ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 27 ноября 2024
Минск-Уручье +1°C
Все новости
Все новости
Интервью
26 августа 2011, 19:16
Владимир Шитько

Лужеснянская гимназия для одаренных детей "примеряет" кадетский мундир

Владимир Шитько
Владимир Шитько

Витебское кадетское училище создано на базе Лужеснянской гимназии для одаренных детей

Одно из самых известных в Беларуси учебных заведений - Лужеснянская школа-интернат-гимназия для одаренных и талантливых детей - вступает в новый учебный год в статусе Витебского кадетского училища. На базе кузницы талантливой молодежи теперь будут воспитывать будущую элиту белорусской армии и специальных подразделений. Удастся ли учебному заведению нового типа завоевать признание учеников и их родителей, а также сохранить бренд Лужеснянской гимназии, который ассоциировался с высоким качеством образования его выпускников, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал бессменный руководитель учебного заведения, депутат Витебского областного Совета депутатов, заслуженный учитель Республики Беларусь Владимир Шитько.

- Владимир Владимирович, Лужеснянская школа-интернат для одаренных детей широко известна в стране, поэтому сразу напрашивается вопрос: почему решили стать кадетским училищем?

- Мы принимали во внимание несколько факторов. Наше учебное заведение изначально создавалось для работы с одаренными детьми из сельской местности. За 17 лет его существования практически во всех районах области появились свои гимназии, на базе которых созданы небольшие интернаты для талантливых детей. Иначе говоря, уже непосредственно на местах создаются необходимые условия для раскрытия потенциала ребят, а многие такие учебные заведения хорошо себя зарекомендовали за эти годы. Так что необходимость отправлять детей на учебу в Витебск сегодня отпала. Вместе с тем у нас накоплен богатый опыт работы с детьми, заложены хорошие традиции, в том числе в плане гражданско-патриотического воспитания, и создана отличная материальная база для учебы, отдыха и занятий спортом. Все это идеально подходит для организации на нашей базе кадетского училища, причем без каких-либо дополнительных затрат и реорганизаций. Тем более что с 2008 года у нас открыты кадетские классы. В результате по решению облисполкома с 14 июня наше учебное заведение работает в новом статусе как Витебское кадетское училище.

- Каковы особенности организации учебного процесса и как прошел первый набор?

- В новом статусе мы набрали несколько классов, при этом конкурс был небольшой, примерно два человека на место. Надо сказать, что теперь мы можем активно работать с детьми из городов, тогда как раньше такой возможности не было. В предстоящем учебном году мы будем активно пропагандировать учебное заведение, а в будущем стоит готовиться к гораздо более высокому конкурсу. При приеме ребята сдавали испытания по физической подготовке, экзамены по математике и русскому языку, прошли медицинский осмотр и психологическое собеседование. Как видим, к нам идут подготовленные во всех отношениях ребята, которые в перспективе хотят связать свою жизнь и профессиональную карьеру со службой в белорусской армии, органах внутренних дел и подразделениях МЧС. В учебном плане особых изменений не предполагается - работать со способными детьми мы умеем, единственное, что предстоит, - акцентированное внимание уделять профессиональной ориентации учащихся.

В ходе отбора и последующего обучения будут формироваться группы, условно говоря, по направлениям специализации, то есть для подготовки к поступлению в учебные заведения Министерства обороны, МВД, МЧС и т.п. И в дальнейшем работу с группами мы будем организовывать в тесном взаимодействии с этими ведомствами. Это позволит ребятам сделать осознанный профессиональный выбор, пусть даже не все они в конечном итоге оденут погоны. Тем более что по итогам учебы кадетское училище (не исключаю такой возможности) не будет рекомендовать к поступлению в Военную академию или Академию МВД тех, кто по морально-деловым качествам не подходит для службы.

Всего в кадетском училище 12 классов примерно по 25 учеников в каждом. В перспективе мы рассчитываем с помощью государства построить общежитие на 200 мест, и тогда можно сказать, что формирование полноценного учебного заведения будет завершено. Строительство общежития даст возможность увеличить набор до 450 человек и в конечном итоге наиболее эффективно использовать имеющуюся учебную и спортивную базу.

- Кстати, о спортивной базе. Не так давно вы активизировали работу со спортивно одаренными детьми. Будущие герои спорта не пострадают от смены статуса учебного заведения?

- Конечно, нет. У нас сохранены классы спортивной направленности, как и прежде, по футболу, баскетболу, волейболу, гандболу, плаванию. Кстати, сегодня уже можно говорить о том, что благодаря акцентированному вниманию к развитию спортивных способностей ребят Витебская область ушла с последних мест по итогам республиканских спартакиад по игровым видам спорта. А те юные спортсмены, которые добиваются успехов, уже получили возможность наряду с учебой в вузах проявить себя в большом спорте, перейдя в команды мастеров по игровым видам. Так, у нас несколько ребят ушли в футбольные клубы БАТЭ и "Нафтан".

Мы стараемся по максимуму задействовать спортивную базу, даже в летний период объекты не пустуют. Стало обычной практикой предоставление нашей базы для учебно-тренировочного процесса как белорусским командам, так и российским клубам. Например, сейчас у нас на сборах спортсмены из Мурманска. Уже 11 лет подряд проводят лето в Лужесно учащиеся математических классов из Санкт-Петербурга. Только этим летом мы заработаем от таких услуг более Br300 млн., летом прошлого года результат был чуть скромнее (Br200 млн.). Эти средства идут на укрепление материальной базы, на повышение зарплаты работникам, да и государству в виде налогов мы как бы возвращаем средства, инвестированные в развитие интерната.

- Поступить на учебу к вам будет, возможно, непросто. А как педагогу попасть к вам на работу?

- За годы работы у нас сложился хороший, крепкий коллектив и педагогов, и административно-технического персонала, поэтому и трудоустроиться к нам сложно. Работа в интернате имеет свои особенности, ведь педагог круглосуточно несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка. В цене специалисты, которые не просто любят детей, а видят в каждом из них личность. Хочу заметить, что коллектив является сбалансированным в гендерном отношении, среди педагогов примерно одинаковое количество мужчин и женщин. Это очень важно прежде всего для воспитательного процесса, и мы стараемся создать условия, чтобы мужчины закрепились в коллективе. А воспитываем в первую очередь собственным примером, как в учебном процессе, так и в быту, в повседневной жизни.

- Несложно предположить, что 1 сентября у вас будет по-особенному торжественно…

- Да, готовим красочное представление, в организации которого нам оказывают поддержку областной военкомат, командование 103-й мобильной бригады, расквартированной в Витебске. Для ребят пошили форму, подготовили удостоверения личности и знаки принадлежности к кадетскому училищу. Учебное заведение будет обладать своей символикой - уже создано и прошло согласование в геральдическом совете знамя Витебского кадетского училища, которое также впервые будет принимать участие в церемонии начала учебного года. Надеюсь, это мероприятие надолго останется в памяти как наших учеников, так и их родителей.

А затем у наших новобранцев будет месяц адаптации к новым условиям учебы и жизни. И только по окончании первых 30 дней в стенах училища они будут допущены к прохождению ритуала посвящения в кадеты, станут полноценными членами нашего дружного коллектива.

Эти ритуалы имеют большое воспитательное значение. Не секрет, что сегодня мы порой делаем упущения в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Возможно, именно кадетские училища должны стать примером, образцом для подражания в этом направлении работы педагогических коллективов, внести свежие идеи и методы работы.

- И все же, Владимир Владимирович, в истории Лужеснянской гимназии для одаренных детей поставлена точка. Что, на ваш взгляд, можно назвать самым важным результатом ее работы?

За 17 лет существования в этом статусе учебное заведение подготовило 1 110 ребят, все без исключения выпускники стали студентами вузов. Можно вспомнить также и то, что 15 наших учеников становились в разные годы победителями международных предметных олимпиад, почти 600 ребят добивались успехов на республиканских и областных олимпиадах. Однако самым важным я бы назвал вот что - за эти годы мы доказали, что при создании определенных условий дети из сельской местности и дети-сироты могут добиваться значительных успехов и ни в чем не уступают сверстникам из городов. Наш коллектив единомышленников создал гимназию фактически на пустом месте. Сегодня мы видим, что потенциал сельских жителей высок, если с ребенком работать, то и результат будет достойным. Так что самое ценное - это наши дети, которых мы подготовили к самостоятельной жизни.

Сергей Кочетов,
БЕЛТА.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси