ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 6 февраля 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность -2°C
Все новости
Все новости
Интервью
04 февраля 2025, 09:44
Константин Шульган

Шульган о запуске 5G, независимости от импортного ПО и готовности операторов к введению тарифов роуминга

Константин Шульган
Константин Шульган
Министр связи и информатизации Республики Беларусь
Сегодня сложно представить, что еще 30 лет назад в нашей жизни еще не было мобильных телефонов и интернета. Они так плотно вошли в наш обиход, что ни один день, а то и час, не проходит без обновления ленты в соцсетях и просмотра новостей. Чтобы это стало доступно, понадобились серьезное развитие сетей электросвязи и большая работа специализированного ведомства, которое, кстати, в этом году отмечает свое 70-летие. Министерство связи и информатизации помимо всего прочего с недавних пор официально назначено органом госуправления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации. О важных вехах в развитии отрасли, запуске 5G и независимости от иностранного ПО корреспондент БЕЛТА и узнала у министра связи и информатизации Константина Шульгана.

- Министерство связи и информатизации отмечает в этом году свое 70-летие. Чего достигла отрасль связи за это время и как развивается сейчас?


- За эти 70 лет все поменялось кардинально. Технологии, которые используются в отрасли, меняются очень быстро, можно сказать, каждые 5 лет. Это можно даже проследить на более коротком промежутке времени - 30 годах нашей независимости. С технологий обычных дисковых аппаратов мы пришли к устройствам, которые уже выполняют функции компьютера, и все это дает колоссальные возможности. Но это только прямые достижения в отрасли связи.

Вместе с тем сейчас результаты нашей работы внедряются во всех отраслях, в том числе в медицине, образовании. К примеру, это новые устройства, которые позволяют моделировать и позиционировать определенные вещи. Также это направление обработки больших баз данных - для этого внедряется инфраструктура, создаются центры обработки данных. Мы расширяем комплекс услуг, и предоставление этих услуг идет повсеместно.

Среди отраслевых достижений можно отметить Национальную почтовую электронную систему, а также сервис "Мобильный почтальон", который дает возможность нашим почтальонам оказывать услуги почтового отделения, находясь на выезде, придя в любую квартиру. С точки зрения электросвязи это внедрение республиканской системы мониторинга общественной безопасности, где видеоизображение анализируется по определенным критериям. Также это система обращений граждан, созданная Центром цифрового развития, и ряд других систем, которые за короткий промежуток времени созданы нашими предприятиями и запущены в эксплуатацию.

Отрасль работает стабильно, динамично, показывая хорошие результаты, что отражается и на зарплатах людей. Конечно, мы стремимся к большему, но и сейчас на этапе бизнес-планирования закладываем новые направления, которые позволят нам дальше развиваться.

- Какие достижения 2024 года можете назвать самыми главными?

- В прошлом году мы завершили цикл создания "нормативки" по системе управления, согласно указу №136 "Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации", урегулировав все вопросы. В рамках этого документа мы ввели в действие работу Совета по проектам в сфере цифрового развития. Мы дали возможность для рождения и прохождения всего технологического цикла цифровых проектов.

Вопросов и определенных трудностей было много, так как все новое непривычно и требует какого-то осознания, и это не только на уровне нашего министерства, но и на уровне областей, других министерств и ведомств, и в самой работе Совета по проектам в сфере цифрового развития. Все заявки проходят определенные процедуры по рассмотрению, экспертизе, принятию решения, прежде чем они пойдут на конкурс. Мы также дорабатывали возможность того, что самые успешные проекты, пройдя определенную апробацию, могут масштабироваться уже на более льготных условиях.

Это колоссальная работа, потому что она проводится в рамках всего государства. И первые результаты мы получаем только сейчас. Хотя говорить еще рано, но хотелось бы отметить, что это, конечно, один из важнейших результатов, потому что мы создали систему управления для рождения проектов, которые нужны стране. Тем самым мы достигли еще одного значимого результата: активизировали внутри страны работу наших отечественных разработчиков, которые предоставили свои услуги, чтобы цифровые проекты приходили реальные секторы экономики.

- Расскажите подробнее о деятельности Совета по проектам в сфере цифрового развития. Сколько проектов уже было одобрено для дальнейшей проработки и реализации? На какие критерии члены совета обращают внимание при отборе?

- Совет по проектам в сфере цифрового развития при Минсвязи создан на основании указа Президента №136. В его состав входят представители Минсвязи, Администрации Президента, ОАЦ, КГК, Минфина, Минэкономики, МАРТ, Минюста и НАН Беларуси. Ключевые задачи совета - решение вопросов целесообразности выполнения цифровых мероприятий и пилотных проектов, а также согласование показателей уровня цифрового развития.

За время своего существования (с декабря 2022 года) советом рассмотрен 181 вопрос, вынесено 118 решений и одобрено 76 проектов в сфере цифрового развития. Из одобренных 76 проектов 32 мероприятия республиканского уровня и 44 мероприятия регионального уровня, из них 80,3% (61 проект) направлены на разработку программного обеспечения.

Из всего количества одобренных проектов 48,7% направлены только на разработку программного обеспечения (АИС "ЗАГС", создание централизованной информационной системы здравоохранения, АС "Электронная библиотека", ИС "Единый государственный банк данных о правонарушениях" и другие). 31,6% одобренных проектов направлены на разработку программного обеспечения и приобретение технических средств, оставшиеся 19,7% направлены на закупку компьютерного и серверного оборудования.

При отборе проектов члены совета обращают внимание на социальный и экономический эффекты от реализации мероприятия, возможность масштабирования результатов мероприятия, а также на использование отечественных продуктов и повышение качества жизни населения, конкурентоспособности и эффективности предприятий. Кроме того, важна цифровизация уникальных для страны высокотехнологичных процессов.

- Недавно в Беларуси утвердили концепцию обеспечения суверенитета в сфере цифрового развития до 2030 года, и, судя по недавнему опросу о цифровой готовности, у белорусов есть запрос на изменения. Над какими ключевыми проектами будете работать в этом году?


- Так как мы близимся к началу новой пятилетки, то сейчас в целом строятся стратегические планы развития страны, ну и, конечно, по сфере полномочий министерства и отрасли. Учитывая глубокое проникновение цифровизации во все сферы, в рамках планирования и госпрограмм также проводится масштабная работа по всем отраслям.

Что касается министерства, мы активно работаем над итоговой редакцией стратегии цифрового развития до 2030 года. Кроме того, мы приступили к формированию плана по реализации недавно принятой концепции обеспечения суверенитета в сфере цифрового развития до 2030 года. Считаю, что это основные вехи нашей текущей работы. Мы готовим те мероприятия, через которые мы должны прийти к этому суверенитету. Мероприятия крайне непростые и часто небыстрые, например те, которые касаются операционных систем. По возможности мы применяем подход по развитию уже имеющихся продуктов под свои потребности. Это сокращает срок разработки, так как ее уже не надо начинать с нуля.

У нас достаточно большое количество программного обеспечения собственной разработки, особенно в части прикладного ПО. Но вместе с тем есть системы, которые требуют использования лицензии других компаний. Это, естественно, определенная зависимость. В концепции обеспечения суверенитета предусмотрены меры, направленные на снижение зависимости от импортного ПО. Мы ведем консультации с IT-бизнесом, максимально активируем госсектор разработки. Уже есть определенные результаты, мы видим это, в частности, рассматривая проекты, которые попадают на Совет по проектом в сфере цифрового развития. Думаю, что эта работа будет масштабироваться. Мы встречаемся с резидентами ПВТ, с разработчиками из технопарков. Конечно, мы крайне заинтересованы в их активности - предлагаем, рассказываем им об условиях работы по указу №136 и видим отклик. Резиденты нашей страны могут приходить как разработчики по госпрограмме, и никаких ограничений у нас нет.

В настоящее время у нас существует подход, по которому любое ПО, которое разрабатывается за бюджетные средства, считается государственным и может быть масштабировано. В последнее время эти разработки проходят уже без зарубежных лицензий, как самостоятельные разработки. Сейчас с написанием концепции обеспечения суверенитета мы даем такой посыл: государство приглашает специалистов к разработкам, которыми и будут замещаться зарубежные продукты. В целом в последние годы зависимость от импортных программных продуктов снижена и план, который предусмотрен концепцией, ускорит этот процесс.

- Завершена ли работа по созданию офисов цифровизации?


- Также одно из направлений, которым занимается министерство, - координирующая роль в процессах цифровизации, происходящих в нашей стране. Нами был сделан такой революционный шаг по созданию системы управления этими процессами в государстве. Одной из важнейших организационных структур в нашей стране стали офисы цифровизации, которые создавались в отраслях экономики, министерствах и ведомствах. Функции офиса цифровизации масштабные, на них возлагается обязанность по изучению своего направления с целью рождения тех цифровых проектов, которые нужны определенной отрасли. Только люди, которые изнутри занимаются этой работой и понимают все технологические процессы, могут говорить о том, что надо изменить, что надо перевести в цифру и как это сделать эффективно.

Центр цифрового развития, который является и нашим офисом цифровизации, ведет методическую работу, потому что уровень развития офисов разный. Такая работа проводится для того, чтобы была возможность обучения и передачи опыта.

Этот центр регулярно проводит семинары для обеспечения взаимодействия со всеми офисами цифровизации. На них прорабатывается законодательство, методологии создания и развития систем, техпаспортов мероприятий, знакомство с национальными решениями цифровых проектов. Кроме того, компании знакомятся с разработчиками резидентов ПВТ и их решениями.

Всего по указу №136 необходимо было создать 40 офисов цифровизации, и эта работа завершена.

- Базовый социальный тариф на сотовую связь станет доступен белорусам с 1 апреля. Как на это отреагировали операторы и население? Сколько он будет стоить?

- В августе прошлого года был принят указ Президента №335 "Об оказании услуг сотовой подвижной электросвязи", чтобы исключить недоработки, а также сделать связь качественной и надежной. Он определил требования к качеству связи, покрытию и в том числе к финансовой стороне вопроса (каждый оператор будет тратить не менее 20% прибыли на развитие сети).

Определили и тариф, который гарантированно должен быть базовым. В него включены услуги телефонной связи, СМС и передачи данных. С 1 апреля этот базовый тариф будет введен у всех операторов сотовой связи, и все уже к этому готовы. Он включает в себя 200 минут, 50 СМС и 2 ГБ интернета. При обсуждении звучали различные цифры, но вместе с тем мы должны понимать, что это как раз базовый, можно сказать, усредненный тариф, который позволяет человеку нормально общаться. Стоить он будет приблизительно Br12.

Да, мы ставили для себя задачу создать базовый социальный тариф, но никто не запрещает нам потом изменить в лучшую сторону те технические параметры, которые есть. Будем смотреть, насколько он востребован, как наши абоненты оценят его. Несмотря ни на что, такой тариф должен быть.

Но важнейший вопрос - это все-таки качество связи на всей территории нашей страны. Самое главное для нас как для регулятора - то, что мы вложили в этот указ необходимость финансирования и необходимость согласования с Министерством связи объектов, где будут строиться базовые станции. Мы будем учитывать пожелания людей, где качество связи недостаточное, и в первую очередь в этот перечень включать такие объекты. То есть они будут строиться уже не по желанию операторов.

- Где потребители могут оставить свой отзыв о качестве связи и рассказать о необходимости установления базовой станции?

- В рамках закона по обращениям граждан у нас работает прямая линия, проводятся приемы. Точно так же организована работа с гражданами и каждым сотовым оператором.

Вместе с тем мы предоставили всем возможность оценить качество связи в рамках системы оценки качества услуг электросвязи "Хваля". Скачав приложение, наш абонент оценивает связь, мы это видим и анализируем всю эту обстановку. Исходя из этого, планируем те объекты, которые будут включены в перечень, а потом отрабатываем его с заинтересованными.

- Многие обращают внимание на проблемы со связью в поездах региональных линий. Какая работа ведется по улучшению ситуации?

- По этому вопросу уже были неоднократные обращения. Мы провели организационные мероприятия, и наше управление электросвязи провело большую работу, чтобы определить кто будет строить там базовые станции. Сейчас есть реальные мероприятия, которые направлены на то, чтобы этот пробел устранить. Нами эта проблема всегда держится на контроле.

- Совсем скоро вступят в силу новые комфортные тарифы для пользования услугами связи и передачи данных на территории Союзного государства. На каких условиях можно присоединиться к новым тарифам? Все ли готово в Беларуси для их внедрения?

- Все операторы готовы с 1 марта приступить к оказанию услуги нашим абонентам, находящимся в роуминге, в соответствии с теми техническими параметрами, которые были утверждены на всех уровнях Союзного государства, включая глав Беларуси и России. Учитывая, что параметры этого тарифа дают возможность уже не просто в аварийном режиме позвонить.

Белорусские операторы связи согласовали все это на этапе, скажем так, предложения. Нами это все было проработано, и никаких затруднений в исполнении для наших операторов нет. Абоненты могут быть уверены, что те обязательства, которые мы на себя взяли, будут выполнены, мы за них отвечаем на 100%.

О возможности подключения тарифа операторы будут информировать абонента при пересечении границы. Важно обозначить, что минуты даются в рамках того тарифного плана, который есть у абонентов, - это ограничение. То есть если у абонента нет минут, условно говоря, во все сети, то и в роуминге их не будет.

Справочно. Резолюция о создании комфортных тарифов для пользования услугами связи и передачи данных на территории СГ (отмене роуминга) была принята на заседании Высшего государственного совета Союзного государства в Минске 6 декабря.

Комфортный тариф роуминга предусматривает 150 минут на входящие звонки, 150 на исходящие и 5 ГБ интернета при условии, что тарифный план их включает. Если у абонента есть на "счету" бесплатные минуты для звонков в другие сети, то 150 из них могут использоваться в роуминге на исходящие вызовы. Если бесплатные минуты на исходящие вызовы закончились, то идет тарификация по 22-27 белорусских копеек за минуту (стоимость зависит от оператора). Стоимость входящих звонков в роуминге (сверх причитающихся бесплатных 150 минут) - 11 копеек за минуту. 5 ГБ мобильного интернет-трафика на льготных условиях обойдется в Br4 за 1 ГБ.

- Какие нормативные документы готовят к запуску 5G? Когда планируется приступить к практической реализации запуска проекта?

- Основной документ, который готовится, - это проект указа Президента по развитию технологий 5G, который находится сейчас в Администрации на рассмотрении.

Еще ранее было принято постановление Совета Министров, в рамках которого мы предлагали создать техсовет для обсуждения всех проблем по развитию связи, которые возглавил бы министр связи. И это будет сделано. После выхода указа у нас для усиленной работы по 5G все есть: требования по качеству, требования по территории, требования к развитию каждого оператора, которые предусмотрены указом №335 "Об оказании услуг сотовой подвижной электросвязи". Это все как комплекс будет работать на то, чтобы технология развивалась быстро.

Реализация всех этих и высокоуровневых документов, и наших ведомственных документов в комплексе уже распределена по ответственным органам и ведомствам.

Есть вещи, которые притормаживают этот процесс, например закупка оборудования, самих железных конструкций базовых станций. Мы их закупаем в Китае, но ищем дополнительные производственные мощности. Мы надеемся заключить договоры по сборке таких станций здесь у нас, на "Промсвязи". Если все получится, то это ускорит сам процесс. У нас уже есть желающие в лице поставщиков, требования к базовым станциям тоже есть.

Технология 5G требует установления еще большего количества таких станций, чем есть сейчас, и все они будут постепенно переводиться на технологию 5G.

- Завершена ли работа по 4G?

- Работу по технологии 4G нельзя назвать завершенной, потому что, хоть по охвату населения это и 99%, но вместе с тем сейчас необходимо на 100% обеспечить качество и требования по скорости сигнала, которые в современном мире играют большое значение. Сейчас эти вопросы первоочередные. Эта работа также ведется с "Белорусскими облачными технологиями", то есть вот на этот год 96 базовых станций, которые они должны развернуть. Это будет существенное улучшение качества.

БЕЛТА.-0-
Топ-новости
Свежие новости Беларуси