ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 27 ноября 2024
Минск-Уручье +1°C
Все новости
Все новости
Интервью
14 апреля 2011, 09:27

Экспорт белорусских лекарств за пятилетку должен возрасти в 2,6-3 раза

ЭКСПОРТ НА ЗДОРОВЬЕ

Наращивание зарубежных поставок, оптимизация импортных закупок, выход на положительное сальдо внешней торговли - главные задачи для белорусской экономики на современном этапе. Фармацевтическая отрасль является одной из стратегических для увеличения объемов выпуска экспортной и импортозамещающей продукции. О том, какой стратегии на внешних рынках придерживаются белорусские производители лекарств, о перспективах и трудностях экспорта, возможностях, предоставляемых Таможенным союзом, корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель начальника управления обеспечения внешнеэкономической деятельности и маркетинга концерна "Белбиофарм" Александр Коваленко. Концерн объединяет 18 организаций, в том числе десять фармацевтических, две организации научного сопровождения. Они обеспечивают производство более 85% выпускаемых в стране лекарственных средств.

- Александр Иванович, каковы экспортные показатели концерна "Белбиофарм"? Какая динамика наблюдается в экспорте? Куда поставляются белорусские лекарства? Назовите новые, перспективные рынки сбыта.

- Фармацевтические предприятия концерна половину выпускаемой продукции поставляют за рубеж. В прошедшей пятилетке экспорт концерна возрос в 2,3 раза. При этом сальдо внешней торговли с 2007 года поддерживается положительным, и за 2010 год составило $11,7 млн. За пределы республики в прошлом году реализовано продукции более чем на $103,2 млн., что составляет 139,3% к уровню 2009 года. Падения экспортных показателей не было даже в 2009-м, несмотря на последствия мирового финансово-экономического кризиса, когда многие отрасли потеряли внешние рынки, - темп роста экспорта составил 111,6%, с учетом того, что и в 2008 году наблюдалось заметное увеличение объемов зарубежных поставок (123%).

Организации концерна экспортируют продукцию в 24 страны мира, в том числе во все страны СНГ, а также страны Балтии, Европы, Азии и Америки. За предыдущую пятилетку география поставок расширилась за счет освоения новых экспортных рынков - Болгарии, Афганистана, Монголии, США, Венгрии, Великобритании, Чехии, Танзании и Венесуэлы. Пусть на эти страны приходятся небольшие объемы экспорта, но наших производителей там уже знают. В дальнейшем планируем продолжать продвижение фармпродукции в государства Азии, Африки и Америки, Ближнего Востока (Вьетнам, Ирак, Сирия, Пакистан).

Основными потребителями белорусских лекарственных средств традиционно являются страны СНГ. В частности, половина экспортной продукции уходит в Россию (55,6%). Темп роста экспорта в этот регион в 2010 году сложился на уровне 146,8%. Серьезно возросли поставки в Украину (204,3%), Таджикистан (145,3%), Туркменистан (177%), Азербайджан (132,8%), Казахстан (122,1%), Молдову (117,4%).

- Какие белорусские производители лекарств наиболее успешны в развитии экспорта?

 - Около 90% экспортных поставок концерна формируется двумя крупными производителями лекарственных средств - ОАО "Борисовский завод медицинских препаратов" и РУП "Белмедпрепараты". Эти предприятия хорошо зарекомендовали себя за рубежом, их продукция пользуется спросом. К примеру, за 2006-2010 годы Борисовский завод увеличил экспортные поставки в 1,7 раза, реализовал продукции на $168,1 млн. Дважды он признавался лучшим экспортером года в республике в номинации "Нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая промышленность". Обширна география экспорта БЗМП - все страны СНГ, Балтии, Грузия и США. Предприятие развивает собственную товаропроводящую сеть, совершенствует формы сотрудничества с дилерами.

РУП "Белмедпрепараты" за пять лет поставило на зарубежные рынки лекарственных средств на $131,1 млн., поставки возросли в 3,3 раза. В 2010 году заключены контракты на поставку фармацевтических продуктов в Сирию, Вьетнам, Пакистан, Венесуэлу. Также предполагается регистрация ЛС в Ираке, Афганистане, Йемене, странах Карибского бассейна.

- Насколько активны другие белорусские производители лекарств?

-  Каждое фармпредприятие понимает: чтобы нормально развиваться, необходимо выходить на внешние рынки. Помимо указанных выше предприятий, на экспорт активно поставляют продукцию такие предприятия концерна, как УП "Минскинтеркапс", ОАО "Экзон" и СП ООО "Фармлэнд". В целом внешнеэкономическая деятельность концерна направлена на дальнейшую оптимизацию баланса внешнеторговой деятельности для обеспечения положительного сальдо внешней торговли в условиях объективной необходимости инвестиционного импорта для реализации инвестпроектов.

- Какие перспективы открывает перед белорусскими производителями лекарств Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана?

- В Таможенном союзе белорусским производителям станет проще поставлять лекарства в Казахстан и Россию. Свободное обращение лекарственных средств предполагает, что не возникнет технических барьеров при их реализации, регистрации (какая разница, продавать в Брестскую область или в Смоленскую). Мы рассчитываем, что экспорт увеличится.

Одним из положительных моментов создания Таможенного союза является то, что с 1 января 2010 года отменено лицензирование ввоза лекарственных средств при их поставке из Беларуси в Россию. Раньше это затрудняло деятельность фармпредприятий.

В целом же в 2010 году решением Комиссии Таможенного союза утвержден план мероприятий по взаимному признанию регистрационных удостоверений на лекарственные средства производителей государств - членов ТС, произведенные в условиях надлежащей производственной практики (GMP). Он рассчитан на два года. В марте текущего года уже одобрены разработанные минздравами трех стран правила надлежащей лабораторной практики (GLP), применяемые в доклинических исследованиях, и правила надлежащей клинической практики (GCP). Сейчас готовятся другие документы, в том числе касающиеся установления единых правил надлежащей производственной практики, унифицированных с европейскими правилами (сейчас они у каждой страны свои). Ожидается, что план будет выполнен. В конце 2012 года Комиссия Таможенного союза примет решение о взаимном признании регистрационных удостоверений, и с 2013 года станет действовать единая система регистрации лекарств во всех странах ТС.

- Что даст гармонизация законодательства в сфере обращения лекарственных средств?

- Для наших заводов очень важен вопрос выработки единых требований к маркировке лекарств. Это значит, что не надо делать отдельную графическую упаковку для российского или казахстанского внутреннего рынка. Соответственно, произведенное лекарство может реализовываться в любой из трех стран. Не менее актуальны разработка общих правил надлежащих дистрибьюторской (GDP), аптечной практик (GPP), единых требований к регистрационному досье, правил инспектирования производств и признания инспекций на основе действующих правил международной системы фармацевтических инспекций. Будут гармонизированы национальные фармакопейные стандарты с Европейской фармакопеей.

Следует отметить, что Россия и Беларусь уже сотрудничают в области производства и взаимопоставок лекарственных средств на основе заключенного межправительственного соглашения. Ведется работа по гармонизации требований к регистрации лекарств, признанию результатов доклинических и клинических исследований, результатов экспертиз качества, взаимной оценке производителей лекарственных средств, стороны принимают меры по борьбе с фальсифицированными и недоброкачественными лекарствами.

- С какими проблемами могут столкнуться предприятия в Таможенном союзе? Некоторые эксперты считают, что белорусские фармпроизводители хуже подготовлены к выходу на общий рынок, чем казахстанские или российские, и могут проиграть, а не выиграть в новых условиях. Каково ваше мнение по этому поводу?

- В СМИ обсуждается вопрос, что более мощная российская фармацевтическая промышленность сможет задавить и белорусскую, и казахстанскую. Это не совсем так. Не такая у нас и слабая фармпромышленность. Объем производства того же предприятия "Белмедпрепараты" сравним с объемом производства одного из крупнейших российских производителей "Фармстандарт". Наши заводы также не стоят на месте в плане продвижения продукции, есть наработанные схемы, доверие потребителей к белорусским лекарствам. Считается, что они качественные. И просто так убрать, вытеснить белорусов с российского, казахстанского рынка невозможно. К примеру, по данным информационно-аналитического агентства "Фармэксперт", на том же казахстанском рынке Борисовский завод медпрепаратов занимает лидирующие позиции в натуральном и входит в десятку лучших в стоимостном выражении. Поэтому, заняв свою нишу, предприятия будут продолжать развиваться, наращивать объемы, расширять номенклатуру поставляемых лекарственных средств. Я не думаю, что Таможенный союз приведет к ослаблению наших позиций на внешних рынках. Для этого нет предпосылок.

Возвращаясь к России. Если предприятия концерна в отсутствие Таможенного союза ежегодно увеличивали темпы роста экспорта на российский рынок (например, в 2010 году 146%), несмотря на технические барьеры (в частности, лицензирование на ввоз лекарственных средств на территорию Российской Федерации), то, на наш взгляд, в связи с унификацией порядка регистрации и обращения лекарственных средств, объемы не упадут, а, наоборот, увеличатся. Так, получение лицензии на поставку лекарств (это достаточно сложный процесс) делало белорусскую фармпродукцию менее привлекательной для российских компаний. Подчеркну: даже в этих условиях мы наращивали экспорт. Белорусские предприятия поставляют на российский рынок лекарств в 3 раза больше, чем российские в Беларусь.

- Некоторые аналитики связывают невысокую активность российских компаний по продвижению лекарств в Беларусь с долгой процедурой регистрации препаратов и емким собственным фармрынком. С созданием Таможенного союза продавать лекарственные средства станет проще и привлекательность республики для них возрастет ...

- Это не совсем так. Каждая уважающая себя компания стремится занять все возможные рынки, даже если они небольшие, ведь десять небольших рынков дает один большой. Выйти из рынка, на котором ты присутствуешь, очень легко, а вернуться туда сложно.

- Процедура взаимного признания регистрационных удостоверений на лекарственные средства в Таможенном союзе будет касаться только препаратов, которые изготовлены в условиях надлежащей производственной практики GMP. Как проводится работа по приведению фармацевтических производств в соответствие с требованиями GMP? Сколько лекарств выпускается на сертифицированных линиях?

- Предприятия концерна активно внедряют стандарты GMP при производстве лекарственных средств. В настоящее время сертификаты соответствия этим требованиям получены на 12 производственных участках пяти фармпредприятий концерна - "Белмедпрепартов", Борисовского, Несвижского заводов медпрепаратов, "Минскинтеркапсе", "Экзоне". Минздрав ежегодно определяет перечень лекарственных средств отечественного производства, выпущенных в соответствии с требованиями технического кодекса установившейся практики. Сейчас в него включено 111 наименований. Хотелось бы отметить, что существующая в республике система контроля качества (двухступенчатая) не хуже, чем при GMP (одностадийная). Просто она другая. Но она эффективна, о чем говорит тот факт, что за последние семь лет в республике не выявлено ни одного факта поступления на рынок контрафактных лекарств. Работа по переходу всех отечественных фармпредприятий на стандарты GMP продолжится.

- Насколько широко представлены белорусские производители на европейском рынке? Какие здесь возникают сложности?

 -  Чтобы лекарственные средства могли поставляться в любую страну, в том числе на европейский рынок, они должны быть там зарегистрированы. В этом вопросе предприятия всегда исходят из экономической целесообразности. Процесс регистрации лекарств в Европе не только длительный, но и очень дорогой. По оценкам экспертов, регистрация одного препарата может стоить до 300 тыс. евро. Наши предприятия в основном производят дженерические препараты, стоимость которых невелика. Чтобы оправдать регистрационные затраты, нужно продать большое количество продукции. Технические же моменты, связанные с переводом документации, изготовления упаковки, решаемы, ведь поставляем же мы лекарства в Пакистан, Молдову и другие страны (везде свои требования).

Белорусские фармпроизводители практически готовы поставлять лекарственные средства на европейский рынок, уже 12 участков аттестованы по национальному стандарту GMP. Еще несколько лет - и все предприятия перейдут на GMP, подтверждение сертификатов европейскими институтами также будет (организации концерна готовы провести аудит). Но насколько это экономически обосновано при такой высокой стоимости регистрации? Экономическая составляющая - главный фактор, на который ориентируются предприятия при выборе рынков сбыта.

- Зарубежные компании, в том числе европейские партнеры, высказывают заинтересованность в приобретении белорусского оригинального препарата фотодинамической терапии "Фотолон". Каковы его перспективы?

- Этот препарат - один из тех, который является визитной карточкой белорусской фармпромышленности и его производителя РУП "Белмедпрепараты" при поставке на внешние рынки. Он уже прошел первоначальные испытания в Венесуэле, где хорошо зарекомендовал себя. Он также демонстрировался на XIII Международном медико-фармацевтическом симпозиуме в Сеуле (Южная Корея), там РУП "Белмедпрепараты" было удостоено награды за разработку противоопухолевых лекарственных средств и за большой вклад в борьбу с онкологическими заболеваниями. О "Фотолоне" была большая статья в корейской прессе. Лекарственное средство поставлялось и в Европу, в частности прошло апробацию в Германии. На наш взгляд, у него большие экспортные перспективы.

-  При острейшей конкуренции на рынках зарубежья не обойтись без создания эффективно работающей товаропроводящей сети. Как обстоят с этим дела у предприятий фармацевтической отрасли?

- Товаропроводящая сеть предприятий концерна на внешних рынках по итогам 2010 года включает в себя 239 субъектов, в том числе собственный субъект товаропроводящей сети ООО "Борифарм", созданный на территории Российской Федерации Борисовским заводом медицинских препаратов. В зависимости от региона поставки товаропроводящая сеть варьируется от 22 субъектов в России до 40 в Узбекистане и 47 в Казахстане. В других странах СНГ их насчитывается 88, в странах дальнего зарубежья - 45. В 2010 году предприятия концерна экспортировали товаров на $103,2 млн., что на 39,3% больше, чем в 2009-м, при задании роста на 10-11%. Собственным субъектом ТПС ООО "Борифарм" поставлено продукции на $17 млн. (увеличение на 41,6 процентного пункта). Сводный план мероприятий по развитию ТПС в 2009-2010 годах концерн выполнил. Наличие такой товаропроводящей сети позволяет ежегодно наращивать экспорт.

- Руководством страны перед фармацевтической отраслью ставится серьезная задача существенно увеличить экспорт. Какие меры принимаются для того, чтобы нарастить поставки за рубеж? Какой стратегии придерживаются предприятия при продвижении своей продукции?

- Предприятия ориентированы на завоевание новых рынков и сохранение существующих. Стараются выводить на рынок новые препараты с более высокой добавленной стоимостью, более дорогие, что при том же натуральном выражении дает больше валютной выручки. Там, где этого требует рынок, возможно создание совместных производств. То есть лекарственные средства нарабатываются белорусскими предприятиями, затем в форме in bulk поставляются местному производителю, который фасует их в конечную упаковку и отправляет потребителям.

Мы ожидаем, что в текущей пятилетке экспорт возрастет в 2,6-3 раза. Кроме того, перед предприятиями поставлена еще одна серьезная задача - увеличить долю отечественных лекарств на внутреннем рынке до 50% в стоимостном выражении (сейчас 23%), хотя если рассматривать в натуральном выражении, то каждая вторая упаковка лекарственных средств на рынке - белорусская. Будет расширяться номенклатура лекарственных средств, в том числе за счет разработки принципиально новых лекарств, предусмотрено дальнейшее развитие товаропроводящей сети, диверсификация региональной структуры экспорта, организация производства санитарно-гигиенической продукции (антисептических и дезинфицирующих средств), кооперация отечественных фармпредприятий с зарубежными для брендового позиционирования ЛС на внешних рынках. Для привлечения инвестиций подписаны соглашения о намерениях и инвестиционные договоры с компаниями из России, Словакии, Иордании.

Опережающее развитие фармацевтической отрасли будет обеспечено за счет модернизации действующих и создания новых предприятий, локализации на территории республики высокотехнологичных производств лекарственных средств и фармацевтических субстанций.

- Какие меры было бы желательно принять на уровне республики для поддержки отечественных производителей лекарств?

- Меры господдержки собственной фармацевтической промышленности существуют в каждой стране, это вопрос лекарственной безопасности. В программах и стратегиях, которые разрабатываются, приоритет отдается отечественным производителям. Даже в Таможенном союзе государства не намерены отказываться от этого принципа. Беларуси был бы полезен опыт Казахстана, где разрабатываемые в рамках госпрограмм лекарства в течение семи лет закупаются за бюджетные средства в приоритетном порядке.

Надежда Радивон
Топ-новости
Свежие новости Беларуси