ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 30 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +2°C
Все новости
Все новости
Интервью
21 января 2018, 18:05
Александра Бутор

Хочется все взять в свои руки, чтобы понять, прав ли ты

Александра Бутор
Александра Бутор
Режиссер

О своем фильме "В личное пространство вход воспрещен", который стал ее первым продюсерским проектом, режиссер Александра Бутор рассказывает, что все как-то сразу сложилось. Нашлись партнеры, которые взялись помочь в организации съемок. Актерский состав быстро подобрался. Съемочный период занял всего 10 дней. Экранное воплощение фильма с 1 февраля смогут увидеть белорусские зрители в кинотеатрах, а премьерный показ в Минске состоится уже 22 января. Накануне премьеры корреспондент БЕЛТА побеседовала с режиссером этой картины, обладателем награды "Золотой Реми" международного кинофестиваля WorldFest в Хьюстоне за фильм "Сладкое прощание Веры".

- Александра, что вас подтолкнуло в самостоятельное плавание? Поняли, если хочешь сделать хорошо, то надо сделать это самой?

- Да, примерно так. Я работала на телеканалах, имела опыт съемок программ, клипов, на "Беларусьфильме" сняла "Белые Росы. Возвращение" и "Сладкое прощание Веры". Киностудия - огромная машина. Когда ты видишь ошибки в организации процесса на ровном месте, хочется взять все в свои руки и попробовать, прав ли ты. Опыт показал, что прав.

- И каково себя чувствовать в роли продюсера?

- Небольшие работы, где организацией занималась сама, у меня были, поэтому бралась за такой серьезный проект, уже имея опыт. Это лучше, чем когда нужно оглядываться на кого-то. Есть ответственность, когда ты распоряжаешься финансами, ответственность перед людьми за эти средства. С одной стороны, - груз, но с другой, - свобода, которой я очень дорожу. Когда ты сам себе хозяин, то с тебя одного и спрос.

- Полный метр за десять дней - не слишком ли сжатые сроки?

- Полный метр за десять дней - реальные сроки. Секрет только в хорошей организации. Еще во время работы над большими игровыми проектами ОНТ ("Павлинка NEW", "Батлейка") сама занималась планированием. Так было просто удобнее, потому что я хорошо ориентируюсь в сценарии, мне легко распределить сцены, актеров, локации в съемочных днях так, чтобы все успеть. И со вторым режиссером мы всегда работали в паре. На самом деле режиссер не должен заниматься планированием, режиссер - личность творческая.

Без сбоев не обошлось, это ведь живой процесс. Например, старая "Волга" сломалась, когда нужно было ее снимать. Но ты можешь стоять и страдать, что у тебя съемка срывается, а можешь переставить эти сцены на другой день, где еще раз в кадре "Волга". Так мы и сделали, нужные сцены потом досняли в другом месте и в другой день.

- Словом, все получилось слаженно и четко благодаря грамотному планированию?

- Конечно. Просто много технических моментов, например, количество группы. На съемках картины "Беларусьфильма" у меня была группа 50 человек и одного только транспорта 12 машин. То есть, представьте себе: вы приезжаете на точку съемки, вам надо для начала транспорт расставить, всех этих 50 человек организовать. А организовать 50 человек сложнее, чем 15. И все это занимает время. Конечно, для больших проектов нужна немаленькая команда, но для камерных достаточно 15 человек, которые четко исполняли свои обязанности, не курили, не пили кофе бесконечно.

- Попробовав вольного хлеба, смогли бы работать над проектом в прежнем формате?

- Я мечтаю о совместном производстве. Это должно стать моим следующим опытом как продюсера и режиссера, потому что есть очень дорогие идеи, воплотить которые одной пока финансово сложно. Например, кино о войне. Хотя есть опасения, что вторая сторона или серьезный инвестор начнет диктовать условия, вмешиваться в проект. Это пока останавливает. Ну, а более простые проекты, мелодрамы или романтические комедии, не так сложно запустить самой.

- А что для этого нужно? Шестьдесят тысяч долларов, ведь столько вам понадобилось на фильм "В личное пространство вход воспрещен"?

- Во-первых, как я уже сказала, организация. Во-вторых, что такое шестьдесят тысяч? Были деньги, которые вложены сразу, есть еще часть, что мы выплачиваем с проката. Вот и весь секрет.

- Кстати, про прокат. Старт в белорусских кинотеатрах с 1 февраля, но вы планируете и за пределами Беларуси свой фильм показать.

- Минский киновидеопрокат предлагал показать картину на Новый год, мотивируя, что на праздники больше зрителей его смогут посмотреть. Но количество кинотеатров невелико и такие серьезные фильмы в это время были заявлены, что я не рискнула. Конечно, мучилась, но потом приняла решение, что лучше работу показать поближе к 14 февраля. Кино у нас никак не новогоднее, а вот история взаимоотношений присутствует, и к Дню влюбленных придется очень кстати.

Прокатную судьбу фильма решать сложно, приходится вести множество переговоров. Премьера пройдет в кинотеатре "Москва" в Минске, прокат с 1 по 14 февраля в девяти столичных кинотеатрах, а также в Гомеле, Гродно и Бресте. В одной только Гомельской области показ состоится в 23 кинотеатрах. Готовы английские и литовские субтитры - фильм отправится к прокатчикам Польши, Чехии, Германии и Литвы, а также на международные кинофорумы. На премьеру в Вильнюсе, к слову, обещал прийти Юозас Будрайтис, который снимался в двух моих предыдущих картинах. С тех пор он следит за тем, что я делаю в кино, что мне, безусловно, приятно.

- Испытываете трепет, когда работаете с известными актерами?

- Знаю молодых режиссеров, которым посчастливилось работать с большими кинозвездами еще советского кино, но они настолько робели перед величием актеров, что боялись к ним подойти. Если бы снимала Меньшова, Фрейндлих, Гафта…, я бы не отошла ни на шаг. Это же так здорово. Когда ты встречаешь человека-легенду, нужно пользоваться в хорошем смысле слова возможностью общаться с человеком мудрым, опытным, супер-талантливым. На самом деле, чем больше звезда, тем проще с ней работать, если ты умеешь в принципе работать с актерами. Ты ставишь простую задачу - актер ее выполняет, окрашивая своим талантом. С начинающими актерами надо разложить по полочкам каждое слово, каждый шаг, а здесь можно наметить штрихами, а дальше его талант и опыт делают чудеса. Я бы снимала только звезд, конечно. У меня была такая история. Ирина Егорова, которая играла Кобру в первых "Белых Росах", снималась и в продолжении. Ее все боялись, потому что она уже в гримерке начинала выражать недовольство. Ко мне прибегали и говорили, что не могут ей сделать прическу, ей все не нравится. И когда я к ней подошла, и спросила, как ей удается так отлично выглядеть в шестьдесят, то поняла, что она просто сильно волнуется, и от волнения начинает нервничать. Актеры - как дети, их нужно окружить любовью и заботой, даже самых капризных, и все, они сдаются. Все капризы от волнения, даже у больших звезд оно бывает, им всем нужна похвала и поддержка.

- А вы, Александра, не волнуетесь?

- Ну, конечно, волнуюсь, но мне нельзя это показывать, потому что главный всегда должен быть уверен в себе. Если я допущу слабость, все развалится, и все начнут нервничать. У меня такой прием: делаю маленький перерыв, сажусь, выдыхаю, собираюсь с мыслями, улыбаюсь и иду снимать.

- Наверное, подбор артистов - дело непростое. В вашем фильме актерский ансамбль сложился?

- Это всегда непросто. Всегда, потому что ты придумал какой-то идеальный образ героя, а потом, когда сталкиваешься с реальным человеком, образ, как правило, рушится. У меня такое было на "Вере", когда мы искали летчика. Это не потому, что актеры на пробы приходили плохие, просто ты представил персонажа, тут приходит актер, начинает говорить, и ты понимаешь, что это кто-то совсем другой. Для меня это тяжелый момент, я очень люблю артистов и очень не люблю им отказывать, поэтому на кастинг никогда не зову много людей. Очень долго изучаю человека, его портфолио, в театр могу сходить на него посмотреть, прежде чем его вживую увидеть. У меня всегда мало артистов на пробах. Могу сказать, что перед тем, как пришел Эрик Абрамович, сыгравший одну из главных ролей, мы посмотрели человек десять на видео и еще одного мальчика пригласили. По сути получается только двоих. Когда ты понимаешь, что нашел своего героя, это праздник, половина успеха.

- Есть мнение, что фильм привлечет зрителя, если в картине звучат имена.

- У нас есть имена! В фильме играют Анна Полупанова и Сергей Жбанков, Павел Харланчук немножко. Они известные белорусские артисты, можно сказать, наши звезды.

- О чем история "Личного пространства", если коротко?

- Мы долго думали, как правильно аннотацию написать. Там есть такой момент, интрига, которую боялись рассекречивать. Это история о том, как человек из-за своих детских комплексов, став взрослым, боится рискнуть и открыться жизни. У него полно комплексов, но как только он решается на один простой шаг за пределы своего "личного пространства", то жизнь поворачивается к нему лицом, а не спиной. Эта серьезная тема, просто подается в такой легкой форме, потому что даже если бы я снимала чистую комедию, то делала бы глубокую умную вещь.

- Какие у вас ожидания от фильма и планы?

- Очень хочу, чтобы фильм собрал немножко денег, насколько это реально, чтобы была возможность запустить следующий проект. Существует ведь еще и киношкола, творческая мастерская "Территория кино", где преподаю, многие ребята занимаются уже второй-третий год. Мы вырастили таких замечательных молодых и маленьких артистов, которых очень хочу снимать. Я бы с удовольствием сделала какой-то молодежный фильм, чтобы всех их задействовать.

- Сценария следующего проекта у вас нет?

- Так у нас "Личного пространства" не было еще в мае. Идея была, ее мы обсудили со сценаристом Юлией Гирель, а проект реализовался в течение лета. Ведь только летом есть возможность снимать, когда нет занятий в киношколе. И я вольна решать была, то ли в отпуск поехать, то ли кино снять. Выбрала второе, отпуска не получилось, но когда свое дело - это нормально, что некогда отдыхать. Да и на отдыхе я бы плавала и думала, как буду снимать следующую картину.

Жанна КОТЛЯРОВА,

Корр.БЕЛТА.-0-

Теги
кино
Топ-новости
Свежие новости Беларуси