
Ирина Китурко
Ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы
Юбилейный марафон в честь 85-летия Гродненского государственного университета им.Янки Купалы, которое отметили в конце февраля, прошел так же активно и насыщенно, как проходит в ведущем вузе Гродненщины каждое значимое событие. Начавшись с масштабного съезда выпускников, среди которых известные ученые, спортсмены, директора предприятий, учреждений образования, руководители, занимающие высокие государственные посты, празднование продолжилось целым рядом торжественных мероприятий. Состоялись юбилейная научно-практическая конференция, открытие центра патриотического воспитания, международный турнир по волейболу на Кубок ректора, культурная программа "Ночь Alma Mater", а в завершение - торжество, объединившее студентов и преподавателей, сотрудников и ветеранов вуза, представителей министерств и зарубежных делегаций, правоохранительных органов, руководителей учреждений образования страны.
О том, какой видит Гродненский университет свои роль и место в жизни области и страны, что понимают здесь под качеством образования и как его обеспечивают, о работе с будущими абитуриентами со школьной скамьи, об обучении и воспитании истинных патриотов корреспонденту БЕЛТА рассказала ректор ГрГУ имени Янки Купалы, доктор исторических наук Ирина Китурко.
- Сегодня университет позиционирует себя не просто как учреждение образования, а как активный участник общественно-политического, культурного, научного процессов. И далеко не только регионального уровня. Какой вы видите роль университета в жизни области и страны?
- Ежегодно в начале учебного года на Совете университета мы определяем актуальную на предстоящий учебный год тему. Юбилейный для вуза год решили посвятить преемственности поколений, ведь именно в ней сила университета. Говоря о преемственности поколений, мы всегда подчеркиваем: время выбрало нас. И каждое поколение купаловцев время выбирало для решения важных в свои годы задач. При этом, какими бы актуальными они не были, во все времена главной была одна: университет - это государственное учреждение, которое проводит в жизнь государственную политику.
В годы основания вуза после воссоединения Беларуси важной задачей была ликвидация безграмотности населения. Во время Великой Отечественной, когда главной целью всего советского народа была борьба за свободу и независимость, сто студентов нашего вуза ушли на фронт, и только один вернулся с войны. Потом было восстановление страны, новые стройки, научно-технический прогресс, развитие науки - вуз активно включался во все эти процессы. И статус университета Гродненский тогда уже пединститут получил не случайно: регион нуждался в высококвалифицированных кадрах. Причем в кадрах разной направленности: юридических, экономических, инженерных. Открывались новые факультеты, специальности, вуз стал многопрофильным университетским комплексом, работающим на потребности региона. Мы гордимся, что почти 90% наших выпускников сегодня распределяются на Гродненщину. И не только те, для кого это малая родина. Четверть наших студентов - представители других областей Беларуси, и они тоже остаются работать в Гродненской области. Мы убеждены в исключительной верности тезиса "Сильные регионы - сильная страна" и вносим свой вклад в его реализацию.
За годы развития университет стал крупным культурным центром, центром гражданско-патриотического воспитания, многие наши проекты выходят за рамки учреждения образования. Акция "Память", которую проводим совместно с гуманитарным колледжем, ежегодно 22 июня вечером у Вечного огня в центре города собирает тысячи жителей областного центра. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне по инициативе студентов был дан старт гражданско-патриотическому марафону "Вместе за сильную и процветающую Беларусь". Это тот случай, когда проект не стареет: сейчас он объединяет более 20 учебных заведений не только со всей Беларуси, но уже и из России. Несколько лет назад марафон приобрел статус международного. В рамках проекта "Дорогами Победы" наши студенты по маршруту освобождения Беларуси в 1944-м посещают районные центры Гродненской области с творческой постановкой. Символично, что оба проекта являются студенческими инициативами и оба в 2023 и 2024 годах удостоены Гранта Президента Республики Беларусь.
Мы уделяем большое внимание сохранению исторической памяти и считаем эту деятельность одной из приоритетных. Совместно с прокуратурой Гродненской области реализуем проекты "Геноцид белорусского народа: память и боль Гродненской земли" и "Западная Беларусь: война после войны", совместно с Гродненским областным Советом депутатов - "Народовластие на Гродненщине: история и современность". Очень важно, что в эти проекты включены наши студенты, они участвуют в расследовании реальных уголовных дел, работают в архивах, занимаются переводом документов, снимают документальные фильмы.
Университет вносит весомый вклад в развитие науки в регионе. В 2018 году был открыт научно-технологический парк, развиваются прикладные и фундаментальные исследования, тесно работаем с предприятиями и организациями области. Наши достижения в этой сфере говорят сами за себя - ГрГУ единственный в стране вуз, который дважды за последние 5 лет был занесен на Республиканскую доску Почета в номинации "Научные организации".
- На недавней итоговой коллегии Министерства образования ГрГУ отмечен наградой в номинации "За высокие достижения в области качества образования". Понятие качества образования приобретает новый смысл в наше быстро меняющееся время. Что вы как ректор и весь вуз в целом в него вкладываете?
- Когда кто-то спрашивает, как оценить качество образования, отвечаю: есть много критериев, как внешних, так и внутренних. Работа над качеством – дело не одного дня или года. Она идет все 85 лет развития университета. Мое искреннее убеждение, что образование будет качественным и успешным только тогда, когда есть встречное движение студентов и университета, а еще лучше, когда они идут вместе по этой дороге. Университет со своей стороны создает условия, а студент принимает их, при этом проявляет усердие, трудолюбие, ответственность.
Уже говорила и повторю: первый и самый главный секрет успеха любого студента начинается с выбора специальности. Важно делать выбор, ориентируясь в первую очередь не на то, будет ли возможность учиться на бюджете, а на будущую профессию. Определяться во время подачи документов в приемной комиссии - неправильный путь, я бы сказала, что это путь тупиковый. Секрет успеха и качества начинается с выбора "своей" профессии абитуриентом.
- А что университет делает для того, чтобы будущий абитуриент пошел по правильному пути?
- У нас четко выстроена система профориентации. Мы не просто работаем с учащимися выпускных классов. Стремимся привлечь своего будущего абитуриента, когда он обучается еще в 5-6 классах. Проводим конкурсы, мероприятия, дни открытых дверей для детей абсолютно разного возраста. Активно работаем с профильными классами - педагогическими, спортивными, инженерными. Так, в этом году выпускники инженерных классов впервые будут поступать по собеседованию, по рекомендации педсовета. Для них создали отдельный телеграм-канал "Стань инженером с ГрГУ", где размещаем актуальную для будущих инженеров информацию. Все инженерные классы нашей области подписаны на этот канал. Повторюсь, своего абитуриента мы видим не просто в год его поступления, а задолго до этого.
- Качественному абитуриенту - качественное образование, таков ваш принцип?
- В университете система обучения строится по самым современным технологиям, мы активно используем возможности цифровизации. Функционируют цифровой кабинет студента, образовательный портал, на котором размещены все материалы, необходимые для подготовки по предметам. Нельзя сказать: "Меня не было на прошлой лекции, не знаю, что нам читали". Презентации, лекции доступны двадцать четыре часа в сутки из любой точки мира. Это сегодня не только хранилище информации, а еще и площадка для коммуникации, которая способствует общению преподавателей и студентов, студентов между собой. Созданы все возможности, необходимо только учиться. Скажу так: наше государство создает условия для самореализации каждого человека. Так же и университет создает одинаковые условия для реализации потенциала студента. Когда преподаватель приходит в аудиторию, он одинаково читает лекцию для всех. Только потом на экзамене один получает "десятку", другой "семерку", третий - четыре балла. Потому что качество образования зависит от двух сторон, и мы четко это понимаем.
В работе над качеством не может быть мелочей. Поэтому наравне с передовыми образовательными технологиями стараемся развивать материально-техническую базу. Так, в марте планируем торжественно открыть новый корпус физико-технического факультета.
- 31 мая - 1 июня 2024 года в ГрГУ прошла международная конференция, посвященная 30-летию института президентства в Беларуси, и совсем недавно, в феврале этого года - международная научно-практическая конференция "Геноцид советского народа: историко-правовая оценка" с участием генерального прокурора Беларуси, председателя Следственного комитета, белорусских и российских ученых. Насколько важна сегодня общественно-политическая составляющая в сфере образования?
- В наше время подготовить просто профессионала недостаточно. Нужно понимать, куда и на что он направит свои профессиональные компетенции. Мы должны быть уверены, что они будут направлены на благо государства, страны, на благо семьи и общества. Потому уже давно в преподавании любого предмета придерживаемся принципа: "привязывать" новые для молодежи знания к Беларуси. Это касается всех без исключения дисциплин. К примеру, будущим инженерам рассказываем об истории белорусского автомобилестроения, техники, электроники.
Глава государства сказал ключевую фразу: воспитать патриота может только патриот. Увлечь можно только за собой, другого варианта нет. Студентов надо учить на собственном примере, одних убеждений недостаточно. Ребята будут активно участвовать и добиваться побед в конкурсах, конференциях, проектах, акциях тогда, когда их ведут за собой преподаватели.
Мне как ректору очень импонирует, что наши студенты всегда хотят быть первыми. Ведь если человек в чем-то участвует и не хочет быть первым, то зачем тогда участвовать? Зачем тратить ресурсы, интеллектуальные, материальные, временные для того, чтобы просто участвовать? Нет, надо участвовать, чтобы победить. А если не победили - сделать работу над ошибками. Конечно, не всегда удается быть первыми, но стремиться к победе нужно всегда.
- Прошедший в дни празднования 85-летия университета Второй съезд выпускников показал, что многие ваши вчерашние студенты этот принцип реализовали. Четкая гражданская позиция этих людей, должности, которые они занимают, вклад, который вносят в общее дело страны, об этом говорят. Как прошла встреча?
- Мы единственный университет в стране, кто инициировал и проводит такое мероприятие. Первый съезд выпускников был приурочен к 80-летию университета и прошел в 2020 году. Именно тогда приняли решение раз в 5 лет собирать своих выпускников. Это, безусловно, знаковое мероприятие не только для университета, но и для тех людей, которых мы пригласили. У нас даже были в гостях выпускники 1956 года.
Часто говорю и твердо в этом уверена, что именно выпускники - главное конкурентное преимущество любого вуза. Вместе мы можем добиться больших результатов. Возвращаясь к проекту о геноциде белорусского народа, над которым работаем в сотрудничестве с прокуратурой области: примерно 90% прокурорских работников в регионе - наши выпускники. Проект об истории народовластия на Гродненщине появился по инициативе выпускницы филологического факультета, ныне председателя областного Совета депутатов Елены Васильевны Пасюты. Выпускник юридического факультета Юрий Алексеевич Сенько, который сегодня возглавляет Федерацию профсоюзов Беларуси, во время работы в должности председателя Государственного таможенного комитета стал инициатором открытия специальности "Таможенное дело" в университете. Брендированная аудитория Беларусбанка на факультете экономики и управления появилась благодаря участию и поддержке выпускника факультета экономики и управления, заместителя председателя правления Беларусбанка Дмитрия Григорьевича Красковского. К слову, сегодня в системе Беларусбанка трудятся 400 специалистов с дипломом ГрГУ.
- Университеты регионов Беларуси с каждым годом укрепляют свои позиции на международной арене, и ГрГУ здесь, как и во многих начинаниях, стал первопроходцем. Совсем недавно в гуманитарном колледже университета впервые в стране открыт китайско-белорусский центр по реализации проекта "Бан Мо (Рубен. Мози) колледж". Расскажите о том, как вуз расширяет рамки международного сотрудничества?
- По результатам международных рейтингов Гродненский государственный университет им. Янки Купалы находится в топ-4 среди вузов Беларуси. Впереди нас только столичные вузы. Мы этим гордимся и на это работаем. Анализируя критерии международных рейтингов и свое место в них, мы понимаем, где нам нужно подтянуться, и над этим работаем. Понятно, что рейтинги показывают какой-то такой усредненный показатель качества, к ним можно по-разному относиться, но вместе с тем это подсказки для привлечения зарубежных студентов.
Сегодня ГрГУ имеет более 250 договоров о международном сотрудничестве. Не скрою, степень реализации этих договоров разная. Но тем не менее, это подчеркивает наше присутствие в международном образовательном пространстве. В этом году среди студентов университета - 1800 иностранные граждане из 32 стран мира, среди них 20-25% - из Китая. Мы делаем существенный акцент на интернационализации образования. "Университет без границ" - один из проектов стратегии ГрГУ. Разрабатывая ее в 2020 году, мы поставили перед собой цель пройти международную аккредитацию, и в 2023 году мы ее прошли. Сегодня это еще один весомый аргумент для иностранных студентов в пользу поступления в ГрГУ.
- В последние годы в стратегии вуза усилился восточный вектор.
- Да, восточный вектор усилился. При этом всегда подчеркиваю, мы открыты к взаимодействию и ни от кого не закрывались. Что касается восточного вектора, то это естественный процесс, результат многолетнего сотрудничества. Безусловно, он дает очень много, в том числе мультикультурный обмен со странами бывшего Советского Союза, СНГ, Китаем, Вьетнамом. Сейчас, например, готовимся участвовать в образовательной выставке в Египте, недавно побывали в Нигерии, Казахстане, планируем поездку в Узбекистан. Складываются системный взаимополезный межкультурный обмен и межкультурная коммуникация между вузами-партнерами. Как уже говорила, четверть наших иностранных студентов - из Поднебесной. Китай заинтересован в популяризации и продвижении своей культуры, ведет политику открытости, распространения китайского языка, образования. С этой целью для университетов создана программа, которая финансируется правительством Китая - сеть международных культурно-образовательных центров, называемых Институт Конфуция, при которых функционируют кабинеты и классы Конфуция. Для средних специальных учебных заведений подобную миссию реализует проект "Бан Мо (Рубен. Мози) колледж". Следует отметить, что китайско-белорусский центр по реализации проекта "Бан Мо (Рубен. Мози) колледж" впервые в стране открылся в гуманитарном колледже ГрГУ и направлен не только на продвижение китайского языка и культуры, но и на развитие международного сотрудничества в области профессионального образования.
- Ирина Федоровна, вы тоже выпускница ГрГУ, а сегодня ректор родного университета. Наверное, с течением лет уже трудно отделять себя от вуза, ваши планы, мечты во многом связаны с университетом. О чем мечтает ректор?
- О чем может мечтать ректор? О том, чтобы университет укреплял свои позиции в рейтингах, чтобы все купаловцы, студенты и сотрудники, приходили в университет и возвращались домой с улыбкой. Ректор мечтает о том, чтобы студенты, выпускники добивались успеха, благодаря полученному в ГрГУ образованию, чтобы строили свою карьеру и работали на благо страны.
Понимаю, что мир развивается стремительно, что мы не можем научить чему-то на всю жизнь. Поэтому наша задача научить студентов учиться: хочешь быть конкурентоспособным, учись всю жизнь. Иначе кто-то другой придет с новыми компетенциями и выиграет в конкуренции.
Безусловно, мечтаю, чтобы все мои близкие, друзья, все наши студенты были здоровы. Мечтаю о том, чтобы наша жизнь всегда была мирной. Еще недавно казалось, что мечты о мире банальны. А сегодня становится очевидно, что это самое дорогое. Не скрою, что есть еще одна мечта - завтра быть лучше, чем сегодня.
Лилия НОВИЦКАЯ,
Фото ГрГУ им. Я.Купалы,
БЕЛТА.-0-
О том, какой видит Гродненский университет свои роль и место в жизни области и страны, что понимают здесь под качеством образования и как его обеспечивают, о работе с будущими абитуриентами со школьной скамьи, об обучении и воспитании истинных патриотов корреспонденту БЕЛТА рассказала ректор ГрГУ имени Янки Купалы, доктор исторических наук Ирина Китурко.
- Сегодня университет позиционирует себя не просто как учреждение образования, а как активный участник общественно-политического, культурного, научного процессов. И далеко не только регионального уровня. Какой вы видите роль университета в жизни области и страны?
- Ежегодно в начале учебного года на Совете университета мы определяем актуальную на предстоящий учебный год тему. Юбилейный для вуза год решили посвятить преемственности поколений, ведь именно в ней сила университета. Говоря о преемственности поколений, мы всегда подчеркиваем: время выбрало нас. И каждое поколение купаловцев время выбирало для решения важных в свои годы задач. При этом, какими бы актуальными они не были, во все времена главной была одна: университет - это государственное учреждение, которое проводит в жизнь государственную политику.
В годы основания вуза после воссоединения Беларуси важной задачей была ликвидация безграмотности населения. Во время Великой Отечественной, когда главной целью всего советского народа была борьба за свободу и независимость, сто студентов нашего вуза ушли на фронт, и только один вернулся с войны. Потом было восстановление страны, новые стройки, научно-технический прогресс, развитие науки - вуз активно включался во все эти процессы. И статус университета Гродненский тогда уже пединститут получил не случайно: регион нуждался в высококвалифицированных кадрах. Причем в кадрах разной направленности: юридических, экономических, инженерных. Открывались новые факультеты, специальности, вуз стал многопрофильным университетским комплексом, работающим на потребности региона. Мы гордимся, что почти 90% наших выпускников сегодня распределяются на Гродненщину. И не только те, для кого это малая родина. Четверть наших студентов - представители других областей Беларуси, и они тоже остаются работать в Гродненской области. Мы убеждены в исключительной верности тезиса "Сильные регионы - сильная страна" и вносим свой вклад в его реализацию.

Мы уделяем большое внимание сохранению исторической памяти и считаем эту деятельность одной из приоритетных. Совместно с прокуратурой Гродненской области реализуем проекты "Геноцид белорусского народа: память и боль Гродненской земли" и "Западная Беларусь: война после войны", совместно с Гродненским областным Советом депутатов - "Народовластие на Гродненщине: история и современность". Очень важно, что в эти проекты включены наши студенты, они участвуют в расследовании реальных уголовных дел, работают в архивах, занимаются переводом документов, снимают документальные фильмы.
Университет вносит весомый вклад в развитие науки в регионе. В 2018 году был открыт научно-технологический парк, развиваются прикладные и фундаментальные исследования, тесно работаем с предприятиями и организациями области. Наши достижения в этой сфере говорят сами за себя - ГрГУ единственный в стране вуз, который дважды за последние 5 лет был занесен на Республиканскую доску Почета в номинации "Научные организации".
- На недавней итоговой коллегии Министерства образования ГрГУ отмечен наградой в номинации "За высокие достижения в области качества образования". Понятие качества образования приобретает новый смысл в наше быстро меняющееся время. Что вы как ректор и весь вуз в целом в него вкладываете?
- Когда кто-то спрашивает, как оценить качество образования, отвечаю: есть много критериев, как внешних, так и внутренних. Работа над качеством – дело не одного дня или года. Она идет все 85 лет развития университета. Мое искреннее убеждение, что образование будет качественным и успешным только тогда, когда есть встречное движение студентов и университета, а еще лучше, когда они идут вместе по этой дороге. Университет со своей стороны создает условия, а студент принимает их, при этом проявляет усердие, трудолюбие, ответственность.
Уже говорила и повторю: первый и самый главный секрет успеха любого студента начинается с выбора специальности. Важно делать выбор, ориентируясь в первую очередь не на то, будет ли возможность учиться на бюджете, а на будущую профессию. Определяться во время подачи документов в приемной комиссии - неправильный путь, я бы сказала, что это путь тупиковый. Секрет успеха и качества начинается с выбора "своей" профессии абитуриентом.
- А что университет делает для того, чтобы будущий абитуриент пошел по правильному пути?
- У нас четко выстроена система профориентации. Мы не просто работаем с учащимися выпускных классов. Стремимся привлечь своего будущего абитуриента, когда он обучается еще в 5-6 классах. Проводим конкурсы, мероприятия, дни открытых дверей для детей абсолютно разного возраста. Активно работаем с профильными классами - педагогическими, спортивными, инженерными. Так, в этом году выпускники инженерных классов впервые будут поступать по собеседованию, по рекомендации педсовета. Для них создали отдельный телеграм-канал "Стань инженером с ГрГУ", где размещаем актуальную для будущих инженеров информацию. Все инженерные классы нашей области подписаны на этот канал. Повторюсь, своего абитуриента мы видим не просто в год его поступления, а задолго до этого.
- Качественному абитуриенту - качественное образование, таков ваш принцип?
- В университете система обучения строится по самым современным технологиям, мы активно используем возможности цифровизации. Функционируют цифровой кабинет студента, образовательный портал, на котором размещены все материалы, необходимые для подготовки по предметам. Нельзя сказать: "Меня не было на прошлой лекции, не знаю, что нам читали". Презентации, лекции доступны двадцать четыре часа в сутки из любой точки мира. Это сегодня не только хранилище информации, а еще и площадка для коммуникации, которая способствует общению преподавателей и студентов, студентов между собой. Созданы все возможности, необходимо только учиться. Скажу так: наше государство создает условия для самореализации каждого человека. Так же и университет создает одинаковые условия для реализации потенциала студента. Когда преподаватель приходит в аудиторию, он одинаково читает лекцию для всех. Только потом на экзамене один получает "десятку", другой "семерку", третий - четыре балла. Потому что качество образования зависит от двух сторон, и мы четко это понимаем.
В работе над качеством не может быть мелочей. Поэтому наравне с передовыми образовательными технологиями стараемся развивать материально-техническую базу. Так, в марте планируем торжественно открыть новый корпус физико-технического факультета.
- 31 мая - 1 июня 2024 года в ГрГУ прошла международная конференция, посвященная 30-летию института президентства в Беларуси, и совсем недавно, в феврале этого года - международная научно-практическая конференция "Геноцид советского народа: историко-правовая оценка" с участием генерального прокурора Беларуси, председателя Следственного комитета, белорусских и российских ученых. Насколько важна сегодня общественно-политическая составляющая в сфере образования?
- В наше время подготовить просто профессионала недостаточно. Нужно понимать, куда и на что он направит свои профессиональные компетенции. Мы должны быть уверены, что они будут направлены на благо государства, страны, на благо семьи и общества. Потому уже давно в преподавании любого предмета придерживаемся принципа: "привязывать" новые для молодежи знания к Беларуси. Это касается всех без исключения дисциплин. К примеру, будущим инженерам рассказываем об истории белорусского автомобилестроения, техники, электроники.

Мне как ректору очень импонирует, что наши студенты всегда хотят быть первыми. Ведь если человек в чем-то участвует и не хочет быть первым, то зачем тогда участвовать? Зачем тратить ресурсы, интеллектуальные, материальные, временные для того, чтобы просто участвовать? Нет, надо участвовать, чтобы победить. А если не победили - сделать работу над ошибками. Конечно, не всегда удается быть первыми, но стремиться к победе нужно всегда.
- Прошедший в дни празднования 85-летия университета Второй съезд выпускников показал, что многие ваши вчерашние студенты этот принцип реализовали. Четкая гражданская позиция этих людей, должности, которые они занимают, вклад, который вносят в общее дело страны, об этом говорят. Как прошла встреча?
- Мы единственный университет в стране, кто инициировал и проводит такое мероприятие. Первый съезд выпускников был приурочен к 80-летию университета и прошел в 2020 году. Именно тогда приняли решение раз в 5 лет собирать своих выпускников. Это, безусловно, знаковое мероприятие не только для университета, но и для тех людей, которых мы пригласили. У нас даже были в гостях выпускники 1956 года.
Часто говорю и твердо в этом уверена, что именно выпускники - главное конкурентное преимущество любого вуза. Вместе мы можем добиться больших результатов. Возвращаясь к проекту о геноциде белорусского народа, над которым работаем в сотрудничестве с прокуратурой области: примерно 90% прокурорских работников в регионе - наши выпускники. Проект об истории народовластия на Гродненщине появился по инициативе выпускницы филологического факультета, ныне председателя областного Совета депутатов Елены Васильевны Пасюты. Выпускник юридического факультета Юрий Алексеевич Сенько, который сегодня возглавляет Федерацию профсоюзов Беларуси, во время работы в должности председателя Государственного таможенного комитета стал инициатором открытия специальности "Таможенное дело" в университете. Брендированная аудитория Беларусбанка на факультете экономики и управления появилась благодаря участию и поддержке выпускника факультета экономики и управления, заместителя председателя правления Беларусбанка Дмитрия Григорьевича Красковского. К слову, сегодня в системе Беларусбанка трудятся 400 специалистов с дипломом ГрГУ.
- Университеты регионов Беларуси с каждым годом укрепляют свои позиции на международной арене, и ГрГУ здесь, как и во многих начинаниях, стал первопроходцем. Совсем недавно в гуманитарном колледже университета впервые в стране открыт китайско-белорусский центр по реализации проекта "Бан Мо (Рубен. Мози) колледж". Расскажите о том, как вуз расширяет рамки международного сотрудничества?
- По результатам международных рейтингов Гродненский государственный университет им. Янки Купалы находится в топ-4 среди вузов Беларуси. Впереди нас только столичные вузы. Мы этим гордимся и на это работаем. Анализируя критерии международных рейтингов и свое место в них, мы понимаем, где нам нужно подтянуться, и над этим работаем. Понятно, что рейтинги показывают какой-то такой усредненный показатель качества, к ним можно по-разному относиться, но вместе с тем это подсказки для привлечения зарубежных студентов.
Сегодня ГрГУ имеет более 250 договоров о международном сотрудничестве. Не скрою, степень реализации этих договоров разная. Но тем не менее, это подчеркивает наше присутствие в международном образовательном пространстве. В этом году среди студентов университета - 1800 иностранные граждане из 32 стран мира, среди них 20-25% - из Китая. Мы делаем существенный акцент на интернационализации образования. "Университет без границ" - один из проектов стратегии ГрГУ. Разрабатывая ее в 2020 году, мы поставили перед собой цель пройти международную аккредитацию, и в 2023 году мы ее прошли. Сегодня это еще один весомый аргумент для иностранных студентов в пользу поступления в ГрГУ.

- Да, восточный вектор усилился. При этом всегда подчеркиваю, мы открыты к взаимодействию и ни от кого не закрывались. Что касается восточного вектора, то это естественный процесс, результат многолетнего сотрудничества. Безусловно, он дает очень много, в том числе мультикультурный обмен со странами бывшего Советского Союза, СНГ, Китаем, Вьетнамом. Сейчас, например, готовимся участвовать в образовательной выставке в Египте, недавно побывали в Нигерии, Казахстане, планируем поездку в Узбекистан. Складываются системный взаимополезный межкультурный обмен и межкультурная коммуникация между вузами-партнерами. Как уже говорила, четверть наших иностранных студентов - из Поднебесной. Китай заинтересован в популяризации и продвижении своей культуры, ведет политику открытости, распространения китайского языка, образования. С этой целью для университетов создана программа, которая финансируется правительством Китая - сеть международных культурно-образовательных центров, называемых Институт Конфуция, при которых функционируют кабинеты и классы Конфуция. Для средних специальных учебных заведений подобную миссию реализует проект "Бан Мо (Рубен. Мози) колледж". Следует отметить, что китайско-белорусский центр по реализации проекта "Бан Мо (Рубен. Мози) колледж" впервые в стране открылся в гуманитарном колледже ГрГУ и направлен не только на продвижение китайского языка и культуры, но и на развитие международного сотрудничества в области профессионального образования.
- Ирина Федоровна, вы тоже выпускница ГрГУ, а сегодня ректор родного университета. Наверное, с течением лет уже трудно отделять себя от вуза, ваши планы, мечты во многом связаны с университетом. О чем мечтает ректор?
- О чем может мечтать ректор? О том, чтобы университет укреплял свои позиции в рейтингах, чтобы все купаловцы, студенты и сотрудники, приходили в университет и возвращались домой с улыбкой. Ректор мечтает о том, чтобы студенты, выпускники добивались успеха, благодаря полученному в ГрГУ образованию, чтобы строили свою карьеру и работали на благо страны.
Понимаю, что мир развивается стремительно, что мы не можем научить чему-то на всю жизнь. Поэтому наша задача научить студентов учиться: хочешь быть конкурентоспособным, учись всю жизнь. Иначе кто-то другой придет с новыми компетенциями и выиграет в конкуренции.

Лилия НОВИЦКАЯ,
Фото ГрГУ им. Я.Купалы,
БЕЛТА.-0-