ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 26 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +1°C
Все новости
Все новости
Интервью
24 мая 2018, 15:06
Павел Сапотько

Бренд Национального исторического музея Беларуси должен быть узнаваем в мире

Павел Сапотько
Павел Сапотько
Директор ГУ "Национальное агентство по туризму"

Недавно назначенный директором Национального исторического музея 26-летний Павел Сапотько энергичен и креативен. Свое видение развития музея он представил на Международном форуме руководителей музеев в Шанхае. Какие конкретно идеи были озвучены в Китае, Павел Сапотько рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА.

- Основной задачей Национального исторического музея является популяризация национальной культуры и историко-культурного наследия Беларуси как на родине, так и за ее пределами. Это та миссия, которую будут выполнять все его площадки.

Вторая задача - продвижение бренда музея как территории, где интересно, где каждый человек, и белорус, и иностранец, может почерпнуть для себя что-то нужное и получить хорошие впечатления. То же касается и филиалов НИМБ. Поэтому будем организовывать культурно-просветительские мероприятия, реализовывать молодежные инициативы, программы научного характера. Музей всегда являлся и просветительским, и научным учреждением, это очень мощный культурный институт, где должны использоваться самые разные формы и разнообразный инструментарий. Для продвижения бренда музея очень важна работа с аудиторией, СМИ, важно упрочение международных культурных связей, появление научно-прикладных разработок, реализация самых разных программ.

Третья задача - укрепление финансовой экономической стабильности как самого музея, имею в виду материально-техническую базу, так и тех людей, которые здесь работают. Рассчитываем на укрепление внебюджетной составляющей, получение грантов, работу с различными источниками финансирования. Музей и его сотрудники постоянно получают гранты Специального фонда Президента по поддержке культуры и искусства, которые направляются на реализацию самых разнообразных проектов. Планируем расширять сотрудничество с европейскими институтами. Об этих направлениях деятельности я говорил с трибуны международного мероприятия.

- Как вы намерены продвигать бренд музея за рубежом?

- Есть опыт сотрудничества по линии галереи "Университет культуры" с зарубежными СМИ. Это дает результаты, потому что публикации по определенным тематикам через призму деятельности конкретного учреждения культуры, научные статьи, безусловно, являются одним из способов продвижения образа учреждения культуры и содержания его работы. Поэтому будем и в научном, и в информационном пространстве продвигать проекты, а когда они международные - задействовать СМИ тех стран, где их проводим.

Во время поездки в Китай завязались контакты с коллегами из Национального художественного музея Лихтеншейна и музея из Финляндии, не говоря уже о музеях из провинций Китая. Есть мысли о сотрудничестве с ними. А с ведущим историческим музеем Китая - Шанхайским - мы подписали договор о сотрудничестве, и уже в августе коллеги из Поднебесной приедут в Минск с конкретными предложениями.

- Чем интересны друг для друга белорусский и китайский исторические музеи?

- В Китае есть неплохая выставка оружия, хорошая выставка монет и это то, что хотелось бы представить белорусским зрителям. Мы в свою очередь можем предложить выставку, которую апробировали в Национальном музее Омана, а она показывает впечатляющие аспекты в развитии белорусской культуры и в целом исторического наследия. Она представляет наши ценности, например пояс Витовта. Уверен, эта выставка достойна лучших музеев мира. Кроме того, мы можем показать коллекцию белорусского костюма. Есть и выставка монет, что интересно китайцам.

Общей для нас является тема реставрации. Выступая, я проиллюстрировал снимками рассказ об уникальном орнате XVIII - начала XIX веков, отреставрированном белорусским мастером Ольгой Коноплевой. Эта работа была выполнена за счет гранта из спецфонда Президента. Тема вызвала большой отклик, потому что для китайских музейщиков вопрос реставрации является актуальным.

Говоря о других совместных планах, а я выступаю за работу сообща, отмечу выставки с посольством Вьетнама и Туркменистана, которые вскоре откроем. Готовим проект из фондов Государственного исторического музея (Россия), ведем переговоры с другими музеями.

- Павел, придя в Национальный исторический музей в роли руководителя, наверное, сделали для себя открытия?

- Я был очень удивлен, каким огромным богатством владеет музей и какое количество совершенно потрясающих уникальных экспонатов хранится в запасниках. В Национальном историческом сосредоточено свыше 50% всего объема музейного фонда - более 450 тыс. единиц хранения. Нужно все максимально показывать за счет временных выставок, совместных международных проектов, а для этого широко использовать потенциал сотрудничества во время программ обмена, дней культуры. Это должна быть многогранная, многоаспектная работа. Кроме того, хотелось бы проводить научно-практические конференции, которые бы затрагивали определенные темы, события, роль личностей в истории и культуре нашего государства. Все это должно быть известно широким слоям населения, это нужно белорусам, нам есть чем гордиться, поэтому когда тиражируется, популяризируется наше уникальное историко-культурное достояние, даже посредством той же издательской работы, проведением конференций, симпозиумов, лекториев, это очень важно.

Мы возобновим издание "Музейного вестника". Музейщики должны иметь свой профессиональный журнал, который бы входил в перечень изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией. Это будет солидный журнал, на страницах которого обсуждаются и пропагандируются события нашей истории, культуры, достижения современности в разных сферах жизни. Когда-то это тоже будет историей, и этот потенциал мы должны исследовать. Причем публиковаться на страницах вестника смогут как отечественные, так и зарубежные ученые. Уже готовится номер журнала.

- В фондах музеев, вы сказали, очень много экспонатов, которые ждут своего времени. Как часто вы планируете менять выставки?

- В галерее мы делали это достаточно часто, выставки проходили по две недели максимум. Имеет значение коммерческий это проект, рассчитанный на определенную перспективу, либо выставка, которая проходит планово, основанная на фондовых коллекциях. Многое зависит от тематики. Честно скажу, я не сторонник больших долговременных проектов. Считаю, что нужно как можно больше показать. Причем много интересного находится как в запасниках музея, так и в частных коллекциях. Люди должны это видеть и восхищаться.

- Каким будет первый проект Национального исторического музея под вашим руководством?

- У меня есть задумки по поводу организации выставок из частных собраний белорусских коллекционеров. В их распоряжении огромные интереснейшие коллекции. Интересно посмотреть на коллекционирование как феномен, потому что благодаря этому в свое время удалось многое сохранить. Кроме того, коллекционеры являются исследователями и популяризаторами белорусской культуры, они пропагандируют свои собрания за рубежом, что, безусловно, хорошо. Планируем и научную конференцию на эту тему.

Проведем в нынешнем году выставку, посвященную окончанию Первой мировой войны. Экспозицию составят открытки из коллекции Владимира Лиходедова, ранее не экспонировавшиеся.

Задумали и уже работаем над концепцией проекта, который посвящен значимым персонам в истории, культуре нашей страны. На базе Музея белорусской государственности планируем ежемесячно проводить выставку и круглые столы о малоизвестных, но очень ярких личностях, незаслуженно находящихся в тени.

В планах проведение научно-практической конференции и республиканского конкурса для музеев страны. Это позволит вовлечь региональные музеи, стимулировать их и изучать проблемы работы.

На 2019 год во время II Европейских игр запланировали интересный проект - выставку декоративно-прикладного искусства, которая представит произведения белорусских мастеров. Через призму искусства постараемся показать культуру от истоков до современности.

- Сегодня активно используются современные технологии, и в музеях, в частности, организуются интерактивные экспозиции.

- В историческом останутся экспозиции консервативного характера, и это нормально, что есть темы, которые нельзя пока выразить в современных экспозиционных решениях. Но вместе с тем это не говорит о том, что мы закрыты от инновационных технологий. Сейчас не только люди должны идти в музей, но и музей должен идти к людям, а для этого нужно практиковать разные формы и форматы презентации своих коллекций, проектов. Элементы интерактива не исключены, безусловно, будем использовать даже элементы флешмобов, иных современных креативных решений, потому что наша культура, история может позиционироваться через призму разнообразных форматов деятельности. Планируем проводить мероприятия в музейном дворике. В новом здании музея, строительство которого скоро начнется, будет современное оборудование и экспозиции с новыми подходами.

- Давайте вернемся к укреплению внебюджетной составляющей. Каким образом вы планируете это сделать?

- Для начала надо рационально, эффективно использовать все то, что у нас есть. Добавить коммерческие проекты, специальные мероприятия, выездные программы. Будем стараться делать качественные проекты, максимально выкладываться, эффективно их проводить. Все-таки сейчас мы говорим о новой экономике культуры. Тезис начинает укореняться в сознании работников учреждений культуры. Чтобы работники получали хорошие премии, нужно иметь большие внебюджетные доходы. Я уже говорил об использовании целевого финансирования - грантов и спонсорской поддержки. Есть организации, которые оказывают спонсорскую безвозмездную помощь на определенные проекты. В нынешнем году такие проекты с участием спонсоров есть. Надеюсь, будет чем похвастаться и мы удивим зрителей интересными и качественными культурными программами, которые представят определенный разрез белорусской истории.

Жанна КОТЛЯРОВА,

БЕЛТА.-0-

Теги
музей
Топ-новости
Свежие новости Беларуси