ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 27 ноября 2024
Минск-Уручье 0°C
Все новости
Все новости
Интервью
19 ноября 2012, 14:53

Использование медиации и третейских судов - показатель наличия институтов гражданского общества в Беларуси

Белорусское экономическое правосудие не стоит на месте. Высший хозяйственный суд планомерно развивает проект электронного правосудия, делает судебный процесс максимально комфортным для его участников, предусматривает возможность подачи искового заявления в электронном варианте, особое внимание уделяет теме внесудебных мер урегулирования конфликта - медиации и третейским судам. Хозяйственные суды готовятся выступать с новыми инициативами, продолжая курс на динамичное и качественное развитие хозяйственного законодательства в Беларуси. О насущных делах и проблемах экономического правосудия в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал председатель Высшего хозяйственного суда Беларуси Виктор Каменков.

- Виктор Сергеевич, какие проблемы сегодня наиболее остро стоят перед хозяйственными судами Беларуси? Какие цели поставлены перед ними?

- Проблемы системы хозяйственных судов диктуются нынешними реалиями, в первую очередь экономикой. Я всегда подчеркиваю, что экономический суд - зеркало реальной жизни. Когда в экономике у нас были проблемы с сахаром - были сахарные дела, с бензином и топливом - топливные, с нефтью - нефтяные.

Планомерное развитие института государственности, международные обязательства Беларуси и другие реалии современной действительности ставят перед хозяйственными судами все новые задачи, обусловленные стремлением нашего государства соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства и обеспечить их решение.

Уверен, повышение эффективности и качества судебного процесса - первоочередная проблема, потому как судебный процесс должен быть привлекательным для обращающихся за защитой. За последние 10 лет мы постоянно анализировали свой процессуальный кодекс, чтобы создать максимально комфортные условия для истцов и ответчиков. Мы думаем также о правовом просвещении граждан, повышении авторитета судебной власти, а следовательно, и авторитета государственной власти.

Судебные решения доступны для широкого круга пользователей через Интернет и базы данных. Любой человек, оказавшись в проблемной ситуации, может обратиться к нашим базам и найти уже готовые судебные решения по волнующему вопросу. Согласитесь, лучше учиться на чужих ошибках.

Отмечу, что хозяйственные суды не могут работать изолированно, наша цель - взаимодействие со всей судебной системой, правоохранительными органами. Во-первых, это путь к эффективной работе, а во-вторых, взаимодействие помогает упреждать ошибки контролирующих органов. У нас довольно много дел по оспариванию решений контролирующих органов: и таможни, и налоговой инспекции. Хозяйственные суды ежегодно обобщают подобные дела, изучают и анализируют, а потом указывают на ошибки госорганов. Это делается для того, чтобы налоговый или таможенный инспектор, проводя проверку, не допускал нарушений закона и прав субъекта хозяйствования.

И, конечно же, среди наших приоритетных целей развитие проекта электронного правосудия.

- Насколько успешно он продвигается? Какие новшества появились в этой сфере?

- Мы стараемся внедрить все формы электронного правосудия, а в конечном итоге должны создать полноценную работающую систему. На сегодняшний день используются только элементы электронного правосудия, хотя уже сейчас любой гражданин может подать исковое заявление в электронной форме, правда, оно все еще дублируется на бумаге. Все формы такого правосудия используем по возможному максимуму. Среди новшеств - использование смс-сообщений в работе исполнителей хозяйственных судов. Наши сотрудники постоянно напоминают людям о необходимости оплаты задолженности. Это непривычная вещь для многих должников, так что в отдельных регионах срабатывает очень эффективно. Например, в Витебской области. Там хозяйственный суд с августа по октябрь отправил почти полтысячи смс-сообщений должникам, и уже можно привести многочисленные примеры погашения задолженности индивидуальными предпринимателями.

Хозяйственные суды стали использовать формы извещения сторон по рассматриваемому делу по любым электронным адресам, через те же смс-сообщения. Абсолютно по всем каналам, где можно отыскать человека. Мы используем взаимодействие с ГАИ. Сотрудник Госавтоинспекции может остановить, например, какого-нибудь предпринимателя и лишний раз напомнить, что его автомобиль может уйти на оплату непогашенных долгов.

- Как вы оцениваете развитие в Беларуси внесудебных мер урегулирования конфликтов? В частности медиации. На ваш взгляд, сможет ли медиация органично влиться в правовую культуру Беларуси?

- Главная цель развития внесудебных мер урегулирования конфликтов - в эффективной и законной защите прав и интересов субъектов, обратившихся в хозяйственные суды. У меня нет ни единого сомнения в том, что медиация органично вольется в правовую культуру белорусского общества. Работа медиаторов, как, впрочем, и третейских судов, наглядный образец наличия в стране цивилизованных институтов саморегулирования гражданского общества. Медиация - это универсальная процедура. Она применима практически ко всем сферам частноправового регулирования.

Задумайтесь, ведь даже воюющие государства приходят к выводу, что война бессмысленна, они находят повод для примирения. И это при таких масштабах и целях, а порой два предпринимателя спорят так, что становятся врагами, даже если родные люди. Медиация позволяет сторонам даже в случае острейшего конфликта самим договориться и разрешить его. Мне кажется, мы до сих пор по-настоящему не оцениваем пользу медиации.

За медиацией будущее не только в хозяйственном судопроизводстве. При Белорусском республиканском союзе юристов проводились встречи с медиаторами, и мне было приятно узнать, что отдельные медиаторы занялись урегулированием конфликтов в брачно-семейных отношениях. Пока, конечно, все это мероприятие на начальном этапе, но я вижу большую перспективу. Статистика разводов в стране не самая утешительная, а семья - ячейка нашего общества. Чем быстрее внедрим медиацию в эту сферу жизни, тем быстрее сможем оздоровить обстановку. Как ни крути, но это элемент существования ответственного гражданского общества.

Судебный процесс у нас проходит по 5 инстанциям, мы же применяем медиацию на всех без исключения этапах. Тут и заключается секрет нашего возможного успеха. Ведь если после решения суда первой инстанции проигравшая сторона поймет, что ей будет сложно сохранить свои принципиальные позиции, то может подумать о примирении. Для судов это, конечно, большая уступка, ведь вынесенные решения приходится отменять ради блага спорящих сторон.

- Это, несомненно, говорит о гуманности суда...

- Да, это привлекает конфликтующие стороны. В других странах, где есть медиация, на это не пошли - там медиация применяется лишь в суде первой инстанции.

- Виктор Сергеевич, насколько готовы белорусские юристы к расширению употребления процедуры медиации?

- В планах - создание Национальной школы подготовки медиаторов. Не без удовольствия отмечу, что на постсоветском пространстве Беларусь первая в этом направлении, даже россияне приезжают к нам за опытом. Страны Балтии, ЕС и вовсе удивляются нашим успехам.

Ясное дело, что не всякий юрист способен успешно провести медиацию, для этого нужны и соответствующие задатки, и специальная подготовка, в том числе психологическая. Необходимо уметь почувствовать тонкие нюансы в характере человека, понять, как на него можно повлиять, что ему можно объяснить. Конечно, необходимо знать методику проведения процедуры медиации. Иной раз люди в результате конфликта вообще друг на друга смотреть не могут, поэтому медиатор должен в самом начале встретиться с каждым отдельно, выяснить ключевые позиции конфликтующего. Можно просто посидеть с каждой из сторон в неформальной обстановке. Мы, к слову, разрешили в хозяйственных судах создать комнату, где можно было бы вот так просто пообщаться и выпить чаю.

По каждой из категории споров работать непросто. Мы предусматриваем три этапа подготовки медиаторов: ознакомительный, потом юристы начинают рассматривать конкретные дела, а на третьем этапе надеемся получить супермедиаторов, способных работать по любым делам.

- Каким вы видите будущее развитие системы третейских судов? Каковы их роль и значение при разрешении споров в банковской сфере?

- Считаю, что развитие и становление в Беларуси третейских судов должно идти во взаимодействии с государственными судами, это мировой опыт, такой позиции придерживаются многие государства. Третейские суды это, как и медиация, альтернативный способ решения споров. Кстати, такие суды имеют давнюю историю, в том числе в Беларуси. В XII веке долг записывался либо на дощечке, либо на стене мелом или угольком. В надписи указывался должник, сумма долга, дата возврата, а если в назначенный срок должник не расплачивался, то ситуация складывалась не так, как сегодня. Тогда не кредитор бегал за должником, а должник за кредитором с просьбой не стирать информацию о долге, боясь гнева Всевышнего.

С момента вступления в силу закона "О третейских судах" в Беларуси зарегистрировано 17 постоянно действующих третейских судов, уже около 10 исковых заявлений приняты ими к своему рассмотрению, некоторые уже и рассмотрены по существу.

Мировой опыт свидетельствует о достаточно высокой активности использования третейского разбирательства при разрешении споров в банковской сфере. Обращение в третейский суд может позволить банкам сократить использование публичных и гласных судебных процессов, соблюсти конфиденциальность в сфере банковских услуг, поскольку в этом заинтересованы сам банк и его клиенты. Деньги шума не любят. Вкладчик, не получивший от банка соответствующую сумму, либо должник, не возвративший кредит, - они все хотят, чтобы разрешение их противоречий прошло тихо и спокойно. Ведь на кону их профессиональная репутация - с ними потом не захотят работать потенциальные партнеры. Поэтому принцип непубличности в третейском разбирательстве важен.

Однако к созданию третейских судов надо подходить обдуманно, чтобы они не были ангажированными, сделанными под определенный крупный концерн или объединения, как это случилось в России и Украине.

На уровне Союза юристов и хозяйственных судов мы постарались, чтобы в третейские суды попали самые авторитетные юристы.

- Допускаете ли вы возможность возникновения конфликта интересов между процедурой медиации и третейскими судами?

- Наличие в государстве альтернативных способов разрешения конфликтов позволяет участникам гражданского оборота выбирать наиболее эффективный и экономичный в конкретной сложившейся ситуации. Медиация и третейское разбирательство являются самостоятельными способами урегулирования (разрешения) споров.

Эти институты имеют общие цели, но механизмы их реализации различны. Медиация предполагает внесудебное урегулирование конфликта без правовой оценки при помощи медиатора, лишенного консультативных функций и использующего главным образом профессиональные навыки ведения переговоров, умения работать с интересами сторон и мотивировать к самостоятельному поиску выхода из ситуации. Третейский суд призван разрешить спор по существу, основываясь на нормах законодательства.

Уверен, что потенциал третейских судов и медиации в ближайшие годы будет все более востребован в среде отечественного предпринимательства.

Таким образом, медиация и третейский суд, скорее, партнеры, нежели конкуренты.

- Можно ли дать однозначный ответ: будет ли введена в Беларуси амнистия капитала? Если да, то какие меры стоит предпринимать для успешного применения амнистии?

- Амнистия капиталов - это мера вынужденная, на нее государства идут по принуждению из-за сложных обстоятельств. А потому этот вопрос обсуждается в Беларуси не первый год и находит как сторонников, так и противников.

Тема экономической амнистии становится актуальной для стран, находящихся в кризисной ситуации, или там, где формирование состояний некоторое время происходило на сверхдоходах. Этот процесс в свое время пережили США, Франция, Турция, Казахстан.

Необходимо учитывать два аспекта амнистии капитала - экономический и моральный. С одной стороны, можно получить дополнительные средства - потенциальные внутренние инвестиции, с другой - подорвать доверие к налоговой системе и вызвать раскол в обществе между лицами, легализовавшими незаконно нажитые доходы, и добросовестными налогоплательщиками. При принятии решения об амнистии капитала существует опасность, что будут легализованы также доходы, полученные заведомо преступным путем, к примеру от торговли контрафактом. Исключить подобные ситуации при проведении амнистии невозможно. Человек принесет в банк деньги, и никто не сможет спросить об их происхождении.

Нельзя забывать, что при проведении подобных акций оценивается вероятный экономический эффект, который может не оправдаться. Так, в Ирландии собрали около 2,5% ВВП, в Казахстане в результате амнистии в 2001 году были легализированы не более 15% ожидаемых валютных поступлений. Эффект от амнистий, регулярно проводимых в Индии, с каждым разом все более низкий. В этой связи сомнительным представляется постановка условий и дополнительных обязательств для вывода капитала из тени.

При оценке предполагаемого результата необходимо учитывать, что средства, на легализацию которых направлены мероприятия амнистии, находятся в активах предприятий или на счетах в зарубежных банках. Опыт Казахстана показывает, что в результате амнистии абсолютное большинство вкладов пришло не из-за границы, а за счет внутренней наличности. Не исключена ситуация, что ставшие легальными денежные средства вновь отправятся за рубеж. В рамках действующего законодательства амнистия капитала невозможна. В случае принятия решения о проведении подобной акции необходима масштабная подготовительная работа.

На первом этапе не обойтись без предварительной разъяснительной работы. Людям нужно будет помочь осознать цели амнистии, механизм ее реализации. Очень важно, чтобы расчет на прощение не укоренился в сознании, и не происходило целенаправленное незаконное накопление капитала с целью его дальнейшей легализации. Эксперты сходятся во мнении, что проведение масштабной амнистии капиталов не должно происходить чаще одного раза в поколение.

Необходимо помнить, что поводом для амнистии в основном становятся недостатки налогового администрирования. Единовременное прощение не приведет к устранению причин, вызывающих уклонение от уплаты налогов и побуждающих бизнес выводить капитал за рубеж.

Представляется, что совершенствование законодательства в сфере налогообложения и предпринимательства, которое успешно проводится уже не первый год, устранение причин для ведения теневого бизнеса, укрепление доверия к финансовым институтам и инструментам, повышение уровня финансовой грамотности населения будут должным образом способствовать притоку инвестиций в экономику Беларуси без применения такой противоречивой меры, как амнистия капитала.

- Виктор Сергеевич, приведите примеры предприятий, где была проведена санация, а предприятие потом вышло на новые мощности.

- Убежден, что санация должна быть внесудебная и судебная. Использовать ее надо более целенаправленно. Проводить ее необходимо на правовом регулировании и экономическом обосновании. В Беларуси статистика по санации не уступает статистике самых развитых стран. Швецию и Японию раньше приводили в качестве примера, а мы уже не уступаем им.

Мы должны думать о санации в качестве превентивной меры реагирования на проблемы предприятия. Мне понравилась система мер в США, Германии и Финляндии, где санация применяется на ранних этапах.

Сразу следует отметить, что к моменту обращения в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве субъекты хозяйствования являются неплатежеспособными, зачастую неплатежеспособность имеет устойчивый характер. У таких должников, как правило, не имеется имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к ним требований кредиторов. В этой связи по сравнению с процедурой ликвидационного производства санация вводится хозяйственными судами крайне редко.

Тем не менее можно привести примеры успешной санации, когда должникам удавалось восстановить свою платежеспособность, применяя для ее восстановления все возможные меры, в том числе перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, продажу части имущества, ликвидацию дебиторской задолженности, а также иные способы.

В качестве одного из примеров успешной санации можно привести дело об экономической несостоятельности, возбужденное по заявлению коммунального унитарного производственного предприятия "Ганцевичский комбинат панельного домостроения".

Уменьшение объема производства КУПП "Ганцевичский КПД" было вызвано выпуском неконкурентоспособной продукции, изношенностью зданий, сооружений, технологического оборудования. Кредиторская задолженность должника составляла Br5,18 млрд. Коэффициенты платежеспособности должника на дату открытия конкурсного производства были значительно ниже нормативных показателей.

Планом санации, разработанным антикризисным управляющим, предусматривалась модернизация существующего производства под выпуск железобетонных конструкций жилых домов конструктивной схемы "широкий шаг" с выходом на производственную мощность 50 тыс.куб.м железобетонных изделий в год. За трехлетний период санации предприятию удалось достичь значительных результатов: получено прибыли Br2,18 млрд., из которых Br2,14 млрд. направлено на удовлетворение требований конкурсных кредиторов; начислено Br5,71 млрд. амортизационного фонда, из которых Br1,64 млрд. направлено на модернизацию производства.

- Можно ли назвать новый реестр коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения экономических правонарушений своеобразной санацией микроклимата в области хозяйствования?

- Необходимо сказать, что указ №488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств", вступающий в силу 1 января 2013 года, был встречен неоднозначно. Большинство откликов в Интернете отрицательные: субъекты хозяйствования озабочены возможным произволом налоговых органов, а также возложенной обязанностью по проверке своих деловых партнеров.

Вместе с тем субъекты хозяйствования, открыто работающие на рынке и добросовестно уплачивающие обязательные платежи с использованием законных методов их минимизации, понимают направленность указа на устранение недобросовестной конкуренции в предпринимательской среде.

Указ является мерой не только по существенному сокращению ущерба, наносимого государству теневой экономикой, но и обеспечением равных и благоприятных условий для предпринимательской деятельности. В этом смысле акт должен вывести из игры лжепредпринимательские структуры, функционирующие с помощью подставных директоров под управлением организованных групп, и совершающие экономические правонарушения и уголовные преступления.

- С какими законодательными инициативами готовятся выступать хозяйственные суды в ближайшее время?

- В настоящее время Высший хозяйственный суд Беларуси подготовил проект закона "О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства", разработанный в соответствии с планом подготовки законопроектов на 2012 год. В проекте предлагается совершенствование норм Хозяйственного процессуального кодекса с учетом практики его применения, внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс.

В частности, изменения направлены на укрепление процессуальной дисциплины лиц, участвующих в деле, а также на унификацию хозяйственного и гражданского процессуального законодательства. Например, предусматривается оставление иска без рассмотрения при неявке без уважительных причин истца или заявителя в судебное заседание, нормативное закрепление положений, обеспечивающих использование в хозяйственном судопроизводстве электронного документооборота и информационных технологий.

В проект включены также нормы, связанные с деятельностью в Беларуси третейских судов, а также арбитражной комиссии при товарной бирже.

Одним из концептуальных направлений, закрепляемых в проекте, является нормативное закрепление положений, обеспечивающих использование в хозяйственном судопроизводстве электронного документооборота и информационных технологий. Так, в проекте предлагается урегулирование вопросов применения системы видео-конференц-связи для проведения судебных заседаний и осуществления отдельных процессуальных.

Хозяйственное законодательство в Беларуси развивается динамично и качественно, а хозяйственные суды и в дальнейшем будут строить свою работу исходя из необходимости поиска различных способов оптимизации хозяйственного судопроизводства.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси