ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 26 ноября 2024
Минск-Уручье 0°C
Все новости
Все новости
Интервью
31 мая 2016, 12:45
Александр Ярошенко

Резиденты парка "Великий камень" начнут строиться активнее после возведения инфраструктуры

Александр Ярошенко
Александр Ярошенко
Глава государственного учреждения "Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка "Индустриальный парк "Великий камень"

Строительство Китайско-белорусского индустриального парка "Великий камень" с самого старта реализации проекта, что называется, у всех на устах. И это понятно: если удастся осуществить задуманное, серьезно выиграет не только белорусская, но и мировая экономика. Но у проекта есть и скептики - мол, а если не удастся? О текущем состоянии дел и ближайших перспективах корреспондент БЕЛТА расспросил заместителя министра экономики Беларуси, временно исполняющего обязанности руководителя ГУ "Администрация Китайско-белорусского парка "Индустриальный парк "Великий камень" Александра Ярошенко.

- Александр Григорьевич, сколько сейчас в индустриальном парке резидентов и выполняют ли они взятые на себя обязательства? Мой вопрос с подтекстом: как известно, к строительству приступил только один резидент. Хотя символические камни закапывали уже трижды.

- В индустриальном парке "Великий камень" зарегистрировано 8 резидентов. Это компании, с которыми заключены договоры и которые взяли на себя определенные обязательства. Судить о том, заработал инвестиционный проект или нет, исключительно по критерию "строится - не строится" - некорректно. Тем более что после заключения договора идет этап выбора участка, его оформление, одновременное проектирование и привязка к местности. Все это продолжительные по времени и довольно затратные этапы.

Что до церемонии закапывания камней, то это китайская традиция, символизирующая начало строительства, старт проекта в целом. Действительно, было три таких церемонии. Первый такой камень был закопан как символ начала строительства инфраструктуры индустриального парка в целом. Второй - как символ старта инвестиционного проекта компании "Цзюйсинь Солод Технология", третий - начала проекта China Merchants Group.

На данный момент на площадке парка СЗАО "Компания по развитию индустриального парка" завершает строительство базовой инфраструктуры, которая позволит приступить к строительству резидентам. В этом суть индустриального парка: резидент приходит на готовую инфраструктуру, а не начинает строить, образно говоря, в чистом поле. Окончание работ по строительству инфраструктуры ожидается в октябре. С этого момента строительные проекты резидентов постепенно перейдут в более заметную фазу.

- Но все-таки уже есть компания, которая начала строиться…

- Действительно, есть резидент, который уже ведет строительство. Это корпорация China Merchants Group. Она строит логистический комплекс. В принципе, это строительство и начато потому, что речь не идет о производственных мощностях, а о типовом логистическом проекте, что в строительном плане проще. Тем не менее, компания несет повышенные расходы, так как им самостоятельно пришлось подводить на площадку воду и электричество. Но, видимо, их бизнес-план выстроен так, что сроки важнее этих дополнительных издержек.

Вообще, на данный момент только три резидента получили земельный участок. Помимо China Merchants Group, это Zoomlion и ООО "Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие". При этом "Чэнду Синьджу" уже дано разрешение на проектирование, и параллельно с подготовительными работами на площадке они делают адаптацию своего проекта, наняли для этих целей белорусский проектный институт.

Не все из остальных действующих резидентов собираются что-то строить. Например, Huawei интересует аренда площадей, на которых эта компания разместит свой научно-исследовательский центр. То же самое ZTE и YTO. Под их потребности будут строиться производственные корпуса, которые они возьмут в аренду.

ООО "НаноПектин" еще не прошло стадию проектировки и дорабатывает технологию, потому что возникла необходимость адаптировать технологический процесс для работы с белорусским сырьем - а компания собирается работать именно с ним. Вопрос решается.

Проект компании "Цзюйсинь Солод Технология" также проходит дополнительное согласование. Мы ожидали, что это будет быстрее. Но это бизнес, здесь надо все внимательно просчитать.

- В связи с началом реализации проекта по изготовлению суперконденсаторов для электробусов, который в парке реализует ООО "Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие", вы совсем недавно говорили об огромных перспективах развития электротранспорта в Беларуси. Следует ли из этого, что данному проекту гарантирован госзаказ, и способен ли "Белкоммунмаш" справиться с масштабным перепрофилированием?

- Этому проекту гарантирован интерес: Беларуси интересны комплектующие, а китайской стороне - конечная продукция, которая в том числе может идти и на китайский рынок. В то же время никакого гарантированного госзаказа нет. Это экспорто ориентированный проект и пример партнерских отношений.

- Кто финансирует строительство инфраструктуры парка? Есть кредит? Если есть, то кто его будет отдавать?

- Строительство внутренней и внешней инфраструктуры парка финансируется из нескольких источников. На сегодня только 3,8% расходов - это средства бюджета Беларуси, остальное - это деньги управляющей компании, а также технико-экономическая помощь КНР.

Кредит есть, это кредит китайского Эксимбанка, он выдан под гарантии правительства и обеспечивается уставным фондом совместной белорусско-китайской компанией по развитию парка. Китайской стороне в этой компании принадлежит 68% акций.

- Учитывая объемы морских и авиационных перевозок китайских грузов в Европу (по некоторым данным, 62% и 23% соответственно), не переоценено ли значение сухопутных перевозок, на которые рассчитывает Беларусь, оценивая парк как важнейший инфраструктурный элемент Шелкового пути?

- Действительно, доля сухопутных перевозок китайских грузов в Европу ниже, чем морских и авиаперевозок, потому что, хотя это самый быстрый, но и самый дорогой путь. Но роль индустриального парка и его инфраструктуры как раз и состоит в том, чтобы удешевить этот процесс. Помимо административных аспектов, удешевление возможно и в результате развития скоростных железнодорожных путей с востока на запад, для которых еще с советских времен зарезервирован коридор, проходящий вдоль территории парка.

Но и это не все. Мы ведь потому претендуем на роль "жемчужины" Шелкового пути, что в плане логистики речь идет о достижении синергетического эффекта. Парк расположен возле Национального аэропорта Минск, и грузы, поступившие наземным транспортом и по воздуху, могут быть легко направлены в порты стран Балтийского региона и Германии. В этой связи важно еще раз упомянуть корпорацию China Merchants Group, которая выстраивает свою логистическую цепочку до Клайпеды, где собирается выкупать порт с тем, чтобы возить грузы и по суше, и по морю.

Таким образом, на этой компании и на индустриальном парке, где эта компания разместит свой региональный центр, замыкаются те потоки, которые раньше шли в обход нашей страны.

Юлия ОГНЕВА

Топ-новости
Свежие новости Беларуси