ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 26 ноября 2024
Минск-Уручье 0°C
Все новости
Все новости
Интервью
18 февраля 2016, 08:40
Андрей Гаев

Имущество государства должно приносить максимальную прибыль

Андрей Гаев
Андрей Гаев
Директор Национального центра защиты персональных данных

День работников землеустроительной и картографо-геодезической службы отмечается в Беларуси 21 февраля. Накануне профессионального праздника корреспондент БЕЛТА побеседовал с председателем Государственного комитета по имуществу Андреем Гаевым.

- Андрей Анатольевич, в ведении Госкомимущества - самые различные направления деятельности, начиная с геодезии и заканчивая имущественными отношениями. Предлагаю емко обозначить основные успехи, которыми отметился 2015 год.

- Действительно, направлений деятельности много, и везде есть свои результаты. Начать можно с геодезии. В прошлом году мы закупили 17 станций точного позиционирования. В результате сейчас спутниковая система точного позиционирования состоит из 90 станций. В этом году добавим к ней еще 9, и можно будет с уверенностью говорить, что в Беларуси создана одна из самых передовых геодезических сетей точного позиционирования - как в сравнении с нашими ближайшими соседями, так и в целом в Европе.

- Что это даст?

- Это даст самые широкие возможности для различных сфер деятельности, начиная от экономики и заканчивая обороноспособностью. Мы, например, используем точные координаты при выполнении землеустроительных работ, когда необходимо произвести измерение конкретного земельного участка. Раньше для проведения таких работ специалисту необходимо было выехать на место, провести соответствующий геодезический ход, чтобы правильно определить границы в садоводческом товариществе или населенном пункте, и съемку, вернуться в офис и обработать полученные материалы. Сейчас специалист приезжает, связывается со спутником, определяет точные координаты и обрабатывает полученную информацию прямо на месте. Это сокращает и временные, и финансовые затраты.

Также получаемые данные могут и должны использоваться в рамках так называемого точного земледелия - пока, конечно, у нас его используют не слишком активно (знаем, что несколько юридических лиц под Минском ее применяют, в Новогрудском районе), но перспективы хорошие. Технология сводится к тому, что на трактор устанавливается специальное программное обеспечение и он вне зависимости от рельефа поля и его размеров едет ровно с точностью до 2 см, прокладывая трассы при внесении семян, удобрений, исключая таким образом и лишние заходы на поля, пропуски. Тоже речь идет об оптимизации.

- Какие новации произошли в сфере землеустройства?

- Интересный проект был осуществлен в Смолевичском районе Минской области. Мы решили посмотреть на оптимизацию границы этой административной единицы. В результате изменения коснулись около 40% ее протяженности. Дело в том, что где-то граница проходила посередине поля, где-то в лесу, то есть понять, где заканчивается один район, а начинается другой, практически невозможно. В ходе эксперимента по оптимизации мы привязали границы к твердым ориентирам: дорогам, линиями электропередачи. Теперь мы реально видим границы Смолевичского района и его переход в другие административные единицы. Изменения коснулись где-то около 50 га, то есть площадь района изменилась несущественно. Проанализировав этот опыт, было принято принципиальное решение, что до конца 2019 года такая работа будет проведена на всей территории. В 2016 году будем работать в Минской области.

Второй важный пилотный проект - по массовому формированию и кадастровому учету объектов недвижимости, который проводится на базе Кобринского района Брестской области и Советского района Минска. Мы находим объекты, которые не зарегистрированы (а регистрация, напомню, у нас носит заявительный характер, как, в принципе, и везде в мире), определяем их характеристики и формируем кадастровую стоимость. Этот эксперимент проводится для того, чтобы понять, насколько целесообразно в Беларуси переходить на единый налог на недвижимость. Завершить работу наши специалисты планируют в мае текущего года, после чего данные будут переданы в Министерство по налогам и сбором, которое во взаимодействии с Министерством финансов и Госкомимуществом будет принимать окончательное решение.

- Еще одна ваша "вотчина" - регистрация недвижимости. Здесь в Беларуси все по высшему разряду, достаточно вспомнить, что в рейтинге Doing Business по этой позиции мы находимся на седьмом месте из почти 200 стран.

- Да, это хорошая позиция, но нет предела совершенству. В прошлом году мы пришли к возможности проведения регистрационных действий в течение одного дня как для граждан, так и для юридических лиц.

Также мы занимались развитием технологий в сфере технической инвентаризации недвижимости. К апрелю должны ввести в полном объеме новый программный комплекс, позволяющий иметь центральную базу характеристик недвижимого имущества. Это должно усовершенствовать процесс технической инвентаризации, оформления документов, собрать все данные в едином цифровом виде. Другими словами, мы не останавливаемся на достигнутом. Технологии быстро меняются, и когда есть возможность что-то усовершенствовать, стараемся это делать.

- Судя по сообщениям в прессе, Госкомимущество активно работает над заменой бумажного документооборота электронным...

- На это в том числе направлена наша деятельность. Уже существует возможность, хотя пока ею и не очень активно пользуются в силу разных причин, подачи документов для совершения регистрационных действий в виде электронных документов, не обращаясь лично в агентство по регистрации. Совершенствуем программное обеспечение, чтобы была возможность предоставлять широкий спектр информации из регистра недвижимости.

- Одна из сфер вашей деятельности - картография. Позвольте поздравить с выходом третьего тома "Вялiкага гiстарычнага атласа".

- Это картографическое произведение действительно является для нас знаковым, так что спасибо за поздравления. Будет еще четвертый том, заключительный.

Также в текущем году планируем завершить работы по географическому атласу. Уверен, что он будет интересен и преподавателя, и учителям, и студентам, и школьникам. Это комплексный продукт, который будет охватывать разные аспекты, применяемые в образовании. В целом в сфере картографии закрыта потребность всех учреждений образования и разных ступеней образовательного процесса.

- В самом конце 2014 года, когда после назначения на должность председателя Госкомимущества, вы говорили о том, что задача №1 - это повышение эффективности управления госсобственностью. Насколько ее удалось выполнить? Сформирован ли реестр государственной недвижимости?

- Реестр государственной недвижимости сформирован. Там учтены все объекты, которые находятся в собственности государства. На сегодняшний день это около 119 млн кв.м, если говорить о недвижимом имуществе, примерно 900 тыс. объектов - половина в республиканской, половина в коммунальной собственности. Поэтому государство знает, чем обладает. Следующая задача - обеспечить повышение эффективности использования госсобственности, вовлечь в оборот неэффективно используемое имущество для того, чтобы оно давало старт для развития предпринимательской инициативы.

- Много ли сейчас государственного имущества используется неэффективно?

- Неэффективно используемого или неиспользуемого имущества не так много - 1,8% от общего количества, или 2 млн кв.м. В отношении этого имущества составляются планы, графики вовлечения в оборот. По ряду объектов, которые находятся в республиканской собственности, принимать решения по вовлечению в оборот уполномочены облисполкомы, правительством ежегодно одобряется такой перечень. Наиболее распространенным и эффективным способом является продажа недвижимости, используются иные формы, в частности аренда.

- Все ли возможное делается в этом направлении или есть еще какие-то возможности?

- Конечно, есть над чем поработать. Но в целом законодательство позволяет решать все основные вопросы вовлечения имущества в оборот. Сейчас мы готовим изменения в указ №294, который решает основные вопросы по распоряжению государственным имуществом. Там предполагается усиление зоны ответственности Госкомимущества в части передачи ряда полномочий от правительства. Сейчас решение о продаже объектов стоимостью более 10 тыс. базовых единиц принимает правительство. Планируется эти полномочия передать Госкомимуществу. Это необходимо для того, чтобы сократить и временной промежуток принятия решений, и количество документов.

Еще одно нововведение касается объектов, попытки продать которые на аукционах не увенчались успехом - ни по изначальной цене, ни с понижением стоимости на 20, 50, 80%, ни за одну базовую величину. Предполагается заложить возможность прямой продажи таких объектов за одну базовую. То есть не проводить торги, а при появлении инвестора передавать это имущество непосредственно. Кроме того, есть предложение установить льготы по налогу на недвижимость, земельные участки лицам, которые приобретают такое имущество, оставлять балансодержателям половину вырученных от продажи имущества финансов.

Дело в том, что около трех четвертей проданных в прошлом году зданий и сооружений были реализованы либо после снижения первоначальной цены на 80%, либо за одну базовую величину. Более 360 объектов вообще не удалось реализовать. Поэтому мы постоянно ищем иные формы и способы вовлечения неэффективно используемого имущества в оборот.

- Ранее вы говорили, что эти процессы совершенствования подходов к вовлечению в оборот, повышению эффективности управления лежат в том числе в плоскости корпоративного управления в акционерных обществах, где имеется доля государства.

- Я и сейчас об этом говорю. Поэтому идет работа над возможностью привлечения профессиональных управляющих с установлением размера оплаты их труда в зависимости от достигнутых результатов. Предлагается также установить на законодательном уровне обязанность представителей государства активнее работать по выявлению неиспользуемого имущества, выносить на рассмотрение наблюдательных советов вопросы вовлечения этого имущества в оборот. В прошлом году мы утвердили примерную форму Корпоративного кодекса в акционерных обществах и Положение о наиболее необходимых в этих обществах профильных комитетах - по аудиту, кадрам, стратегии. При этом подчеркну, что вопрос комплексный, он требует взвешенного подхода, ведь не везде эти комитеты можно вводить, особенно в обществах с небольшой численностью. Но в целом процесс корпоративного управления на уровне лучших мировых образцов должен способствовать повышению эффективности отдачи от того, что имеет государство, эти общества. Конечно, среди прочих мер.

- Еще одной непростой темой является приватизация. Каковы итоги прошлого года в этой сфере?

- Сразу же напомню основной постулат, которым мы руководствуемся: в Беларуси может быть приватизировано любое акционерное общество - было бы выгодное для всех предложение. Поэтому на сайте нашего комитета размещен перечень всех АО, где имеется доля Республики Беларусь. При появлении интереса у инвестора мы готовы рассматривать любые предложения.

Есть у нас и перечень объектов для приватизации. Но попрошу не путать: это не план приватизации. Это рабочий набор предложений, сформулированных с учетом позиций отраслевых органов управления для большей проработки на этапе появления предложений у потенциальных инвесторов. Наличие перечня рассматривается международными агентствами как наличие процессов приватизации в стране вообще, поэтому мы рассматривает его как рабочую площадку для диалога.

Относительно прошлогодних итогов приватизации можно сказать, что был продан пакет акций, находящихся в республиканской собственности, общества "Стройтехпрогресс" за Br13,9 млрд. По коммунальной собственности результат несколько иной - девять АО и имущественный комплекс унитарного предприятия.

- Какие предложения на этот год?

- Уже подготовлены предложения по продаже по конкурсу четырех акционерных обществ республиканской собственности с пакетом, близким к 100%, они находятся на рассмотрении. Это средние предприятия, не убыточные, нормально функционируют, но нуждаются в инвестициях. Инвестор необходим для вложения средств в модернизацию, новые технологии. Два общества находятся в компетенции Минпрома, два - Минсвязи.

Также есть предложения по семи обществам с незначительной долей государства. Продажу этих предприятий предлагается осуществлять через фондовую биржу, так как пакет акций не превышает 20%. Мы посмотрели, что если реализовать их по цене, определенной на основании балансовой стоимости, то в государство одномоментно получит такие же деньги, как если бы оно собирало дивиденды в течение 70 лет.

- 1 июля 2016 года заканчивает срок, в течение которого у граждан была возможность приватизировать жилые помещения, в которых они проживают. Далее жилой фонд перейдет в разряд коммерческого. Сколько, по вашим оценкам, на данный момент в стране остается неприватизированного жилья и много ли граждан обращается в комитет с проблемами, связанными с данным процессом?

- Неприватизированных квартир и жилых домов в Беларуси осталось менее 8%. За точной цифрой лучше обратиться в Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Времени осталось немного, вопросы есть. В прошлом году на Государственный комитет по имуществу были возложены вопросы рассмотрения обращений граждан, которые в силу каких-то причин не согласны со стоимостью жилья, которую определила комиссия, созданная при исполкомах или иных балансодержателях. Мы получили значительное количество обращений. Поэтому для того чтобы процесс приватизации жилья был плавно завершен, чтобы те лица, которые не согласны, могли свои права в конечном итоге реализовать, принят указ №25. Документ разрешил в случае несогласия гражданина с выведенной комиссией стоимостью обратиться за определением рыночной цены. Если последняя окажется ниже, то приватизация пройдет по ней.

Также указом предусмотрено, что если до приватизации гражданину необходимо провести техническую инвентаризацию потому, что орган, который должен был зарегистрировать имущество, почему-то этого не сделал, то в случае приватизации по рыночной стоимости владельцу будут компенсироваться затраты как на проведение оценки, так и на техническую инвентаризацию. А уже балансодержатель этого объекта недвижимости должен будет в течение года перечислить в бюджет компенсируемую сумму. Думаю, принятые решения будут способствовать завершению приватизации без треволнений.

- Насколько быстро организации готовы провести рыночную оценку недвижимости? Вопрос к тому, что до 1 июля остается не так уж и многo.

- Максимум в течение трех недель. Но, как правило, сроки значительно короче. Что касается оставшегося времени, то его действительно не много. Поэтому гражданам, которые еще не приватизировали жилье, но хотят это сделать, советую действовать более активно.

- Ощущается ли в отрасли кадровая проблема?

- К счастью, нет. Этому вопросу мы уделяем самое серьезное внимание. Мы хорошо понимаем, что выпускник вуза должен получить практический опыт. Причем желательно во время студенчества. Направлений у нас, как уже было сказано, много. Но подходы везде одинаковые.

Например, специалистов в геодезии готовят в Полоцком государственном университете. Вообще исторически школа геодезистов - московская. И сегодня для того чтобы подготовить высококлассного геодезиста, мало иметь базовое образование, нужно методом наставничества с этим человеком работать. В Госкомимуществе есть центр повышения квалификации. Поверьте: мы знаем каждого работника каждого предприятия, каждый из них с определенной законодательством периодичностью, а если происходят изменения, то и чаще, приходит на повышение квалификации. Причем речь идет о практико-ориентированных занятиях, с привлечением высококлассных практических специалистов, специалистов вузов.

Плотно работаем с вузами - Академией управления при Президенте, БГУ, по землеустроительному направлению - с Горецкой сельскохозяйственной академией, Полоцким государственным университетом, в плане имущественных отношений - с Белорусским государственным экономическим университетом. Связь с вузами постоянная. В Горках, например, студенты распределяются по предприятиям с третьего курса, и когда уже им приходит время получать диплом, их видят, они знают, что от них требуется. Наниматель делает осознанный выбор при получении молодого специалиста.

Другой немаловажный аспект в работе с кадрами - создание надлежащих условий труда. Стараемся сделать все возможное, чтобы нашим сотрудникам было комфортно работать, чтобы была система оплаты труда, которая бы стимулировала людей к зарабатыванию - не к тому, чтобы получить зарплату, а к тому, что чтобы ее заработать. Даем возможность инициативным людям качественно выполнять посильный объем работы.

Что касается условий труда, то, например, на прошлой неделе открыли новое здание Брестского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру. В целом могу сказать, что работа по улучшению условий труда, приему посетителей находится на завершающем этапе. Сейчас большой объемный проект идет в этом направлении в Минске. Долгое время у столичного агентства не было одного здания, в котором бы были собраны все структурные подразделения. Сейчас проводится модернизация здания на улице Богдановича, где все будет собрано воедино, будет вестись прием как юридических, так и физических лиц. Коллектив будет работать в современных условиях.

Особое внимание уделяем разъяснению работникам тех норм, которые нельзя преступать, работаем над профилактикой коррупционных правонарушений. Люди должны осознавать, что делать нельзя, за что наступает ответственность.

- В завершение предлагаю поделиться планами на 2016 год.

- Наше стратегическое направление деятельности - развитие информационных технологий по всем направлениям и в тесной увязке одних процессов с другими. Нужно добиться, чтобы данные, которые мы получаем от спутника, самолета, который делает аэрофотосъемку, оперативно обрабатывались и поступали в информационные ресурсы. И чтобы различные органы госуправления могли пользоваться обработанной информацией для решения возложенных на них задач.

В сфере имущественных отношений сосредоточимся на повышении эффективности и отдачи объектов, находящихся в государственной собственности. Нужно добиться того, чтобы каждый из них приносил максимально возможную прибыль, шел на пользу народу, трудом которого был создан, чтобы каждая акция приносила максимальную доходность.

Также предстоит определиться с непрофильными активами, перераспределить их по тем органам, которые должны ими заниматься. Где целесообразно, передадим объекты из республиканской в коммунальную собственность. Где необходимо, будем искать инвестора, чтобы он привносил новое, модернизировал производство, внедрял передовые технологии и обеспечивал повышение эффективности объектов. Нам бы хотелось, чтобы неиспользуемая недвижимость была стартом, площадкой для развития инициативы у тех, кто хочет заниматься своим бизнесом, чтобы предприниматели могли и далее открыто и прозрачно получить объект в собственность.

В заключение хочу сказать, что это замечательно, что и геодезисты, и картографы, и регистраторы, и оценщики, и работники сферы имущественных отношений, землеустройства собраны в одном ведомстве. Как показывает практика, это позволило нам быстрее и эффективнее решать стоящие перед нами задачи. И наш опыт сейчас перенимают соседние государства, что, безусловно, дает нам новый импульс в работе.

Юлия ОГНЕВА

Топ-новости
Свежие новости Беларуси