ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 27 ноября 2024
Минск-Уручье 0°C
Все новости
Все новости
Интервью
24 октября 2011, 13:58

"Беларусьфильм" находит партнеров

Беларусь имеет право и должна присутствовать в европейском кинопрокате

О "Беларусьфильме" сейчас говорят много. И далеко не всегда - лицеприятное. Например, на слуху темы о том, что многие аниматоры национальной киностудии уехали за границу и работать над мультфильмами некому, о нехватке творческих кадров, хороших киносценариев и сравнительно небольших перспективах работы с зарубежными партнерами. О том, как в действительности обстоят дела на киностудии, каким образом нынешнее руководство "Беларусьфильма" собирается возрождать его былую славу и о перспективах развития отечественной кинематографии, с корреспондентом БЕЛТА беседовал генеральный директор "Беларусьфильма" Олег Сильванович.

- Олег Игоревич, над какими проектами работаете?


Если брать игровое пространство, в производстве сегодня находятся 6 фильмов. Среди них - "Снайпер-2. Тунгус" (совместно с Россией), который мы должны сдать в нынешнем году, - сейчас идет монтажно-тонировочный период. Ведется окончательный монтаж и постпродакшн фильма "Одинокий остров" - это совместная постановка Беларуси, Эстонии и Латвии, над которой работает известный эстонский кинорежиссер Пеетер Симм. Планируем фильм выставить на кинорынке фестиваля "Берлинале" в феврале 2012 года. Практически закончено производство белорусского остросюжетного телесериала "Сетевая угроза" (режиссер Игорь Четвериков).

Кроме того, идут съемки восьмисерийного телефильма "Охота на гауляйтера" - его мы запустили в сентябре совместно с известной российской кинокомпанией. Также совместно с российской стороной в съемочном периоде находится 12-серийный остросюжетный телесериал под названием "СМЕРШ".

Среди наиболее мощных "артовских" проектов, в которых занят "Беларусьфильм", - картина по повести Василя Быкова "В тумане". Над ней работает известный режиссер Сергей Лозница. Это международный кинопроект совместно с Германией, Нидерландами, Латвией, Литвой и Россией. Основные съемки уже завершены, фильм будет выпущен в мае 2012 года. Сергей Лозница получил массу наград и призов за фильм "Счастье мое" (в том числе Гран-при кинофестиваля "Лістапад-2010" - Прим. БЕЛТА), который, кстати сказать, был представлен и в программе Каннского фестиваля. В фильме по повести Быкова главную роль играет белорусский актер, на монтаже звука также белорусский специалист. Это очень масштабный проект с точки зрения художественного потенциала, и мы возлагаем на него большие надежды. Сценарий написал сам Сергей Лозница. Изначально фильм снимается на русском, позже будет переведен на другие языки.

Все это совместные постановки, для работы над которыми привлечены внебюджетные денежные средства, что помогает сделать проект максимально экономически целесообразным и адресным. В частности, в фильмы "Тунгус", "Охота на гауляйтера", "СМЕРШ", "В тумане" вложены российские финансы: в "СМЕРШе" и "Охоте..." доля российских коллег составляет 85%, "Беларусьфильма" - 15%. Подобные масштабные проекты нуждаются в большом финансировании: например, "Охота на гауляйтера" стоит более $3 млн., "СМЕРШ" - свыше $5 млн. Соответственно, доля белорусской стороны в одном случае около $500 тыс., во втором - более $700 тыс.

- То есть наблюдается тенденция в сторону увеличения внебюджетного финансирования?

- Мы должны понимать: та система финансирования, которая была нормальной для киноотрасли раньше, сейчас видоизменяется и обретает иные принципы и механизмы. Изменение условий финансирования приводит к необходимости привлечения внебюджетных денежных средств, что позволит снимать больше фильмов. Кроме того, важно, чтобы кинопродукт с белорусским участием присутствовал не только в Беларуси, но и за рубежом. Нам выгодно, когда совместные проекты показывают по телеканалам России, Украины. А фильм по повести классика белорусской литературы Василя Быкова даже выйдет в кинопрокат Европы, ведь над ним работает еще и Германия, которая дает на реализацию львиную долю средств. Безусловно, Беларусь имеет право и должна присутствовать в европейском кинопрокате, пока - хотя бы в виде совместных постановок.

Сейчас перед киностудией стоит задача сделать экономически более ощутимым эффект окупаемости денежных средств. Мы прекрасно понимаем, что если приходит продюсер и приносит несколько миллионов долларов, он просчитывает вариант возврата денежных средств. Вряд ли он вложит свои деньги в проект по принципу "давай сначала сделаем, а потом будем продавать". Аналитика будущих продаж - очень важный фактор при принятии решения об участии в конкретном проекте. Сегодня все европейские страны так или иначе объединяют бюджеты для совместного кинопроизводства - необходимо получить более масштабные и привлекательные проекты. Плюс - объединение кинопрокатов стран - участниц. При этом все не так уж однозначно, наша задача в данной ситуации - думать о том, что, собственно, белорусского останется в подобной белорусской кинопродукции. С одной стороны, мы понимаем, что для "Беларусьфильма" важно софинансирование, и мы делаем ставку на совместные постановки, с другой, - не собираемся отказываться от белорусской художественной составляющей в нашем кино.

- Какие белорусские проекты выйдут в свет в ближайшем будущем?

- В нынешнем году в свет выйдет несколько чисто белорусских фильмов - к слову сказать, нестыдных. Взять хотя бы фильм "На перепутье" (режиссер Виталий Дудин) - достойная картина при очень хорошей работе белорусских актеров. Фильм архаично-негромкий, но когда я его посмотрел, то подумал, что лет через десять он будет вызывать у нас ностальгию, потому что является очень белорусским по интонации и по ментальности, по стилистике, по любви к отечеству и героям - будто бы окрашен лучами заходящего теплого солнца.

Закончена работа над телесериалом "Талаш" по мотивам произведения Якуба Коласа. Также близится к концу работа над проектом "Сетевая угроза", который планируется сдать 31 октября. В нем и автор сценария, и кинорежиссер, и актеры (за небольшим исключением) - белорусские.

Кроме того, уже снят и готовится к выходу на телеэкран изящный четырехсерийный фильм под названием "Все, что нам нужно…" (режиссер Иван Павлов) - картина сложного драматургического строения с несколькими сюжетными линиями, повествующая о любви, верности, доброте и о предновогоднем Минске, который тоже стал одним из героев. Картина вызывает позитивный рождественский настрой, мы готовимся показать ее к Новому году.

- Показать по белорусским телеканалам?

- Стоит задача реализовать свою продукцию максимально выгодно, и не секрет, что наибольший интерес в этом плане представляют центральные российские телеканалы, которые предлагают за фильмы совершенно другие деньги. А для нас - людей, которые понимают, что сегодня жизненно необходимо реинвестировать в кинопроизводство максимальные суммы из средств, полученных за продажу имущественных прав, - это имеет гигантское значение. Поэтому мы стараемся продавать фильмы таким образом, чтобы сохранялась экономическая целесообразность производства. Белорусские фильмы будут показаны и в Беларуси. Например, фильмы "Рыжик в Зазеркалье" и "На перепутье" уже вышли в кинопрокат, состоялось несколько премьер в регионах. В то же время в Беларуси транслируются центральные российские телеканалы, так что наш зритель обделен не будет.

- Какая складывается картина с детским кинематографом?

- Готовим к запуску новый проект режиссера Елены Туровой, работавшей над "Рыжиком в Зазеркалье", под названием "Киндер-Вилейское привидение". Здесь налицо игра слов с "Кентервильским привидением" Оскара Уайльда, в основе лежит одноименное произведение английского автора. Это несвободная от замечаний кинодраматургия, но проект, на мой взгляд, должен получиться успешным, потому что при его подготовке мы пытаемся подключить маркетинговые исследования, которые помогут более позитивно воспринять проект маленькими зрителями. Планируется, что он будет реализован в следующем году.

В целом в анимации назрела необходимость выхода на сериальность. Готовим несколько серий в белорусской анимации. Вообще, на постсоветском пространстве проблемы у аниматоров приблизительно одни и те же - недостаточность финансирования и нежелание режиссеров-аниматоров приспосабливаться к рынку, к экономическим обстоятельствам. И чаще всего успешные мультики - с коммерческой точки зрения - делают люди, которые приходят в анимацию извне, а не профессиональные режиссеры анимационного кино. Последние предпочитают работать над проектами, которые прежде всего удовлетворяют их творческие амбиции. Но это не клиентоориентированный продукт. Мы же хотим получать экономическую отдачу, в то время как сейчас возвратность средств, затраченных на анимацию, находится на очень низком уровне. Первый шаг в этом направлении уже сделан - появились в продаже четыре DVD с белорусскими мультфильмами.

В среднем киностудия производит в год восемь анимационных фильмов суммарной продолжительностью около 80 минут. Конечно, хотелось бы создавать больше, поэтому сейчас мы рассматриваем возможность трансформации студии анимационных фильмов для работы с большим привлечением внебюджетных средств и увеличением объема производства. Но дело это не простое - кадров не хватает.

Если говорить о сопродюсерстве в детском кинематографе, главная сложность в этой сфере связана с тем, что, например, в России показ детского фильма по телеканалам не может прерываться рекламой. Соответственно, редкие продюсеры предложат свое участие в подобном проекте, понимая, что они не смогут с легкостью продать его на телевидение. Что значительно сужает круг потенциальных партнеров. Поэтому наше государство планирует финансирование детского кино до ста процентов включительно.

- Может, "Беларусьфильмом" запланированы качественные документальные киноленты?

- Сегодня мы с особым вниманием начинаем относиться к привлечению дополнительных денежных средств и в документалистику. С Францией запустили проект стоимостью около 300 тыс.евро, в котором доля белорусской стороны составляет около 20%. В его основе лежит абсолютно белорусская тематика. В конкретной стране существует белорусская деревня, которая живет, несмотря на то, что находится не на нашей территории, синхронизируется по времени жизни белорусского государства. Жители смотрят белорусские телепрограммы, и время для них течет соизмеримо со временем нашей страны. Фильм будет сниматься методом наблюдений еще год: уже есть осенние наблюдения, последуют зимние, весенние и летние. Параллельно мною поставлена задача перед студией документального кино "Летопись" делать документальные фильмы в принципиальном стилистическо-художественном отличии от телевизионного документального кино, плюс расширить практику предоставления постановок молодым режиссерам. И документалисты уже перестроились - результаты меня полностью удовлетворяют. Например, фильм "Звонарь" (режиссер Екатерина Махова), уже вызвавший много споров, участвует в конкурсной программе молодого документального кинофестиваля "Лістапад". Скоро известные флагманы белорусской документалистики Анатолий Алай и Галина Адамович представят свои новые работы. По вопросу востребованности белорусского документального кино могу заметить, что периодически вижу в продаже пиратские диски с подборкой наших документальных фильмов - например, Анатолия Алая.

- Скоро ли белорусские телеканалы начнут показывать больше фильмов отечественного производства?

- Белорусские фильмы должен находиться не только на телеэкране, но и в кинопрокате. Мы активно сотрудничаем с Белтелерадиокомпанией, в том числе и в сфере кинопроизводства. С телеканалом ОНТ сейчас рассматривается возможность создания совместного кинопроекта. Значительно расширяется спектр показа белорусских фильмов на телеканале "Беларусь-ТВ" и Первом. Восьмой канал обратился к нам с аналогичными предложениями. Стараемся представлять отечественный кинематограф по максимуму. Интерес к белорусской киновидеопродукции есть, он реален, и сегодня мы работаем с несколькими партнерами по временной продаже имущественных прав на рынок России и стран СНГ.

Также планируется ряд телепроектов, над которыми сейчас работаем, перевести в формат кинотеатрального показа. Экономические сложности, с которыми столкнулась киностудия, делают сегодня более привлекательными совместные постановки. Однако есть требования нашего белорусского зрителя, который должен видеть, что белорусский кинофильм реально существует и появляется в кинотеатрах. Сейчас мы расширяем выход белорусской библиотеки фильмов на DVD, чтобы зритель мог увидеть картины того старого "Беларусьфильма", славу которого мы возрождаем.

- Как обстоят дела с молодыми специалистами? Охотно ли они идут работать на "Беларусьфильм"?

- Сегодня ставка на киностудии делается на молодежь. Вплоть до того, что я уже сейчас рассматриваю возможность подготовки будущего генерального директора "Беларусьфильма". И у меня есть на примете пара подходящих кандидатур.

Мы стараемся уделять творческим кадрам как можно больше внимания, чтобы они не уезжали работать за границу навсегда. К сожалению, сегодня на "Беларусьфильме" невозможно обеспечить работой всех белорусских актеров. Но сотрудничество с ними является для меня приоритетом. Я прилагаю максимум усилий для того, чтобы они были заняты не только в чисто белорусских кинофильмах, но и в совместных проектах. Это одно из требований, которое я всегда выдвигаю потенциальным партнерам. И, надо сказать, нахожу понимание и поддержку.

Кино - синтетическое искусство, в составе которого находится масса слагаемых. Важно, чтобы в проекте также были задействованы белорусские художники-постановщики, авторы сценариев, композиторы, актеры. Все это - культурная составляющая нашей страны. Пусть даже такими небольшими порциями, но белорусская кинокультура будет иметь гарантированную подпитку.

- Интересно: легко ли молодому талантливому режиссеру заявить о себе, сняв дебютную киноленту?

- У меня как у руководителя, у Министерства культуры и у государства в целом есть понимание важности производства ежегодных дебютных работ молодых режиссеров, рассчитанных на кинопрокат. Представьте, в стране появляется стартующая молодежь, которой государство дает карт-бланш на создание яркой визитной карточки - полнометражного игрового кинофильма. И режиссер получает возможность максимально заявить о себе в дебютной картине, снятой на "Беларусьфильме".

Инициатива Минкультуры, получившая поддержку правительства, о необходимости выделения из республиканского бюджета денежных средств для производства двух дебютных киноработ в год, - очень важна. Такой государственной поддержки нет ни в одном европейском государстве.

- Кто будет принимать решение о том, работа какого автора получит поддержку "Беларусьфильма" в первую очередь?

- Художественную составляющую будет оценивать Совет мэтров, созданный при гендиректоре "Беларусьфильма".

После того как несколько проектов молодых режиссеров выходят на следующий этап, предлагается балльная оценочная система для анализа - таблица опубликована на сайте киностудии. Любой дебютант может самостоятельно просчитать, какое количество баллов он получит при том или ином решении. Например, использование музыки молодого белорусского композитора, приглашение на главную роль белорусских актеров автоматически повышает количество полученных режиссером потенциальных баллов. Производственная привлекательность дебютной киноработы, которая будет запущена в первую очередь, определяется математически. Для меня как для руководителя очень важен принцип прозрачности: появился яркий замысел, просчитали слагаемые для его реализации... И всем ясно, кто принял решение и на каком основании.

- Олег Игоревич, как руководитель: какой вы видите киностудию лет через пять?

- При создании фильма станет более очевиден продюсерский компонент - продюсерская команда будет находить деньги на совместные постановки. Также назрела необходимость ввести должности линейного продюсера, креативного продюсера, исполнительного продюсера - все это требует конкретной перестройки структуры "Беларусьфильма".

Следующий шаг - получение дополнительных финансовых средств, которые позволят ежегодно создавать пять кинопроектов, имеющих белорусский художественный потенциал. Еще один шаг в развитии киностудии - более активное сотрудничество с белорусскими телеканалами, а также с яркими современными белорусскими литераторами - такими как, например, председатель Белорусского союза театральных деятелей драматург Алексей Дударев, с одной стороны, или молодая и очень талантливая писательница Ольга Громыко, с другой.

Киностудия через пять лет станет более молодой. Сегодня средний возраст работников переваливает за 40-45 лет, хотелось бы, чтобы он был не более 35-40 лет. Хотя это как средняя зарплата: у кого-то миллион, у меня - рубль, в итоге получается полмиллиона (смеется). Однако это отнюдь не означает, что ради статистических данных мы начнем избавляться от профессионалов старшего поколения.

Большое внимание государство уделяет реконструкции и модернизации "Беларусьфильма", уже сегодня это киностудия полного замкнутого цикла. Мы предлагаем большой спектр услуг, который является достаточно весомым при совместном производстве. Многое предстоит сделать, но у нас есть поддержка государства, которой завидуют кинематографисты из стран СНГ. Поэтому через пять лет наша киностудия станет более современной и по мышлению и по уровню материально-технической базы, более экономически эффективно хозяйствующей, и в то же время - снимающей яркое и художественное кино.

Татьяна ПАСТУШЕНКО
Топ-новости
Свежие новости Беларуси