ОАО "Керамин" - один из крупнейших в Европе производителей керамической плитки, керамического гранита, санитарной керамики и керамического кирпича. Генеральный директор Дмитрий Петруша рассказал корреспонденту БЕЛТА о результатах работы предприятия за первый квартал 2022 года, а также об изменении структуры экспортных поставок в новых для страны экономических условиях.
- Как повлияли санкции против Беларуси на работу ОАО "Керамин"?
- Мы ощутили влияние не только санкций, но и того геополитического кризиса, который развернулся на территории Восточной Европы. Основное сырье, которое мы использовали при производстве, - украинское. Ранее мы завозили его из Украины, а с началом специальной военной операции это стало невозможно.
С 2019 года велась активная работа по диверсификации поставок украинского сырья, поэтому мы были готовы к этому. У нас получилось перейти на сырьевой рынок России. Сегодня продукция из российского сырья уже производится на "Керамине".
- Сейчас для Беларуси очень важна тема импортозамещения продукции. Как предприятие участвует в этой работе?
- Мы производим достаточно большое количество импортозамещающей продукции. Недавно мы выпустили керамическую плитку в новом формате 1200х600 мм - это крупноразмерный керамогранит. Такие форматы наиболее востребованы потребителями. Выпущено уже 14 коллекций, они представлены в торговой сети. Кроме того, в прошлом году мы выпустили клинкерный кирпич, который практически в три раза дешевле импортных аналогов. Мы достаточно конкурентоспособны в этой нише в Беларуси и на рынках ближнего зарубежья.
Ранее белорусы могли приобрести подобную продукцию только импортного производства, в том числе и российского. Но сейчас "Керамин" выпускает отечественные аналоги, которые ничем не уступают по качеству зарубежным производителям.
- Как изменилась работа с иностранными поставщиками?
- Если говорить об иностранных поставщиках, то мы понимали необходимость диверсификации любых сырьевых поставок, запчастей и материалов. Мы реализовываем планы, которые наметили себе в этой сфере.
Также, если раньше мы закупали некоторые запчасти в Европейском союзе, то сейчас активнее работаем с Китаем. Да, пока на 100% мы не заменили все необходимые для производства материалы, но работа ведется, и мы понимаем, что это технический процесс, который зависит только от времени.
- С какими трудностями столкнулось предприятие при переориентации экспорта? На какие рынки поставляется продукция ОАО "Керамин"?
- Мы растем и по поставкам на внутренний рынок, и на экспорт. К уровню аналогичного периода прошлого года мы выполнили уже 102,4% по экспорту, несмотря на сложности с европейскими рынками. Да, у нас изменилась немного структура экспорта, но в целом эта ситуация не повлияла на объемы выпуска продукции.
Мы переориентировали экспорт на страны постсоветского пространства. Наш основной партнер - Россия. С учетом того, что во всем мире есть проблемы с логистикой, возить продукцию в страны Азии нерентабельно.
- Первый квартал 2022 года позади. Какими результатами ознаменовалось начало года для ОАО "Керамин"?
- За первый квартал нынешнего года мы значительно нарастили прибыль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По товарной продукции мы сработали на таком же уровне. Что касается уровня заработной платы к прошлому году, он также вырос.
Те инвестиционные проекты, которые мы обозначили в конце 2021 года и в начале нынешнего, успешно реализуются. Сегодня мы видим новые возможности, которые перед нами открываются. На данный момент мы стараемся их внедрять через наши инвестпроекты. Новые проекты мы разрабатываем уже с учетом мировой ситуации и геополитики.
Анастасия КОВЕЛЬ,
БЕЛТА.-0-