ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 26 ноября 2024
Минск-Уручье 0°C
Все новости
Все новости
Интервью
22 марта 2016, 16:29
Екатерина Мочалова

Народным инструментам подвластна любая музыка

Екатерина Мочалова
Екатерина Мочалова
Солистка и концертмейстер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П. Осипова, преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных

Витебская областная филармония подготовила исключительный подарок для ценителей качественной музыки. Здесь 22 марта с камерным концертом "Жемчужины русской и мировой классики" выступит единственный в своем роде октет балалаек "Витебские виртуозы". Вместе с ним на сцену выйдет ведущая домристка России Екатерина Мочалова, уроженка Витебска, исполнительница сложнейших произведений. Во время учебы в Витебском государственном музыкальном колледже им. И.Соллертинского Екатерина была участницей октета "Витебские виртуозы". Корреспондент БЕЛТА пообщалась с Екатериной об уникальности белорусской и русской народной инструментальной музыки и о том, как из глубинки выходят мастера-виртуозы.

- Почему вы выбрали домру - не самый популярный, скажем так, инструмент?

- В музыкальную школу я пошла за компанию. Помню, что мне показали первой домру, и я сразу же в нее влюбилась. На самом деле этот инструмент очень популярен. Вообще, народные инструменты сейчас набирают мощь. Они вошли в ранг академических инструментов на уровне профессионального исполнительства. Домра - русский народный инструмент, его еще называют сестрой балалайки. В XVI веке на Руси бродячие музыканты и шуты активно ее использовали. Потом, начались гонения на скоморохов со стороны церкви, она исчезла где-то на три-четыре века. Но в конце XIX века была возрождена и звучит в лучших концертных залах. Для нее пишут наши лучшие композиторы.

- Чем запомнился витебский период вашей учебы?

- Я очень благодарна моим педагогам - Любови Татарис и Людмиле Грецкой. Именно в Витебске я получила очень хорошую, сильную базу. Конечно, много дала работа в октете балалаек "Витебские виртуозы". Я помню, как пришла в коллектив на 4-м курсе, мне было 17 или 18 лет. Так волнительно! Это уникальный ансамбль с более чем 40-летней историей. Его руководитель Тамара Шафранова - прекрасный музыкант с потрясающим слухом. За год я очень многому научилась, например особой искренности исполнения. Это была огромная сценическая школа для меня, я первый раз почувствовала себя артисткой. Мне доверили сыграть соло на балалайке пикколо - "Вальс-шутку" Шостаковича. Было сложно, но коллектив всегда очень гибко аккомпанирует. С ним играть - большое счастье! Ему подвластна любая музыка.

- С чем связан ваш переезд в Москву?

- Мне кажется, слово Гнесинка любого молодого музыканта завораживает. С одной стороны, это была мечта. С другой, очень страшно. Мой педагог в училище, когда я готовилась поступать в Российскую академию музыки им. Гнесиных и все сомневалась, боялась уехать от родителей, сказала: "Учиться в Москве - это счастье". Тогда же я участвовала в конкурсе имени Жиновича в Минске. Председателем жюри был наш выдающийся исполнитель и композитор, человек, который вывел добру на другой уровень, создал множество композиций для этого инструмента, - Александр Цыганков. После знакомства с ним у меня буквально выросли крылья, он вселил в меня уверенность. И я приехала в Москву, где получила возможность ходить в лучшие залы на концерты, в Большой театр и другие, в Третьяковскую галерею, на выставки, мастер-классы музыкантов. Так я проучилась пять лет в академии, затем два года там же в магистратуре и сейчас заканчиваю ассистентуру-стажировку. Это последний год, к сожалению.

- Когда учеба закончится, каким будет следующий шаг?

- Уже сейчас я преподаю в академии на кафедре народных инструментов, там и останусь после окончания учебы. Конечно, педагогический путь непростой, нужен опыт работы с учениками. С этого года также преподаю в Тамбовском музыкальном педагогическом институте им. Рахманинова. У меня уже есть первые лауреаты среди учеников. Например, лауреатом двух конкурсов стала поступившая ко мне девочка из Могилева Диана Михеева. Кстати, очень много белорусов приезжает поступать не только к нам в Гнесинку, но и в Санкт-Петербург, другие города, чтобы изучать народные инструменты.

Знаете, большинство талантов выходят из глубинки. И это очень важно для нашего жанра. В 1990-е годы была система самодеятельных оркестров. Владимир Мулявин начинал творческую деятельность в Екатеринбурге, тогда еще в Свердловском ДК, в самодеятельном мандолинном оркестре. Тогда талантливые дети приходили в профессию через самодеятельные коллективы. На смену этому пришло конкурсное движение, когда профессора могут заметить искру таланта в ребенке и привлечь в профессию, чтобы он потом стал частью музыкальной элиты.

Тот же мастер-класс, который я провела накануне в Витебске для учащихся детской музыкальной школы, тоже элемент поиска, а также пропаганды народных инструментов. Чтобы дети понимали, что это перспективно. Это профессия, которая приносит и удовольствие, и деньги. Я так и сказала ребятам: "Вы будете счастливыми людьми, потому что всю жизнь будете заниматься любимым делом".

- Преподавание не мешает концертной деятельности?

- Если работать в плохом оркестре, то, наверное, это вредно для музыканта. Если в хорошем, как в моем случае, - это только в плюс. Мне повезло быть частью самого лучшего оркестра народных инструментов под руководством выдающегося музыканта Владимира Андропова, которому я очень благодарна за то, что он так вмешался в мою судьбу, пригласив в коллектив. Оркестру более 95 лет, там работают выдающиеся люди, которые стояли у истоков исполнительства на народных инструментах, которые передают молодежи традиции мастерства. Кроме того, у нас есть ансамбль молодых солистов, с которым мы много гастролируем. Были в Калининграде, на Камчатке, во Владивостоке, Иркутске и в других уголках России, а также за рубежом.

- Где вам больше всего нравится выступать, и где хотелось бы еще побывать?

- Я очень люблю свою родину, и, конечно, хотелось бы бывать в Беларуси чаще. Здесь прекрасная исполнительская школа. Я сотрудничаю с оркестром народных инструментов Могилевской областной филармонии под руководством Николая Алданова. Дважды я с ними играла в туре по Беларуси, солировала в Минске, Новополоцке, Гомеле, Бресте и Могилеве. Это оркестр высокого уровня, многие композиторы пишут специально для него. Очень приятно, что такой есть в Беларуси. Кстати, в Витебске 27 мая будет наш совместный концерт, где состоится премьера нового произведения Михаила Броннера.

- На концерте в Витебске вы исполняете на домре произведения, которые были написаны для скрипки. Как так вышло?

- Как я уже говорила, инструмент молодой и не успел накопить большого оригинального репертуара. Но музыкант, чтобы стать профессионалом, должен пропустить через себя музыку разных эпох и стилей, набраться, так сказать, слуховых впечатлений, расширить свой кругозор. В нашем случае мы обращаемся к переложениям. Тем более что есть скрипичная музыка, которая очень хорошо звучит на домре. Например, я буду играть "Цыганские напевы" Пабло де Сарасате, который, если бы знал, что такое домра, мне кажется, сам бы что-нибудь для нее написал. Потому что во всех его произведениях такой танцевальный народный колорит, который выразительными средствами домры очень хорошо передается.

- Можно ли сказать, что этот концерт станет этаким воссоединением с "Витебскими виртуозами"?

- На самом деле это не первый наш совместный концерт после моего отъезда. Два года назад был юбилейный концерт в Витебской областной филармонии, и я играла с ним. Для меня это всегда большая радость. Кроме того, "Витебские виртуозы" несколько раз приезжали в Москву на фестиваль "Созвездие мастеров". И произвели фурор. Сейчас мы планируем пригласить их на фестиваль "Струны молодой России", который будет проходить в ноябре в Гнесинке.

- Получается, что Беларусь и Россия, объединенные в Союзное государство, составляют еще и единое музыкальное пространство.

- Совершенно верно. Как подтверждение из личного опыта - народный артист России Александр Цыганков доверил мне исполнить свой "Славянский концерт" для домры. Я играла премьеру этого произведения, идея которого заключается в единении славянского сообщества. Первая часть - "Думы об Украине", вторая - "Белорусский романс", где использована знаменитая тема "Зоркі Венеры". И третья - "Мелодии России". Мысль такова, что эти народы едины, в том числе в своей музыке. Ведь народные темы у нас перекликаются, много похожих мотивов.

- Профессиональные концерты, даже собирая полные залы, востребованы не у случайной публики, а у ценителей и знатоков. Как вам кажется, нужно ли расширить этот горизонт, популяризировать это музыкальное направление?

- Такая музыка нуждается в популяризации. Ведь на афишах мы чаще видим то, что и так уже хорошо известно и растиражировано. Народные инструменты - это наше родное, что надо беречь. Эта музыка в нашей культуре, а культура делает нацию сильной. Искусство несет миротворческую функцию, объединяет людей. Будучи в Японии, я участвовала в двух конкурсах с мандолиной, узнала, что там каждый ребенок в общеобразовательной школе учится играть на каком-то инструменте! У них обязательное музыкальное образование, и все любят музыку. А искусство учит только хорошему.

- Что нужно, чтобы прививать вкус к этому хорошему?

- Нужно чаще ходить на концерты. И должна быть более мощная поддержка в СМИ. В советское время, например, была замечательная передача "Голоса народных инструментов", где в прямом эфире звучала живая музыка. Сейчас многие даже не знают, что это такое. Порой знакомые, которые приходят на мои концерты впервые, потом говорят: "Мы даже не знали, что на этом инструменте из трех струн можно так играть!". Думаю, если поднять это богатство на уровень выше, это только укрепит национальное самосознание.

Опять же, когда приезжаешь в Японию, там все играют на мандолине - как будто это центр мандолинового мира. Была недавно в Якутии - там все играют на хомусе. В Казахстане президент играет на домре. В Азербайджане народные инструменты изображены на денежных купюрах. В Беларуси их тоже поддерживают, проходят крупные конкурсы, которые транслируются по телевидению. И этого надо больше. К тому же, задумайтесь: аналогов нашим народным инструментам нет ни в одной стране мира! Нигде нет оркестра народных инструментов, подобных тем, что есть в России и Беларуси. У нас профессиональные академические коллективы, которые выступают в филармониях и играют не только народную музыку - им подвластно все. Нам нужно этим гордиться.

Екатерина КНЯЗЕВА,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси