9 марта, Минск /Корр. БЕЛТА/. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения легендарной оперной певицы, педагога, народной артистки СССР Тамары Нижниковой.
Тамара Николаевна родилась 9 марта 1925 года в Самаре (Россия). В наследие от родителей, которые пели в церковном хоре, она получила прекрасный голос и абсолютный слух. Тамара училась в общеобразовательной и музыкальной школах, активно участвовала в художественной самодеятельности. В 1941 году она готовилась выступать на Всесоюзном смотре народных талантов в Москве. Однако началась война, которая чуть не перечеркнула ее мечту стать артисткой.
В 1943 году она окончила среднюю школу с золотой медалью и поступила в медицинский институт. Жилось в те годы очень тяжело. Тамаре, учась в институте, приходилось вести домашнее хозяйство, ухаживать за ранеными и выступать перед ними. Ее чистый голос звучал и в госпиталях, и на предприятиях, и в казармах.
В то время в родном городе Нижниковой находился эвакуированный из Москвы Государственный академический Большой театр СССР. При нем была организована школа эстрадного мастерства, в которую на конкурсной основе принимали талантливую молодежь. Решила попробовать свои силы и Тамара. На экзамене она пела, играла на рояле, танцевала, читала Пушкина. В комиссии обратили внимание на необычный талант Нижниковой и предложили ей серьезно заняться вокалом. Вскоре девушка стала студенткой Московской государственной консерватории, в оперной студии которой исполнила свои первые партии.
Училась будущая оперная звезда с большим желанием и единственная из всего выпуска окончила консерваторию с отличием. Она тут же получила приглашение сразу в пять оперных театров Советского Союза. Но большая оперная сцена была впереди, а вначале певица вышла на подмостки Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в Москве. Однако проработала там недолго, так как приняла приглашение стать артисткой Государственного театра оперы и балета БССР. Именно в Минске ее талант достиг своего расцвета.
Впервые на сцену белорусского театра Нижникова вышла в 1949 году, исполнив партию Розины в "Севильском цирюльнике" Дж. Россини. Ее дебют покорил публику. Певица показала не только чудесное владение голосом, но и актерские способности, умение свободно и естественно держаться на сцене. Эта роль в дальнейшем стала ее визитной карточкой.
В репертуаре Тамары Николаевны было немало классических партий: Джильда, Виолетта ("Риголетто", "Травиата" Дж. Верди), Лакме ("Лакме" Л. Делиба), Лейла, Микаэла ("Искатели жемчуга", "Кармен" Ж. Бизе), Антонида ("Иван Сусанин" М. Глинки), Марфа ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова), Мюзетта ("Богема" Дж. Пуччини) и др.
Певица также создала незабываемые образы и в национальных операх. Это Маринка в одноименной опере Г. Пукста, Ирина в "Колючей розе" Ю. Семеняко, Марфочка и Баба-Лопотуха в операх "Девушка из Полесья" и "Михась Подгорный" Е. Тикоцкого.
Партии многих героинь писались композиторами с расчетом на талант и самобытность певицы. Композитор Евгений Тикоцкий называл эту яркую артистку белорусским соловушкой. Ее кристально чистое колоратурное сопрано, необыкновенная музыкальность, безукоризненное владение голосом, великолепные актерские данные завораживали зрителей. А исполнительскую манеру отличали лиризм, искренность, обаяние, точность передачи авторского стиля и замысла произведения. Каждую партию Нижникова исполняла так, как будто судьба героини была ее судьбой. "Для меня очень важны смысл, драматургия партии, исполняемое слово, - говорила певица. - Просто петь, практиковаться в своей виртуозности - не для меня".
Много работая в театре, Нижникова немало сил отдавала концертной деятельности. Неизменным успехом у зрителей пользовались "Сказки венского леса" И. Штрауса, "Соловей" А. Алябьева, песни и романсы белорусских композиторов. Во время ее концертов часто звучали и белорусские народные песни, такие как "Зязюленька", "Чабарок", "Бульба", "Полька-Янка" и другие.
В 1976 году Тамара Николаевна попрощалась с оперной сценой, целиком посвятив себя педагогике. За свою долгую работу в Белорусской государственной академии музыки (до 1992 года - Белорусская государственная консерватория им. А.В. Луначарского) она подготовила множество ведущих солистов музыкальных театров, концертных организаций не только Беларуси, но и зарубежья.
Умерла певица 15 февраля 2018 года в Минске на 93-м году жизни. Похоронена на Восточном кладбище.
За большой вклад в развитие вокально-исполнительского искусства в 1954 году певице было присвоено звание заслуженной артистки БССР, в 1955 году - народной артистки БССР, а в 1964 году - звание народной артистки СССР. Тамара Нижникова также награждена орденами Отечества III степени, Франциска Скорины, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалями и почетными грамотами.
Через два дня, 11 марта, в честь 100-летия легендарной артистки в Большом театре Беларуси состоится показ оперы Дж. Россини "Севильский цирюльник". В фойе театра будет экспонироваться выставка, посвященная творческому наследию оперной звезды, чье имя навсегда вошло в историю.
Тамара Николаевна говорила: "Сцена - моя любовь и счастье. На ней ощущаешь себя счастливой, всемогущей, настоящей королевой. Все проблемы исчезают в одно мгновение". Обладательница неповторимого сопрано, Нижникова раскрылась как ярко выраженное лирическое дарование. Пресса писала: "Ее прекрасный по тембру голос большого диапазона хрустально-чисто передает и драматизм классических романсов и оперных арий, и юмор народных песен".-0-
Тамара Николаевна родилась 9 марта 1925 года в Самаре (Россия). В наследие от родителей, которые пели в церковном хоре, она получила прекрасный голос и абсолютный слух. Тамара училась в общеобразовательной и музыкальной школах, активно участвовала в художественной самодеятельности. В 1941 году она готовилась выступать на Всесоюзном смотре народных талантов в Москве. Однако началась война, которая чуть не перечеркнула ее мечту стать артисткой.

В то время в родном городе Нижниковой находился эвакуированный из Москвы Государственный академический Большой театр СССР. При нем была организована школа эстрадного мастерства, в которую на конкурсной основе принимали талантливую молодежь. Решила попробовать свои силы и Тамара. На экзамене она пела, играла на рояле, танцевала, читала Пушкина. В комиссии обратили внимание на необычный талант Нижниковой и предложили ей серьезно заняться вокалом. Вскоре девушка стала студенткой Московской государственной консерватории, в оперной студии которой исполнила свои первые партии.
Училась будущая оперная звезда с большим желанием и единственная из всего выпуска окончила консерваторию с отличием. Она тут же получила приглашение сразу в пять оперных театров Советского Союза. Но большая оперная сцена была впереди, а вначале певица вышла на подмостки Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в Москве. Однако проработала там недолго, так как приняла приглашение стать артисткой Государственного театра оперы и балета БССР. Именно в Минске ее талант достиг своего расцвета.
Впервые на сцену белорусского театра Нижникова вышла в 1949 году, исполнив партию Розины в "Севильском цирюльнике" Дж. Россини. Ее дебют покорил публику. Певица показала не только чудесное владение голосом, но и актерские способности, умение свободно и естественно держаться на сцене. Эта роль в дальнейшем стала ее визитной карточкой.
В репертуаре Тамары Николаевны было немало классических партий: Джильда, Виолетта ("Риголетто", "Травиата" Дж. Верди), Лакме ("Лакме" Л. Делиба), Лейла, Микаэла ("Искатели жемчуга", "Кармен" Ж. Бизе), Антонида ("Иван Сусанин" М. Глинки), Марфа ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова), Мюзетта ("Богема" Дж. Пуччини) и др.
Певица также создала незабываемые образы и в национальных операх. Это Маринка в одноименной опере Г. Пукста, Ирина в "Колючей розе" Ю. Семеняко, Марфочка и Баба-Лопотуха в операх "Девушка из Полесья" и "Михась Подгорный" Е. Тикоцкого.

Много работая в театре, Нижникова немало сил отдавала концертной деятельности. Неизменным успехом у зрителей пользовались "Сказки венского леса" И. Штрауса, "Соловей" А. Алябьева, песни и романсы белорусских композиторов. Во время ее концертов часто звучали и белорусские народные песни, такие как "Зязюленька", "Чабарок", "Бульба", "Полька-Янка" и другие.

Умерла певица 15 февраля 2018 года в Минске на 93-м году жизни. Похоронена на Восточном кладбище.
За большой вклад в развитие вокально-исполнительского искусства в 1954 году певице было присвоено звание заслуженной артистки БССР, в 1955 году - народной артистки БССР, а в 1964 году - звание народной артистки СССР. Тамара Нижникова также награждена орденами Отечества III степени, Франциска Скорины, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалями и почетными грамотами.
Через два дня, 11 марта, в честь 100-летия легендарной артистки в Большом театре Беларуси состоится показ оперы Дж. Россини "Севильский цирюльник". В фойе театра будет экспонироваться выставка, посвященная творческому наследию оперной звезды, чье имя навсегда вошло в историю.
Тамара Николаевна говорила: "Сцена - моя любовь и счастье. На ней ощущаешь себя счастливой, всемогущей, настоящей королевой. Все проблемы исчезают в одно мгновение". Обладательница неповторимого сопрано, Нижникова раскрылась как ярко выраженное лирическое дарование. Пресса писала: "Ее прекрасный по тембру голос большого диапазона хрустально-чисто передает и драматизм классических романсов и оперных арий, и юмор народных песен".-0-