ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 27 ноября 2024
Минск-Уручье 0°C
Все новости
Все новости
Интервью
10 января 2012, 17:37

Кому нужен Суд ЕврАзЭС?

Главная задача Суда ЕврАзЭС - способствовать эффективному развитию экономической интеграции

С 1 января 2012 года в Минске начал работу Суд ЕврАзЭС. Какими полномочиями наделен новый правовой институт? Почему именно Минск выбран местом размещения суда и как начался год у его сотрудников? Об этом корреспонденту БЕЛТА рассказал председатель суда Евгений Смирнов.

- Евгений Александрович, с первого дня начавшегося года Суд ЕврАзЭС приступил к работе, закончилось ли решение организационных моментов, над какими вопросами вы работаете сегодня?

- В настоящее время идет процесс становления суда. Разумеется, нам нужны нормативные документы, так как порядок рассмотрения дел у нас будет свой. В частности, у суда будет свой регламент, черновой вариант которого практически готов. Как только весь состав суда соберется в Минске, каждый судья поработает с этим документом, возможно, внесет свои предложения или замечания, и общим обсуждением мы утвердим его, после чего будем абсолютно готовы к работе. Думаю, что к февралю вся процессуальная база будет готова.

Однако уже сегодня суд функционирует практически по всем направлениям. Если бы сейчас поступили соответствующие заявления к рассмотрению, они были бы приняты в производство. Тем более что в соответствии с уставом на рассмотрение дела отводится до трех месяцев, а за это время явка всех судей будет обеспечена, решены организационные вопросы.

Дело в том, что только споры между странами - участницами ЕврАзЭС должны рассматриваться судом в полном составе. А все вопросы в рамках Таможенного союза мы имеем право рассматривать большинством.

Первый состав суда сформирован на прошедшем 23 декабря 2011 года в Санкт-Петербурге 13-м внеочередном заседании Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС. Во время заседания состоялась торжественная церемония назначения 8 членов Суда ЕврАзЭС - по два от каждого государства сообщества. Каждый из восьми судей произнес клятву, обязуясь работать добросовестно, беспристрастно, независимо, и из рук председателя МПА ЕврАзЭС получил мантию, как символ судебной власти. 

Что касается председательства, то было принято решение, что первым председателем Суда ЕврАзЭС должен стать представитель страны пребывания. Председатель суда избирается на два года. Далее председательство осуществляется судьями поочередно на ротационной основе в порядке русского алфавита, исходя из названий государств. Следующим руководителем суда станет представитель Казахстана, потом Кыргызстана, России и Таджикистана, т.е. по алфавиту. Это демократический принцип, который широко используется в мире.

В настоящее время в Минске уже работают судьи - представители Беларуси и Таджикистана. Остальные прибудут в белорусскую столицу в ближайшее время, в частности, судьи из Казахстана и России.

- Вы лично знакомы со своими коллегами, вам приходилось раньше встречаться?

- Мне приходилось неоднократно встречаться с судьями из России и Казахстана. Подчеркну, что все судьи суда - это высококвалифицированные профессионалы. Практически все работали в Верховных судах своих стран, некоторые из них - в экономических судах. Это столпы в национальной юриспруденции.

Пока окончательно не решен вопрос с представителями Кыргызстана. Дело в том, что в этой стране прошли президентские выборы, и новый руководитель страны временно отозвал ранее назначенные кандидатуры. Возможно, он предложит других судей для представительства в Суде ЕврАзЭС.

- Почему было принято решение о размещении Суда ЕврАзЭС именно в Минске?

 - Экономический суд СНГ, первый организованный на постсоветском пространстве, также находится в Минске. Он хорошо зарекомендовал себя, особенно на первом, самом трудном, этапе становления Содружества. Кроме того, Беларусь - спокойная, стабильная страна. Поэтому выбор пал именно на нее. Как Швейцария является сегодня центром банковского дела, так и Беларусь становится центром судейского корпуса.

Кстати, в уставных документах Союзного государства Беларуси и России также прописано, что должен быть свой суд. И если уровень интеграции между странами станет еще выше, то может появиться и третий суд. Эти высшие судебные инстанции, в первую очередь, способствуют цивилизованному решению споров.

- Вы сами говорите о том, что Экономический суд СНГ хорошо зарекомендовал себя. Был ли смысл создавать новый судебный институт? Почему споры, возникающие в рамках ЕврАзЭС, не мог рассматривать ЭС СНГ?

 - ЕврАзЭС - это более сплоченное и экономически интегрированное объединение. Сегодня СНГ превратилось в чисто политический союз. На мой взгляд, экономика в этом объединении ушла на второй план, там много политических вопросов и несогласий. В ЕврАзЭС основной упор делается именно на экономическое развитие. И для этого как минимум между странами должно быть политическое единство, которое и существует между пятеркой ЕврАзЭС. Этим объясняется решение о создании своего суда, который будет рассматривать вопросы, касающиеся непосредственно интересов стран - участниц ЕврАзЭС.

- Какие дела будет рассматривать суд?

-Что касается возможных дел, которые могут поступить в производство суда в ближайшее время, то, по моим данным, уже есть определенные вопросы заинтересованных органов стран-участниц по международным автомобильным перевозкам. В частности, возникли вопросы у Казахстана и России. По поступившей информации, конфликт, скорее всего, заключается в доминировании российских перевозчиков.

Кроме того, каждая страна-участница помимо сотрудничества в рамках Таможенного союза, продолжает свою международную деятельность на основе двухсторонних договоров с другими странами, и здесь также может возникнуть конфликт интересов. К примеру, подходит момент вступления России в ВТО, что окажет влияние на экономические взаимоотношения стран - участниц ЕврАзЭС. Поэтому, думаю, нас ожидает большое количество дел.

В целом дела, которые мы будем рассматривать, можно разделить на две категории. Первая - это споры между странами-участницами. Однако, думаю, таких споров будет немного. До сих пор наши президенты всегда находили общий язык. Конечно, больше всего мы ожидаем споров, связанных с Таможенным союзом. Суд будет рассматривать дела об оспаривании актов Комиссии Таможенного союза и об оспаривании действий (бездействий) этой комиссии. Проблем, думаю, будет много: посмотрите на те задачи, которые стоят перед ЕврАзЭС, а это - режим свободной торговли, общий таможенный тариф, свободное движение капитала, единый финансовый рынок, единая валюта, транспортный рынок единых услуг и так далее. Наши страны еще этого не достигли, но придут к этому. Сегодня национальные законодательства очень сильно отличаются, поэтому споры наверняка будут возникать.

- Как будет решаться вопрос унификации законодательств стран - участниц ЕврАзЭС?

- Во главу угла будет поставлена нормативно-правовая база, которая выработана внутри Евразийского экономического сообщества.

Должен подчеркнуть, что Суд ЕврАзЭС ориентирован, в первую очередь, на абсолютно демократические подходы. У нас считается "один судья - один голос" и заложен принцип демократизма большинства. Конечно, суду нужно завоевать авторитет, чтобы стороны поверили в него и в то, что он может навести порядок. А на это, безусловно, потребуется время.

- В каких случаях или ситуациях заявитель может обратиться в Суд ЕврАзЭС?

- В суд можно идти только тогда, когда заявителя не удовлетворяет решение Комиссии Таможенного союза. Если комиссия в течение двух месяцев не приняла мер по поступившему обращению, субъект вправе обратиться в суд. После ратификации и вступления в силу всех необходимых документов вместо Комиссии Таможенного союза будет работать Евразийская экономическая комиссия.

Суд наделен полномочиями по разрешению споров экономического характера, возникающих в связи с формированием Таможенного союза. Помимо государств, в Суд ЕврАзЭС смогут обратиться органы ЕврАзЭС, Таможенного союза и хозяйствующие субъекты стран Таможенного союза.

Задача суда не только в том, чтобы рассматривать поступившие заявления. Главная задача - способствовать эффективному развитию ЕврАзЭС, помогать национальным судам в рассмотрении возникающих споров.

- Решения суда будут носить обязательный или рекомендательный характер?

- Решения суда будут обязательными. В настоящее время прорабатывается также механизм принудительного исполнения решений суда. Рекомендательный характер будут носить консультативные заключения по вопросам сторон, к примеру, в части применения международных договоров.

- Не пугает та ответственность, которая возложена сегодня на вас как на первого председателя Суда ЕврАзЭС?

 - Ответственность большая. Главное, чтобы между нами, судьями, было полное взаимопонимание, и тогда мы справимся с теми задачами, которые стоят сегодня перед судом ЕврАзЭС.

Сегодня каждый из нас на своем месте должен доказать, что путь, выбранный нашими странами, - правильный!

Варвара МАРТИНОВИЧ

Топ-новости
Свежие новости Беларуси