ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 27 ноября 2024
Минск-Уручье -1°C
Все новости
Все новости
Интервью
06 сентября 2013, 17:16

Иностранному инвестору работать в Беларуси достаточно комфортно

В Беларуси с 1 августа начали взимать плату за проезд по автодорогам страны с помощью национальной электронной системы BelToll. Использование принципиально новой для республики современной технологии обеспечило возможность выполнения безналичных расчетов вместо ручного сбора средств за перемещение по платным трассам. В настоящее время система действует на 815 км белорусских дорог - всей автомагистрали М1/Е30 Брест (Козловичи) - Минск - граница России (Редьки), а также отдельных участках трасс M2 Минск - Национальный аэропорт Минск, M3 Минск - Витебск, M4 Минск - Могилев, M5/Е271 Минск - Гомель и M6/Е28 Минск - Гродно - граница Польши (Брузги). Платить нужно не всем - в соответствии с указом №426 от 27 сентября 2012 года от дорожных сборов, в частности, освобождаются транспортные средства, зарегистрированные на территории стран Таможенного союза, с технически допустимой общей массой не более 3,5 т. О полученном опыте по реализации этого сложного инновационного проекта, а также об итогах работы BelToll в режиме коммерческой эксплуатации за первый месяц корреспонденту БЕЛТА рассказал менеджер по связям с общественностью ИООО "Капш Телематик Сервисиз" (оператор системы) Сергей Бурый.

- Представляя дочернее предприятие, созданное австрийским инвестором Kapsch TrafficCom AG, сообщите, находит ли эта западноевропейская компания инвестиционный климат Беларуси благоприятным? Является ли Kapsch TrafficCom AG параллельно участником аналогичных проектов в других странах?

- Электронные системы взимания платы за проезд по платным дорогам широко используются в мире. Kapsch TrafficCom AG уже реализовал около 240 подобных проектов в Австрии, Чехии, Польше, Австралии, ЮАР… В общей сложности наши продукты функционируют в 43 странах. Эффективные системы электронных расчетов - в своем роде сложные организмы, являющиеся симбиозом технологических достижений в самых различных областях: оптической, коммуникационной, электронной. Чтобы соединить их в единое целое, необходимы компетенции и опыт, которые Kapsch TrafficCom AG накопил, работая по всему миру. Работать в Беларуси, по мнению коллег из Австрии, достаточно комфортно. Есть определенные особенности, как и в любой другой стране, но чувствуется доброжелательность, желание внедрять новшества. Пожалуй, здесь главное требование к инвестору - быть добропорядочным, соблюдать взятые на себя обязательства, но никто не назовет такой подход несправедливым.

- С какими сложностями пришлось столкнуться инвестору при реализации проекта в Беларуси? На данном этапе, что именно Вы можете включить в число важных вопросов, которые еще предстоит решить?

- В каждой стране своя специфика работы. В Беларуси, например, мы столкнулись с большим количеством административных процедур. Это для нас оказалось несколько неожиданным, но вместе с тем подобную особенность нельзя назвать непреодолимой проблемой. В тесном сотрудничестве с Министерством транспорта и коммуникаций Беларуси, другими органами государственного управления возникавшие вопросы решались оперативно - именно поэтому все этапы проекта были реализованы в установленные сроки.

- Какую оценку Вы можете дать проделанной работе? Есть ли удовлетворение от полученных результатов?

- В общем и целом мы довольны: намеченные сроки реализации проекта были соблюдены, и в итоге BelToll работает в штатном режиме. Значительных технических сбоев, которые обычно возникают при запуске в коммерческую эксплуатацию таких сложных систем, практически не возникало. Надо отметить, что мелких нестыковок при запуске белорусского проекта было намного меньше, чем в других государствах.

- Второй этап, реализация которого уже начата, рассчитан до 1 января 2014 года и подразумевает расширение системы на участках магистралей М4 и М5. Нет ли предпосылок для выполнения установленных планов раньше обозначенного времени? Поясните, пожалуйста, насколько увеличится зона действия BelToll на втором этапе?

- Наша компания занимается только эксплуатацией, и какие дороги будут платными, на каких участках, с какой даты - такие решения принимаются уполномоченными органами государственного управления. Первоначально в инвестиционном соглашении предусматривалось к началу 2014 года расширить действие системы BelToll еще на 356 км трасс. Возможно, в первоначальные планы будут внесены коррективы. Но это прерогатива правительства. Со своей стороны мы готовы выполнить все работы в установленные сроки.

- Возможно, вы располагаете информацией, когда предполагается подписать дополнительные соглашения для третьего и четвертого этапов, в соответствии с которыми создание BelToll в Беларуси продолжится?

- Опять же, это зависит от решений, принятых белорусскими органами власти. Ведь, исходя из мировой практики, которой придерживается и Беларусь, дорога становится платной, когда трасса начинает соответствовать определенным техническим характеристикам: высокие качество дорожного полотна и пропускная способность, наличие инфраструктуры. Видимо, исходя из этих факторов, и будет расширяться система платных дорог в республике.

- Активно ли в настоящее время продолжается регистрация пользователей в национальной системе? Сколько бортовых устройств уже выдано пользователям?

- Активная регистрация в системе BelToll началась за две недели до ее коммерческого запуска. На 1 августа в наших 48 пунктах обслуживания было выдано около 49 тыс. бортовых устройств, за последующие две недели их количество увеличилось вдвое. По состоянию на 1 сентября число переданных автовладельцам соответствующих приборов превысило 99,5 тыс. единиц. По итогам минувшего месяца с BelToll было заключено более 64 тыс. договоров.

Замечу, что многие владельцы автотранспорта тянули с регистрацией в системе до последнего, впрочем, такая черта присуща не только нашим соотечественникам. Практически во всех странах, в которых мы реализовывали подобные проекты, основной пик заключения договоров приходился на 2-3 последних дня до запуска системы в эксплуатацию и на 2-3 недели после него, а потом все входило в стандартное русло. Поэтому для пунктов обслуживания клиентов очень было важно оперативно отработать этот промежуток времени, чтобы справиться с большим количеством клиентов. В Беларуси эта задача решена была удовлетворительно. Очередей сегодня не наблюдается, как и дефицита бортовых устройств, которых завезли в республику 500 тыс.

- Какой из способов регистрации пользователей платных автодорог, предложенный оператором, пользуется наибольшей популярностью?

- По итогам регистрации контрактов в режиме предоплаты заключено больше всего - этот способ наиболее популярен. Однако количество бортовых устройств, выданных по договорам в режиме предоплаты и по договорам с оплатой по факту, приблизительно одинаковое. Оплату по факту выбирают, как правило, организации, имеющие несколько автомобилей, независимо от формы собственности. Электронная система сбора платы пока является новинкой для белорусских пользователей. Естественно, должно пройти некоторое время, чтобы они во всем разобрались и выбрали для себя оптимальные контрактные условия.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси