ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 26 ноября 2024
Минск-Уручье 0°C
Все новости
Все новости
Интервью
14 сентября 2016, 16:23
Владимир Колтович

Главная задача МАРТ - развивать конкуренцию

Владимир Колтович
Владимир Колтович

Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) начало функционировать в Беларуси с 8 сентября. Какие задачи стоят перед новым ведомством, как их планируется реализовывать, что будет сделано в ближайшее время? На эти и другие вопросы в интервью корреспонденту БЕЛТА ответил министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович.

- Владимир Васильевич, в предыдущих интервью вы не единожды говорили о том, что понимание, куда двигаться, есть, но подробности не раскрывали. Сейчас, после того как министерство официально начало функционировать, можно ли добавить конкретики?

- О самом главном я уже говорил и повторю еще раз: перед нашим министерством Президент поставил задачу развивать конкуренцию. Все наши дальнейшие действия будут на это направлены. Мы не просто меняем название - предполагается глубокая смена функций.

Сейчас сосредоточили работу на приведении в соответствие нормативно-правовой базы. Документов должно выйти достаточно много. Дело в том, что по сравнению даже со странами-соседями мы находимся в самом начале пути рыночных условий конкуренции. У нас отсутствуют целые пласты наработанной практики, например, по картелям, по доказыванию ценового сговора.

- А как же действующий закон "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции"?

- Закон этот рабочий, но требует обновления в соответствии с реалиями. В ближайшее время, думаю, он будет скорректирован. В частности, мы расширили и конкретизировали понятийный аппарат антимонопольного законодательства, в том числе понятий монопольно высокой и монопольно низкой цены товара, признаков ограничения конкуренции, монопсонического положения и монопсонически низкой цены, согласованных действий. Также конкретизированы запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения, акты и действия (бездействие) государственных органов; предусмотрено дальнейшее развитие института защиты от недобросовестной конкуренции; введение института антимонопольных требований к закупкам товаров. Кроме того, предполагается ввести процессуальную регламентацию порядка установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства.

Если говорить обобщенно, то мы взяли лучшее в российском законе и модельном законе ЕАЭС и постарались сделать работоспособный закон, которого хватит на достаточно продолжительный временной промежуток.

- Учитывалось ли мнение бизнеса при разработке нового варианта закона?

- Мнение бизнеса учитывалось. И будет учитываться в дальнейшем. И не только при разработке нормативно-правовых актов. Например, мы планируем изменить состав общественно-консультативного совета министерства. Более того, учитывая многозадачность и многопрофильность нового ведомства, рассматриваем вариант создания нескольких ОКС. Возможно, на одном совете будет обсуждаться проблематика потребительского рынка, на другом - антимонопольное регулирование.

Также скажу, что новая коллегия МАРТ будет состоять не только из людей, которые понимают в торговле, организации выставок, бытовом обслуживании, но и в вопросах тарифной политики, развитии конкуренции, антимонопольной деятельности. Кроме того, в состав коллегии войдет представитель экономического университета, чтобы иметь возможность выслушать точку зрения науки.

Другими словами, мы готовы к открытому диалогу. Надо ли все предложения учитывать - другой вопрос, но услышать и выработать оптимальное решение - это наша задача.

- В течение какого времени планируете в основном завершить совершенствование нормативно-правовой базы?

- На совершенствование нормативно-правовой базы нам отведено полгода. Но это с момента подписания указа. То есть осталось три месяца. Сейчас мы хотели бы пойти дальше - разработать программу развития конкуренции на пять лет. По сути, это будет дорожная карта, план мероприятий, обеспечивающий создание условий для развития и продвижения конкуренции по таким направлениям, как поддержка предпринимательства, улучшение инвестиционного климата, приватизация и фондовый рынок, а также в отраслевом разрезе, разделяя задачи на республиканском и местном уровнях. Надеюсь, с конкретным документом выйдем уже весной.

- Давайте поговорим о структуре нового министерства. Изменения существенные?

- Сразу подчеркну вот что: сейчас мы говорим о структуре первого этапа. Это значит, что она, вероятно, будет меняться. Дело новое, и мы эволюционным путем должны прийти к структуре, которая бы отвечала задачам, поставленным перед нами экономической ситуацией, руководством страны, обществом. Сегодня структура министерства отвечает уровню развития, понимания обществом того, что такое антимонопольная служба. Но она не может удовлетворять нас на 100%.

- А если говорить конкретнее о нынешней структуре…

- Если говорить конкретнее, то ротации есть, но количество штатных единиц осталось прежним. Мы практически всех, кто работал на антимонопольную службу в Министерстве экономики, забрали в МАРТ. Но контракты со всеми чиновниками заключили на год. Этого времени должно хватить на то, чтобы определиться, что нужно, а что - нет, на следующем этапе. Например, когда будет проводиться какое-то антимонопольное расследование, будет видно, какие структуры больше задействованы, где есть пробелы, что мы недорабатываем, что делаем лишнего и ненужного, от каких функций можно отказаться. Это целый процесс, его нельзя пройти за день, должен быть эволюционный путь.

- Что представляют собой территориальные органы МАРТ?

- Они называются главные управления Министерства антимонопольного регулирования и торговли по такой-то области. В составе - 14 человек, из которых 6 сотрудников Торгинспекции и 8 сотрудников, которые будут заниматься антимонопольными вопросами. Они подчиняются только МАРТ. Еще 3-4 человека, которые занимаются формирование тарифов и цен на местные виды и услуги, входят в управления торговли облисполкомов. А управления торговли, как известно, двойного подчинения - МАРТ и области. Но кадры управлений торговли назначают местные органы власти.

- В процессе беседы с сотрудниками увидели ли понимание того, над чем придется работать, с чем столкнуться? Ведь то, за что вы взялись, это непросто…

- Самым главным и большим вопросом на сегодняшний день является отсутствие практик антимонопольной культуры. Не во всех областях мы можем похвалиться тем, что были дела по антимонопольному расследованию, которые бы имели значимость для экономики. Но надо начинать. Мы полны решимости и знаем, что делать.

Планируем обучать кадры, растить, если хотите. Есть договоренность с Белорусским государственным экономическим университетом о введении направления подготовки по антимонопольной деятельности в магистратуре. С Академией при Президенте ведем переговоры. У всех есть понимание необходимости такой работы.

Еще один вариант - обучение в учебно-методическом центре Федеральной антимонопольной службы России. На сегодняшний день российские практики наиболее близки нам. До конца года группа из 30 человека МАРТ отправится в Казань, где в течение двух недель они пройдут соответствующую стажировку. Кроме того, мы ведем переговоры, чтобы специалисты ФАС приезжали к нам и проводили краткосрочные семинары.

- А европейский опыт перенимать не планируете?

- МАРТ включен в программу ПРООН по инклюзивному развитию. Отдельные наши специалисты могут отправиться на обучение в одну из европейских стран, где законодательство наиболее близко к нашим реалиям. Кроме этого, мы принимаем участие в семинарах, организованных ОЭСР, где на конкретных примерах и изучается этот опыт.

- С нормативно-правовой базой и структурой первого этапа разобрались. Давайте об организации работы.

- Организация работы идет по различным направлениям. Сразу скажу о системе госзакупок. Серьезнейший вопрос, который влияет на расходы бюджета. Задача, которую ставил Президент, - это снижение бюджетных расходов. Сегодня, если взять количество процедур, которые проводятся в стране по госзакупкам, то 90% - процедуры по закупке из одного источника. По деньгам, если взять всю массу, то это 47%. Наша задача - существенно увеличить долю процедур на конкурентной основе, тем самым обеспечив снижение бюджетных расходов.

- Можно ли подробнее о взаимодействии с бизнесом?

- В части организации работы с бизнесом будет развиваться такое направление, как самоконтроль и саморегулирование. В ближайшее время мы настоятельно будем предлагать бизнес-сообществу подписание Кодекса добросовестного поведения на рынке оптовой и розничной торговли. Проект документа включает основные рамочные требования относительно договорного процесса (порядок и стадии заключения договоров, перечень необходимых документов, существенные условия, подлежащие согласованию), а также поведения поставщиков и торговых сетей в ходе заключения и исполнения хозяйственных договоров. Также там есть положения, регламентирующие наиболее распространенные проблемные ситуации, не в полной мере урегулированные законодательством и подлежащие отражению в договорах. Например, надлежащее оформление предоставляемых торговой сетью рекламных и логистических услуг, размещение заказов, скидки, претензии, возврат продукции.

- На какой стадии находится работа над документом?

- Кодекс был написан какое-то время назад, но мы его актуализируем до конца месяца и разошлем на согласование бизнес-сообществу.

- На чем еще сосредоточите свою работу?

- Одна из сфер деятельности - систематический мониторинг товарных рынков, в том числе оптовых и розничных цен на товары в целях выявления и пресечения возможных фактов ценового сговора и других нарушений антимонопольного и ценового законодательства, а также на предмет наличия фактов ограничений межобластных поставок товаров. Будем устанавливать факты наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства на основании поступающих обращений и материалов, принимать необходимые меры реагирования в случае их выявления (вынесение предписаний об устранении нарушений), способствовать привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

- Насколько я знаю, сегодня обсуждаются изменения в Закон о защите прав потребителей. Насколько существенными они будут?

- Скажу так: сегодня в области защиты прав потребителей сформирована адекватная нормативно-правовая база, но нет предела совершенству. Изменения и дополнения сейчас обсуждаются.

- Одним из самых, скажем так, спорных подразделений Минторга была Торгинспекция. Какие функции она будет выполнять в МАРТ?

- Торгинспекция работает в соответствии с указом №567. Есть ряд вопросов, которые входят в ее компетенцию. Она не будет меняться, мы ее расширим и подтянем со временем для работы как структуры, занимающейся антимонопольными расследованиями. То есть задачей будет не просто прийти посмотреть, что стоит на прилавке. Задача состоит в другом. Например, посмотреть, доказать или не доказать, что существуют преференции в какой-то отдельной сети для отдельного производителя. Возможно даже эта отдельная сеть является соучредителем этого производителя. Так вот наша задача - сделать Торгинспекцию полноценной службой по антимонопольным расследованиям, куда будут входить и те задачи по контролю за потребительским рынком, которые они сегодня выполняют.

- Новыми для ведомства функциями станут определение необходимых темпов изменения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, и тарифная политика в сфере городских и пригородных пассажирских перевозок.

- Сейчас, как и прежде, регулирование тарифов на газ, электро- и теплоэнергию для населения осуществляет Совет Министров, а вот подготовку проектов соответствующих нормативно-правовых актов - МАРТ. Регулирование тарифов на прочие жилищно-коммунальные услуги для населения (техобслуживание, водоснабжение и водоотведение, техническое обслуживание лифта и другие) сохранится за облисполкомами и Мингорисполкомом, но уже по согласованию с МАРТ (за исключение услуг по обращению с ТБО).

Хочу подчеркнуть, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению в 2016 году, установлены указом №107 и до конца текущего года их изменение не планируется. В дальнейшем тарифная политика будет направлена на обеспечение доступности населению жилищно-коммунальных услуг и поэтапный выход к концу 2018 года на 100-процентный уровень возмещения затрат, в том числе в 2017 году - 75%. Для реализации этих задач потребуется дальнейшая оптимизация затрат (расходов) организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги (Минэнерго, Минжилкомхоз); внедрение с 1 октября 2016 года механизма безналичных жилищных субсидий на оплату части жилищно-коммунальных услуг малообеспеченными гражданами; совершенствование порядка расчетов уровня возмещения затрат населением; увеличение платежей населения. Конкретные размеры повышения тарифов по видам услуг для населения в 2017 году пока не определены. Этот вопрос рассматривается в рамках разработки республиканского бюджета и прогноза на 2017 год. Одновременно с увеличением тарифов для населения будут рассматриваться вопросы снижения стоимости таких услуг для юридических лиц, что позволит сократить объемы перекрестного субсидирования.

Что касается вопросов повышения тарифов на перевозки пассажиров городским транспортом, то они будут рассматриваться в увязке с результатами запланированных мероприятий по снижению затрат транспортных организаций. В 2016-2017 годах принятие тарифных решений будет направлено на повышение эффективности работы транспортных организаций с обязательным учетом темпов роста доходов населения, а также на достижение необходимых параметров по уровню возмещения затрат на перевозки пассажиров городским транспортом. В 2016 году планируется обеспечить уровень возмещения населением затрат на уровне не менее 65%, а в 2017 году - не менее 70%.

- В завершение - вопрос по международному сотрудничеству, в первую очередь со странами - участниками Евразийского экономического союза. В каком направлении будете двигаться?

- В ближайшее время примем участие в Неделе конкуренции в Москве. На этой площадке запланировано проведение международной конференции. Кроме того, там мы подпишем меморандум о взаимодействии между ФАС и МАРТ. Это документ, в котором будут определены основные подходы по взаимодействию, в том числе в части информационного обмена. Мы поставили задачу выйти через какое-то время на подписание соглашения о сотрудничестве.

Что до остальных стран, входящих в ЕАЭС, мы также планируем активное взаимодействие. Конечно, антимонопольные законодательства у всех разные, тем не менее мы ищем и находим точки сближения.

Юлия ОГНЕВА,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси