![Тарас Мурог Тарас Мурог](https://img.belta.by/images/storage/person/000057__4081.jpg)
Тарас Мурог
Генеральный директор "БКМ Холдинг"
"БКМ Холдинг" - один из промышленных флагманов Беларуси, ведущий производитель наземного городского электрического транспорта в странах СНГ. Предприятие включилось в программу обновления автопарков в регионах страны, а также активно поставляет трамваи, электробусы, троллейбусы на зарубежные рынки. О новых моделях техники, итогах работы в 2024 году и перспективах развития в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал генеральный директор "БКМ Холдинг" Тарас Мурог.
- Тарас Андреевич, как сложился для "БКМ Холдинг" 2024 год?
- Предприятие завершило год с темпом роста 110% как по экспорту, так и по индексу физического объема. Сработали с прибылью, все основные доведенные показатели выполнены. Мы поставили на производство абсолютно новый продукт - трамвай Т701. Он предлагается для модернизации во всех регионах стран СНГ. Использована тележка старого образца, прошедшая капитальный восстановительный ремонт, и абсолютно новый кузов первой комплектности, где применены все технические решения полностью низкопольного трамвая Т811.
Если говорить о портфеле заказов, то в сбалансированной пропорции реализовывали все три направления. Порядка 30% в плане производства занимали троллейбусы, 30% - электробусы и примерно столько же - трамваи. Предприятие работало со стопроцентной загрузкой, на уровне 300 единиц техники в год.
- Как повлияли на деятельность предприятия санкционные ограничения? С какими проблемами пришлось столкнуться? Что помогает преодолевать сложности?
- Прошедший год для нас не был связан с санкционными ограничениями, потому что предприятие прошло этот сложнейший период в 2021-2022 годах. Мы занимались тем, чтобы по комплектующим было минимум два-три поставщика. У нас уже нет никакой зависимости от санкций. На сегодняшний день занимаемся расширением пула поставщиков по каждой из позиций.
- Предприятие включилось в программу обновления общественного транспорта в Беларуси. Задачи амбициозные. В каких регионах курсирует техника "БКМ Холдинг"? Каковы дальнейшие перспективы?
- В 2024 поставлялись трамваи в Минск и Мозырь. Шклов в рамках республиканского экологического проекта полностью перешел на электробусы Е321 "Ольгерд". Произведены сочлененные электробусы Е433 "Витовт" для Минска и Микашевичей (РУПП "Гранит"). Новую технику получат Новополоцк, Витебск, другие города страны. Уже на три четверти объемы 2025 года законтрактованы. Оставшаяся четверть зарезервирована под перспективные экспортные контракты. Рассчитываем на поставки техники в Санкт-Петербург и Ставрополь.
- Что касается экспорта, в какие страны направлялась продукция? Выход на какие рынки прорабатывается?
- Традиционно в последние годы наш основной рынок - Российская Федерация. Также были небольшие поставки в другие страны СНГ. В 2025 году прорабатывается поставка трамваев в Казахстан. Если говорить о дальней дуге, то интерес к электротранспорту проявляют страны африканского континента, где имеется профицит электрической энергии. Города стремительно развиваются. Ведем активную работу с некоторыми государствами региона. Есть основания предполагать, что будем закрепляться и там.
- Основа для устойчивого партнерства - промышленная кооперация. Как развивается это направление?
- Тесное сотрудничество налажено с предприятиями Министерства промышленности. Кроме того, в прошлом году передавали некоторые заказы по элементам троллейбусных и трамвайных кузовов производителям вне системы Минпрома. В партнерстве с Российской Федерацией реализуются проекты по компонентной базе всей номенклатуры выпускаемой техники. Если говорить о трамваях, то речь идет о редукторах, тормозных системах, шестернях.
- Расскажите о новых моделях техники. Над чем сейчас работают конструкторы?
- Тенденции последних лет - уход от электробусов с экспресс-зарядкой в плоскость электробусов с ночной (более длительной) зарядкой, смена источников накопления энергии. Также стали производить низкопольные трамваи - в 2023 году поставили их на серийное производство. Нельзя не отметить достаточно серьезную роль нашего совместного предприятия в Нижнем Новгороде, куда за два года уже поставлено более 70 машинокомплектов и вагонов (трамваи серии "МиНиН". - Прим. БЕЛТА) на модернизацию. Весь контракт составляет 170 вагонов, будет завершен в 2025 году.
Модельный ряд трамваев "БKM Холдинг" пополнился односекционным Т-811. Первые трамваи этой серии уже вышли на маршруты в Минске. Сейчас работаем над трехсекционным трамваем Т856. Задачей на 2025 год видим продвижение продукта с элементами беспилотного вождения как на рельсовом, так и на колесном транспорте.
Еще одна перспективная модель - трамвай Т701, выпуск которого освоили в 2024 году. Будем и дальше генерировать новые продукты для рынка.
- В феврале 2022 года "БКМ Холдинг" презентовал электрогрузовик Vitovt Truck Electro Prime. Разработка отмечена наградой в номинации "Зеленый транспорт" конкурса "Зеленая Евразия" в рамках Евразийского экономического форума - 2024. Каковы перспективы этого проекта?
- По электрогрузовику продолжаем работу по созданию машины с другими топливными элементами - проводим эксперименты в части использования водорода. Будем заниматься удешевлением и серийностью этого продукта. Отзывы о Vitovt Truck Electro Prime хорошие, модель покупателям нравится, но она достаточно дорогая. Это коммерческий транспорт, и нам приходится конкурировать с техникой, работающей на дизеле. Поэтому планируем к выпуску модернизированную версию грузовика с более интересной ценой.
- Уверен, проект будет развиваться. Интерес со стороны многих регионов Российской Федерации очень большой, нам поступают запросы на создание зарядных комплексов. Когда выйдем в плоскость серийных поставок, можно будет говорить более предметно.
- Некоторые эксперты прогнозируют, что новая эра транспортной индустрии - беспилотный транспорт. Какие инновации готов предложить "БКМ Холдинг"?
- Первый уровень беспилотности планируется реализовать при сборке трамваев для Минска. Дальше в 2025 году будем сотрудничать с московской компанией по внедрению технологии на колесной технике, где это выполнить чуть сложнее, чем на рельсовой.
- Успех во многом зависит от постоянного технологического развития. Какая работа проводилась в 2024 году и каковы планы модернизации на 2025 год? Тема актуальна всегда, а в пятилетку качества приобретает особое значение.
- Ставим перед собой амбициозные задачи. Большую часть получаемой прибыли направляем на модернизацию. За 2024 год приобрели много единиц оборудования: и токарные станки, и комплекс по плазменной резке. Завершается реконструкция окрасочного участка. Думаю, в I полугодии выйдем на планируемые мощности. В дальнейшем модернизации подвергнется большая часть как основной площадки, так и первого, второго корпусов. Стратегия развития до 2030 года предполагает значительное увеличение объемов выпуска техники и значительные инвестиции.
- Для нас промышленный туризм - очень интересное направление. Разработали концепцию музея. В экспозиции хотели бы отразить основные вехи истории "БКМ Холдинга", представить награды, рассказать о ветеранах, которые внесли большой вклад в становление предприятия, о том, как изменился облик общественного транспорта. В 2025 году не замахнемся на реализацию проекта - слишком большой инвестиционный план с точки зрения модернизации оборудования, но такая задумка есть.
Экскурсии на производство нравятся школьникам. Рассчитываем, что молодые люди, побывав у нас, затем вольются в команду сотрудников.
- Как привлекаете кадры?
- Всегда готовы поддержать молодых специалистов. Налажено сотрудничество с колледжами, университетами. Берем молодежь на практику с первых курсов. В нашем научно-техническом центре будем создавать специальный класс, в котором студенты получат возможность работать над проектами по теме общественного транспорта.
- Президент 27 января подписал указ "Об особенностях предоставления и использования арендного жилья". Планирует ли "БКМ Холдинг" выделять сотрудникам арендные квартиры?
- У нас есть свое общежитие, которое находится в очень хорошем состоянии. Направляем средства на модернизацию, реконструкцию площадей. В прошлом году ввели в действие положение о займах для нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вопрос изучаем, держим руку на пульсе.
Надежда МАТВЕЕВА,
фото Николая ПЕТРОВА,
БЕЛТА-0-
- Тарас Андреевич, как сложился для "БКМ Холдинг" 2024 год?
- Предприятие завершило год с темпом роста 110% как по экспорту, так и по индексу физического объема. Сработали с прибылью, все основные доведенные показатели выполнены. Мы поставили на производство абсолютно новый продукт - трамвай Т701. Он предлагается для модернизации во всех регионах стран СНГ. Использована тележка старого образца, прошедшая капитальный восстановительный ремонт, и абсолютно новый кузов первой комплектности, где применены все технические решения полностью низкопольного трамвая Т811.
Если говорить о портфеле заказов, то в сбалансированной пропорции реализовывали все три направления. Порядка 30% в плане производства занимали троллейбусы, 30% - электробусы и примерно столько же - трамваи. Предприятие работало со стопроцентной загрузкой, на уровне 300 единиц техники в год.
- Прошедший год для нас не был связан с санкционными ограничениями, потому что предприятие прошло этот сложнейший период в 2021-2022 годах. Мы занимались тем, чтобы по комплектующим было минимум два-три поставщика. У нас уже нет никакой зависимости от санкций. На сегодняшний день занимаемся расширением пула поставщиков по каждой из позиций.
- Предприятие включилось в программу обновления общественного транспорта в Беларуси. Задачи амбициозные. В каких регионах курсирует техника "БКМ Холдинг"? Каковы дальнейшие перспективы?
- Что касается экспорта, в какие страны направлялась продукция? Выход на какие рынки прорабатывается?
- Традиционно в последние годы наш основной рынок - Российская Федерация. Также были небольшие поставки в другие страны СНГ. В 2025 году прорабатывается поставка трамваев в Казахстан. Если говорить о дальней дуге, то интерес к электротранспорту проявляют страны африканского континента, где имеется профицит электрической энергии. Города стремительно развиваются. Ведем активную работу с некоторыми государствами региона. Есть основания предполагать, что будем закрепляться и там.
- Тесное сотрудничество налажено с предприятиями Министерства промышленности. Кроме того, в прошлом году передавали некоторые заказы по элементам троллейбусных и трамвайных кузовов производителям вне системы Минпрома. В партнерстве с Российской Федерацией реализуются проекты по компонентной базе всей номенклатуры выпускаемой техники. Если говорить о трамваях, то речь идет о редукторах, тормозных системах, шестернях.
- Расскажите о новых моделях техники. Над чем сейчас работают конструкторы?
- Тенденции последних лет - уход от электробусов с экспресс-зарядкой в плоскость электробусов с ночной (более длительной) зарядкой, смена источников накопления энергии. Также стали производить низкопольные трамваи - в 2023 году поставили их на серийное производство. Нельзя не отметить достаточно серьезную роль нашего совместного предприятия в Нижнем Новгороде, куда за два года уже поставлено более 70 машинокомплектов и вагонов (трамваи серии "МиНиН". - Прим. БЕЛТА) на модернизацию. Весь контракт составляет 170 вагонов, будет завершен в 2025 году.
Еще одна перспективная модель - трамвай Т701, выпуск которого освоили в 2024 году. Будем и дальше генерировать новые продукты для рынка.
- В феврале 2022 года "БКМ Холдинг" презентовал электрогрузовик Vitovt Truck Electro Prime. Разработка отмечена наградой в номинации "Зеленый транспорт" конкурса "Зеленая Евразия" в рамках Евразийского экономического форума - 2024. Каковы перспективы этого проекта?
- По электрогрузовику продолжаем работу по созданию машины с другими топливными элементами - проводим эксперименты в части использования водорода. Будем заниматься удешевлением и серийностью этого продукта. Отзывы о Vitovt Truck Electro Prime хорошие, модель покупателям нравится, но она достаточно дорогая. Это коммерческий транспорт, и нам приходится конкурировать с техникой, работающей на дизеле. Поэтому планируем к выпуску модернизированную версию грузовика с более интересной ценой.
- Кроме производства пассажирской техники "БКМ Холдинг" также занимается выпуском зарядных станций для электробусов. Несколько лет назад в столице совместно с РУП "Белоруснефть" запущен супербыстрый зарядный комплекс "Брилевичи" - первый в СНГ. Расскажите об этом направлении деятельности.
- Уверен, проект будет развиваться. Интерес со стороны многих регионов Российской Федерации очень большой, нам поступают запросы на создание зарядных комплексов. Когда выйдем в плоскость серийных поставок, можно будет говорить более предметно.
- Некоторые эксперты прогнозируют, что новая эра транспортной индустрии - беспилотный транспорт. Какие инновации готов предложить "БКМ Холдинг"?
- Первый уровень беспилотности планируется реализовать при сборке трамваев для Минска. Дальше в 2025 году будем сотрудничать с московской компанией по внедрению технологии на колесной технике, где это выполнить чуть сложнее, чем на рельсовой.
- Успех во многом зависит от постоянного технологического развития. Какая работа проводилась в 2024 году и каковы планы модернизации на 2025 год? Тема актуальна всегда, а в пятилетку качества приобретает особое значение.
- "БКМ Холдинг" стал развивать промышленный туризм. Только в прошлом году состоялось 32 организованные экскурсии. Чем готовы удивлять гостей?
Экскурсии на производство нравятся школьникам. Рассчитываем, что молодые люди, побывав у нас, затем вольются в команду сотрудников.
- Как привлекаете кадры?
- Президент 27 января подписал указ "Об особенностях предоставления и использования арендного жилья". Планирует ли "БКМ Холдинг" выделять сотрудникам арендные квартиры?
- У нас есть свое общежитие, которое находится в очень хорошем состоянии. Направляем средства на модернизацию, реконструкцию площадей. В прошлом году ввели в действие положение о займах для нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вопрос изучаем, держим руку на пульсе.
фото Николая ПЕТРОВА,
БЕЛТА-0-