ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 26 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +1°C
Все новости
Все новости
Интервью
11 декабря 2017, 15:02

Минздрав будет транслировать заседания закупочной комиссии в интернете

Процедура централизованных государственных закупок в сфере здравоохранения прошла путь совершенствования - от вскрытия конвертов с предложениями потенциальных поставщиков до проведения электронных аукционов. В целом система госзакупок эффективна, однако без инноваций здесь не обойтись. Чтобы обеспечить еще большую прозрачность и открытость процедуры, Минздрав, в частности, намерен проводить заседания закупочной комиссии с использованием видеотрансляции. Об этом, а также других нововведениях при проведении госзакупок в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказали начальник отдела регулирования закупок, обращения медицинских изделий и модернизации объектов здравоохранения Минздрава Дмитрий Гринько и консультант отдела Ольга Левшукова.

- Для начала расскажите более подробно о порядке проведения процедуры государственных закупок медицинских изделий в здравоохранении.

Дмитрий Гринько: Все закупки медицинских изделий учреждениями здравоохранения и Министерством здравоохранения осуществляются в соответствии с утвержденными планами. План закупок Минздрава за счет средств республиканского бюджета, выделенных в установленном порядке, формируется на основе мероприятий госпрограммы "Здоровье народа и дембезопасность Республики Беларусь" до 2020 года. Сами закупки проводит УП "Белмедтехника", которое в соответствии с указом определено как организатор госзакупок медтехники и изделий медназначения. Минздрав выступает в качестве заказчика и закупает как дорогостоящее высокотехнологичное оборудование для республиканских научно-практических центров, областных учреждений здравоохранения, так и медицинскую технику для комплексного оснащения учреждений здравоохранения районного уровня, например, центральных районных больниц, поликлиник, амбулаторий.

Ольга Левшукова: План закупок мы утверждаем в последнем квартале года, предшествующего предстоящему финансовому периоду. Официально на сайте icetrade.by его нужно опубликовать до 8 марта, но уже сейчас мы разместили план на сайте Минздрава, чтобы потенциальные поставщики видели, в каких процедурах они могут поучаствовать. Таким образом, любой поставщик заранее может сориентироваться, какое оборудование или изделия медназначения может нам предложить в 2018 году.

Дмитрий Гринько: После того как утвержден план, специалисты по направлениям составляют описание потребительских, технических и экономических характеристик предмета закупки. Ранее этот комплекс называли техническим заданием. Техзадание на закупку готовят не менее трех специалистов, т.е. это коллегиальное мнение. Контролирует процесс главный внештатный специалист Минздрава по направлению. Потому что качественная подготовка задания на закупку - это залог успешного тендера.

Ольга Левшукова: После разработки проект техзадания направляется для анализа в УП "Белмедтехника" и УП "Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении". Среди прочего специалисты оценивают, сколько потенциальных поставщиков смогут участвовать в конкурсе на закупку конкретно этого оборудования. Если в техзадании прописаны условия, которые может удовлетворить лишь один поставщик, рекомендуется несколько расширить рамки, чтобы увеличить количество участников. Мы стараемся, чтобы в процедуре могло участвовать максимальное количество компаний, создавая тем самым полноценный конкурс.

Затем с мнением и замечаниями специалистов "Белмедтехники" и Центра экспертиз и испытаний в здравоохранении проект техзадания возвращается в Минздрав. После доработки его утверждает комиссия по определению первоочередных закупок, или, говоря по-простому, закупочная комиссия.

Дмитрий Гринько: В Минздраве техзадание рассматривается коллегиально, на заседании присутствуют не менее 10 человек. Более того, организуется видео-конференц-связь, чтобы в этом процессе могли поучаствовать и специалисты из регионов. По итогам рассмотрения заявки принимается соответствующее решение: утвердить задание на закупку либо доработать его.

После утверждения техзадание направляют организатору госзакупок медтехники и изделий медназначения - УП "Белмедтехника". Здесь заявки Минздрава анализируются и объединяются с другими заявками на закупку аналогичного оборудования для создания укрупненных лотов. Речь идет о тех случаях, когда, например, в Минске и областях закупается оборудование со схожими характеристиками. Тогда заранее можно предполагать, что цена на каждую единицу будет снижена, что подтверждается на практике.

После объявления электронного аукциона задание на закупку и аукционные требования к потенциальному участнику размещаются в открытом доступе в интернете на электронных площадках. Потенциальный поставщик анализирует комплекс потребительских, технических и экономических характеристик, ему предоставляется возможность посредством онлайн-площадки задать вопрос заказчику и организатору закупки. Его может заинтересовать, например, обосновано ли включено в техзадание то или иное требование. Если специалисты приходят к выводу, что задание необходимо усовершенствовать, электронный аукцион отменяется и разработка заявки начинается заново.

Ольга Левшукова: Что касается торгов, они полностью проходят в электронном формате, что обеспечивает максимальную прозрачность. На первом этапе потенциальные поставщики подают только технические характеристики предлагаемого оборудования без идентификации участника. Затем Минздравом создается экспертная комиссия, которая оценивает предложения участников. Поставщики, предложившие оборудование, характеристики которого удовлетворяют условиям заявки, допускаются к следующему этапу, в ходе которого и начинаются непосредственно торги.

После торгов у претендентов, сделавших две последние ставки, анализируются квалификационные документы, оценивается возможность поставщика исполнить свои обязательства по контракту. И затем по совокупности удовлетворенных требований и условий утверждается победитель. Документы передаются в Минздрав для рассмотрения на закупочной комиссии, где проходит окончательное утверждение закупки.

- Как менялась процедура госзакупок с течением времени в целях повышения прозрачности и открытости?

Ольга Левшукова: Если не вдаваться в подробности, то ранее предложения поставщиков представлялись в запечатанных конвертах непосредственно в "Белмедтехнику" или ту организацию, где проводился конкурс. Конверт вскрывали в присутствии всех желающих на заседании конкурсной комиссии. С развитием электронных средств связи и интернет-технологий система закупок совершенствуется, гармонизируется с законодательством ЕАЭС. Теперь конкурс проходит без присутствия организаторов и самих поставщиков - все организовано на электронной площадке. Подмигнуть конкуренту или аффилированной структуре не представляется возможным. И если участник принял решение, что будет биться буквально до $1, значит, так и будет. Кстати, такие процедуры у нас тоже были.

- Какие перспективы в плане дальнейшего совершенствования процедуры? Слышала, что закупочная комиссия теперь будет проходить в видеорежиме.

Ольга Левшукова: Мы ожидаем в следующем году внесение изменений в закон о государственных закупках, но сама процедура для сферы здравоохранения пока кардинально меняться не будет. Наше законодательство гармонизировано с российским, с законодательством иных стран ЕАЭС. Поэтому все изменения будут происходить только в рамках общих тенденций в союзе.

Такое нововведение, как видеотрансляция, касается комиссии по определению первоочередных закупок. Ранее я уже отмечала, что в режиме видеоконференции проходит взаимодействие с представителями областных комитетов по здравоохранению. Теперь речь идет о том, что заседание в Минздраве будет транслироваться в онлайн-режиме для всех желающих. Любой потенциальный поставщик, как, впрочем, и любой человек, может включить компьютер и посмотреть, как проходит утверждение заявок, какие вопросы задаются, параметры обсуждаются.

Видеотрансляцию планируем опробовать во второй половине декабря, а начать ее проведение на постоянной основе - с 1 января. Трансляцию организуем на сайте Минздрава. Сейчас завершается техническая подготовка. Время, когда на сайте будет включаться прямая трансляция, будет фиксированным. Цель нововведения заключается в повышении прозрачности проведения процедур закупок.

- В целом какую работу проводит Минздрав для обеспечения открытости, прозрачности госзакупок и минимизации коррупционных рисков?

Дмитрий Гринько: Что касается открытости, мы стали размещать проект техзадания еще до его утверждения для общественного обсуждения на сайте "Белмедтехники". Благодаря этому потенциальные поставщики могут предлагать корректировки заблаговременно, до проведения электронного аукциона. Более того, проект техзадания могут обсудить и специалисты, которые обладают собственным мнением. Обычный врач, имея определенный опыт работы на конкретной модели оборудования, может сказать о ней очень многое. Техзадание висит на сайте недели три. Организатор заранее направляет потенциальным поставщикам письма с просьбой обратить на него внимание.

Медицинская техника входит в перечень товаров, закупки которых проводятся преимущественно посредством электронных аукционов. Человеческий фактор здесь сведен к минимуму. Особенно важно, что при проведении госзакупок мы не позволяем себе стать закрытыми и проводить закупки дорогостоящего оборудования за бюджетные деньги без учета компетентного мнения других органов госуправления. Сотрудничаем с Министерством антимонопольного регулирования и торговли, Министерством финансов, другими госорганами, чтобы не оставаться одним на этом поле. В течение последних нескольких лет наблюдается положительная тенденция, когда правоохранительные органы не только контролируют, но анализируют и помогают.

- Сама по себе честная и здоровая конкуренция при проведении закупок может здорово отразиться на конечной цене приобретаемого товара. Какая работа еще проводится, чтобы снизить стоимость?

Дмитрий Гринько: Уже говорилось о практике централизованных госзакупок. Смысл этого в первую очередь заключается в экономии бюджетных средств. При централизованной закупке оборудование приобретается для нужд сразу нескольких учреждений, в результате этого обеспечиваются более низкие цены. Например, в этом году при закупке диагностического оборудования по некоторым из лотов удалось достигнуть снижения стоимости в два раза и более. При проведении закупки расходных материалов для эндоваскулярной кардиохирургии в результате торгов, к которым были допущены 11 участников, стоимость лота снизилась более чем в два раза - с Br2 640 тыс. до Br1 304 тыс. При этом следует отметить, что по условиям аукциона торги начинались с наименьшей цены, предложенной участниками.

Ольга Левшукова: На определенных этапах закупки проводится маркетинговое исследование. "Белмедтехника" анализирует, какую цену предлагает конкретный поставщик, какова цена на аналогичное оборудование была в прошлом году, в том числе в сопредельных странах - России, Украине, Польше.

Дмитрий Гринько:Анализируем и цены Европы. В последнее время плодотворно идет работа с Италией. Находим сведения о состоявшихся конкурсах в этой стране и смотрим, по какой цене закуплено аналогичное оборудование и в какой комплектации. Мониторим цены и США. Правда, здесь несколько сложнее, поскольку в Америке совершенно другое законодательство.

Ольга Левшукова: Комиссия по первоочередным закупкам утверждает победителя процедуры, если цена оборудования оказывается ниже прошлых лет и сопоставима с той, что была в сопредельных странах. В противном случае с выбранным поставщиком предлагается провести переговоры по снижению цены. В ходе таких переговоров, особенно касающихся дорогостоящего оборудования, достигаются довольно серьезные скидки. Кстати, эта инициатива Минздрава по проведению переговоров будет закреплена в новой редакции закона о государственных закупках.

Дмитрий Гринько:Так, в 2016 году при проведении процедур закупок двух единиц дорогостоящего высокотехнологичного оборудования для одного из РНПЦ в результате переговоров суммарное снижение стоимости этих аппаратов составило более $2 млн. Также была достигнута договоренность с обоими поставщиками о возможности оплаты за поставляемое оборудование в течение 2016-2017 годов, что позволило Минздраву планомерно перераспределить выделенные финансовые средства с учетом необходимости выполнения иных мероприятий.

В 2017 году при закупке магнитно-резонансного томографа в ходе проведения электронного аукциона и последующих переговоров по снижению цены удалось достигнуть снижения стоимости оборудования на 400 тыс. евро по сравнению с предыдущей аналогичной закупкой. Кроме того, получена дополнительная финансовая скидка в 79,8 тыс. евро, а также товарная скидка в виде рентгеновского аппарата для оснащения строящейся Гомельской областной детской клинической больницы стоимостью 150 тыс. евро.

- Какая работа проводится для борьбы с монополизмом при закупках?

Дмитрий Гринько:Для привлечения большего количества поставщиков Министерством здравоохранения разработан механизм допуска участников с незарегистрированным оборудованием при условии наличия международных сертификатов качества на предлагаемое оборудование и последующей его регистрацией в Беларуси. Зарегистрированных поставщиков привлекаем к тому, чтобы они участвовали в электронных аукционах. Кроме того, Минздрав активно работает с ведущими производителями медоборудования ближнего и дальнего зарубежья: приглашаем новых производителей для участия в процедурах закупок, минуя посредников, а также для создания совместных производств. Разъясняем законодательство в области регистрации и закупок медицинских изделий и предоставляемые преимущества.

- При госзакупках белорусские и иностранные компании находятся в равных условиях?

Ольга Левшукова: В отношении отечественных производителей применяется преференциальная поправка. При равных условиях стоимость предложения белорусского производителя по сравнению с зарубежным может быть увеличена на 15%. Т.е. белорусский поставщик с ценой на 15% выше может победить в конкурсе. Если это представитель, у которого больше 50% работников инвалиды II и III группы, применяется преференциальная поправка в размере 25%. При закупке определенной номенклатуры медицинских изделий в случае наличия не менее двух предложений отечественных или приравненных к ним производителей, удовлетворяющих условиям проведения закупки, предложения остальных поставщиков, предлагающих импортные товары, отклоняются.

- Удается ли заподозрить сговор в торгах, когда участвуют несколько аффилированных структур?

Дмитрий Гринько: Действительно, есть такие примеры, когда несколько компаний, работающих в одном направлении, расположенных по одному адресу, в которых работают одни и те же лица, выходят на процедуру госзакупки, чтобы обеспечить не менее двух участников торгов, как этого требует законодательство. Казалось бы, все законно - электронный аукцион состоялся. Однако такая "конкуренция" приводит к тому, что, по сути, закупается оборудование у одного и того же лица, причем по более высокой цене.

Не секрет, что злоумышленники под любое законодательство придумают схему, как его обойти. И ответная реакция должна быть немедленной. В нынешнем законодательстве о госзакупках 2014 года нет такого понятия, как аффилированная структура. В этом плане Минздрав идет на опережение и устанавливает правила игры внутри своей системы. Пока же мы боремся своими методами, не нарушая действующее законодательство. Буквально недавно - и это наша гордость - разработали совместно с другими ведомствами инструкцию о дополнительных мерах по борьбе с коррупционными действиями. В соответствии с документом планируем создать перечень аффилированных лиц и вывесить этот список на сайте организатора на всеобщее обозрение.

- Правильно понимаю, что, по статистике, в конкурсе чаще выигрывают крупные компании, нежели мелкий и средний бизнес?

Ольга Левшукова: Да, такая тенденция есть. Статистика - вещь упрямая, но она не всегда отражает суть происходящих явлений. Крупные производители, как правило, сами не участвуют в процедурах госзакупок. Реализацией их продукции занимаются компании, с которыми заключены соответствующие договоры. Ради справедливости стоит отметить, что крупные поставщики являются представителями нескольких и даже нескольких десятков зарубежных производителей и, соответственно, участвуют в большем количестве конкурсов, предлагая самый широкий спектр медицинских изделий. Разумеется, такие компании и светятся чаще. Но буквально недавно в конкурсах как потенциальный поставщик участвовал индивидуальный предприниматель, получивший напрямую полномочия от производителя, и был признан победителем по ряду лотов. Вместе с тем у крупных компаний за счет многопрофильности все же больше возможностей для более гибкого ценообразования и предоставления скидок в ходе процедур закупок. И мы заинтересованы в том, чтобы на нашем медицинском рынке участников процедур закупок было как можно больше, что повысит конкуренцию и снизит цены.

- В некоторых странах созданы общественные объединения, которые занимаются тем, что отслеживают процедуры госзакупок. На ваш взгляд, целесообразно ли создание такой структуры в нашей стране?

Дмитрий Гринько: Антикоррупционное законодательство у нас хорошо развито, поэтому таких вопиющих примеров нарушений касательно закупок медицинских изделий, как в некоторых других странах, к счастью, нет. Что касается общественного контроля, то к нам поступают сообщения, в том числе анонимные. Есть примеры обращений, которые помогли предотвратить закупку оборудования с необоснованными техническими характеристиками, проводимую подведомственной организацией. В итоге процедура была отменена, техзадание переработано и проведена новая процедура.

Ольга Левшукова: В Минздрав регулярно поступают обращения, в том числе коллективные, по поводу закупок необходимых для лечения медицинских изделий. Высказывается мнение о номенклатуре закупаемых изделий, их технических характеристиках, а также об опыте использования и качестве продукции.

Дмитрий Гринько: В заключение отмечу, что в Министерстве здравоохранения при проведении централизованных государственных закупок медицинских изделий создана прозрачная и конкурентная среда. Повторюсь, участвовать тем или иным образом в этом процессе, выражать свое мнение и направлять его в Минздрав или специалисту по профилю может каждый участник процесса госзакупок. Более того, трансляция заседаний комиссии по определению первоочередных закупок предоставит возможность участия в процедуре всех заинтересованных и сделает ее максимально открытой. Работа по совершенствованию законодательства и защитных механизмов в области государственных закупок медизделий должна быть постоянной. Остановки здесь быть не может.

Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси