Проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь" принят Палатой представителей Национального собрания 10 декабря в первом чтении. Он содержит ряд новаций, которые, с одной стороны, усиливают ответственность безработных и нанимателей, с другой - предоставляют новые возможности для получения профессии и обретения рабочего места. Как отметил в беседе с корреспондентом БЕЛТА начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Олег Токун, новые нормы закона направлены на повышение эффективности вовлечения в экономическую деятельность незанятых граждан, на создание условий для развития и поддержки высокой мотивации безработных к активному поиску работы, на установление прозрачного механизма назначения пособия по безработице, а также на усиление ответственности нанимателей за соблюдение законодательства. При подготовке законопроекта проанализировано национальное законодательство и практика его применения, а также изучен опыт других государств. Немаловажно, что разработчики проекта закона учитывали обращения граждан и организаций по вопросам занятости и безработицы.
За мотивацию к труду
Проектом закона предлагается установить обязанности безработного. Ему предписывается, во-первых, самостоятельно заниматься поиском работы и информировать о результатах службу занятости. Во-вторых, безработные должны являться по приглашению службы занятости для получения направления на работу или обучение, а при отсутствии приглашения - появляться там не реже одного раза в месяц в установленный день. В-третьих, приходить на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение двух рабочих дней со дня выдачи направления на работу. В-четвертых, своевременно информировать службу занятости об изменении места жительства, самостоятельном трудоустройстве (в том числе на временную работу), заключении гражданско-правовых договоров о выполнении работ, оказании услуг, создании объектов интеллектуальной собственности и т.д. (речь идет об обстоятельствах, влекущих снятие с учета, прекращение, приостановку выплаты пособия по безработице или снижение его размера).
Оговорены и обязанности граждан, проходящих профобучение по направлению органов государственной службы занятости. "Курсанты" должны добросовестно и ответственно относиться к освоению образовательных программ, не прогуливать занятия, выполнять правила внутреннего распорядка для обучающихся - ничего сверхнеобычного.
По мнению специалистов, установление обязанностей безработных и "курсантов" позволит закрепить систему взаимоответственности службы занятости, нанимателей и граждан в решении вопросов трудоустройства. Кроме того, законопроектом выполнение обязанностей безработного увязано с его правом на получение социальных выплат (например, государственной адресной социальной помощи, материальной помощи и др.).
Профилактика иждивенчества
Предусмотрено усиление ответственности безработных за нарушение законодательства о занятости населения. Это станет для них стимулом к более активному поиску работы. Кроме того, предусмотрено сокращение максимального периода нахождения на учете в качестве безработных с 36 до 18 календарных месяцев - своего рода профилактика социального иждивенчества.
Уточнены вопросы повторной регистрации безработных, ранее снятых с учета. В настоящее время они вправе зарегистрироваться безработными уже на следующий день после снятия их с учета, в некоторых случаях - с выплатой пособия по безработице. И это при том, что кое-кто был снят с учета из-за неявки в службу занятости, а кое-кто - за элементарный обман. Этот алогизм должен быть исключен, считают специалисты-практики. Новым законопроектом предусматривается, что граждане, ранее снятые с учета в связи с неявкой в службу занятости без уважительной причины более двух месяцев, могут быть повторно зарегистрированы в качестве безработных только по истечении 12 месяцев после снятия их с учета. А те, кто был снят с учета по причине получения пособия по безработице обманным путем, смогут повторно зарегистрироваться безработными только при условии возмещения причиненного ущерба. Это относится ко всем тем, в отношении которых органами по труду, занятости и соцзащите приняты решения о взыскании незаконно полученных социальных выплат, субсидий, денежных выплат при переезде на новое место жительства и работы, а также средств, затраченных на обучение из средств Фонда социальной защиты населения. Одним словом, будет так: сначала возмести все, что получил незаконно, а уж потом - претендуй на поддержку.
Законопроектом уточнен перечень оснований прекращения трудового договора для назначения стипендий и пособия по безработице для граждан, а механизмы назначения и выплаты стипендий и пособия по безработице изложены в более доступной форме.
Опережающее обучение
Закон о занятости населения предлагается дополнить нормой, предусматривающей возможность компенсации затрат нанимателей на обучение работников, находящихся под угрозой увольнения. Естественно, потребовалось определить категории, которые к ним относятся. Итак, к работникам под угрозой увольнения относятся те, которые подлежат увольнению в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя; предупреждены о сокращении численности или штата работников; по инициативе нанимателя находятся в вынужденном простое, работают в режиме неполного рабочего времени, в отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Решение вопроса об опережающем обучении трудно переоценить в условиях модернизации экономики, а также тяжелого финансового положения некоторых предприятий. Работники, которые становятся невостребованными на отдельном производстве, не должны остаться за воротами предприятия - их нужно переобучить, дать профессию, востребованную на рынке труда. При этом предлагается полностью или частично компенсировать затраты нанимателей на обучение работников, находящихся под угрозой увольнения.
Предусмотрена и возможность своеобразного опережающего обучения для тех, кто находится в отпуске за детьми в возрасте до 3 лет. По действующему закону они (а это в большинстве своем мамы малолетних детей) признаются занятыми и не могут быть зарегистрированы безработными - как следствие, не могут быть направлены на обучение за счет средств Фонда социальной защиты населения. Введение новой нормы расширит возможность получить профессию гражданам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет, а также повысит их конкурентоспособность на рынке труда. "Без отрыва" от ухода за малышом женщина сможет получить "путевку" госслужбы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучающие курсы на условиях, определенных для безработных. Это повысит шансы получить рабочее место после выхода из декрета, обеспечит скорейшее вовлечение в трудовую деятельность.
Вводится новая статья о стажировке безработных - закрепляется право на получение содействия в приобретении опыта практической работы. Безработным будет предоставлена возможность получить трудовые навыки по своей специальности, что повысит их конкурентоспособность на рынке труда. Причем действие этой статьи будет распространяться также на безработных женщин-матерей, длительное время не работавших в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет. Стимулом для нанимателей организовывать стажировку будет определенная компенсация затрат на оплату труда "практикантов". Порядок и условия организации стажировки безработных будут впоследствии определены правительством.
В Беларуси уже много лет действует программа временной занятости безработной молодежи "Молодежная практика" (нанимателям компенсируются затраты на оплату ее труда в пределах минимальной заработной платы). В январе-октябре нынешнего года в рамках "Молодежной практики" трудоустроено 542 безработных. После вступления в силу нового закона аналог этой программы позволит закрепить на практике свои навыки не только молодым, но и более возрастным работникам.
Оборот вакансий
Число вакансий в Беларуси по сравнению с прошлым годом снизилось вдвое. Конкуренция среди претендентов на свободное рабочее место, соответственно, усилилась. И слишком большой роскошью в этих условиях является довольно длительный срок, который дается нанимателям для письменного уведомления органов по труду, занятости и соцзащите о наличии у них вакансий, - аж две недели. Предлагается снизить этот срок до пяти дней с целью создания условий, позволяющих повысить эффективность вовлечения в экономическую деятельность незанятых граждан.
Одновременно будет усилена административная ответственность нанимателей за нарушение законодательства о занятости. В соответствии с вносимыми изменениями в Кодекс об административных правонарушениях предлагается исключить предупреждение из числа санкций за неуведомление службы занятости об имеющихся свободных рабочих местах (сегодня предусмотрено предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 25 базовых величин). Предлагается также установить возможность наложения административного взыскания не позднее одного года со дня совершения и двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения (в настоящее время такой срок составляет 2 месяца со дня совершения). Изменения и дополнения позволят повысить ответственность нанимателя за предоставление информации о вакансиях. Как следствие, расширятся возможности для трудоустройства безработных.
Кроме того, нанимателей обяжут своевременно информировать о заполнении вакансий, заявленных в органы государственной службы занятости.
Для обеспечения оперативного прогнозирования численности граждан, которые потенциально будут нуждаться в услугах службы занятости, вносится норма, обязывающая нанимателей информировать службу занятости о предстоящем высвобождении всех работников не позднее, чем за два месяца.
В настоящее время, как известно, прием на работу по срочному трудовому договору осуществляется на рабочие места согласно штатному расписанию. Чтобы расширить возможности получения дополнительной материальной поддержки в период поиска постоянной работы, а также в целях сохранения у безработных мотивации к труду проектом закона предусмотрена возможность заключать гражданско-правовой договор с гражданами, направленными для участия в оплачиваемых общественных работах. Это позволит расширить перечень предприятий, готовых обеспечить занятость граждан на оплачиваемых общественных работах.
Елена ПРУС