ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 26 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +1°C
Все новости
Все новости
Интервью
07 декабря 2017, 18:09
Юрий Сенько

О Таможенном кодексе ЕАЭС: четыре часа на выпуск товаров и приоритет электронного декларирования

Юрий Сенько
Юрий Сенько
Председатель Федерации профсоюзов Беларуси

Меньше месяца осталось до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза - он начнет работать с 1 января 2018 года. Этот всеобъемлющий документ придет на смену действующему с 2010 года Таможенному кодексу Таможенного союза. В нем изложены основные принципы, на которых будет строиться работа таможенных служб пятерки. Подробнее о нововведениях корреспонденту БЕЛТА рассказал председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Юрий Сенько.

- Юрий Алексеевич, очевидно, что необходимость изменений в таможенном регулировании на территории Евразийского экономического союза назрела давно. Взять хотя бы то, что Таможенный союз создавался на три страны - Беларусь, Казахстан и Россию, сейчас мы ведем речь о ЕАЭС, куда входят также Армения и Кыргызстан. Но, надо полагать, дело не только в этом...

- Действительно, количество участников интеграционного образования расширилось, мы наработали практику применения единых таможенных правил на пять государств и приняли решение разработать Таможенный кодекс ЕАЭС. Первые шаги в этом направлении, кстати, были сделаны еще в октябре 2013 года.

Но, конечно, необходимость актуализации документа обусловлена не только образованием Евразийского экономического союза, но и необходимостью систематизации законодательства. Правды ради стоит отметить, что на протяжении последних шести лет неоднократно предпринимались попытки внести изменения в уже действующие соглашения. Но достичь компромисса не всегда удавалось. Сейчас все документы кодифицированы и актуализированы с учетом существующих международных стандартов.

Подчеркну, что Таможенный кодекс ЕАЭС базируется на передовой международной практике таможенного администрирования, в том числе на положениях Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и Балийского соглашения Всемирной торговой организации об упрощении процедур торговли.

- Сколько специалистов участвовало в разработке кодекса?

- Так как вопросы, регулируемые Таможенным кодексом, затрагивают практически все сферы внешнеэкономической деятельности, в подготовке документа участвовало много профильных экспертов. Это и заместители руководителей различных госорганов, и директора департаментов и управлений, и представители бизнес-объединений из стран - участниц Евразийского экономического союза, и специалисты Евразийской экономической комиссии. Также работал постоянный состав экспертной группы, который занимался непосредственно разработкой проекта.

Формат работы был открытым: все эксперты, которых делегировали координаторы от государств и бизнес-сообществ, могли принять участие в разработке проекта.

Непосредственное участие широкого круга представителей бизнеса позволило всесторонне обсудить вопросы совершенствования таможенного регулирования, в том числе оценить влияние предлагаемых изменений в законодательстве на такие сферы деятельности, как транспорт, экономика, финансы и промышленность, и принять комплексные решения.

Впервые документ такого уровня и значимости буквально согласовывался с предпринимателями, чьи интересы он затрагивает, а заложенные в нем новеллы поддержаны бизнес-объединениями государств - членов Евразийского экономического союза.

- Насколько активно участвовали в разработке документа белорусские таможенники? Какие инициативы, внесенные белорусами, закреплены в кодексе?

- Беларусь принимала активное участие в разработке Таможенного кодекса ЕАЭС. Представители министерств и ведомств постоянно участвовали в заседаниях экспертных и рабочих групп, заседаниях высокого уровня и иных мероприятиях, связанных с разработкой кодекса. Подобных встреч на международном уровне состоялось около 60.

По итогам внутригосударственных согласований проекта документа в Евразийскую экономическую комиссию поступило более 2 тыс. замечаний и предложений, из них около 25% - от белорусской стороны. Так, в окончательную редакцию Таможенного кодекса вошли белорусские концепции автоматической регистрации таможенной декларации, автовыпуска, сокращения сроков выпуска товаров и другие.

- Как будет происходить таможенное регулирование на единой территории после вступления кодекса в силу?

- Согласно документу, оно будет основываться на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу. Взаимодействие с бизнес-сообществом будет осуществляться на условиях четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций, применения современных методов таможенного контроля, основанных на системе управления рисками, максимального использования прогрессивных информационных технологий.

В Таможенном кодексе ЕАЭС нормативно закреплены положения об официальных отношениях консультативного характера между таможенными органами, участниками внешнеэкономической деятельности, уполномоченными экономическими операторами, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, их ассоциациями и объединениями.

- Давайте сделаем упор на бизнес: какие чувствительные для предпринимателей позиции затронут изменения в осуществлении таможенных операций?

- Особого внимания заслуживают несколько изменений таможенного законодательства. Во-первых, это приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного только в исключительных случаях. Во-вторых, автоматический выпуск товаров в соответствии с заявленной процедурой без участия должностного лица таможенного органа.

Таможенный кодекс также предусматривает использование механизма "единого окна" при совершении операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров, и возможность подачи таможенной декларации без представления документов, на основании которых она заполнена.

Кроме того, в проекте документа оговорено осуществление выпуска товаров в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации, а также увеличение категорий юридических лиц, которые могут получить статус уполномоченного экономического оператора (УЭО) и расширение специальных упрощений для УЭО, в том числе касающихся таможенного контроля на всей территории Евразийского экономического союза.

- То есть изменится подход к институту уполномоченного экономического оператора?

- Да, кодексом предусмотрен принципиально новый подход к институту уполномоченного экономического оператора. Новый пакет упрощений, заложенный в ТК ЕАЭС, еще больше направлен на стимулирование внешнеэкономической деятельности по сравнению с действующим кодексом.

Вводимая разнотипная система присвоения статуса УЭО призвана оптимизировать применение различных комплексов упрощений в зависимости от осуществляемых направлений экономической деятельности. При этом один из трех типов свидетельств с разным объемом специальных упрощений может быть предоставлен в зависимости от соблюдения тех или иных условий.

Так, для первого типа, направленного в первую очередь на ускорение таможенных операций, дополнительно предусмотрены первоочередной порядок совершения таможенных операций; выпуск без предоставления финансовой гарантии; приоритетное участие в пилотных проектах и экспериментах и другое.

Для второго типа, ориентированного на складские и логистические операции, дополнительно предусмотрены временное хранение своих товаров на площадях УЭО; временное хранение товаров иных УЭО на площадях таких УЭО; доставка товаров в зону таможенного контроля, созданную на площадях УЭО; проведение таможенного контроля на площадях УЭО; декларирование и выпуск товаров в таможенном органе, отличном от таможенного органа нахождения товаров; непредоставление обеспечения при отсрочке уплаты ввозных таможенных пошлин.

Сертификат третьего типа позволит получить специальные упрощения в объеме, предусмотренном для сертификатов первого и второго типа.

Предусмотрено и поэтапное снижение суммы финансовой гарантии для приобретения статуса уполномоченного экономического оператора. Так, новым операторам, как и в настоящее время, потребуется внесение 1 млн евро. Для действующих операторов со стажем в четыре года сумма обеспечения будет снижена до 500 тыс. евро, а с шестилетним стажем - до 150 тыс. евро.

Особо стоит отметить возможность применения УЭО специальных упрощений на всей таможенной территории ЕАЭС, а также возможность взаимного признания статуса УЭО с иностранными государствами.

Также подчеркну, что в Беларуси самая развитая сеть уполномоченных экономических операторов на территории Евразийского экономического союза. В нашей республике их зарегистрировано более 320, в России - 150, в Казахстане и Кыргызстане - по 3, в Армении - 2.

- Таможенным кодексом ЕАЭС закреплен приоритет электронного таможенного декларирования…

- С 1 января 2018 года подача таможенному органу декларации на товары на бумажном носителе будет являться исключением, а не правилом.

Положениями кодекса реализована возможность проведения таможенного контроля информационными системами. Это позволит применять технологии автоматической регистрации таможенных деклараций и автоматического выпуска товаров и проводить отдельные формы таможенного контроля в автоматическом режиме без участия должностных лиц таможенных органов. Напомню, что белорусская таможня - первая среди государств - участников ЕАЭС реализовала эксперименты по автоматическому выпуску товаров.

Так, за 11 месяцев 2017 года в автоматическом режиме выпущено свыше 56 тыс. экспортных деклараций, что составило 13% от общего числа таких деклараций. Кроме того, 21 тыс. импортных деклараций выпущена в авторежиме. Показатель по автовыпуску транзита уже более чем в два раза превысил прогнозный на текущий год, который определен стратегией развития таможенных органов, - за истекший период оформлено около 6 тыс. транзитных деклараций.

Внедрение передовых инструментов таможенного администрирования позволит снизить временные затраты участников внешнеэкономической деятельности и минимизировать коррупционные риски.

- Улучшение транзитной привлекательности Беларуси - одна из основных задач таможенных органов. Определена ли она в новом документе?

- Безусловно. Создание не обремененных избыточным таможенным администрированием условий перевозки транзитных грузов по территории ЕАЭС стало одним из ключевых моментов, который учитывался при разработке нового кодекса.

Значительно сокращены сроки выпуска товаров. Как уже отмечалось, если в настоящее время выпуск товаров должен быть завершен не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, то в новом кодексе этот срок сокращен в шесть раз - до четырех часов.

Расширено применение предварительного таможенного декларирования товаров. Декларант получает возможность подать предварительную декларацию, даже если товар прибыл на таможенную территорию ЕАЭС, но еще не прибыл во внутренний таможенный орган (место доставки). Такая возможность расширит практику применения предварительного таможенного декларирования и будет способствовать оптимизации расходов участников внешнеэкономической деятельности, так как декларант сможет использовать время, в течение которого товар перемещается под процедурой таможенного транзита для заблаговременной подачи декларации.

Еще одно нововведение - подача транзитной декларации не будет сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в ней.

ТК ЕАЭС также установлена возможность в отдельных случаях использования автомобильных транспортных средств международной перевозки во внутренних перевозках по территории ЕАЭС. По действующему законодательству это невозможно.

- Немало вопросов возникает в отношении транспортных средств для личного пользования, временно ввозимых на территорию ЕАЭС. Предусмотрены ли изменения в этой части?

- В новом документе для иностранных граждан, временно ввозящих автомобили на территорию ЕАЭС, определен ряд преимуществ, которые упростят процедуру временного ввоза авто, а также минимизируют количество правонарушений.

Так, предельный срок временного ввоза иностранных автомобилей физическими лицами, постоянно проживающими на территории государств - членов ЕАЭС, составит один год. Только при этом нужно обязательно предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин. Согласно действующему законодательству, такой срок равен шести месяцам.

Без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования будет возможна передача временно ввезенного транспортного средства физическим лицом, постоянно проживающим на территории государства - члена ЕАЭС, родителям, детям, супруге. Иностранный гражданин без разрешения таможенного органа сможет передать временно ввезенное транспортное средство другому иностранному гражданину.

Такие нововведения упростят порядок пользования временно ввезенными транспортными средствами.

- При разработке нового кодекса дискуссии вызывали вопросы, связанные с определением стоимости перемещаемых через границу товаров. Какие нормы заложены в документе?

- Сразу подчеркну, что практически все изменения в таможенном законодательстве с 1 января 2018 года направлены на либерализацию и упрощение подходов к таможенному администрированию товаров.

Безусловно, нововведения не могли не затронуть вопросы таможенно-тарифного регулирования, связанные с определением и контролем таможенной стоимости. Тем более, действительно, такая тема поднималась практически на каждом заседании экспертных групп.

Определение таможенной стоимости товаров, как и ранее, будет осуществляться в соответствии с принципами Всемирной таможенной организации. При этом будет расширен перечень таможенных процедур, в которых определение такой стоимости не требуется. Наряду с процедурой таможенного транзита в перечень таких процедур попали таможенный склад, уничтожение, отказ в пользу государства и специальная таможенная процедура.

Предусматривается возможность принятия на уровне национального законодательства предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Уже не будет необходимо принятие отдельного решения в отношении таможенной стоимости товаров. После проведения контроля сведений, заявленных в таможенной декларации, товар либо будет выпускаться в заявленной таможенной процедуре, либо в сведения о таможенной стоимости товаров будут вноситься необходимые изменения.

Решено отказаться от отдельной контрольной процедуры для таможенной стоимости товаров - дополнительной проверки. Теперь таможенный контроль сведений, заявленных в декларации на товары, будет осуществляться только в рамках проверки документов. Отсутствует необходимость предоставления вместе с декларацией документов, на основании которых она заполнена. Кроме того, декларант будет иметь возможность предоставить пояснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки документов в дополнение к ранее направленным, что не предусмотрено действующим законодательством.

Следует учитывать, что указанные упрощения никоим образом не ограничивают право таможенных органов проводить контрольные мероприятия и запрашивать необходимые сведения при наличии признаков нарушения таможенного законодательства.

- На каком этапе сейчас находится приведение национального законодательства в соответствие Таможенному кодексу ЕАЭС?

- В Государственном таможенном комитете создана рабочая группа, в которую вошли специалисты по всем ключевым направлениям деятельности. Разработан проект указа, которым предполагается законодательно решить первоочередные вопросы в сфере таможенного регулирования. Данный проект содержит около 80 норм прямого действия. Решение девяти вопросов отнесено к компетенции правительства Беларуси, еще 23 - к компетенции ГТК.

Кроме этого, вносятся изменения в 15 действующих указов, регулирующих в том числе вопросы функционирования свободных экономических зон, магазинов беспошлинной торговли, перемещения товаров физическими лицами.

Разработанные нормативные правовые акты после подписания предполагается применять до комплексной переработки Закона "О таможенном регулировании в Республике Беларусь".

Ныне действующее законодательство о таможенном регулировании, в том числе упомянутый закон, будет применяться в частях, не противоречащих ТК ЕАЭС.

- Каких результатов ждет белорусская таможня от вступления в силу нового кодекса?

- В целом Таможенный кодекс Евразийского экономического союза - документ, отражающий текущую стадию евразийской интеграции. Вместе с тем его принятие является существенным шагом вперед.

Новый кодекс отвечает основным принципам и целям функционирования ЕАЭС, он будет способствовать защите экономических интересов Беларуси, позволит повысить эффективность таможенного контроля, ускорить порядок совершения операций как таможенными органами, так и участниками ВЭД, внедрить передовые методы администрирования.

Мы ожидаем, что применение лучших международных практик позволит существенно активизировать деятельность связанных с внешними рынками предприятий.

В завершение отмечу, что Беларусь уже ратифицировала Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС. Таким образом, документ с 1 января 2018 года будет являться частью действующего в Беларуси законодательства и подлежать непосредственному применению.

Юлия ДЫЛЕНОК,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси