ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 26 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +1°C
Все новости
Все новости
Интервью
30 ноября 2016, 18:50
Наталия Кочина

Белорусы в 2017 году получат доступ к административным процедурам онлайн

Наталия Кочина
Наталия Кочина
Начальник управления электронной коммерции Национального центра электронных услуг

Беларусь в ближайшие годы намерена создать полноценную инфраструктуру для работы электронного правительства. Одна из главных задач - перевести ряд административных процедур в электронный вид, и это станет возможным совсем скоро после начала эксплуатации второй очереди программного комплекса "Одно окно". Сейчас в электронный вид переводятся около 200 основных административных процедур, доступ к которым будет организован через Единый портал электронных услуг. Как будет работать система, какие госорганы уже готовы к ней подключиться и когда у белорусов появятся электронные паспорта, в интервью БЕЛТА рассказала начальник управления электронной коммерции Национального центра электронных услуг Наталия Кочина.

- Когда мы сможем увидеть электронное "Одно окно" в действии?

- Вторую очередь "Одного окна", заказчиками которой выступают Министерство связи и информатизации, Министерство юстиции, Национальный центр электронных услуг, уже протестировали, и она готова к полноценному использованию. Первые административные процедуры можно будет запрашивать уже в 2017 году. Основное ее преимущество - у граждан теперь появится возможность в режиме онлайн подавать заявления для осуществления административных процедур.

- Каким образом это будет происходить?

- Единый портал электронных услуг имеет набор инструментов, которыми может пользоваться гражданин, чтобы осуществлять административную процедуру и получать электронные услуги с помощью личного кабинета (электронные услуги ему уже доступны). Зарегистрировавшись на портале или у оператора "Одного окна" и получив пароль и логин для входа в личный кабинет, пользователь сможет заказать административную процедуру, не выходя из дома. Соответственно, ему теперь не нужно будет ходить к оператору "Одного окна" и представлять документы в печатном виде. Если данная административная процедура - это платная услуга, то ее можно сразу же оплатить через ЕРИП. В госорган нужно будет явиться только за получением документа, который был запрошен. В случаях, где это возможно, результат осуществления административной процедуры будет отправлен в личный кабинет пользователя - тогда необходимость явиться в госорган и вовсе отпадает.

Результатом оказания ряда админпроцедур не является выдача какого-либо документа, это может быть просто уведомление (например, о постановке на учет нуждающихся). В таком случае это уведомление пользователь получает в личном кабинете.

Алгоритм максимально упрощен: на Едином портале электронных услуг подаем заявку на осуществление административной процедуры, прикрепляем документы (их сканы), оплачиваем услугу через ЕРИП. Статус выполнения заявки можно отслеживать в личном кабинете.

- Что понадобилось сделать в техническом плане, чтобы такая система смогла заработать?

- Один из основных моментов - интеграция "Одного окна" с государственными информационными ресурсами (например, автоматизированной системой "Паспорт"), системой межведомственного электронного документооборота государственных органов. На практике это означает, что человек для осуществления административной процедуры предоставляет только основные документы. Все остальные данные операторы получают самостоятельно из информационных ресурсов, в том числе из системы межведомственного электронного документооборота. К ней подключены все министерства, исполкомы. Сегодня число абонентов составляет более 3 тыс. госорганизаций. Все это существенно экономит время и самого пользователя, и операторов "Одного окна".

Кроме того, разработан новый блок аналитики и отчетности, предусмотрена возможность сканирования пакета документов, предоставленного заявителем, его хранения в базе данных "Одного окна" для дальнейшего его использования при рассмотрении заявления. В целом модернизация комплекса позволит упростить работу специалистов по электронной регистрации обращений граждан, направлению запросов, повысить скорость работы комплекса.

- Какие министерства и ведомства уже готовы перевести админпроцедуры в электронный вид?

- Ориентировочно пользоваться этой системой можно будет с 1 января 2017 года. На первом этапе пользователям Единого портала электронных услуг - физическим и юридическим лицам - станет доступен ряд административных процедур Государственного пограничного комитета. Речь идет о выдаче пропусков на право внеочередного въезда на территорию автодорожных пунктов пропуска через госграницу, в том числе международным грузовым перевозчикам - юрлицам и ИП - на одно грузовое транспортное средство. Предусмотрена также выдача разрешения на хоздеятельность в пунктах пропуска через госграницу и разрешения на хозяйственную и иную деятельность в погранполосе, внутренних водах Беларуси в пределах пограничной зоны и пограничной полосы. Помимо этого, планируется обеспечить в электронном виде такие процедуры, как выдача пропусков на въезд (вход), временное пребывание и передвижение в пограничной зоне, выдача однократного пропуска на право внеочередного въезда на территорию пунктов пропуска через госграницу.

Также в режиме онлайн будут доступны некоторые процедуры Государственного таможенного комитета.

Ведутся работы с Министерством внутренних дел и Министерством по налогам и сборам по переводу административных процедур в электронный вид. Речь пока идет о нескольких процедурах, например, о выдаче гражданину Беларуси документа о приглашении иностранного гражданина или лица баз гражданства в страну, выдаче выписки из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных налогах и сборах.

- Как система "Одно окно" защищена от утечки наших личных данных?

- Безусловно, система защиты информации аттестована. Операторы будут подключаться по защищенному соединению. Граждане смогут получать административные процедуры с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП). Но, наверное, говорить о том, что граждане будут широко использовать ЭЦП, еще рано. В стране пока не так много сервисов, где ее можно использовать, а стоит она немало.

- Когда мы придем к тому, что в режиме онлайн можно будет выполнить не несколько административных процедур, а, скажем, 80-90% всех существующих в стране?

- Инструмент для осуществления административных процедур онлайн создан. Чтобы вторая очередь "Одного окна" работала полноценно, необходима доработка нормативной правовой базы. Вся инфраструктура готова - Единый портал электронных услуг функционирует, личный кабинет создан, возможность использования ЭЦП предусмотрена, интеграция с ЕРИП есть, но в настоящее время необходимо внесение изменений в части снятия банковской тайны на получение оператором портала электронных услуг информации о подтверждении платежа в пользу третьих лиц. Сейчас отсутствует норма, которая говорит о том, что оператор портала электронных услуг для осуществления админпроцедуры может получать такие данные, но мы работаем над этим вопросом.

Действительно важно, чтобы количество административных процедур в электронном виде постоянно увеличивалось. Гражданин должен пользоваться полноценным инструментом, заходить на портал и как можно больше процедур заказывать, не выходя из дома. Но чтобы перевести административную процедуру в электронный вид, необходима четкая постановка задачи. Национальный центр электронных услуг как оператор реализует техническую сторону вопроса, но чтобы определить, какие документы предоставить, в какой орган явиться, как должна выглядеть справка, необходим некий уполномоченный орган, другими словами, регулятор.

- Вторая очередь "Одного окна" позволяет использовать возможности электронного документооборота. А когда на него полностью перейдут госорганы?

- До 1 января 2017 года все госорганы и организации обязаны внедрить системы электронного документооборота и подключить их к системе межведомственного электронного документооборота (СМДО). Пока к СМДО подключено более 3 тыс. организаций, а в целом по стране сделать это обязаны ориентировочно 17 тыс. абонентов. Но даже подключение 3 тыс. - это очевидный прогресс, ведь в 2013 году таких организаций было всего 100. И механизм реально работает: в СМДО еженедельно пересылается около 15 тыс. документов. Уже подключены все госорганы высшего звена, исполкомы, система внедряется в сельисполкомах, школах, детсадах и т.д. Более того, бизнес, который не обязан подключаться к СМДО, тоже проявляет к ней интерес.

- Предусматривает ли белорусская концепция информатизации, в которой есть электронное правительство, создание электронного паспорта?

- В стране есть проект по созданию Белорусской интегрированной сервисно-расчетной системы. Он предполагает разработку ID-карты - в этом проекте уже задействованы многие госорганы, в том числе Национальный центр электронных услуг, Министерство внутренних дел. ID-карта - это, условно говоря, внутренний паспорт с возможностью подписывать документы электронной цифровой подписью.

В целом в Беларуси уже создана достаточно серьезная основа для полноценной работы электронного правительства, т.е. все элементы инфраструктуры построены: есть Единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы, система межведомственного электронного документооборота государственных органов. Сейчас основная задача всех госорганов - это создание сервисов для простой коммуникации онлайн граждан и бизнеса с госорганами. Рассчитываем, что к 2020 году можно будет говорить о полноценной работе электронного правительства.

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси