ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 27 ноября 2024
Минск-Уручье -1°C
Все новости
Все новости
Интервью
30 сентября 2014, 16:08

Не люблю тишину на уроках

Лучшим учителем года Беларуси - 2014 стал самый молодой финалист конкурса учитель истории средней школы №11 Молодечно Виктор Жук. О своем пути в эту профессию, о том, как разговаривать с детьми на понятном им языке, как любить свою работу и оставаться самим собой, обладатель приза детского жюри, победитель в номинации "История, обществоведение, география, химия, биология" и обладатель Гран-при конкурса рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА.

- Виктор, на конкурсе свои таланты, опыт и мудрость демонстрирует педагогическая элита страны. Сложно ли было находиться среди старших коллег и победить в результате?

- Скорее интересно, ведь сам по себе конкурс - это хорошая возможность посмотреть на профессионалов, их опыт, познакомиться с интересными методиками.

- Почему вы стали именно учителем?

- Мой путь в профессию был достаточно сложен. Я закончил профессионально-техническое учебное заведение, отслужил в армии. В Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка пошел скорее из любви к самой специальности "история", чем с уверенностью в том, что буду преподавать. А после первых практик понял, что буду именно учителем. Я убежден, что педагогическую практику для студентов нужно вводить как можно раньше. Чем раньше студент окунется в практическую составляющую профессии, в уроки, в общение с детьми, в ответы на все их "почему" и "как", тем быстрее он сможет понять, быть учителем или нет. Нельзя пускать в школу тех, кто не любит объяснять, не может растолковывать и выслушивать.

- В чем, как вы думаете, секрет вашего успеха?

- Я занимаюсь тем, что люблю, и люблю то, чем занимаюсь. Быть учителем очень непросто и ответственно. Нужно постоянно работать над собой, потому что только увлекающаяся, погруженная в свой предмет личность может взять на себя ответственность воспитывать молодежь, передавать знания.

Сложный материал я стараюсь объяснять на простых примерах, даже использую для этого желание ребят стать актерами. Например, мы организуем небольшие театрализованные постановки. Изучаем деятельность мануфактур - организуем сценку в классе: процесс производства какого-то изделия. И поверьте: слово "мануфактура" навсегда останется у школьников в голове. На моих уроках крайне важен диалог, ни в коем случае не монологическая речь учителя. Все школьники высказывают свою точку зрения. Я не люблю тишину. Тишина на моем уроке может быть только во время проверочной работы.

Я люблю детей, общаюсь с учениками, знаю, какую музыку они слушают, какие фильмы смотрят, чем они дышат. Люблю играть в футбол. Держу связь со своими подопечными в социальных сетях. Все это помогает мне находить общий язык с ними.

- Рассказывают, что вы очень креативный учитель, можете даже прийти в класс в костюме той или иной эпохи?

- Все говорят, что учитель должен идти в ногу со временем, только не все следуют этим словам. Мне кажется, что учитель должен использовать различные современные методики, технологии - как образовательные, так и информационные. Часто приходится слышать критику в адрес молодежи - клиповое мышление, фрагментарное восприятие. Правда в том, что современным детям информацию нужно давать дозировано, проводить частный отбор содержания, если материал сложен для восприятия. А лучше всего, чтобы ученики сами добыли этот материал. Основная задача учителя - сделать так, чтобы ребенок озадачился, загорелся и захотел проявить себя.

Костюм я действительно неоднократно приносил в школу. Надо же ученикам почувствовать вес средневековых доспехов! Наглядность важна детям, они любят рассматривать артефакты.

- Коллеги не критикуют вас за этот необычный подход?

- Главное, чтоб ученик понял материал. Я не могу ничего плохого сказать о традиционном подходе к обучению, ведь учителя, которые способствовали воспитанию великих личностей, были и десять, и двадцать, и тысячу лет назад.

Современный образовательный процесс в первую очередь нацелен на то, чтобы помочь учащемуся ориентироваться в окружающем его информационном поле. Он должен обладать умениями и навыками, которые позволят ему принимать решения, анализировать ситуацию, помогут чувствовать себя на плаву в этом удивительном мире. Нельзя учить ребенка думать шаблонно. У него должно быть свое видение. А для этого уроки не должны быть скучными.

- Сегодня активно обсуждается вопрос, что такое престиж профессии учителя? Как вы на него ответите?

- Для начала это собственная гордость учителя, его самооценка и чувство справедливости. Из-за низкого уровня зарплаты многие молодые люди не хотят идти в педагоги. Сохраняется и проблема перегруженности бумажной работой в школе, учитель-предметник вынужден заниматься совершенно не касающимися его делами. Вот поэтому многие и не хотят, боятся этой работы.

Часто бывает, что родители отправляют детей в педагогические вузы получать не специальность, а высшее образование. В результате человек получает диплом и тут же пытается забыть, что он учитель. Например, из моей группы (я учился на заочном отделении) по специальности работают только несколько человек. Поэтому во время встречи с министром образования и ректором БГПУ имени М.Танка мы предлагали начинать проводить практические занятия с первого курса, чтобы ребята как можно раньше смогли определиться, успели полюбить свою профессию, а некоторым педагоги бы подсказали, что это не их судьба.

Мне нравится работать с детьми, общаться с ними, рассказывать то, что знаю сам. Главное - найти верную форму подачи материала. Я сам очень увлекаюсь историей и считаю, что она, как никакой другой предмет, формирует не только личность, но и гражданина, патриота. История учит размышлять, мыслить. Каждый урок для ребенка должен быть битвой за знания, а учитель - полководцем, который ведет вперед.

Стать учителем года - очень почетно и ответственно. Надеюсь, у меня хватит сил справиться с этой ответственностью.

Юлия ВАНИНА

Топ-новости
Свежие новости Беларуси