Александр Жук
Ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка
История университета - это огромный путь, который наполнен знаменательными датами и событиями. В далеком 1914 году в сложное военное время был открыт Минский учительский институт. С тех пор началось его активное развитие и становление от учительского института и факультета БГУ до ведущего педагогического университета Беларуси. За свою более чем вековую историю БГПУ подготовил огромное количество выпускников, которыми гордится, среди них множество видных ученых, государственных и общественных деятелей, профессиональных педагогов. Гордится вуз еще и тем, что стал базой для двух новых высших учебных заведений - современные МГЛУ и БГУКИ. Белорусский государственный педагогический университет сегодня отмечает 110-летний юбилей. О традиционных итогах и ближайших перспективах корреспондент БЕЛТА поговорила с ректором вуза Александром Жуком.
- Александр Иванович, какие ключевые моменты в истории вуза вы считаете наиболее значимыми? Каковы традиции, которые передаются из поколения в поколение в вашем университете?
- Во все времена обществу нужны были учителя, способные своими знаниями, своим личным примером взрастить достойное новое поколение. БГПУ на протяжении всей своей истории был и является именно таким местом. Университет имеет устоявшуюся систему ценностей и традиций, которые передаются из поколения в поколение. Одной из традиций в 2025 году исполнится 60 лет - это проведение Звездных походов по местам боевой и трудовой славы белорусского народа. С 1965 года во время зимних каникул студенты и преподаватели университета отправляются по районам Беларуси с важной миссией - увековечить память героического подвига белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Традиционная с одной стороны форма проведения постоянно обновляется, каждое поколение студентов привносит в нее свои новшества. Сами участники Звездного похода характеризуют его как настоящую школу гражданско-патриотического воспитания. С 2015 года поход стал интернациональным: в состав отрядов входят иностранные студенты БГПУ, среди них ребята из Азербайджана, Армении, Казахстана, Китая, России, Туркменистана и Узбекистана.
Еще одной традицией является наше студотрядовское движение. Сегодня оно переживает свой расцвет при активной поддержке государства и нашего Президента. БГПУ на протяжении многих лет является лидером по количеству студенческих педагогических отрядов, а высокие награды на республиканском уровне каждый год являются тому подтверждением. Стоит упомянуть еще одну традицию - волонтерское движение нашего университета. Сегодня волонтерами в БГПУ являются более 1,6 тыс. студентов. Старейшему волонтерскому клубу "Милосердие" исполнилось 28 лет. Ежегодно наши волонтеры становятся победителями республиканских конкурсов. Заслуги университета в этом направлении отмечены на самом высоком уровне. В 2017 году БГПУ - единственный из университетов Беларуси - получил премию Президента Беларуси "За духовное возрождение" за развитие и популяризацию волонтерского движения среди студенческой молодежи.
Мы не стоим на месте. В БГПУ появляются и новые традиции. Одной из них стало участие студентов и преподавателей в Минском полумарафоне. Вот уже на протяжении 10 лет БГПУ является самым массовым участником. Например, в этом году к 110-летию университета в составе БГПУ в забеге приняло участие 1110 человек.
Преодолев столетний рубеж и продолжив свои традиции, БГПУ уверенно поддерживает статус ведущего педагогического вуза страны и остается центром непрерывного педагогического образования в Беларуси. Можно с уверенностью сказать, что наш университет - это место, где знают свою историю и чтут свои традиции, а каждый студент понимает, что он учится не просто в высшем учебном заведении, а в большой и дружной семье БГПУ.
- Какие достижения вуза за последние годы вы считаете наиболее впечатляющими? Как университет реагирует на изменения в образовательной системе и обществе в целом?
- На первом месте в топ-10 достижений БГПУ премия Президента Беларуси "За духовное возрождение" за активную деятельность в гуманитарной сфере, значительный вклад в развитие и популяризацию волонтерского движения среди студенческой молодежи. Ее мы получили в 2017 году. Дальше была премия правительства в области качества - это 2018 год. В этом же году БГПУ стал базовой организацией государств - участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования.
Еще из достижений - занесение вуза на Республиканскую доску Почета за достижения в области научной деятельности, это случалось у нас дважды - в 2017-м и в 2023 годах. В 2017 году БГПУ присвоен статус Регионального центра экспертиз в области образования для устойчивого развития по результатам мониторинга Университета ООН в Токио (Япония). Кроме того, педуниверситет единственный из Беларуси включен в Глобальную сеть инновационных университетов мира за популяризацию целей и ценностей устойчивого развития в обществе (событие 2020 года). В 2022 году БГПУ стал "Лучшим экспортером года" в номинации "Образование". На протяжении четырех лет с 2021 года наш педагогический студотряд "Созвездие" имени Героя Советского Союза В. И. Ливенцева становился лучшим в Беларуси. Также мы гордимся тем, что БГПУ является инициатор открытия и разработчиком учебно-методического обеспечения профильных классов педагогической направленности, а также координатор деятельности учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования.
- Какие приоритетные направления развития на ближайшие годы обозначены в вузе?
- Приоритетное направление развития университета - повышение качества образования за счет усиления практикоориентированности подготовки обучающихся, формирования у студентов исследовательских компетенций. Новый подход к организации педагогической практики предполагает последовательное выстроенное усложняющееся содержание с 1 по 4 курс. На первом курсе у нас проходит ознакомительная практика, она реализуется в формате волонтерской практики. На втором курсе у нас уже учебно-поисковая практика (один школьный день в неделю). На третьем курсе мы имеем педагогическую практику в учреждении образования и летнюю педагогическую практику в детских лагерях. На четвертом курсе у нас преддипломная практика.
В процессе непрерывной педагогической практики происходит не только наращивание личностно-профессионального потенциала студентов, но и постепенное освоение ими разных педагогических ролей. Так, ознакомительная и учебная практики предполагают вхождение в роль учителя (от активного наблюдателя до помощника в организации образовательного процесса). Три последующие практики предполагают реализацию постепенно усложняющихся ролей учителя и воспитателя. Кроме того, от практики к практике расширяется и усложняется для будущих педагогов роль эксперта, исследователя.
Усилению практикоориентированности подготовки студентов способствует углубление взаимодействия с организациями-заказчиками кадров. Сегодня университет имеет 33 договора о сотрудничестве в подготовке специалистов с высшим образованием с управлениями образования, а также с Национальным детским образовательно-оздоровительным центром "Зубренок". Практическая направленность педагогического образования обеспечивается в первую очередь за счет различных форм сотрудничества БГПУ с другими учреждениями образования и социальной сферы, а также за счет активного использования 49 филиалов кафедр и ресурсных центров БГПУ. Почти 550 учреждений образования Минска являются базой для проведения различных видов практик. На базе пяти ресурсных центров вуза проводятся практические и лабораторные учебные занятия, способствующие глубокому погружению в профессиональную психолого-педагогическую деятельность. Это Республиканский центр развития инклюзивного образования, Республиканский центр психологической помощи, Республиканский ресурсный центр по образовательной робототехнике, Ресурсный центр социально-педагогических технологий, Центр современных методик дошкольного образования.
Формирование у студентов исследовательских компетенций осуществляется в процессе написание курсовой и дипломной работы. Написание курсовых и дипломных проектов, непрерывное прохождение разных видов профессиональных практик с первого по выпускной курс способствуют формированию, закреплению, развитию практических навыков и компетенций по профилю образовательной программы. Государственные экзамены по всем специальностям бакалавриата проводятся в форме защиты дипломной работы (за исключением специальностей факультета физического воспитания), а по специальностям магистратуры итоговая аттестация осуществляется в форме защиты магистерской диссертации.
Сегодня актуальная и перспективная цель БГПУ - подготовка высококвалифицированного, конкурентноспособного, обладающего профессиональными компетенциями педагога-гражданина и патриота. Следуя этой цели, мы стремимся воспитать специалистов, которые будут не только потребителями общественных благ, а будут их созидателями, будут действовать в интересах государства, тем самым обеспечивая развитие и процветание Беларуси.
- Как университет поддерживает студентов в их академических и внеучебных начинаниях? Может быть, есть какие-то инициативы, призванные улучшить студенческую жизнь?
- Сегодня в БГПУ есть множество форм поддержки студентов. Что касается внеучебных начинаний, то в университете реализуется большое количество, гражданско-патриотических, творческих, научных, спортивных, волонтерских проектов, где каждый желающий студент сможет найти себе применение, реализовать свой потенциал. Стоит отметить такие проекты как "Студент года", "Мисс БГПУ", в которых студенты не только могут продемонстрировать свои знания, таланты, достижения, но и получить возможность заявить о себе на городском и республиканском уровнях. Все студенческие проекты поддерживаются ректоратом, нашими общественными организациями и проходят на высоком профессиональном уровне. Мы придерживаемся такого правила, чтобы любая студенческая инициатива была услышана, а студенты получили поддержку для ее реализации. Можем отметить, студенческие инициативы о проведении трибьют-шоу "Точь-в-точь", "БГПУ - Ты в танцах", "Мистер БГПУ" и другие. Данные проекты были предложены студентами, а сегодня они успешно реализуются и собирают множество участников и зрителей среди студентов нашего университета.
Если мы видим желание студентов, их потребность в дальнейших знаниях и развитии, то делаем все, что есть в наших силах. Сюда можно отнести проведение тренингов, мастер-классов, встреч с известными людьми, приглашение спикеров-специалистов, обмен опытом с университетами-партнерами, приобретение оборудования. Студенты, принимающие активное участие в общественной жизни, регулярно поощряются благодарностями и грамотами, а также памятными подарками университета, администрации Московского района Минска, Мингорисполкома, Министерства образования. Они также получают первоочередное право на заселение в общежитие, студенты-платники могут рассчитывать на снижение стоимости обучения, а всем студентам за значительные достижения в общественной и научной жизни назначается стипендиальная надбавка. Поэтому БГПУ сегодня не просто университет, где учат и воспитывают, но и площадка для личностного развития студентов для их успешного будущего.
- Какие изменения происходят в образовательных программах в ответ на развитие сферы педагогики? Какие появляются новые специализации или компетенции в уже существующих?
- В образовательных программах бакалавриата и магистратуры происходят существенные изменения в ответ на развитие сферы педагогики. Осуществляется обновление на всех уровнях подготовки педагогических работников целей, содержания, форм, методов, технологий и ресурсного обеспечения образовательного процесса на основе компетентностной модели. С учетом формируемых компетенций разработаны соответствующие учебные планы. Для осуществления образовательного процесса в 2024-2025 учебном году за кафедрами университета закреплено более 1,7 тыс. дисциплин. По ним разработано соответствующее научно-методическое обеспечение.
Происходит наращивание научно-исследовательского потенциала педагогического образования. В 2023 году БГПУ принимал участие в выполнении 101 темы научно-исследовательских работ. Важнейшей составляющей их эффективности является апробация и внедрение результатов в образовательный процесс университета, других вузов, учреждений общего среднего и специального образования, детских садов и других учреждений, в том числе субъектов учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования. Всего в 2023 году в образовательный процесс и социальную сферу было внедрено 403 разработки, в том числе 11 экспериментальных проектов и 6 инновационных.
Одним из стратегических направления развития научного потенциала университета выступает организация научно-исследовательской работы студентов. Для повышения роли и ответственности молодых ученых в формировании научной политики университета, развитии его научного потенциала и кадрового резерва организована деятельность Совета молодых ученых БГПУ, который включает 12 представителей всех факультетов и институтов. Координатором студенческой науки выступает студенческое научное общество БГПУ. Организована деятельность 51 студенческой научно-исследовательской лаборатории, в том числе две международные - "Семья XXI века: Беларусь-Китай-Россия" и "Родительский университет", которые объединяют более 800 участников.
Одним из важных показателей реализации стратегии развития научной деятельности выступает подготовка научных работников высшей квалификации. В вузе она на уровне аспирантуры осуществляется по 31 научной специальности 10 отраслей науки, в докторантуре - по 18 научным специальностям 6 отраслей науки. В 2021-2024 годах состоялась защита 8 докторских и 29 кандидатских диссертаций работниками БГПУ. Ученые звания профессора присуждены 8 ученым, звание доцента - 42. За последние пять лет 12 иностранных аспирантов защитили кандидатские диссертации.
В 2024 году отрыты две новые профилизации по специальности общего высшего образования "психология" - "психологическое консультирование и психокоррекция" и "организационная психология", и две профилизации в магистратуре - "специальная психология" (специальность "инклюзивное образование") и "менеджмент в туризме" (специальность "физическая культура и спорт").
- Как университет развивает международное сотрудничество в области педагогического образования? Какие программы обмена или стажировок существуют для студентов и преподавателей? Сколько иностранных студентов обучаются в вузе? Из каких стран? Расширяется ли экспорт образовательных услуг?
- Университет активно развивает международное сотрудничество в области педагогического образования. Заключено 195 договоров о сотрудничестве с зарубежными университетами. Реализуются совместные образовательные программы с университетами-партнерами из Узбекистана и Китая. В 2018 году был открыт совместный факультет Белорусского государственного педагогического университета и Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами "Инновационная педагогика". Уже шесть лет ведется подготовка педагогических кадров по специальностям "логопедия", "практическая психология", "дошкольное образование", "начальное образование". За это время около 365 выпускников получили дипломы государственного образца двух ведущих педагогических университетов Узбекистана и Беларуси, 120 студентов продолжают обучение в настоящее время.
Активно ведется сотрудничество с китайскими университетами. Продолжается реализация совместной программы (система "2+2") по специальностям "музыкальное искусство, ритмика и хореография" и "музыкальное образование" в сотрудничестве с Лоянским педагогическим университетом и Хэнаньским профессиональным институтом искусств (обучается 74 студента). Недавно заключены договоры о сотрудничестве с Циндаоским высшим педагогическим специальным училищем дошкольного образования и Аньхойским университетом искусств. В ближайшее время планируется подписание дополнительных соглашений в рамках действующих договоров с Хэнаньским университетом и Лоянским педагогическим университетом по реализации совместных образовательных программ по системе "3+1+1" (по специальностям "физическая культура", "начальное образование", "дошкольное образование", "музыкальное образование", "художественное образование", "психология"), с Хэнаньским профессиональным институтом искусств по системе "2+2" по специальности "художественное образование".
В БГПУ обучаются более 800 иностранных студентов из 18 стран. Среди них Азербайджан, Армения, Вьетнам, Германия, Грузия, Китай, Куба, Латвия, Португалия, Казахстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Эквадор, Эстония. Наибольшее количество иностранных обучающихся в БГПУ приехало из Китая - 458.
- В преддверии одного из самых любимых детских праздников - Нового года - будут ли волонтеры из числа студентов поздравлять детей в образовательных или медицинских учреждениях?
- Волонтерская деятельность играет значимую роль в формировании активной гражданской позиции и социальной активности будущих педагогов. В БГПУ 17 волонтерских клубов и объединений, в которые вовлечено более 1,6 тыс. студентов. На постоянной основе вуз сотрудничает с более 40 учреждениями и организациями Минска и страны. Среди них столичные центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, реабилитационный центр "Остров надежды", детские клинические больницы, детские дома, детские дома семейного типа, социально-педагогические центры, специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов, Минский православный Свято-Елисаветинский монастырь, Центр духовного просвещения и социального служения "Всех скорбящих Радость" и другие.
Ежегодно в период зимних праздников волонтеры БГПУ принимают активное участие в Новогодних благотворительных акциях "Наши дети" и "От всей души". В прошлом году студенты и преподаватели нашего университета провели более 90 новогодних мероприятий. В этом году волонтерскими клубами и объединениями БГПУ уже запланировано проведение более 70 мероприятий.
Старт акции "Наши дети" дадут волонтеры университетского клуба "Милосердие". Уже 17 декабря представители ректората, преподаватели и студенты проведут новогоднее представление для воспитанников Минского городского центра медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями. В период проведения акции все волонтерские клубы и объединения посетят с праздничными программами детские дома, школы-интернаты, центры медицинской реабилитации детей. Не останутся в стороне и пожилые люди. Запланировано проведение около 30 мероприятий в рамках акции "От всей души". Так, волонтеры проведут праздничные концерты с вручением новогодних подарков для ветеранов войны и труда, одиноких пожилых людей и инвалидов в доме сопровождаемого проживания Минска, доме-интернате для пенсионеров и инвалидов, Минском городском социальном пансионате "Вяча", в отделениях дневного пребывания для инвалидов территориального центра социального обслуживания населения Заводского, Советского, Фрунзенского, Ленинского районов Минска.
- Александр Иванович, что вы хотите пожелать в день рождения БГПУ его сотрудникам и студентам?
- Я благодарен большой и дружной семье БГПУ за ежедневный творческий труд, осознание высокой миссии учителя и безграничную любовь к детям, которая лежит в основе нашей профессии. От всей души желаю педагогам, студентам, выпускникам alma mater ярких успехов во всех делах и начинаниях, неиссякаемой веры в себя и свои силы, крепкого здоровья и благополучия. С днем рождения, любимый университет! Виват, БГПУ!
Светлана Пекарь,
БЕЛТА.-0-
- Александр Иванович, какие ключевые моменты в истории вуза вы считаете наиболее значимыми? Каковы традиции, которые передаются из поколения в поколение в вашем университете?
- Во все времена обществу нужны были учителя, способные своими знаниями, своим личным примером взрастить достойное новое поколение. БГПУ на протяжении всей своей истории был и является именно таким местом. Университет имеет устоявшуюся систему ценностей и традиций, которые передаются из поколения в поколение. Одной из традиций в 2025 году исполнится 60 лет - это проведение Звездных походов по местам боевой и трудовой славы белорусского народа. С 1965 года во время зимних каникул студенты и преподаватели университета отправляются по районам Беларуси с важной миссией - увековечить память героического подвига белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Традиционная с одной стороны форма проведения постоянно обновляется, каждое поколение студентов привносит в нее свои новшества. Сами участники Звездного похода характеризуют его как настоящую школу гражданско-патриотического воспитания. С 2015 года поход стал интернациональным: в состав отрядов входят иностранные студенты БГПУ, среди них ребята из Азербайджана, Армении, Казахстана, Китая, России, Туркменистана и Узбекистана.
Еще одной традицией является наше студотрядовское движение. Сегодня оно переживает свой расцвет при активной поддержке государства и нашего Президента. БГПУ на протяжении многих лет является лидером по количеству студенческих педагогических отрядов, а высокие награды на республиканском уровне каждый год являются тому подтверждением. Стоит упомянуть еще одну традицию - волонтерское движение нашего университета. Сегодня волонтерами в БГПУ являются более 1,6 тыс. студентов. Старейшему волонтерскому клубу "Милосердие" исполнилось 28 лет. Ежегодно наши волонтеры становятся победителями республиканских конкурсов. Заслуги университета в этом направлении отмечены на самом высоком уровне. В 2017 году БГПУ - единственный из университетов Беларуси - получил премию Президента Беларуси "За духовное возрождение" за развитие и популяризацию волонтерского движения среди студенческой молодежи.
Мы не стоим на месте. В БГПУ появляются и новые традиции. Одной из них стало участие студентов и преподавателей в Минском полумарафоне. Вот уже на протяжении 10 лет БГПУ является самым массовым участником. Например, в этом году к 110-летию университета в составе БГПУ в забеге приняло участие 1110 человек.
Преодолев столетний рубеж и продолжив свои традиции, БГПУ уверенно поддерживает статус ведущего педагогического вуза страны и остается центром непрерывного педагогического образования в Беларуси. Можно с уверенностью сказать, что наш университет - это место, где знают свою историю и чтут свои традиции, а каждый студент понимает, что он учится не просто в высшем учебном заведении, а в большой и дружной семье БГПУ.
- Какие достижения вуза за последние годы вы считаете наиболее впечатляющими? Как университет реагирует на изменения в образовательной системе и обществе в целом?
- На первом месте в топ-10 достижений БГПУ премия Президента Беларуси "За духовное возрождение" за активную деятельность в гуманитарной сфере, значительный вклад в развитие и популяризацию волонтерского движения среди студенческой молодежи. Ее мы получили в 2017 году. Дальше была премия правительства в области качества - это 2018 год. В этом же году БГПУ стал базовой организацией государств - участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования.
Еще из достижений - занесение вуза на Республиканскую доску Почета за достижения в области научной деятельности, это случалось у нас дважды - в 2017-м и в 2023 годах. В 2017 году БГПУ присвоен статус Регионального центра экспертиз в области образования для устойчивого развития по результатам мониторинга Университета ООН в Токио (Япония). Кроме того, педуниверситет единственный из Беларуси включен в Глобальную сеть инновационных университетов мира за популяризацию целей и ценностей устойчивого развития в обществе (событие 2020 года). В 2022 году БГПУ стал "Лучшим экспортером года" в номинации "Образование". На протяжении четырех лет с 2021 года наш педагогический студотряд "Созвездие" имени Героя Советского Союза В. И. Ливенцева становился лучшим в Беларуси. Также мы гордимся тем, что БГПУ является инициатор открытия и разработчиком учебно-методического обеспечения профильных классов педагогической направленности, а также координатор деятельности учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования.
- Какие приоритетные направления развития на ближайшие годы обозначены в вузе?
- Приоритетное направление развития университета - повышение качества образования за счет усиления практикоориентированности подготовки обучающихся, формирования у студентов исследовательских компетенций. Новый подход к организации педагогической практики предполагает последовательное выстроенное усложняющееся содержание с 1 по 4 курс. На первом курсе у нас проходит ознакомительная практика, она реализуется в формате волонтерской практики. На втором курсе у нас уже учебно-поисковая практика (один школьный день в неделю). На третьем курсе мы имеем педагогическую практику в учреждении образования и летнюю педагогическую практику в детских лагерях. На четвертом курсе у нас преддипломная практика.
В процессе непрерывной педагогической практики происходит не только наращивание личностно-профессионального потенциала студентов, но и постепенное освоение ими разных педагогических ролей. Так, ознакомительная и учебная практики предполагают вхождение в роль учителя (от активного наблюдателя до помощника в организации образовательного процесса). Три последующие практики предполагают реализацию постепенно усложняющихся ролей учителя и воспитателя. Кроме того, от практики к практике расширяется и усложняется для будущих педагогов роль эксперта, исследователя.
Усилению практикоориентированности подготовки студентов способствует углубление взаимодействия с организациями-заказчиками кадров. Сегодня университет имеет 33 договора о сотрудничестве в подготовке специалистов с высшим образованием с управлениями образования, а также с Национальным детским образовательно-оздоровительным центром "Зубренок". Практическая направленность педагогического образования обеспечивается в первую очередь за счет различных форм сотрудничества БГПУ с другими учреждениями образования и социальной сферы, а также за счет активного использования 49 филиалов кафедр и ресурсных центров БГПУ. Почти 550 учреждений образования Минска являются базой для проведения различных видов практик. На базе пяти ресурсных центров вуза проводятся практические и лабораторные учебные занятия, способствующие глубокому погружению в профессиональную психолого-педагогическую деятельность. Это Республиканский центр развития инклюзивного образования, Республиканский центр психологической помощи, Республиканский ресурсный центр по образовательной робототехнике, Ресурсный центр социально-педагогических технологий, Центр современных методик дошкольного образования.
Формирование у студентов исследовательских компетенций осуществляется в процессе написание курсовой и дипломной работы. Написание курсовых и дипломных проектов, непрерывное прохождение разных видов профессиональных практик с первого по выпускной курс способствуют формированию, закреплению, развитию практических навыков и компетенций по профилю образовательной программы. Государственные экзамены по всем специальностям бакалавриата проводятся в форме защиты дипломной работы (за исключением специальностей факультета физического воспитания), а по специальностям магистратуры итоговая аттестация осуществляется в форме защиты магистерской диссертации.
Сегодня актуальная и перспективная цель БГПУ - подготовка высококвалифицированного, конкурентноспособного, обладающего профессиональными компетенциями педагога-гражданина и патриота. Следуя этой цели, мы стремимся воспитать специалистов, которые будут не только потребителями общественных благ, а будут их созидателями, будут действовать в интересах государства, тем самым обеспечивая развитие и процветание Беларуси.
- Как университет поддерживает студентов в их академических и внеучебных начинаниях? Может быть, есть какие-то инициативы, призванные улучшить студенческую жизнь?
- Сегодня в БГПУ есть множество форм поддержки студентов. Что касается внеучебных начинаний, то в университете реализуется большое количество, гражданско-патриотических, творческих, научных, спортивных, волонтерских проектов, где каждый желающий студент сможет найти себе применение, реализовать свой потенциал. Стоит отметить такие проекты как "Студент года", "Мисс БГПУ", в которых студенты не только могут продемонстрировать свои знания, таланты, достижения, но и получить возможность заявить о себе на городском и республиканском уровнях. Все студенческие проекты поддерживаются ректоратом, нашими общественными организациями и проходят на высоком профессиональном уровне. Мы придерживаемся такого правила, чтобы любая студенческая инициатива была услышана, а студенты получили поддержку для ее реализации. Можем отметить, студенческие инициативы о проведении трибьют-шоу "Точь-в-точь", "БГПУ - Ты в танцах", "Мистер БГПУ" и другие. Данные проекты были предложены студентами, а сегодня они успешно реализуются и собирают множество участников и зрителей среди студентов нашего университета.
Если мы видим желание студентов, их потребность в дальнейших знаниях и развитии, то делаем все, что есть в наших силах. Сюда можно отнести проведение тренингов, мастер-классов, встреч с известными людьми, приглашение спикеров-специалистов, обмен опытом с университетами-партнерами, приобретение оборудования. Студенты, принимающие активное участие в общественной жизни, регулярно поощряются благодарностями и грамотами, а также памятными подарками университета, администрации Московского района Минска, Мингорисполкома, Министерства образования. Они также получают первоочередное право на заселение в общежитие, студенты-платники могут рассчитывать на снижение стоимости обучения, а всем студентам за значительные достижения в общественной и научной жизни назначается стипендиальная надбавка. Поэтому БГПУ сегодня не просто университет, где учат и воспитывают, но и площадка для личностного развития студентов для их успешного будущего.
- Какие изменения происходят в образовательных программах в ответ на развитие сферы педагогики? Какие появляются новые специализации или компетенции в уже существующих?
- В образовательных программах бакалавриата и магистратуры происходят существенные изменения в ответ на развитие сферы педагогики. Осуществляется обновление на всех уровнях подготовки педагогических работников целей, содержания, форм, методов, технологий и ресурсного обеспечения образовательного процесса на основе компетентностной модели. С учетом формируемых компетенций разработаны соответствующие учебные планы. Для осуществления образовательного процесса в 2024-2025 учебном году за кафедрами университета закреплено более 1,7 тыс. дисциплин. По ним разработано соответствующее научно-методическое обеспечение.
Происходит наращивание научно-исследовательского потенциала педагогического образования. В 2023 году БГПУ принимал участие в выполнении 101 темы научно-исследовательских работ. Важнейшей составляющей их эффективности является апробация и внедрение результатов в образовательный процесс университета, других вузов, учреждений общего среднего и специального образования, детских садов и других учреждений, в том числе субъектов учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования. Всего в 2023 году в образовательный процесс и социальную сферу было внедрено 403 разработки, в том числе 11 экспериментальных проектов и 6 инновационных.
Одним из стратегических направления развития научного потенциала университета выступает организация научно-исследовательской работы студентов. Для повышения роли и ответственности молодых ученых в формировании научной политики университета, развитии его научного потенциала и кадрового резерва организована деятельность Совета молодых ученых БГПУ, который включает 12 представителей всех факультетов и институтов. Координатором студенческой науки выступает студенческое научное общество БГПУ. Организована деятельность 51 студенческой научно-исследовательской лаборатории, в том числе две международные - "Семья XXI века: Беларусь-Китай-Россия" и "Родительский университет", которые объединяют более 800 участников.
Одним из важных показателей реализации стратегии развития научной деятельности выступает подготовка научных работников высшей квалификации. В вузе она на уровне аспирантуры осуществляется по 31 научной специальности 10 отраслей науки, в докторантуре - по 18 научным специальностям 6 отраслей науки. В 2021-2024 годах состоялась защита 8 докторских и 29 кандидатских диссертаций работниками БГПУ. Ученые звания профессора присуждены 8 ученым, звание доцента - 42. За последние пять лет 12 иностранных аспирантов защитили кандидатские диссертации.
В 2024 году отрыты две новые профилизации по специальности общего высшего образования "психология" - "психологическое консультирование и психокоррекция" и "организационная психология", и две профилизации в магистратуре - "специальная психология" (специальность "инклюзивное образование") и "менеджмент в туризме" (специальность "физическая культура и спорт").
- Как университет развивает международное сотрудничество в области педагогического образования? Какие программы обмена или стажировок существуют для студентов и преподавателей? Сколько иностранных студентов обучаются в вузе? Из каких стран? Расширяется ли экспорт образовательных услуг?
- Университет активно развивает международное сотрудничество в области педагогического образования. Заключено 195 договоров о сотрудничестве с зарубежными университетами. Реализуются совместные образовательные программы с университетами-партнерами из Узбекистана и Китая. В 2018 году был открыт совместный факультет Белорусского государственного педагогического университета и Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами "Инновационная педагогика". Уже шесть лет ведется подготовка педагогических кадров по специальностям "логопедия", "практическая психология", "дошкольное образование", "начальное образование". За это время около 365 выпускников получили дипломы государственного образца двух ведущих педагогических университетов Узбекистана и Беларуси, 120 студентов продолжают обучение в настоящее время.
Активно ведется сотрудничество с китайскими университетами. Продолжается реализация совместной программы (система "2+2") по специальностям "музыкальное искусство, ритмика и хореография" и "музыкальное образование" в сотрудничестве с Лоянским педагогическим университетом и Хэнаньским профессиональным институтом искусств (обучается 74 студента). Недавно заключены договоры о сотрудничестве с Циндаоским высшим педагогическим специальным училищем дошкольного образования и Аньхойским университетом искусств. В ближайшее время планируется подписание дополнительных соглашений в рамках действующих договоров с Хэнаньским университетом и Лоянским педагогическим университетом по реализации совместных образовательных программ по системе "3+1+1" (по специальностям "физическая культура", "начальное образование", "дошкольное образование", "музыкальное образование", "художественное образование", "психология"), с Хэнаньским профессиональным институтом искусств по системе "2+2" по специальности "художественное образование".
В БГПУ обучаются более 800 иностранных студентов из 18 стран. Среди них Азербайджан, Армения, Вьетнам, Германия, Грузия, Китай, Куба, Латвия, Португалия, Казахстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Эквадор, Эстония. Наибольшее количество иностранных обучающихся в БГПУ приехало из Китая - 458.
- В преддверии одного из самых любимых детских праздников - Нового года - будут ли волонтеры из числа студентов поздравлять детей в образовательных или медицинских учреждениях?
- Волонтерская деятельность играет значимую роль в формировании активной гражданской позиции и социальной активности будущих педагогов. В БГПУ 17 волонтерских клубов и объединений, в которые вовлечено более 1,6 тыс. студентов. На постоянной основе вуз сотрудничает с более 40 учреждениями и организациями Минска и страны. Среди них столичные центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, реабилитационный центр "Остров надежды", детские клинические больницы, детские дома, детские дома семейного типа, социально-педагогические центры, специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов, Минский православный Свято-Елисаветинский монастырь, Центр духовного просвещения и социального служения "Всех скорбящих Радость" и другие.
Ежегодно в период зимних праздников волонтеры БГПУ принимают активное участие в Новогодних благотворительных акциях "Наши дети" и "От всей души". В прошлом году студенты и преподаватели нашего университета провели более 90 новогодних мероприятий. В этом году волонтерскими клубами и объединениями БГПУ уже запланировано проведение более 70 мероприятий.
Старт акции "Наши дети" дадут волонтеры университетского клуба "Милосердие". Уже 17 декабря представители ректората, преподаватели и студенты проведут новогоднее представление для воспитанников Минского городского центра медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями. В период проведения акции все волонтерские клубы и объединения посетят с праздничными программами детские дома, школы-интернаты, центры медицинской реабилитации детей. Не останутся в стороне и пожилые люди. Запланировано проведение около 30 мероприятий в рамках акции "От всей души". Так, волонтеры проведут праздничные концерты с вручением новогодних подарков для ветеранов войны и труда, одиноких пожилых людей и инвалидов в доме сопровождаемого проживания Минска, доме-интернате для пенсионеров и инвалидов, Минском городском социальном пансионате "Вяча", в отделениях дневного пребывания для инвалидов территориального центра социального обслуживания населения Заводского, Советского, Фрунзенского, Ленинского районов Минска.
- Александр Иванович, что вы хотите пожелать в день рождения БГПУ его сотрудникам и студентам?
- Я благодарен большой и дружной семье БГПУ за ежедневный творческий труд, осознание высокой миссии учителя и безграничную любовь к детям, которая лежит в основе нашей профессии. От всей души желаю педагогам, студентам, выпускникам alma mater ярких успехов во всех делах и начинаниях, неиссякаемой веры в себя и свои силы, крепкого здоровья и благополучия. С днем рождения, любимый университет! Виват, БГПУ!
Светлана Пекарь,
БЕЛТА.-0-