ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 27 ноября 2024
Минск-Уручье -1°C
Все новости
Все новости
Интервью
14 января 2015, 16:16
Алексей Дербин

Дистанционные соцопросы зарубежных структур не могут дать качественных результатов

Алексей Дербин
Алексей Дербин
Директор Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь

Не первый год для убеждения аудитории в качестве аргументов приводятся данные социологических опросов. Но часто вокруг этих цифр возникают споры. Различные негосударственные, зарегистрированные за рубежом организации, как, например, Независимый институт социально-экономических и политических исследований - НИСЭПИ, постоянно предлагают вниманию белорусской аудитории результаты своих исследований по социально-политическим вопросам. Так каким критериям должен соответствовать социологический опрос, чтобы являться достоверным? Как вообще проводятся социологические опросы? Каким социологическим структурам можно доверять? Об этом в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал директор Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Беларуси (ИАЦ) Алексей Дербин.

- Как в принципе понять, являются ли достоверными или, как говорят сами социологи, репрезентативными результаты опроса, представленные той или иной исследовательской структурой?

- Здесь важно осознавать, что в Беларуси все структуры, проводящие соцопросы, касающиеся социально-политической ситуации в стране, должны проходить соответствующую аккредитацию, которую осуществляет специальная Комиссия по опросам общественного мнения при Национальной академии наук Беларуси. На сегодняшний день ряд белорусских структур, в том числе ИАЦ, имеют такую аккредитацию. При этом обращаю внимание, что зарубежные организации, как упомянутая НИСЭПИ, таковой не имеют.
 
- Что учитывается при аккредитации?
 
- Значимо, что ее проводит комиссия, в состав которой входят авторитетные ученые-социологи. По сути, данная комиссия проверяет, соответствует ли качество социологических исследований требованиям, которые позволяют говорить о достоверности результатов. Более того, аккредитация подразумевает, что квалификация персонала организации и те методы, которые она использует, отвечают необходимым стандартам современной прикладной социологии. И это не белорусское ноу-хау, а признанная во многих странах практика.

- А можете ли вы в общем описать принцип проведения социологического опроса, как это происходит на практике?

- В целом основой любого социологического исследования является выборка, т.е. та часть населения, которая непосредственно опрашивается. И здесь важно, чтобы эта выборка соответствовала по своим характеристикам структуре населения страны в целом. В связи с этим уместно вспомнить цитату одного из самых известных исследователей общественного мнения Джорджа Гэллапа, которая отражает основной принцип выборочных обследований: "Для того чтобы оценить вкус приготовленного супа, вовсе не обязательно вычерпывать всю кастрюлю до дна. Достаточно перемешать суп и отведать одну ложку".

Еще одним значимым моментом является то, по какой методике осуществляется сбор информации. На сегодняшний день наиболее распространенным методом является опрос по месту жительства граждан. Нашим центром также проводятся телефонные и уличные опросы. Но при домашней беседе "лицом к лицу" у исследователя есть возможность получить более детальную информацию по изучаемой проблеме, точнее контролировать соблюдение выборки. Например, интервьюер должен опросить 10 человек в возрасте от 20 до 30 лет или людей определенной категории: мужчин, женщин, студентов и т.д. При опросах на улице или по телефону это сложнее. Не всегда мы найдем тех, кто нам необходим. Так, в одном месте на улице могут встречаться преимущественно молодые люди, а пенсионеров не будет, а в другом месте - наоборот. Когда проходит поквартирный опрос - другое дело. Есть возможность выбрать несколько категорий людей, которые нужны для той или иной выборки. Это очень важно для достоверности.
 
- С учетом активного развития Всемирной паутины возможно ли сегодня проведение республиканского опроса через интернет?
 
- Провести-то можно, но какова тут достоверность? Если даже в соцсети у пользователей указан возраст и другие параметры, то не факт, что этому можно всегда верить. Если же опрос проводится на каком-то сайте, то соответственно будут отвечать только его посетители. Совершенно не обязательно, что результаты такого опроса отражают общественное мнение в целом. Для репрезентативности нужны, как я уже говорил, определенные выборки по возрастным, гендерным и другим параметрам. Так вот, повторюсь: для этого лучше всего провести поквартирный опрос.

Как это делается? Естественно, нужна сеть интервьюеров. У нас на сегодняшний день сформирована база из шести сотен интервьюеров, которые проводят опрос граждан в различных регионах. Как правило, это женщины средних лет с педагогическим образованием, либо с опытом работы, предполагающим прямое общение с гражданами. В одном исследовании принимают участие около 80 интервьюеров. Периодически они проходят обучение.

- Эти люди заинтересованы качественно и добросовестно выполнять свою работу. Почему?

- Очень просто: если мы будем видеть, что, например, вместо реального опроса человек просто заполняет анкеты под вымышленными именами или использует для этого одних и тех же граждан - своих знакомых, то все его анкеты мы просто забраковываем. А это значит, что денег за свою работу он просто не получит.
 
- Как вы узнаете, что анкеты липовые?
 
- Мы осуществляем тщательный контроль за качеством работы интервьюеров. Начиная с визуального просмотра анкет и заканчивая статистическим анализом. Также мы выборочно звоним респондентам, спрашиваем, действительно ли к нему приходили и проводили этот опрос. Кроме того, мы требуем опрашивать не спонтанно, а, например, в четных домах на улицах, в названиях которых есть определенные буквы. Указывается количество квартир и т.д. То есть выдается конкретный маршрутный лист.

Хочу отметить, что у каждого интервьюера есть удостоверение, в котором указана тема опроса, сроки его проведения и название организации. Но даже с этим бывали случаи, когда бдительные граждане сообщали в милицию о проведении поквартирных опросов нашими интервьюерами. Однако нам не известны случаи, когда милиция приезжала и встречала интервьюеров из НИСЭПИ. Если бы они ходили по квартирам, рано или поздно такие прецеденты случились бы. Поэтому большой вопрос по поводу того, как они вообще проводят свои опросы. Тем более их центр находится не в Беларуси. Большим вопросом, по сути, является и то, как они координируют свою работу, как набирают здесь интервьюеров, как оформляют с ними трудовые отношения.

Помимо этого, стоит отметить и другой важный момент - как составлены вопросы в анкетах. Как говорил персонаж Астрид Линдгрен Карлсон - не всегда просто ответить на вопрос однозначно "да" или "нет". Формулировка не должна наталкивать на определенный ответ. Если мы спросим, перестал ли человек пить коньяк по утрам, то при ответе "да" получается, что он его не пьет, но вроде как пил раньше. Когда он говорит "нет", то значит пьет и пил раньше. А если он вообще не пьет? Тогда формулировка уже не подходит. Нужно так составить вопрос, чтобы человек отвечал на него наиболее свободным образом. Вопрос должен быть корректным и без скрытого ответа. Профессионалы все это знают. Если умышленно нарушать правила составления анкет, то можно добиться желаемого результата, а внешне опрос будет выглядеть достоверным для непосвященного человека. Поэтому нужно всегда обращать внимание, какая структура делала опрос и насколько она транспарентна. Более того, если сама организация находится вне Беларуси и фактически проводит опросы дистанционно, то о каком качестве здесь может идти речь. Такие социологические исследования вообще не имеют смысла с точки зрения науки.

Подводя итог можно сказать, что проведение полноценного республиканского опроса - это сложный процесс, требующий большого организационного ресурса, а также привлечения значительного числа интервьюеров по всей стране. Соответственно качественно организовать и реализовать социологическое исследование из-за рубежа не представляется возможным.
 
БЕЛТА.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси