ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 12 марта 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность +7°C
Все новости
Все новости
Интервью
11 февраля 2025, 15:59
Кирилл Коротеев

Из леса в мини-город. С какими достижениями "Великий камень" встречает 10-летие

Кирилл Коротеев
Кирилл Коротеев
Первый заместитель генерального директора СЗАО "Компания по развитию индустриального парка"
Почти каждый месяц мы пишем про то, чем будут заниматься новые резиденты Китайско-белорусского индустриального парка "Великий камень". Обычно они входят в парк с планами по созданию промышленных производств, развитию направлений высокотехнологичных разработок и логистики. Кроме того, "мини-город" в Смолевичском районе прирастает рабочими местами и жильем, а совсем скоро добраться до него можно будет на электричке. В этом году парк отметит десятилетний юбилей, в связи с чем мы поинтересовались у первого заместителя генерального директора СЗАО "Компания по развитию индустриального парка" Кирилла Коротеева, с какими достижениями "Великий камень" встречает круглую дату.

- "Великий камень" работает почти 10 лет. Чего удалось достичь за это время?


- Несмотря на все вызовы и негативные факторы последних лет, мы уже создали инженерно-транспортную инфраструктуру. На территории парка ничего не было 10 лет назад - лес и болото. Здесь огромное водопонижение делали. На сегодняшний день это уже черты какого-то городского поселения. Основа - это более 30 км дорог и более 300 км инженерных сетей, которые сделаны с запасом. Например, в парке установлены очистные сооружения хозяйственно-бытовых стоков мощностью на 50 тыс. человек, как на город. Соответственно, на сегодняшний день они чистят стоки не только наших зданий, а еще аэропорта и микрорайона Сокол. Там за счет этого развязалась возможность строить дальше и жилье, вот недавно школу подсоединили. Соответственно, мы и дали толчок для развития региона. На первом этапе развития парка инфраструктура выстроена на 850 га земли.
Кроме этого, на сегодняшний день мы имеем объекты, которые позволяют показать всем, - и потенциальным инвесторам, и потенциальным резидентам - что парк уже состоялся. Они могут увидеть, насколько успешно работают предприятия, и сделать выбор, стоит ли инвестировать в Беларусь. Когда они видят производства, то спрашивают о них, и это тоже очень сильно влияет на принятие решения, потому что раньше предметно говорить об условиях с инвесторами было сложно - условно стоя по колено в болоте.

Сейчас парк представляет собой 85 зданий и сооружений, 20 объектов по "Великому камню" строится и 49 - проектируется. На все это с начала строительства было вложено $940 млн инвестиций, из этой суммы только $43 млн составили бюджетные средства (4,5% от общего количества). Считаю, что это то, чем можно гордиться: мы за внебюджетные деньги построили инфраструктуру города. На бюджетные средства были построены, например, пожарное депо, дорога общего пользования, т.е. такие элементы, которые не относятся прямо к парку. Причем даже эти вложения более чем в четыре раза перекрылись налогами, которые заплатили резиденты, т.е. парк "Великий камень"окупаемый во всех смыслах.
 
- Несмотря на непростую ситуацию вокруг Беларуси, "Великий камень" ежегодно прирастает. Как развивается инфраструктура парка сейчас?

- Важный момент для привлечения резидентов на сегодняшний день - это строительство типовых производственных корпусов. На сегодняшний день у нас построено 11 таких корпусов - это чуть больше чем 102 тыс. кв.м. Соответственно, где-то в среднем в год мы строим по 10 тыс. кв.м. Это та тема, где мы были первые. Раньше всегда производства строились под технологию. Мы адаптировали китайский опыт к нашей стране, когда строится корпус без технологии, с усредненными нагрузками, с аналитикой определенной, чтобы сюда мог прийти любой производитель, быстренько развернуть свое производство с минимальными модернизациями, доработками и запустить. Ну и капиталовложения опять же, не такие большие.
Элементами инфраструктуры являются и гостиницы. У нас на сегодняшний день их две - на три и на четыре звезды, а также выставочный центр, административные здания, пожарное депо, складское хозяйство, пункт таможенного оформления. Все это в широком смысле - элементы инфраструктуры, которые видит резидент, и это то, что облегчает ему жизнь. За минувшее время все уже выстроено и, соответственно, работая в парке, уже не нужно куда-то выезжать. Административные процедуры делаются по принципу "одного окна".

Что касается инженерно-транспортной инфраструктуры, мы не останавливаемся. В прошлом году состоялся переход ко второму этапу освоения территории. В этом году работы на нем разворачиваются более масштабно. Основной строительный объем будет сделан, чтобы в следующем году уже ввести в эксплуатацию. Это новый участок земли, площадь освоения которого составит 417 га. Это будет продолжение Пекинского проспекта где-то на 6 км со строительством железнодорожного грузового терминала на площади 41 га. Там будет четыре железнодорожных пути почти по километру каждый с возможностью обработки грузов на первом этапе до 180 тыс. условных 20-футовых контейнеров. Это тоже важно с точки зрения создания глобальной инфраструктуры развития проекта как действительно узловой точки Шелкового пути.
- Сколько сейчас резидентов в парке? Какие результаты они показывают?

- На сегодняшний день в парке 144 резидента. Из этих 144 компаний работают 53, остальные находятся на разных этапах, есть ведь еще какие-то предынвестиционные вопросы. За прошлый год оценочно выручка составила Br1,5 млрд, а прибыль - порядка Br150 млн. Выручка выросла на 40% и приблизительно такими темпами она растет ежегодно, прибыль выросла в два раза. Это 10% фактической рентабельности чистой прибыли по выручке - достаточно неплохой показатель. Он говорит о том, что резиденты не просто зарабатывают, но уже начинают окупать свои инвестиционные затраты. И это средняя величина, потому что, естественно, на первом этапе у кого-то более убыточная деятельность, сказываются большие инвестиции, вход на рынок, серьезные издержки, сопряженные с началом деятельности. Но 10% по парку - это хороший показатель, мы им тоже можем гордиться.

В январе мы зарегистрировали двух резидентов - один в области станкостроения с российским капиталом, а вторая компания в сфере научных исследований и разработок, систем энергосбережения со швейцарским капиталом. В среднем по году парк прирастает 20 компаниями, которые действительно работают.

- На какие направления парк делает упор при принятии резидентов? Какие сферы сейчас наиболее актуальны для вас?

- Самый главный критерий при регистрации резидента - чтобы инвестиции были на территории парка, т.е. местонахождение резидента и объект должны быть здесь. Этим мы отличаемся от действующих СЭЗ, ПВТ, потому что там компании могут располагаться где угодно. Здесь все компактно, свой генплан. У нас цель - не просто предоставить льготы, но еще и развить эту территорию. Это принцип китайский. Они именно так развивали свои СЭЗы, и из них потом вырастали города, т.е. это принцип территориального инвестирования.

Направления деятельности резидентов были заданы еще на этапе создания законодательства, когда еще не было очертаний парка. И наша оценка актуальных направлений сработала. Тогда еще в Министерстве экономики мы это прогнозировали и планировали.

Первое направление - машиностроение. Беларусь в этом плане имеет серьезные компетенции, поэтому логично было их развивать и на территории парка. Сегодня в парке машиностроительный кластер вырисовывается очень четко - это 29 производителей. Основные - это компании с китайским капиталом. К примеру, завод ООО "Зумлион Бел-Рус", который делает автокраны грузоподъемностью до 60 т. Сейчас будут делать экскаваторы, погрузчики. Также в этом кластере можно выделить производителя коробок передач - Fast Gear. Дизельные двигатели для грузовиков делает компания Falcon Power.

Также сюда входит ряд белорусских производителей, которые специализируются на станкостроении, потому что это тоже наш приоритет, который и парк стремится развивать, и в целом страна. Поэтому этот кластер оформился, растет, и, соответственно, есть тенденция и к производству автокомпонентов для легкого автомобилестроения, и приросту компетенциями.

Второй кластер - это электроника. Здесь у нас работает ряд производителей серверного и компьютерного оборудования, которые начинали в целом в Беларуси, просто собирая персональные компьютеры, а пришли уже к каким-то элементам производства корпусов, мониторов, моноблоков, изделий из пластика и так далее.
 
Третье направление - логистический кластер. В нем изначально выбор площадки предопределило обстоятельство, что логистика будет в ограниченных масштабах, т.е. она контролируема, предусмотрены только определенные территории под эту отрасль. Это связано с наличием аэропорта рядом. Основной проект - это распределительный центр крупного маркетплейса, который будет самым большим в Беларуси. Второе по величине - складское хозяйство на 53 тыс. складов корпорации China Merchants Group, а также таможенный склад хранения, две гостиницы и выставочный центр. Это вот комплексная логистика в понимании китайских коллег.
Сейчас наши белорусские производители либо ретейлеры, которые сделали бизнес, задумываются о переходе уже к производству, поэтому они тоже размещают свои склады под определенные нужды. Под них приобретаются земельные участки у нас в парке и строится складское хозяйство.

Четвертое направление - медицинский кластер, в который входят 22 производителя медицинских изделий, оборудования и лекарственных препаратов.

- Какие тенденции просматриваются в развитии медицинского кластера и что конкретно производят резиденты?

- Мы проводили определенную работу, в том числе законодательную, чтобы у нас были экономические льготы и определенные послабления при регистрации изделий, при прохождении каких-то процедур, связанных именно с медициной в контексте безопасности потребления этих товаров.

Здесь очень хотелось бы выделить белорусского производителя, который уже флагман в отрасли, - ООО "Ассомедика". Они начинали производить медицинские контуры, потом расширялись и сейчас изготавливают различные катетеры, мешки для крови. Также они вышли на новый вид продукции - тест-системы на различные заболевания, наркосодержащие вещества, алкоголь и прочее. Есть огромная линейка таких тестов. Кроме того, они производят оборудование, компактные переносные УЗИ-аппараты. Это пример того, как резидент постоянно развивается, реинвестирует прибыль в свое производство.

Кроме этого, есть компания ООО "Вейсмед", которая тоже производит медицинские изделия. Это уже целая линейка хирургических наборов и инструментов. ООО "Дельфидиа" производит гаджеты и оборудование для измерения пульса, системы контроля здоровья, а также определенные тесты для этих аппаратов. Есть еще в кластере производитель различных высокотехнологичных средств перевязки, остановки крови и прочих медицинских изделий.

В отрасли фармацевтики у нас пока введен один завод - это производитель ветеринарных препаратов по требованиям правил GMP полного цикла. Да, это ветеринария, но вместе с тем это все равно фармацевтическая группа. Один производитель лекарственных средств сейчас завершает модернизацию предприятия, а несколько еще проектируется и строится.

Медицинский кластер уже у нас точно вырисовался и прирастает новыми компаниями. Все то, что я перечислил, - это уже на сегодняшний момент зарегистрированные медицинские изделия, производимые в парке, которые продаются и у нас в сети, и в Российской Федерации.

В целом по медицинскому кластеру мы видим, ощущаем результаты и делаем определенную ставку на его развитие. Причем даже в среднесрочных планах мы делаем акцент на саму медицину и на медицинские услуги. На территории парка у нас есть не только производственные, но и рекреационные зоны. Промышленность у нас все равно экологически чистая, определенные требования есть к этому. Поэтому планируем развивать медицинские учреждения. Пока в парке работает один небольшой медицинский центр на арендных площадях. Хотим сделать, скажем так, медицинскую деревню для развития туризма, потому что есть определенные преференции в области медицины, когда можно препарат, оборудование либо методику, которая зарегистрирована в странах с высокими компетенциями в здравоохранении, сразу же применить на территории парка, естественно, с согласия пациента. Это сделано для того, чтобы можно было дать доступ к зарубежному опыту за приемлемую стоимость. Например, к фармацевтическим наработкам, наработкам по оборудованию, провести какую-то операцию с участием врача, который прилетел на определенное время для выполнения ряда задач.

Планируем развивать направления от специфичных медицинских услуг до санаторно-курортного лечения для иностранных граждан и ухода за пожилыми людьми. Мы видим большой потенциал Беларуси и парка в развитии медицинского туризма.

- Еще одна актуальная тема - импортозамещение. Как резиденты реализуют это направление?

- Подавляющее большинство резидентов "Великого камня" занимаются импортозамещением. Дизельные двигатели, коробки передач, строительная техника, автокраны, экскаваторы, компьютерная техника - это все импортозамещение. Даже наши производители-экспортеры, которые производят медицинские изделия, замещают ушедшую с рынка продукцию, поставляют ее на российский рынок, на рынок ЕАЭС, ближнее зарубежье.

Хорошая, интересная тенденция, которую мы наблюдаем последние два года, о которой я упомянул выше, - это то, что к нам приходят белорусские бизнесы, раньше занимавшиеся ретейлом и бывшие чьими-то дистрибьюторами, например, тех же западных брендов, которые уходят с рынка. Белорусский бизнес начал перестраиваться и от продаж переходить в производство. Вот эта тенденция очень четко видна, и парк помогает это быстро сделать, в том числе благодаря типовым производственным корпусам. Это очень хорошо, потому что мы где-то даже сместили фокус с иностранного инвестора на свой бизнес, который здесь останется.

Вот предприятие ООО "ФармАгроСервис" до этого продавало немецкие изделия для ветеринарии, какое-то оборудование. Сейчас они у нас в парке уже производят и продают эту продукцию, причем это дешевле, чем немецкие аналоги. Компания "Хэпротрейд" была поставщиком кассовой ленты разных западных брендов. Сейчас налажено импортозамещающее производство из нашей бумаги, которую делают на Светлогорском ЦКК.

Компания Rontek Machine Tools раньше была продавцом оборудования, станков с числовым программным управлением, являясь дилером китайского предприятия Deep Precision. Сейчас совместно с этими же партнерами они уже производят у нас станки. Понятно, что основная часть еще идет на импортных комплектующих, но уже происходит своя локализация. Параллельно этот резидент производит на арендных площадях прецизионные (высокоточные) станки и строит завод для соответствующего проекта. Он будет введен в эксплуатацию уже в этом году. Это оборудование будет с белорусской станиной, элементами, программным обеспечением. Это тоже очень яркий пример импортозамещения.

Сейчас монтируется оборудование, и в этом году в парке также будет производство хоккейного инвентаря для профессионального спорта. Причем таких производителей в мире всего три-четыре. А сейчас будет и в Беларуси под брендом "Союз". Тут будут производиться хоккейные клюшки, шайбы, щитки и прочий спортинвентарь из карбона.

- Сколько белорусов работает и "Великом камне" и на каких условиях? Насколько сотрудники парка обеспечены жильем?

- В целом в "Великом камне" ежедневно работают около 3,5 тыс. человек. У резидентов - около 3 тыс. До 2030 года прогнозируем увеличение до 11 тыс. человек уже по тем производствам, которые планируются. Большая часть из них - белорусы, китайских граждан всего около 10%. Средняя зарплата в парке составляет порядка Br3,5 тыс., она выше средней по стране, это тоже определенные наши достижения, потому что одна из целей парка - создавать возможность для повышения благосостояния общества.

Свою миссию по созданию рабочих мест продолжаем выполнять, в том числе создавая условия и по жилищному строительству. "Великий камень" изначально позиционировался как мини-город, и мы сначала сделали упор на создание производств, а потом уже на социальную инфраструктуру. Ну вот это время подходит. У нас уже есть опыт - один дом на 156 квартир полностью заселен, есть спрос. Это арендное жилье, построенное нами, оснащенное всем необходимым (кровать, холодильник, стиральная машина и пр.).

В этом году начнется строительство второго дома на 173 квартиры. Планируем построить три арендных дома, а потом уже переходить на более массовое строительство жилых домов, тем более в программе социально-экономического развития на этот год уже заложено строительство скоростного железнодорожного пассажирского сообщения из центра Минска до аэропорта с остановкой в парке. Проектная документация прошла обсуждения, общественные экспертизы, в этом году начнется строительство. Когда будет пассажирское сообщение будет налажено, продолжим параллельно развивать и производство, и жилье.

Фото Татьяны МАТУСЕВИЧ,
БЕЛТА.-0-
Топ-новости
Свежие новости Беларуси