ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 26 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +1°C
Все новости
Все новости
Интервью
08 мая 2018, 11:42
Руслан Есин

О деловых отношениях Беларуси с Японией, новых культурных проектах и прямом авиарейсе

Руслан Есин
Руслан Есин
Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Японии, Австралии и Новой Зеландии (по совместительству), доктор политических наук

Первый белорусско-японский экономический форум пройдет 9-11 мая в Токио и Осаке. О перспективах развития двусторонних отношений и запуске новых совместных проектов накануне бизнес-встреч корреспонденту БЕЛТА рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Японии Руслан Есин.

- Руслан Олегович, насколько амбициозные задачи ставят белорусские предприятия? И каковы перспективы заключить во время форума выгодные контракты?

- Форум призван содействовать практической реализации поручений главы государства по дальнейшей интенсификации контактов на японском направлении, привлечению инвестиций из Японии в Беларусь и увеличению экспортных поставок товаров и услуг.

История двусторонних торгово-экономических отношений показывает, что ряд белорусских предприятий и компаний успешно работает на специфическом и сложном, но премиальном японском рынке. Среди них ОАО "Белорусская калийная компания", ОАО "ПолоцкСтекловолокно", Оршанский льнокомбинат, ОАО "Моготекс", СООО "Полесье". В финансовой сфере лидирующие позиции в сотрудничестве занимает ОАО "Белинвестбанк", которое в кооперации с Японским кредитным бюро (JCB) начало обслуживать владельцев банковских карточек JCB в Беларуси.

Хороших результатов достигли некоторые высшие учебные заведения и туроператоры. Так, в Белорусском государственном университете, Минском государственном лингвистическом университете и Белорусском государственном медицинском университете обучаются студенты из Японии. В 2017 году количество японских туристов, посетивших Беларусь, выросло на 16% и превысило 700 человек.

Среди белорусских участников форума - представители предприятий тяжелой и легкой промышленности, производители фармацевтической, мясо-молочной и кондитерской продукции, которые самостоятельно и при помощи нашего посольства уже успешно сотрудничают с японскими компаниями. Отдельные предприятия делают первые шаги в Японии, и еще рано говорить о заключении контрактов. Вместе с тем наши компании рассчитывают на форуме найти новых партнеров.

Показателен пример холдинга "Белфармпром", который совместно с Министерством здравоохранения Беларуси после презентации продукции белорусских фармацевтов на международной выставке CPhI Japan (апрель 2018 года, Токио) вышел на заключение меморандума о сотрудничестве с японской компанией Chukan Butsu. Развитию взаимодействия поможет подписание меморандума о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Беларуси и Министерством здравоохранения, труда и благосостояния Японии. Эти и другие документы планируется подписать во время форума.

- Такой форум Беларусь и Япония проводят впервые. Чем он будет отличаться от привычных встреч бизнесменов обеих стран?

- Встречи деловых кругов Беларуси и Японии на площадках Японской организации по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО), выставочных центров Tokyo Big Sight и Makuhari Messe и в других местах в Японии стали доброй традицией. Подобные мероприятия проводились и в Беларуси.

Вслед за белорусскими презентациями научно-технических, банковских и IT-технологий, продуктов питания в Японии мы вышли на проведение крупного двустороннего экономического мероприятия - белорусско-японского экономического форума. Это стало возможным благодаря поддержке Министерства иностранных дел Беларуси, Национального агентства инвестиций и приватизации, Могилевского облисполкома и с японской стороны - ДЖЕТРО, администрации префектуры Осака, Общества белорусско-японской дружбы и Японо-российско-белорусской ассоциации развития экономической дружбы. Ожидается участие более 200 бизнесменов из двух стран, в том числе из Беларуси около 30 человек.

Отличительными особенностями форума станут двусторонние встречи на министерском и региональном уровнях, панельные дискуссии, две контактно-кооперационные биржи, посещение белорусской делегацией ведущих японских компаний и бизнес-ассоциаций. На форуме также будет организована мини-выставка белорусских товаров, совместно с БЕЛТА - фотовыставка "Диалог Беларусь-Япония". Участникам мероприятия покажут экспозицию книг о Беларуси, подготовлен концерт с участием белорусской диаспоры в Японии.

- Минск и Токио разделяет более 8 тыс. км. Насколько Беларуси выгоден японский рынок, учитывая его отдаленность?

- С учетом современных телекоммуникационных технологий и транспортно-логистических возможностей расстояние давно не помеха для развития торгово-экономического взаимодействия между Беларусью и Японией, о чем свидетельствует статистика. По итогам 2017 года товарооборот между странами составил $138,8 млн и увеличился по сравнению с 2016-м на 11,7%. При этом наш экспорт вырос на 41,4%. Положительная динамика по объему белорусских поставок сохраняется и по итогам первого квартала 2018 года - рост на 45,9%.

Белорусским экспортерам удалось продвинуть в Японию товары сырьевой группы, микроскопы, диагностические реагенты, лазеры и устройства на жидких кристаллах, деревянные изделия и мебель, электрические трансформаторы, детские игрушки, трикотажные и текстильные изделия, желатин.

Как видите, ответ очевиден - японский рынок для белорусских предприятий выгоден. Однако при организации работы нужно учитывать не только его емкость (население - 127 млн человек) и платежеспособность (минимальная зарплата за один час в Японии составляет около $10), но и высокие требования к качеству продукции, соблюдению графика поставок и стоимости продукции согласно договору.

Работа по продвижению широкой линейки белорусских товаров в Японию, в том числе продовольственных (cыров, алкоголя, зерновых хлопьев, кондитерских изделий, шоколада), показала как интерес у японского потребителя к этой продукции, так и недостаточные усилия белорусских предприятий при организации работы непосредственно в Японии.

Опыт наших партнеров по ЕАЭС и СНГ, западных соседей показывает, что создание в Японии собственной товаропроводящей сети с привлечением японского персонала позволяет эффективно продвигать продукцию. Так, в крупных торговых сетях Японии появились товары из Армении, Грузии, Молдовы, Польши и других стран.

Большинство белорусских товаров могут быть востребованы в Японии при выстраивании компанией-экспортером долгосрочной маркетинговой стратегии на японском направлении, включающей высокий контроль качества продукции, изготовление упаковки с пояснительными надписями на японском языке, участие в специализированных выставках, в том числе в регионах, поддержка контактов с японскими партнерами. Содействие маркетинговым службам предприятий по этому направлению может оказать Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен, созданный при МИД Беларуси.

- Беларусь относительно недавно открыла для своих продовольственных товаров китайский рынок. Мы экспортируем туда молочную и мясную продукцию. Может ли наша страна попасть с ней на прилавки японских магазинов?

- С учетом географических особенностей и рельефа местности Япония обеспечивает собственные потребности в продовольствии только на 39%, импортируя продукты питания из других государств. Так, Япония импортирует большие объемы мясной продукции (говядина, свинина и птица), а также сливочного масла и сухого обезжиренного молока. Главными поставщиками являются США, Канада, Австралия, Бразилия, Таиланд и Новая Зеландия. Несколько российских компаний начали поставлять в Японию продукцию переработки мяса, птицы, муку и макароны.

Беларусь также открывает для своих продовольственных товаров японский рынок. Мы работаем с профильными министерствами, бизнес-ассоциациями и ведущими японскими компаниями-импортерами мясо-молочной продукции, чтобы создать благоприятные возможности для вхождения на этот рынок. Очень помогла презентация белорусской мясо-молочной продукции на международной выставке продуктов питания и напитков Foodex Japan в марте 2016 года. В последующий период велась точечная работа с потенциальными партнерами.

На нынешнем форуме планируются переговоры могилевских мясо-молочных предприятий с японскими компаниями и выход на конкретные договоренности, тогда граждане и гости Японии оценят высокое качество белорусской продукции. Одним из первых потребителей наверняка станет ресторан белорусской кухни в Токио, в котором работают наши соотечественницы.

- Какие есть перспективы для углубления межрегионального взаимодействия?

- В течение прошлого года посольство совместно с белорусскими регионами провело значительную работу по расширению двустороннего сотрудничества с японскими городами. Были установлены прямые рабочие контакты с губернаторами и мэрами столиц префектур Осака, Хиросима, Фукуока, Хоккайдо. Внесены предложения по развитию контактов Могилевской области с регионами Кюсю и Кансай, Гомельской области - с регионом Тохоку, Гродненской области - с регионом Хоккайдо, Минской области - с префектурой Акита.

Наряду с продолжающимся взаимодействием городов-побратимов Минска и Сендая налажено партнерство между Шкловом и Такео, которые в ноябре 2017 года подписали меморандум о сотрудничестве. Также Могилевским облисполкомом предложено администрации префектуры Осака подписать меморандум о сотрудничестве. Соответствующие переговоры пройдут во время форума.

Городские власти Сироиси (префектура Мияги) и руководство Шкловского райисполкома также проведут переговоры. По инициативе городских властей и депутатского корпуса в этом японском городе начал функционировать тренировочный лагерь для белорусской сборной по художественной гимнастике. При поддержке администрации префектуры Осака и лично губернатора организуется региональная встреча белорусско-японского экономического форума.

В ближайшей перспективе представители ряда японских регионов планируют поучаствовать в десятом инвестиционном форуме "Мельница успеха" и фольклорном фестивале "Александрия собирает друзей".

- Ранее обсуждалось создание белорусско-японского промышленного парка в Могилевской области. На какой стадии эта работа? Или стороны пока взяли перерыв?

- Как вы понимаете, работа по запуску крупных инвестиционных проектов, к которым относится и японо-белорусская промышленная зона на Могилевщине, требует серьезной подготовки. При этом важно учитывать уже реализуемые в Беларуси инвестиционные и инфраструктурные проекты, в том числе индустриальный парк "Великий камень", потребности экономики и наличие рынков сбыта для выпускаемой продукции.

Немаловажен также интерес инвестора. Сегодня японские компании ищут новые производственные площадки в Восточной и Центральной Европе. В программе форума преобладают выступления и презентации представителей белорусского инвестиционного сектора, включая СЭЗ "Могилев".

Создание предприятий в сфере робототехники, автокомпонентов и узлов для производства электромобилей, а также элементов инфраструктуры их использования, музыкальных инструментов и звуко-, светоусиливающей аппаратуры, легкомоторных лодок и судов, фармацевтических препаратов может лечь в основу проекта на Могилевщине.

Это будет первая масштабная презентация в Стране восходящего солнца проекта японо-белорусской промышленной зоны на Могилевщине. Надеюсь на ее успешное проведение.

- Планируется ли обсудить во время форума взаимодействие в гуманитарной сфере?

- Основная тематика форума - состояние и перспективы развития двустороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Участие министра здравоохранения Беларуси Валерия Малашко в мероприятии обусловлено тем, что он курирует в правительстве развитие всего комплекса белорусско-японских отношений.

Мы не могли не воспользоваться данной возможностью для обсуждения с японскими партнерами вопросов гуманитарного сотрудничества, прежде всего в здравоохранении и образовании. Хочу особо отметить активизацию межминистерских контактов и приглашение японской стороной Валерия Малашко посетить с визитом Японию. Это свидетельствует о взаимной заинтересованности в углублении взаимодействия в этой сфере.

В программе визита Валерия Малашко помимо встречи с его японским коллегой запланированы переговоры с руководством Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, Министерства иностранных дел, депутатским корпусом, губернаторами префектур Осака и Канагава. Он также посетит нескольких медицинских учреждений и компаний. В медицинском центре NTT Tokyo руководитель белорусского ведомства ознакомится с последними японскими достижениями по реабилитации тяжелобольных и организации лечебного процесса. Планируется передача 21 тома наследия Франциска Скорины в библиотеку Национального парламента Японии.

В состав белорусской делегации также вошли представители холдинга "Белфармпром", Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии, Витебского государственного медицинского университета и СООО "Нативита". Они проведут переговоры и встречи с японскими коллегами.

Формат региональных встреч будет использован для обсуждения с японской стороной совместных мероприятий в сфере культуры, образования, спорта, туризма. Перспективное направление межрегионального сотрудничества - приглашение представителей японских префектур в Беларусь для участия в международных фестивалях и фольклорных праздниках.

Соотечественники, проживающие в Японии, активно помогают посольству в подготовке и проведении форума. По их инициативе будет организован концерт для участников мероприятия. Свое творчество продемонстрируют юные артисты студии балета Elena Bare Kyoshitsu, руководит которым наша соотечественница Елена Лазарева. Коллектив Primavera под руководством белоруски Натальи Ветровой исполнит произведения белорусских авторов. Важным элементом программы станет расширенная встреча членов белорусской делегации с диаспорой.

- Ежегодно в сентябре-ноябре посольство Японии в Беларуси проводит фестиваль японской культуры. А как Беларусь знакомит с нашими традициями японцев? Ранее, например, вы рассказывали, что в посольство поступают просьбы от белорусов и японской общественности об организации в 2018 году Дней белорусской культуры.

- Мы в посольстве очень рады, что японские коллеги организуют в Беларуси мероприятия по популяризации своей культуры и традиций. Культура является тем мостом, который уже не одно десятилетие соединяет наши народы. Мне известны случаи, когда после такого рода мероприятий белорусские бизнесмены и деятели культуры стали искать партнеров в Японии.

Как мне представляется, в японском обществе Беларусь ассоциируется с творчеством Марка Шагала, балетом, биатлоном, художественной гимнастикой. Недавно национальная команда Беларуси по художественной гимнастике во главе с главным тренером Ириной Лепарской участвовала в показательных выступлениях в префектурах, пострадавших от Великого восточного землетрясения 2011 года. Только в Сироиси (префектура Мияги) две тысячи жителей города и префектуры с восторгом и бурными овациями приветствовали поднятие флага Беларуси и наших граций. В такие минуты особенно чувствуется гордость за страну.

Беларусь признательна Японии за помощь, оказанную в минимизации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и в свою очередь помогла японским регионам, пострадавшим в результате землетрясения и аварии на АЭС "Фукусима-дайити".

Очень рад, что нашему посольству вместе с белорусской диаспорой удается организовывать мероприятия, направленные на популяризацию белорусской культуры и традиций в Японии. Вслед за тематическими арт-салонами совместно со студентами и преподавателями университета Waseda в Токио проведен литературный вечер "Максім Багдановіч. Старонкі жыцця паэта". Режиссером мероприятия выступила наша соотечественница, преподаватель русского языка университета Waseda Наталья Иванова. Стихи классика белорусской литературы читали студенты токийских университетов, изучающих белорусский язык. Перевод стихов на японский язык выполнил молодой исследователь, белорусовед Кен Сибата.

Посольство с большим удовольствием поддержало инициативу группы молодых японцев о создании интернет-ресурса "Диалог Беларусь-Япония", на котором японские друзья будут рассказывать о Беларуси. Этот проект призван увеличить количество материалов о Беларуси на японском языке.

Также загранучреждение оказало содействие группе японских энтузиастов в разработке к XXXII летним Олимпийским играм в Токио 2020 года дизайна кимоно с элементами белорусского орнамента, важной деталью которого является фрагмент слуцкого пояса. Некоторые японские компании проявили интерес к налаживанию сотрудничества с белорусским производителем слуцких поясов и сувенирной продукции из натуральных материалов.

С 4 по 8 июня на базе Университета Софии пройдет Неделя белорусской культуры, организаторами которой выступят Университет Софии, посольство Беларуси в Японии и актив белорусов в Японии. Состоятся лекции о культуре и истории, выступление вокальных и хореографических коллективов, выставка книг, фотографий и сувениров из Беларуси, демонстрация национальных костюмов. Будут презентованы туристический потенциал и достопримечательностей нашей страны.

Это мероприятие заложит основу для проведения в ближайшем будущем полномасштабных Дней белорусской культуры в Японии, о чем уже ведутся переговоры с Министерством культуры Беларуси, творческими коллективами и деятелями искусства.

- Между Беларусью и Японией не налажено прямое авиасообщение, что, наверное, сдерживает развитие сотрудничества в туристической сфере. Японская сторона предлагала использовать аэропорт города Фукуока для организации авиарейсов. Обсуждается ли этот вопрос?

- Отсутствие прямого авиасообщения между Беларусью и Японией в определенной степени отражается на развитии туристических обменов и бизнес-контактов. Однако это не серьезное препятствие для развития двустороннего сотрудничества по направлениям, представляющим взаимный интерес.

Тема открытия прямого авиационного сообщения между двумя странами по-прежнему актуальна и находится в центре внимания загранучреждения. Важно, что к этому процессу недавно проявил интерес Национальный аэропорт Минск, который заинтересован в увеличении количества пассажиров из Японии в Беларусь.

Как показывает опыт сотрудничества наших друзей из Азербайджана и Узбекистана с Японией по этой теме, спрос на пассажирские и грузоперевозки есть, о чем свидетельствует наличие прямых рейсов между этими странами. Важный элемент в этой работе - проведение целенаправленных информационных акций в Японии, а также распространение в японском обществе сведений о достопримечательностях страны.

В целом тема прямого сообщения весьма сложная, так как необходимо не только достичь договоренности между авиаперевозчиками, аэропортами, туристическими организациями, но и организовать системную работу по презентации туристического и санаторно-курортного потенциала Беларуси в Японии.

Первые шаги на этом направлении мы уже сделали. Это и участие белорусских туроператоров в специализированных туристических выставках в Японии, проведение многочисленных презентаций и PR-акций в японских префектурах, создание соответствующих интернет-ресурсов на японском языке, формирование группы поддержки белорусского туристического направления в Японии.

Наряду с проведением переговоров между белорусскими и японскими авиакомпаниями предстоит сформировать в Беларуси сервисную базу для японского туриста, в том числе для людей с ограниченными возможностями. В этой связи формат форума и участие в нем представительной делегации во главе с министром здравоохранения Беларуси будет использовано для поиска потенциальных инвесторов для создания гостиничного комплекса, включающего японский ресторан, магазин японских товаров и продуктов питания, а также для презентации туристического маршрута по Беларуси для лиц с ограниченными возможностями.

Михаил МАТИЕВСКИЙ,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси