ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 27 ноября 2024
Минск-Уручье 0°C
Все новости
Все новости
Интервью
14 ноября 2011, 14:22

Беларусь проходит период местечковой литературы, произведения мирового уровня - впереди

Литературный вопрос

Белорусская литература переживает непростой период своей истории. Современных авторов или ругают, или о них не говорят вообще. Чаще второе. Дело не только в том, что упал интерес к чтению, - нужны темы, герои, которые бы отражали реалии нынешней жизни. Изменились времена, и они требуют новых подходов. В предыдущие годы писатели, признанные классиками, создали крепкий фундамент для появления талантливых произведений. Теперь главная задача - чтобы белорусское слово снова зазвучало. Эту проблему понимают и на государственном уровне. Недаром предложено 2012 год объявить Годом книги. О том, как повысить художественный уровень белорусской литературы, привлечь читателей, корреспондент БЕЛТА беседует с председателем правления Союза писателей Беларуси Николаем Чергинцом.

- Николай Иванович, большинство современных белорусских писателей, к сожалению, не известны широкой публике. Как вы думаете, причина в современном мире или в нехватке таланта и харизмы у самих авторов?
 
- Такого не бывает, чтобы все писатели были выдающимися. Как и в спорте - не все спортсмены выдвигаются в элиту. Но их мастерство базируется на том коллективе, который их воспитал, в котором они находились. Вот и в литературе: мы можем вспомнить десятки фамилий прозаиков, поэтов, творивших во времена Советского Союза, они выросли на фоне сотен, а то и тысяч писателей. Нужно понять, что в Беларуси тоже есть писатели, которых можно отнести к высшему разряду, к разряду классиков. Но все не могут быть великими.

Сейчас мы переживаем период переосмысления многих процессов. Мы не можем ответить на призыв: "Дайте нам "Тихий Дон" или "Войну и мир"! Эта литература не может повторяться, изменилось время. Да и слишком оглядываться на прошлое не стоит. Но изучать хорошие произведения, безусловно, надо. Я не имею в виду, что мы не можем вырастить новые таланты. Конечно же, они у нас появятся. Стоит задача создать платформу, которая позволит талантам проявляться, писателям писать и людям потянуться к книге, изданной уже в новом формате. Период начиная с 1985 года "загнал в землю" многие и идеи, и размышления, и авторов. Но я уверен: у нас есть писатели, которых назовут со временем великими. Без сомнения. Главное сейчас - это поддержка. И я лично очень доволен тем вниманием, которое уделяется писательскому труду на уровне государства. Это вдохновляет. И недавняя встреча у Президента многих писателей по-хорошему встряхнула.

Нужно планку нашей литературы поднять на другую высоту. Есть хорошая перспектива к тому, чтобы омолодились кадры, появилась новая палитра талантливых ребят, которые вырастут на фоне тех тысяч, с которыми приходится сейчас работать. 

- Как говорится, молодым везде у нас дорога, но ведь на начальном этапе писательской карьеры без поддержки не обойтись…

- Да, именно талантливую молодежь сейчас надо поддерживать, за ней будущее. Для нас, писателей старшего поколения, важно помочь молодым встать на ноги, и мы предпринимаем решительные шаги в этом направлении. Главным редактором литературного журнала "Маладосць", несмотря на отсутствие опыта, назначена молодая поэтесса Татьяна Сивец. При "Маладосцi" создан клуб молодых талантов, молодые люди наряду с маститыми писателями включаются в состав литературных объединений в районах, областях, участвуют в конкурсах.

С 1 января 2012 года союз учреждает 10 стипендий молодым авторам за счет спонсорских средств. Их получат наиболее талантливые ребята. Стипендии будут выдаваться под конкретную тему, может, даже под конкретную талантливую голову. Это станет стимулом для создания новых интересных произведений. Только в нынешнем году будет издано 40 книг молодых литераторов.

- Какие темы в современной белорусской литературе главенствуют на сегодняшний день и насколько они, по вашему мнению, отвечают чаяниям читателя? Ведь, как мне кажется, писатель должен писать для читателя, а не ради самого процесса творчества…

- Вы совершенно правы. Я говорил только что о переосмыслении многих процессов, поиске сфер применения писательского таланта, которые бы отвечали ожиданиям современного человека. Часть наших писателей увлеклись краеведческой, исторической темой (это самый, что ли, безопасный для литератора путь). Конечно, если кто-то талантливо описал историю, тоже хорошо, но не всем же заниматься этой темой. А у нас, получается, есть огромное количество хороших местечковых произведений, но надо что-то сотворить и на уровне государства, даже, если хотите, мира. Это еще впереди. Пока мы проходим период издания местечковой литературы.

Мощно представлен блок детских авторов. В 2008 году на пленуме Союза писателей мы серьезно критиковали сами себя в плане развития литературы для детей. И получили результат: за последние четыре года издано более 200 книг для детей, они высоко ценятся. Но все равно проблемы остаются. Мы видим, что подрастающее поколение тянет не всегда книга, не всегда культура, искусство, а улица. И с этим нужно что-то делать. Молодежь, уйдя от серьезной литературы, требует других произведений. Изучая интересы молодых, мы запустили серию детективов, приключенческой и фантастической литературы. Она востребована, но здесь главное, чтобы эти издания не учили злу, жестокости, неправде, чтобы там присутствовали такие понятия, как патриотизм, ответственность, Родина, семья. Как это получается на практике, мне трудно судить. По крайней мере, таковы пожелания.

- То есть сейчас писатели находятся в поиске героя нашего времени. На ваш взгляд, кто он?

- Страна нуждается в показе тех людей, которые создают ее богатства, укрепляют экономику, обеспечивают безопасность. Это производственники, сельчане, учителя, врачи, военнослужащие и др. Уверен: побывав в регионах, встречаясь с людьми, писатели напишут портрет современника, покажут нынешнюю жизнь.

- Николай Иванович, как вы относитесь к массовой литературе, такой как, например, творчество Донцовой и Марининой?

- Надо ценить труд и книгу любого писателя, если они находят своего читателя, ведь люди не живут по одним канонам, идеям, не обладают единым мышлением. Если есть те, кому это нравится, - пусть пишут. Но на фоне такой массовой литературы, которая пользуется огромным спросом, надо проявить уважение к классике, к таким произведениям, которые вызывают большие чувства у человека, чем, скажем, "догнал, убил, зарезал и герой на этом фоне", которые трогают душу.

 - Тема Великой Отечественной войны как в современном белорусском кинематографе, так и в литературе продолжает оставаться одной из основных. Не исчерпала ли она себя?

- Я считаю: надо, чтобы о страшном горе, которое испытал белорусский народ, всегда помнили, чтобы молодые таланты размышляли об этом. Своими размышлениями они смогут обогатить литературу. Великая Отечественная война - пример патриотизма, сплоченности наций, преодоления трудностей. Показывая образцы героизма, людские переживания, можно заинтересовать читателя через призму той войны, посмотреть новыми глазами на нынешнюю обстановку и сделать все, чтобы такое не повторилось. Вместе с тем нельзя идти по пути лжи, дезинформации, а показывать реалии того времени (страшных моментов и ошибок было много). На Западе уже пытаются обелить фашизм, в некоторых странах, в том числе и нашей, появляются молодчики, являющиеся последователями Гитлера. Это опасно.
 
Думаю, Великая Отечественная война еще долго-долго будет темой многих произведений. Еще не изучены, не показаны в литературе даже великие битвы, произошедшие на территории Беларуси, миллионы солдат безымянные лежат в могилах, в земле. И важно сохранить память о каждом погибшем. Тема войны должна волновать писателя и потому, что мы видим, какие в современном мире идут страшные и несправедливые войны, под различными предлогами сводятся личные счеты, уничтожаются целые страны.

- Николай Иванович, как вы считаете, могут ли сегодня писатели в Беларуси существовать без господдержки? Реально, чтобы писательский труд приносил доход, и есть ли в республике такие примеры?

- Нет, это сложно, за исключением только тех авторов, которые раскупаются. На самоокупаемость социально значимой литературы трудно выйти, как трудно выйти и на самоокупаемость культуры в целом. Государство берет на себя в этой связи определенные обязательства, и это правильно. А вот стремиться к тому, чтобы в условиях новой жизни появились новые способы добывания средств к существованию, в том числе со стороны писателей, важно. Мы сейчас ищем такие способы, в том числе путем издания книг с меньшими затратами, изучения читательского спроса, издания тех произведений, которые привлекут внимание и дадут материальную выгоду.

Чтобы выйти на самоокупаемую литературу, нам надо подумать над фундаментом - уважительном отношении к писателю. Это и вопрос гонорарной политики - неправильно, что писателям приходится по 5-7 лет ждать заработанных денег, и вопрос о том, чтобы произведения современных авторов были шире представлены в библиотеках.

Если будет понимание в обществе, то появятся окупаемые книги. Может, создадим свое издательство. Нас критикуют, но мы видим, что собственное издательство создаст предпосылки для выхода на самоокупаемость. Помимо книг наших писателей можно, следуя законам рынка, издавать брошюры, бланки и другие материалы для предприятий, организаций.

- С чем вы связываете то, что около половины наименований и 30% тиража выпущенных в прошлом году издательством "Мастацкая літаратура" книг не раскуплено и лежит на полках?

- Эта проблема связана в первую очередь с тем, что был потерян интерес к литературе (заметьте, среди этой половины большая часть принадлежит произведениям наших классиков), а также с недостатком рекламы и исследований спроса. Теперь издательства не заинтересованы в продвижении книг белорусских авторов - они ставят перед писателем условие, что тот гарантирует их раскупаемость. Им все равно, как он будет вести пропаганду и привлекать внимание читателей. А этим должно заниматься издательство и Союз писателей. Позор, что творческий человек должен идти и клянчить чуть ли не у каждого прохожего, бизнесмена: "Дай мне справку, что после выхода моей книги ты купишь столько-то экземпляров".

Мы уже достигли с Министерством культуры договоренности о подготовке и распространении по библиотекам аннотаций последних изданий. Это уже привлечение внимания к белорусской литературе. Плюс планируется проводить встречи с читателями в регионах.

- Николай Иванович, что еще может поспособствовать повышению читательского интереса к современным белорусским авторам и художественной литературе?

- Мы просто обязаны в ближайшее время возродить институт литературной критики. Не может литература развиваться, если не будет нормальной, справедливой, строгой литературной критики. То, что сейчас есть, чаще всего не критика, а сведение личных счетов. Нам нужна критика, способная указать писателю на ошибки и даже вдохновить на создание новых, лучших произведений, которая бы не вызывала желания швырнуть ручку и зарекаться писать. Здесь, пожалуй, мы в Союзе писателей тоже недорабатываем. У нас нет не только института критики, но и нет института литературных, как раньше называли, консультантов. Многие люди приходят к нам, просят посмотреть их творение, а мы не можем - не потому, что не хотим, на все нужны средства.

Существует и проблема конкурсов. Кажется, благое дело: проведем конкурс - выявим лучших. Господи, что тут делается! Некоторые через голову лезут, клянчат, чуть ли не со слезами: "Поддержите мою книгу!" Они не понимают, что поддержать книгу может читатель, только он может судить о ее уровне. Жюри должно быть как можно более независимым, изучать не только само произведение, но и его популярность путем опросов, встреч, запросов в библиотеки. Пока книга не всегда оценивается по достоинству, по содержанию. Иногда проскакивает (паршивое это слово) блат, когда путем заугольных разговоров, где-то шептаний, обещаний, договоров лучшим признается не лучший. Не все усмотришь… Создав независимый институт критики, привлекая консультантов, преподавателей гуманитарных факультетов вузов в помощь жюри, мы смогли бы многие вопросы снять. За этим будущее. Тогда и литература оценивалась бы справедливо, оценка писателей тоже была бы справедливой, не было бы у нас выскочек, а был бы нормальный процесс оценивания литературной деятельности каждого творца слова.

Надо также научиться отсеивать плохих, тех, которые зарываются. У нас есть парочку таких, которые хотят внести злобу, раскол в писательскую среду, кто променял свой талант на критиканство, хамски относится к стране и людям. Опасно, когда писатель лезет в политику.

Еще бы хотел остановиться на проблеме защиты авторских прав. Вы сегодня залезете в Интернет и найдете десятки моих книг, которые предлагают продать без моего ведома, в том числе аудиокниги и др.

Нельзя сегодня охаивать белорусскую литературу. Всегда есть проблемы, ошибки, и роль общества - создать атмосферу доверия для творчества. Мы сделали большой рывок вперед, уделив внимание спорту, - оторвали народ от пьянок, от совершения преступлений, взялись за физическое здоровье нации. Надо подумать теперь о нравственном здоровье нации. 

Надежда РАДИВОН,
БЕЛТА.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси