парламентарии сотрудничают с коллегами из других стран. Беларусь заявила о стратегическом сотрудничестве с Китаем, с которым у нас практически единая позиция и по большинству вопросов международной политики, и по государственному строительству, и по развитию экономики. Мы многому учимся у этой великой страны и ее народа. В сентябре 2011 года состоялся визит в Беларусь председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго, был подписан меморандум о сотрудничестве между парламентами двух стран.

В целом Национальное собрание поддерживает отношения с парламентами 60 стран. Причем во время визитов парламентарии обсуждают не только вопросы мировой политики, но и возможность политического и экономического сотрудничества стран. Парламент не исполнительная структура, но одна из его функций - содействовать развитию экономических связей, а затем отслеживать соблюдение сторонами достигнутых договоренностей, заключенных контрактов.

- Какие двусторонние парламентские контакты в последнее время были наиболее прорывными? По каким направлениям планируется активизировать взаимоотношения в ближайшее время?

- Когда мы говорим "прорывные", то возникает ощущение, что нас куда-то не пускали и вот, наконец, пустили. Давайте говорить о тех направлениях, куда двигается страна. Они общеизвестны - это Евразийский экономический союз и союз с Россией, который обрел новое дыхание, стратегическое партнерство с Китаем и взаимодействие со странами Юго-Восточной Азии, в частности с Индией, Южной Америки. Сотрудничество с парламентами этих стран интенсивно развивается. Возможно, меньшие успехи на западном направлении, но это не от нас зависит.

Основы внешней политики Беларуси были сформулированы Президентом еще во время его первой избирательной кампании и последовательно выполняются. В самом начале было заявлено о проведении многовекторной политики... А это немало. Казалось бы: "Какая многовекторная? Вот же Россия. Все!" Конечно, Россия - приоритет, у нас с ней стратегическое партнерство. Но многовекторная позиция объясняется тем, и Президент это подчеркивает, что Беларусь находится в центре Европы и должна иметь хорошие отношения со всеми соседями. Это ее судьба, другого не дано.

Все направления сотрудничества, в том числе с европейскими странами, да хотелось бы и с США, - это наш большой интерес. Однако сегодня наши жизненные интересы - это построение союзных отношений с Россией в рамках ЕЭП. Думаю, очень много внимания будет уделяться именно этим вопросам. Вместе с тем мы работаем над тем, чтобы мы были включены в проблемы международной политики. Мы активно сотрудничаем со многими международными организациями, в том числе парламентскими, поддерживаем отношения, выступаем с докладами, продвигаем свои предложения и резолюции. И наши идеи завоевывают поддержку. Но если говорить о "прорывных"... я не могу сказать, что завтра будет введен безвизовый режим поездок в страны Европейского союза. А вот что касается ЕЭП, то здесь иная ситуация, и это огромные позитивные перспективы изменения жизни людей к лучшему.

- Тем не менее оппоненты упрекают Беларусь в смещении чаши весов в сторону Востока и повороте спиной к Западу...

- Знаете, оппоненты нас во всем упрекают, чтобы мы ни сделали. Но не в этом дело. Хочу сказать: у Беларуси, белорусского руководства абсолютно нет никакой генетической неприязни к Западу. Мы с огромным уважением относимся к тем достижениям цивилизации, которые мы наблюдаем в развитых странах Западной Европы, США, Японии. Непросто построить цивилизацию с высокими технологиями и уровнем жизни, основанную на демократии, помогающей решать проблемы государства и общества. Белорусскому парламенту всего 15 лет, а у них она существует столетиями, там все отточено и прилажено. Чтобы работала западная модель, необходима высокая политическая культура, которая воспитывается веками. Страны Западной Европы прививали ее не всегда гуманными способами, особенно во времена Средневековья...

Демократия - это обоюдоострое оружие. С одной стороны, она дает свободу, право участия в общественной жизни и принятии государственных решений, с другой - если нет самоконтроля, она может обратиться во зло. Свобода - это хорошо или плохо? Ответ прост: это зависит от того, насколько общество к ней подготовлено, насколько оно воспитано. Посмотрите, что сейчас происходит в Западной Европе, столкнувшейся с эмигрантами, которые не прошли этой многовековой подготовки. Власти не справляются. Привычная для них демократия дает сбой, и они не знают, как поступить: нужно ли уважать человека, который не уважает власть? Как быть? Приходится отступать от демократических норм, иначе протестующие разрушат государство.

Вопрос не в том, что Беларусь повернулась спиной к европейским государствам, а в том, как они ставят вопрос. А цель у них одна - поставить угодное им руководство Беларуси. Но все эти попытки обречены на провал, поскольку окончательное слово - за народом. А народ у нас мудрый, он поддерживает своего Президента и уверен в своей перспективе.

Беларусь продолжит свое развитие, а Европа, которая пытается силой добиться быстрых решений, в конце концов поймет, что стоит переходить на позиции дружбы и налаживания отношений.

- На фоне укрепления МПА ЕврАзЭС не уменьшается ли роль МПА СНГ и Парламентского собрания Союза Беларуси и России?

- Роль Парламентского собрания Союза Беларуси и России не только не теряется, но и возрастает. Общеизвестно, что Союзное государство, какие бы сложные периоды оно ни проходило, всегда оставалось центром кристаллизации. Действующая в странах законодательная база по равным правам граждан двух стран в сфере здравоохранения, труда, поездок применима и в ЕЭП.

Что касается МПА СНГ. Если бы не было этой площадки, то страны могли бы настолько отдалиться друг от друга, что их интеграция в будущем стала бы невозможной. Да, здесь важна экономика, но парламентарии создают основу для контактов. МПА СНГ, безусловно, имеет конструктивные перспективы.

- Анатолий Николаевич, вы лично много времени уделяете работе в регионах. Насколько активно сенаторы участвуют в жизни своих территорий?

- Работа с населением - это важнейшее направление работы нашей палаты. Все члены Совета Республики ведут прием граждан не только в Минске, но и в регионах. Например, в 2011 году проведено более 950 личных приемов граждан, рассмотрено почти 4,5 тыс. обращений.

Основываясь на личном опыте, я не могу сказать, что местные власти слишком уж недорабатывают. Местные власти нормально работают, они в курсе дел, держат все на контроле. Да, есть ситуации, когда человека просто не захотели услышать, вникнуть в его проблемы. Но в общем количестве обращений они не доминируют. Много обращений, связанных с требованием людей решить их проблемы с жильем, подъездом к дому и так далее. На местах далеко не всегда могут им помочь, поскольку для этого нужны финансы.

А есть такие, которые ничего не просят: они хотят, чтобы услышали их предложения. Они искренне обеспокоены самыми разными проблемами и предлагают пути их решения. Это очень ценные люди, и на них нужно опираться. Очень приятно встречаться с ними.

- В декабре минувшего года на пресс-конференции для представителей белорусских и зарубежных СМИ Александр Лукашенко заявил о проведении политических реформ. По-вашему, о каких изменениях может идти речь?

- Глава государства не впервые затрагивает эту тему, он говорил об этом еще в прошлом году в Послании белорусскому народу и Национальному собранию. Посыл Президента совершенно понятен: нужно постепенно приходить к тому, чтобы партии играли более существенную роль в политической жизни страны, в том числе парламентской. В мире давно сложились принципы многопартийности, и нам следует постепенно двигаться в этом направлении.

В Беларуси есть партии, однако они заметной роли не играют, так как не пользуются поддержкой электората. Но где же тогда политическая сила, отражающая мнение основной части общества, способная дискуссировать и отстаивать свои позиции?

Думаю, что в будущем в стране появятся крепкие партии. Тогда, вероятно, можно будет от мажоритарного переходить к смешанному принципу проведения парламентских выборов.

- Спасибо за беседу. Коллектив БелТА поздравляет вас и членов Совета Республики с 15-летием! Желаем новых успехов в парламентской деятельности!

Александр САМ
Топ-новости
Свежие новости Беларуси