ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 26 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +1°C
Все новости
Все новости
Интервью
29 августа 2017, 11:05
Александр Демидов

Гендиректор "Нафтана" о модернизации, выгодном транзите и ценах на бензин

Александр Демидов
Александр Демидов

Нефтепереработка для белорусской экономики всегда была особой отраслью. Чтобы успешно конкурировать на рынке, заводы проводят масштабную модернизацию, которая должна завершиться в 2019 году. Перспективы белорусской нефтепереработки и экспортные потоки, скидки РЖД и экономическая целесообразность, налоговый маневр и уроки для НПЗ - об этом и многом другом интервью БЕЛТА с генеральным директором ОАО "Нафтан" Александром Демидовым.

- Прошлый год был достаточно сложным для отрасли, в том числе из-за мировой и региональной конъюнктуры. Накануне Дня работников нефтяной и газовой промышленности, который отмечается в Беларуси 3 сентября, есть ли повод для оптимизма, меняется ли ситуация на предприятии в этом году? Есть ли возможности для роста заработной планы на предприятии?

- Многие обстоятельства сыграли против нас и отразились на производственно-хозяйственной деятельности предприятия в первом квартале 2017 года. Это завершающий этап налогового маневра, в результате которого происходит увеличение цены нефти при небольшом (не компенсирующем) увеличении стоимости нефтепродуктов, а также снижение таможенных пошлин на экспорт нефтепродуктов, сокращение закупок российской нефти.

Благодаря договоренностям, достигнутым на высшем государственном уровне, и совместной работе ОАО "Нафтан" с концерном "Белнефтехим" во втором квартале обеспечена положительная динамика показателей эффективности. Результативной оказалась постоянная и планомерная работа всего коллектива ОАО "Нафтан" над снижением издержек.

Что касается роста заработной платы, то в настоящее время мы принимаем все меры, чтобы обеспечить ее на достигнутом уровне. К тому же ищем резервы для повышения во втором полугодии 2017 года при условии наличия источников и опережающего роста производительности труда над ростом заработной платы.

- Как сейчас распределены экспортные потоки? Целесообразна ли переориентация транзита с учетом предлагаемой скидки ОАО "Российские железные дороги" в размере 50% для Беларуси на перевозку нефтепродуктов в направлении российских портов на Балтийском море?

- Основные объемы реализации светлых нефтепродуктов ориентированы на внутренние рынки близлежащих стран: Балтии, Украину, Россию. Предлагаемые скидки действуют в направлении портов, т.е. транзита. На направление реализации светлых нефтепродуктов решение о предоставлении скидок на перевозку нефтепродуктов существенно не повлияет.

Векторы реализации темных нефтепродуктов мы выбирали, прежде всего, из экономической целесообразности. В зависимости от уровня цены, которую нам предлагают, за исключением затрат по перевалке и транспортировке, мы выбираем самый выгодный вариант, руководствуясь исключительно экономическим расчетом. Предлагаемая РЖД скидка - это, безусловно, шаг навстречу. Однако даже с ее учетом железнодорожные тарифы в иных направлениях ниже по сравнению с российским направлением. Белорусские нефтепродукты на постоянной основе предлагаются к реализации через порты Северо-Западного региона России. Но учитывая высокую стоимость логистических затрат покупатели предпочитают приобретать нефтепродукты через порты стран Балтии.

- На "Нафтане" продолжается масштабная модернизация, итоги которой будут определять конкурентоспособность предприятия. На каком этапе работы и каковы источники финансирования? Не раз говорилось о том, что проекты технически сложные, это качественно новый уровень для нефтеперерабатывающей отрасли. Вместе с тем ситуация на мировом рынке нефтепереработки непростая, нужно будет рассчитываться по кредитам - как быть с финансовым бременем и связанными с ним рисками, которые могут возникнуть после модернизации?

- "Нафтан" продолжает развиваться в русле мировых тенденций. На совещании у главы государства были четко поставлены задачи. Необходимо увеличить глубину переработки нефти до 90% за счет вовлечения в переработку сырья вторичных процессов, повысить отбор светлых нефтепродуктов до уровня 65%. Важно обеспечить соответствие качества выпускаемой продукции действующим и перспективным требованиям стран Евросоюза, обеспечить содержание серы в дизельном топливе не выше 10 ppm.

В соответствии с этими задачами мы реализуем семь основных проектов с общим объемом инвестиций более $1,5 млрд (с учетом вспомогательных объектов). Программа финансируется собственными и кредитными ресурсами. Уже профинансировано более 75% программы в соответствии с планом-графиком строек.

Конечно, кредитная нагрузка в последние годы возросла, что в свою очередь увеличивает общие затраты производства. Это нормальное явление, свойственное масштабной модернизации. Ввод новых инвестиционных объектов позволит рассчитаться по долгам и более эффективно вести бизнес.

- На какой стадии проекты инвестиционной программы: установка первичной переработки нефти АТ-8 и комплекс замедленного коксования?

- К настоящему времени на 3 гектарах возвели современный объект - установку первичной переработки нефти АТ-8. Технологии и оборудование здесь особенные. Проектная производительность установки - 750 т нефти в час, что позволит перерабатывать до 6,5 млн т нефти в год. При этом одна из важнейших задач АТ-8 - получение широкого ассортимента качественных продуктов для обеспечения сырьем всего предприятия. По состоянию на август установка работает на загрузке около 90% мощностей. Завершается комплексное опробование оборудования. Этот объект важен для "Нафтана" и всей страны с учетом его технологических возможностей и объемов переработки нефти.

На завершающем этапе находится еще один важный проект - реконструкция установки "Гидроочистка №2". Сегодня здесь получают до 1,2 млн т дизельного топлива в год. Когда реконструкция завершится, это будет новый, современный объект с хорошими показателями безопасности и качества выпускаемой продукции.

Продолжаются строительно-монтажные работы на комплексе замедленного коксования (КЗК), который объединяет цепочку установок, интегрированных в технологическую схему предприятия. КЗК позволит повысить эффективность деятельности и качество продукции, увеличить глубину переработки нефти до уровня и объемов производства, позаботиться об экологии региона.

На установке замедленного коксования успешно выполнены уникальные для Беларуси строительно-монтажные операции - монтаж коксовых камер. На объекте работал один из самых мощных кранов в мире грузоподъемностью 1 600 т. Вес каждой коксовой камеры, которую он поднимал, - свыше 450 т, диаметр - более 8 м. В камерах из остатков нефтяного сырья будут получать дополнительное количество светлых нефтепродуктов и нефтяной кокс. Смонтирован последний крупногабаритный элемент металлоконструкции коксовой этажерки, к слову, высота установки составила 113 м. Этот монтаж потребовал высочайшего мастерства и точности. Вся этажерка в части металлоконструкций весит около 2 300 т. Строительство установки замедленного коксования - это новый опыт, дело имиджа и чести для "Нафтана".

- Есть ли необходимость сейчас повышать цены на бензин? От чего зависит цена на топливо?

- С позиции нефтеперерабатывающего предприятия мы руководствуемся исключительно логикой экономики нефтепереработки. Цена на топливо зависит от многих факторов: последствий завершающегося этапа налогового маневра, цены на нефть, условий ее поставки, логистики поставок сырья и топлива, курса национальной валюты, налогового окружения.

Стоимость бензина на 80% обусловлена стоимостью нефти. А цена нефти, поставляемой на переработку в республику, с учетом налогового маневра увеличилась в долларовом эквиваленте почти на 80%, ее поставка оплачивается предприятием в валюте.

В свою очередь цены на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке, в долларовом эквиваленте с января 2015 года по август 2017-го снизились почти на 30%.

Вопрос о необходимости повышения стоимости стоит рассматривать по двум направлениям. Следует понимать, что мы ориентируемся на себестоимость, ниже которой также не можем двигаться. В противном случае нефтепереработка станет убыточной отраслью. С другой стороны, необходимо учитывать стоимость топлива на рынке соседних стран. В настоящий момент цена на топливо в Беларуси ниже, чем в большинстве сопредельных государств.

Удар налогового маневра и негативное влияние указанных факторов отрицательно сказываются на финансовых результатах и источниках финансирования инвестиционной программы ОАО "Нафтан". Необходимо поэтапно сокращать диспропорцию цены нефти и стоимости топлива.

- В России обсуждается постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть. Хотя пока нет ясности, чем завершится налоговая реформа российской "нефтянки", как можно смягчить ее последствия для белорусских НПЗ?

- В ОАО "Нафтан" разработана концепция развития, нацеленная на поэтапную подготовку работы предприятия в рыночных условиях, при которых цены на нефтепродукты будут соответствовать рыночным ценам на нефть. Повторюсь, сегодня цены на АЗС Беларуси являются одними из самых низких в мире. Возможно, потребуются определенные изменения в налоговом законодательстве.

- Логично, что сегодня для "Нафтана" задача №1 - завершить модернизацию в кратчайшие сроки и выйти на безубыточную работу. При этом завод является градообразующим предприятием, где работают тысячи человек. В социальной сфере проекты сворачивать не приходится?

- Несмотря на активную модернизацию, которую сегодня завершает предприятие, социальная политика "Нафтан" отвечает интересам каждого работника предприятия. Она проводится открыто, гласно, с привлечением максимально возможного количества работников.

У ОАО "Нафтан" есть ряд объектов социальной сферы. На своем балансе мы сохранили поликлинику, санаторий, базу отдыха, детский лагерь, спорткомплекс, Дворец культуры. Находим возможности, в том числе финансовые, для организации активного отдыха, оздоровления заводчан и их семей. Коллективный договор "Нафтана" составлен с учетом баланса возможностей и потребностей и не приостанавливался даже в самые сложные для предприятия периоды. Ежегодно наш трудовой коллектив пополняют молодые специалисты - выпускники учреждений образования, для которых "Нафтан" остается одним из самых привлекательных предприятий нефтехимической отрасли для трудоустройства.

Накануне профессионального праздника - Дня работников нефтяной, газовой и топливной промышленности - адресую всему трудовому коллективу "Нафтана" и коллегам благодарность за нелегкий труд, который требует ответственности, полной отдачи сил и знаний, высокой дисциплины и организованности. Перечисленными качествами обладают работники нашей отрасли. Хочется, чтобы каждый испытывал гордость за свою профессию, за свой труд.

В феврале предприятие отметит 55-летие со дня получения первого белорусского бензина и первого белорусского полиэтилена. В будущем я вижу "Нафтан" процветающим, стабильным предприятием, которое займет лидирующие позиции в нефтеперерабатывающей отрасли Европы.

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси