ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 27 ноября 2024
Минск-Уручье 0°C
Все новости
Все новости
Интервью
26 октября 2011, 13:46

ЕЭК ООН поможет Беларуси объединить усилия частника и государства

ПАРТНЕРСКАЯ ДОЛЯ

Крупные проекты с длительным сроком окупаемости в Беларуси будут реализовываться в партнерстве частника и государства. Смысл механизма достаточно прост: инвестор вкладывает деньги, государство страхует риски и гарантирует хотя бы минимальную рентабельность. В таких проектах нуждаются дорожная инфраструктура, коммунальное хозяйство, здравоохранение - в общем, сферы, которые не избалованы частными инвестициями. Принять закон о государственно-частном партнерстве планируется в 2012 году. Пока же его предстоит отшлифовать и направить на экспертизу внешним экспертам из Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН, которые вынесут заключение о готовности Беларуси к партнерской работе с инвесторами. Директор отдела экономического сотрудничества и интеграции ЕЭК Румен Добрински в эксклюзивном интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал о пользе государственно-частного партнерства для Беларуси и участии страны в работе комиссии.

- На ваш взгляд, готова ли Беларусь к государственно-частному партнерству?


- Для меня явилось приятным сюрпризом, что в Беларуси на разных уровнях проявляют серьезный интерес к государственно-частному партнерству. Мы эту тему с белорусскими коллегами обсуждаем уже несколько лет. Наконец, можно признать, что предварительные разговоры возымели эффект и интерес к государственно-частному партнерству проявляется вполне определенный. Более того, мы видим, что Беларусь проявляет интерес к реализации конкретных проектов.

Что касается готовности страны, то это один из вопросов, которые мы обсуждаем с белорусскими специалистами. Необходим серьезный анализ. Мы готовы оказать поддержку Беларуси и провести соответствующую экспертизу. Такой анализ выявит все пробелы в нормативно-правовой базе Беларуси. Он покажет, в состоянии ли страна сразу приступить к выполнению конкретных проектов либо необходима дополнительная работа по совершенствованию законодательства. Конечно, конкретные проекты всегда можно реализовать и через существующую нормативно-правовую базу, но для того, чтобы это стало массовой практикой, необходима солидная законодательная основа.

- Какой эффект может дать Беларуси принятие закона о государственно-частном партнерстве?

- Государственно-частное партнерство представляет собой современный механизм поощрения инвесторов. Он работает в тех областях, где ни государство, ни частный сектор не могут работать по отдельности. Скажем, государство может испытывать недостаток инвестиционных ресурсов, проще говоря, денег, частные инвесторы, в свою очередь, могут столкнуться с ситуацией, когда слишком высоки риски реализации инвестпроекта. Когда государство и частный сектор объединяют усилия, они делят как риски, так и выгоды, следовательно, многие проекты становятся возможными для реализации.

Это является для Беларуси самым важным преимуществом такого механизма, поскольку, если будут установлены благоприятные условия для реализации таких проектов, это даст толчок инвестиционным процессам во многих областях.

- В каких сферах экономики Беларуси стоит реализовать инвестиционные проекты на основе государственно-частного партнерства?

- На примере других стран можно отметить, что обычно проекты государственно-частного партнерства реализуются в сферах и отраслях, где возврат инвестиций требует значительного времени. Это проекты, касающиеся создания инфраструктуры, коммунального хозяйства, здравоохранения, разных сфер услуг, где преимущественно представлено государство, но где оно могло бы выступать в партнерстве с частным сектором.

Во многих странах есть опыт реализации инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства в области образования, охраны окружающей среды и энергетики. Существует много областей, в которых можно реализовать такие проекты, но конкретные условия их реализации зависят от особенностей той или иной страны.

- Будет ли достаточным принятие закона о государственно-частном партнерстве для того, чтобы заинтересовать инвесторов в реализации довольно затратных проектов с длительным сроком окупаемости?

- Закон сам по себе является необходимым, но недостаточным условием для привлечения инвесторов в такие проекты. Чтобы существовала благоприятная среда для государственно-частного партнерства, необходимо выполнить и другие условия. Анализ оценки готовности страны, который мы проведем для Беларуси, как раз и выявит эти моменты.

Наша экспертиза будет охватывать не только законодательную базу, но и бизнес-среду. Мы оценим сложившиеся в Беларуси условия для привлечения инвестиций, административный режим и многие другие сферы, необходимые для нормальной реализации проектов.

- Одним из наиболее крупных инвестиционных проектов для Беларуси является строительство атомной электростанции. Можно ли к нему применить механизм государственно-частного партнерства?

- Энергетика - одна из областей, где может применяться механизм государственно-частного партнерства. На мой взгляд, это довольно перспективная область. Потенциал применения механизма государственно-частного партнерства при строительстве белорусской АЭС есть, но, чтобы оценить эти перспективы, нужно досконально изучить проект.

- Какова роль Беларуси в деятельности Европейской экономической комиссии ООН?

- У нас прекрасно налажено сотрудничество с Беларусью практически по всем направлениям. Мы уже реализовали с республикой несколько конкретных проектов, в том числе подготовили обзор в области инновационного развития. Сейчас готовится аналогичный обзор по условиям внешней торговли. Мы сотрудничаем с Беларусью и в других областях, таких как транспорт, статистика, энергетика, охрана окружающей среды.

- Такую активность можно объяснить и тем фактом, что Беларусь была одной из стран - инициаторов создания Европейской экономической комиссии…

- Да, Беларусь была среди стран - учредителей Европейской экономической комиссии. Беларусь достаточно активный участник, всегда производит положительное впечатление во время обсуждений вопросов как стратегического, так и текущего характера.

- Есть ли у Европейской экономической комиссии идеи реализовать еще какой-либо крупный проект в Беларуси?

- Пока об этом сложно что-то говорить. Сейчас ведется обзор условий внешней торговли. Мы дадим рекомендации по улучшению нормативно-правовых актов в области торговли, что позволит облегчить торговый режим как в торговле со странами Запада, так и с партнерами в ближайшем окружении. Я уверен, что в скором времени появятся и другие крупные проекты.

- Если вкратце, к какому выводу пришли эксперты, готовившие обзор инновационного развития Беларуси?

- В этом обзоре мы провели детальный анализ инновационной системы Беларуси, различных факторов, как движущих сил, так и условий, которые препятствуют инновационному развитию Беларуси. На основе критического анализа были выработаны рекомендации по улучшению управления инновационной деятельностью.

При этом мы выявили и позитивные элементы. Так, в Беларуси применяются несколько передовых практик, которые мы будем рекомендовать нашим партнерам. Мы также выделили несколько областей, где есть потенциал для развития. Как раз этим областям в основном и посвящены наши рекомендации.

Андрей АСФУРA
Топ-новости
Свежие новости Беларуси