Георгий Сосновский
Белорусско-французский композитор
Уникальный музыкальный проект "Живопись в музыке" белорусско-французского композитора Георгия Сосновского ранее был успешно представлен в Париже и Вене, а сейчас его презентация состоялась в Минске. Синтез двух видов искусств - музыки и живописи - оставил неизгладимое впечатление у тех, кто 30 ноября посетил Национальный художественный музей, где и состоялся концерт.
Концерт "Семь картин Густава Климта" был организован музеем совместно с франко-белорусской ассоциацией "Жизнь в музыке" под руководством композитора Георгия Сосновского.
"В основе проекта, представляемого известными белорусскими музыкантами Ксенией Бельтюковой (скрипка) и Ольгой Запольской (фортепиано) - идея синтеза разных видов искусства, стремление показать взаимосвязь, взаимодополнение и взаимообогащение живописи и музыки", - рассказал Георгий Сосновский, который на этот раз не смог присутствовать на представлении своего проекта в белорусской столице, которую он очень любит.
"Семь картин Густава Климта"
Центральное произведение программы - цикл произведений Георгия Сосновского "Семь картин Густава Климта" для скрипки и фортепиано. Каждая из пьес цикла посвящена одной из картин Климта и с помощью средств музыкальной выразительности помогает раскрыть символический подтекст и эмоциональное содержание живописных полотен.
В программе также были представлены пьесы Клода Дебюсси - ярчайшего представителя музыкального импрессионизма, чьи произведения являются интересными образцами музыкальной звукописи и полны колористических эффектов.
Помимо семи картин в программе прозвучали такие произведения Георгия Сосновского, как "Даная", "Музыка", "Поцелуй", "Прощай, Адель", "Серебряное озеро", "Юдифь", "Буковая роща".
Кроме того, прозвучали произведения Клода Дебюсси "Эстампы" (сюита для фортепиано), "Прелюдия", "Лунный свет" (из "Бергамасской сюиты"), "Девушка с волосами цвета льна", "Медленный вальс" (для скрипки и фортепиано).
Исполнение каждого из произведений сопровождалось проекцией видеоряда, созданного на основе соответствующих картин, что дало возможность зрителю лучше соотнести детали музыкального и художественного контентов и почувствовать себя частью разворачивающегося действа.
Георгий Сосновский - основатель и руководитель франко-белорусской ассоциации "Жизнь в музыке", главной целью которой является популяризация и продвижение белорусской музыки в Европе, содействие налаживанию и укреплению многосторонних культурных связей.
Премьера цикла "Семь картин Густава Климта" с успехом прошла в 2019 году в Вене, в 2023 году произведение было исполнено в Париже. Таким образом, представление этого проекта в Минске является логичным и эстетически оправданным, оно безусловно станет ярким культурным событием в нашей стране.
Проект "Живопись в музыке" является отражением гуманистической идеи безграничности искусства: австрийская живопись, известная французская музыка, новая белорусская музыка, белорусские исполнители, современные технологии объединены в этом проекте стремлением к отражению красоты, духовности и многообразию творческих проявлений.
Георгий Сосновский о себе и творчестве
Музыка и живопись всегда были частью моей жизни. Картины, с их разнообразием красок, сюжетов и стилей, привлекали мое внимание и провоцировали мое уже живое и богатое воображение на создание разнообразных историй. Коллекционные издания каталогов собраний Эрмитажа, итальянской галереи Уффици, тематические альбомы с репродукциями художников различных эпох и школ были моими настольными книгами. Именно благодаря их изучению сформировались мой художественный вкус и любовь к живописи в целом.
Позже, когда мое композиторское будущее стало реальностью, я стал осознанно обращаться к сюжетам живописных полотен и благодаря им вдохновляться на создание новых, собственных произведений. Так появились музыкальные иллюстрации к "Заросшему пруду" Василия Поленова, "Портрету Джульетты Титтони" Карла Брюллова, а также цикл "Портреты".
Уже будучи во Франции я открыл для себя невероятно яркое, эмоционально насыщенное, полное энергии и символизма творчество Густава Климта, которое не могло оставить меня равнодушным. И первой из работ, с которой началась моя работа над созданием музыкальных иллюстраций к картинам художника, стала Danae, к которой вскоре присоединились Egelsee, Der Kuss, Judith und der Kopf des Holofernes, Beukenwald и Die Musik.
Почти все музыкально-драматургические концепции будущих произведений мне представились сразу, за исключением одного - Judith und der Kopf des Holofernes, работа над которым заняла у меня почти год. Я понимал, что невозможно будет обойтись описанием лишь сцены, запечатленной художником. Следовало рассказать историю целиком, используя все средства музыкальной выразительности и надеяться на артистичность исполнителей. Следовало подойти максимально объективно к реализации проекта, не нарушив хронологии событий. В итоге я выстроил драматургическую концепцию на основе последовательности событий (или сменяемости кадров), что позволило сюжету развиваться естественно и логично.
В начале каждого из эпизодов специально для исполнителей я указал, что конкретно происходит в этот момент: поет ли Юдифь колыбельную, чтобы успокоить подозрения Олоферна, думает ли о родине и цели, ради которой она рискнула жизнью, придя в стан врага, или же смотрит на блеск клинка в свете свечей в тот самый момент, когда, наконец, решается сделать то, что, по сути, изменило историю и спасло ее народ. Таким образом, я применил принцип кинематографичности без использования видеоматериалов.
Но визуальные эффекты были все же необходимы. Поэтому решено было совместить музыкальное исполнение каждого из произведений с проекцией на экране соответствующей ему картины в обработке видеоредактором, что позволило публике почувствовать себя частью разворачивающего действия.
После премьеры в Вене в декабре 2019 года я решил дополнить цикл седьмой иллюстрацией - картиной Adele Bloch-Bauer I, которую я назвал Adieu Adèle.
Белорусский выпускник
Георгий Сосновский - композитор, аранжировщик, преподаватель музыки, организатор концертов. Родился в 1972 году в Сморгони. С 2000 года живет и работает во Франции.
Он очень гордится тем, что музыкальное образование получил именно в Беларуси. Георгий Сосновский - выпускник Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки по специальности "хоровое дирижирование" (класс Аллы Мазуровой). Выпускник Белорусской государственной академии музыки по специальности "композиция", диплом с отличием (класс профессора Владимира Дорохина).
Музыкант награжден медалью Франциска Скорины в 2017 году за значительный личный вклад в популяризацию отечественной культуры за рубежом и поддержку молодых белорусских музыкантов. Он имеет также диплом и бронзовую медаль французского академического общества ARTS-SCIENCE-LETTRES, которое находится под патронатом президента Франции и призвано поощрять деятелей науки и искусства со всего мира.
На протяжении 20 лет Георгий Сосновский, как уже упоминалось, является председателем франко-белорусской ассоциации "Жизнь в музыке" (La vie en musique, основана в 2004 году).
Георгий Сосновский популяризирует белорусскую музыку и искусство за рубежом, не теряет связей с Беларусью и всегда с удовольствием взаимодействует с белорусскими коллегами, представляя свои новые яркие произведения и проекты. Состоявшийся в Минске концерт - хорошее тому подтверждение.
Алина ГРИШКЕВИЧ,
БЕЛТА.-0-
Концерт "Семь картин Густава Климта" был организован музеем совместно с франко-белорусской ассоциацией "Жизнь в музыке" под руководством композитора Георгия Сосновского.
"В основе проекта, представляемого известными белорусскими музыкантами Ксенией Бельтюковой (скрипка) и Ольгой Запольской (фортепиано) - идея синтеза разных видов искусства, стремление показать взаимосвязь, взаимодополнение и взаимообогащение живописи и музыки", - рассказал Георгий Сосновский, который на этот раз не смог присутствовать на представлении своего проекта в белорусской столице, которую он очень любит.
"Семь картин Густава Климта"
Центральное произведение программы - цикл произведений Георгия Сосновского "Семь картин Густава Климта" для скрипки и фортепиано. Каждая из пьес цикла посвящена одной из картин Климта и с помощью средств музыкальной выразительности помогает раскрыть символический подтекст и эмоциональное содержание живописных полотен.
В программе также были представлены пьесы Клода Дебюсси - ярчайшего представителя музыкального импрессионизма, чьи произведения являются интересными образцами музыкальной звукописи и полны колористических эффектов.
Помимо семи картин в программе прозвучали такие произведения Георгия Сосновского, как "Даная", "Музыка", "Поцелуй", "Прощай, Адель", "Серебряное озеро", "Юдифь", "Буковая роща".
Кроме того, прозвучали произведения Клода Дебюсси "Эстампы" (сюита для фортепиано), "Прелюдия", "Лунный свет" (из "Бергамасской сюиты"), "Девушка с волосами цвета льна", "Медленный вальс" (для скрипки и фортепиано).
Исполнение каждого из произведений сопровождалось проекцией видеоряда, созданного на основе соответствующих картин, что дало возможность зрителю лучше соотнести детали музыкального и художественного контентов и почувствовать себя частью разворачивающегося действа.
Георгий Сосновский - основатель и руководитель франко-белорусской ассоциации "Жизнь в музыке", главной целью которой является популяризация и продвижение белорусской музыки в Европе, содействие налаживанию и укреплению многосторонних культурных связей.
Премьера цикла "Семь картин Густава Климта" с успехом прошла в 2019 году в Вене, в 2023 году произведение было исполнено в Париже. Таким образом, представление этого проекта в Минске является логичным и эстетически оправданным, оно безусловно станет ярким культурным событием в нашей стране.
Проект "Живопись в музыке" является отражением гуманистической идеи безграничности искусства: австрийская живопись, известная французская музыка, новая белорусская музыка, белорусские исполнители, современные технологии объединены в этом проекте стремлением к отражению красоты, духовности и многообразию творческих проявлений.
Георгий Сосновский о себе и творчестве
Музыка и живопись всегда были частью моей жизни. Картины, с их разнообразием красок, сюжетов и стилей, привлекали мое внимание и провоцировали мое уже живое и богатое воображение на создание разнообразных историй. Коллекционные издания каталогов собраний Эрмитажа, итальянской галереи Уффици, тематические альбомы с репродукциями художников различных эпох и школ были моими настольными книгами. Именно благодаря их изучению сформировались мой художественный вкус и любовь к живописи в целом.
Позже, когда мое композиторское будущее стало реальностью, я стал осознанно обращаться к сюжетам живописных полотен и благодаря им вдохновляться на создание новых, собственных произведений. Так появились музыкальные иллюстрации к "Заросшему пруду" Василия Поленова, "Портрету Джульетты Титтони" Карла Брюллова, а также цикл "Портреты".
Уже будучи во Франции я открыл для себя невероятно яркое, эмоционально насыщенное, полное энергии и символизма творчество Густава Климта, которое не могло оставить меня равнодушным. И первой из работ, с которой началась моя работа над созданием музыкальных иллюстраций к картинам художника, стала Danae, к которой вскоре присоединились Egelsee, Der Kuss, Judith und der Kopf des Holofernes, Beukenwald и Die Musik.
Почти все музыкально-драматургические концепции будущих произведений мне представились сразу, за исключением одного - Judith und der Kopf des Holofernes, работа над которым заняла у меня почти год. Я понимал, что невозможно будет обойтись описанием лишь сцены, запечатленной художником. Следовало рассказать историю целиком, используя все средства музыкальной выразительности и надеяться на артистичность исполнителей. Следовало подойти максимально объективно к реализации проекта, не нарушив хронологии событий. В итоге я выстроил драматургическую концепцию на основе последовательности событий (или сменяемости кадров), что позволило сюжету развиваться естественно и логично.
В начале каждого из эпизодов специально для исполнителей я указал, что конкретно происходит в этот момент: поет ли Юдифь колыбельную, чтобы успокоить подозрения Олоферна, думает ли о родине и цели, ради которой она рискнула жизнью, придя в стан врага, или же смотрит на блеск клинка в свете свечей в тот самый момент, когда, наконец, решается сделать то, что, по сути, изменило историю и спасло ее народ. Таким образом, я применил принцип кинематографичности без использования видеоматериалов.
Но визуальные эффекты были все же необходимы. Поэтому решено было совместить музыкальное исполнение каждого из произведений с проекцией на экране соответствующей ему картины в обработке видеоредактором, что позволило публике почувствовать себя частью разворачивающего действия.
После премьеры в Вене в декабре 2019 года я решил дополнить цикл седьмой иллюстрацией - картиной Adele Bloch-Bauer I, которую я назвал Adieu Adèle.
Белорусский выпускник
Георгий Сосновский - композитор, аранжировщик, преподаватель музыки, организатор концертов. Родился в 1972 году в Сморгони. С 2000 года живет и работает во Франции.
Он очень гордится тем, что музыкальное образование получил именно в Беларуси. Георгий Сосновский - выпускник Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки по специальности "хоровое дирижирование" (класс Аллы Мазуровой). Выпускник Белорусской государственной академии музыки по специальности "композиция", диплом с отличием (класс профессора Владимира Дорохина).
Музыкант награжден медалью Франциска Скорины в 2017 году за значительный личный вклад в популяризацию отечественной культуры за рубежом и поддержку молодых белорусских музыкантов. Он имеет также диплом и бронзовую медаль французского академического общества ARTS-SCIENCE-LETTRES, которое находится под патронатом президента Франции и призвано поощрять деятелей науки и искусства со всего мира.
На протяжении 20 лет Георгий Сосновский, как уже упоминалось, является председателем франко-белорусской ассоциации "Жизнь в музыке" (La vie en musique, основана в 2004 году).
Георгий Сосновский популяризирует белорусскую музыку и искусство за рубежом, не теряет связей с Беларусью и всегда с удовольствием взаимодействует с белорусскими коллегами, представляя свои новые яркие произведения и проекты. Состоявшийся в Минске концерт - хорошее тому подтверждение.
Алина ГРИШКЕВИЧ,
БЕЛТА.-0-