Татьяна Лугина
Председатель концерна "Беллегпром"
Легкая промышленность - одна из ведущих отраслей экономики страны. О
достигнутых успехах, реализуемых проектах, работе предприятий концерна в
условиях экономических санкций, а также о приоритетных целях и задачах
на ближайшую перспективу в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала
председатель концерна "Беллегпром" Татьяна Лугина.
-Татьяна Алексеевна, расскажите, как сработали предприятия концерна в
истекшем году? С какими показателями завершили год?
- Многие предприятия концерна продемонстрировали эффективную экономику в
2023 году. Показатели будут окончательно подсчитаны в начале 2024-го,
но предварительные результаты радуют. За 11 месяцев прошлого года
промышленное производство концерна "Беллегпром" выросло на 5%. Выручка
от реализации продукции - на 14,3%.
Чистая прибыль увеличилась практически в три раза и составила более
Br260 млн. Рентабельность продаж достигла 13,8%, по промышленным
предприятиям - 15%. Несмотря на негативное влияние курса валют, экспорт
по итогам 2023 года должен составить около $500 млн.
- Насколько чувствительными для предприятий отрасли стали санкционные
ограничения?
- С белорусского рынка в 2022-2023 году не ушел практически ни один
широко известный зарубежный бренд. Вместе с тем, предприятия концерна
активно развивают собственную фирменную торговую сеть. Так, за 2023 год
предприятиями "Беллегпрома" было открыто около 60 новых оптовых и
розничных объектов фирменной торговли на территории Республики Беларусь.
Также в конце декабря в ТЦ "Першы нацыянальны гандлевы дом" открыто еще
27 торговых объектов предприятий, входящих в состав концерна.
Всего на 1 января 2024 фирменная торговая сеть предприятий "Беллегпрома"
насчитывает около 770 торговых объектов на территории Беларуси.
Стратегия отечественных предприятий - предоставить людям и гостям
Республики Беларусь возможность выбора и возможность оценить белорусское
качество.
- Какие страны сейчас наиболее перспективны для экспорта продукции
белорусского легпрома?
- В 2023 году белорусские товары легкой промышленности экспортировались в
95 стран мира. Основная доля экспорта приходится на страны ЕАЭС, среди
которых наибольшее место занимает Российская Федерация - 81%, идет
развитие поставок в страны дальней дуги, на сегодня удельный вес
экспорта в данном направлении составляет около 8%.
Рост экспорта в прошлом году также отмечен в Казахстан, Азербайджан,
Таджикистан, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты. Перспективными
направлениями оцениваются Китайская Народная Республика и страны Африки.
Наибольшей популярностью пользуются белорусские чулочно-носочные
изделия, льняные ткани, пряжа из синтетических волокон, корсетные
изделия, ковры, готовая кожа, обувь.
- Сотрудничество с Российской Федерацией - приоритетное направление для
Беларуси. Как выстраиваете работу на российском рынке?
- В 2023 году экспорт предприятий концерна "Беллегпром" осуществлялся в
75 (из 89) регионов Российской Федерации, увеличены поставки в 39
регионов.
Наибольший удельный вес в экспорте занимают Москва и Московская область,
Санкт-Петербург, Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский
край. Рост экспорта отмечен в Волгоградскую, Тамбовскую, Ярославскую,
Тульскую, Свердловскую, Ленинградскую, Нижегородскую области.
- Одно из перспективных направлений экспорта - это рынок КНР. Как
"Беллегпром" налаживает взаимоотношения с данной страной?
- В настоящее время идет активное развитие партнерских взаимоотношений с
КНР. В 2023 году достигнут темп роста экспорта в размере 227%.
Наибольшей популярностью пользуется котонизированное льноволокно,
готовая кожа.
- Как сейчас налажен процесс импортозамещения? Каких результатов удалось
достичь?
- Импортозамещение сырьевой группы товаров и кооперация по поставке
данных товаров - одно из основных направлений, которое реализуют
организации концерна "Беллегпром", так как в состав входят практически
все предприятия отрасли, выпускающие продукцию сырьевой группы (пряжа,
ткани, трикотажные полотна, кожевенные товары и др.).
Хочется отметить, что на данный момент доля отечественных тканей и
кожевенных товаров на внутреннем рынке находится в пределах 30-35%.
Задачей является увеличение использования отечественных материалов при
производстве потребительских товаров легкой промышленности.
Также "Беллегпромом" и предприятиями концерна проводится постоянная
работа по развитию кооперационных цепочек по использованию тканей и иных
материалов субъектами малого и среднего предпринимательства.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о концепт-сторах "Да дому". В каких
городах они работают? Где в ближайшее время планируется открытие?
- Торговая сеть "Да Дому" набирает популярность. В Минске уже
функционировали два концепт-стора, а в конце декабря открылся третий
торговый объект. Также в декабре 2023 года на территории Российской
Федерации были открыты магазины в Екатеринбурге и Новосибирске. Как
отмечают производители, качественные белорусские изделия востребованы у
россиян. В нынешнем году планируется активное развитие данного проекта.
Будет открыто порядка 10 магазинов в России в городах-миллионниках.
- Как за последние годы у самих белорусов изменилось отношение к
отечественным товарам легкой промышленности? Стали ли они чаще отдавать
предпочтение продукции белорусского производства?
- Сегодня мы можем наблюдать осознанный рост любви к отечественной
продукции. Мы учимся уважать собственный продукт, гордиться им. Наш
ассортимент растет, обновляется. Это касается одежды, обуви, галантереи и
не только. Теперь мы можем с гордостью представлять свою продукцию,
скажем прямо, достаточно избалованному и придирчивому белорусскому
покупателю. Сегодня "белорусское" для белорусов больше не ассоциируется с
чем-то неактуальным и немодным. Значит, мы движемся в правильном
направлении.
БЕЛТА.-0-