Избирательное законодательство стран СНГ за последние несколько лет претерпело существенные и в целом позитивные преобразования. В большинстве своем они направлены на создание дополнительных условий для обеспечения демократичности выборов и соблюдения прав всех участников избирательного процесса.
Что касается прозрачности избирательных процедур в странах СНГ, то по целой совокупности законодательно закрепленных формальных и содержательных критериев обозначилось их очевидное преимущество перед остальными членами Совета Европы и ОБСЕ.
Наиболее значимые изменения в избирательном законодательстве стран Содружества затронули порядок регистрации кандидатов, финансирования выборов, предвыборной агитации, информационной прозрачности. Должное закрепление получили принципы коллегиальности и гласности в работе избирательных органов.
В ряде государств - участников СНГ законодательно было оговорено, что органы, ответственные за формирование избирательных комиссий, должны исходить из предложений политических партий и иных организаций.
Например, в Беларуси все политические партии, а также общественные организации имеют право выдвинуть по одному кандидату в состав каждой избирательной комиссии.
Схожие положения содержит и Кодекс о выборах Молдовы. В Украине право предлагать своих представителей в состав избирательных комиссий имеет каждая политическая партия, участвующая в парламентских выборах. При этом руководящие должности - председателя и секретаря - не могут занимать члены одной и той же партии.
В этом году в ряде стран СНГ прошли или еще будут проходить выборы в представительные органы власти. Так, в мае в Армении были избраны депутаты Национального собрания, в сентябре завершилась парламентская кампания в Беларуси. В Украине выборы в Верховную Раду пройдут 28 октября.
В некоторых случаях оценки одних и тех же избирательных кампаний, сделанные международными наблюдателями от структур СНГ и ОБСЕ, значительно различались, и тому есть несколько причин.
Первая, и самая главная, различный подход к тому, в какой степени следует учитывать переходный характер нынешней политической системы в государствах СНГ и делать поправку на него при вынесении итоговой оценки выборов.
Международные наблюдатели от ОБСЕ полностью игнорируют "историческую перспективу", то есть отказываются видеть прогресс в организации и проведении выборов в СНГ. Если к странам Западной Европы и Содружества сейчас применять единые стандарты, то оценки в ряде случаев действительно будут не в пользу новых демократических государств на постсоветском пространстве. Если же проводить сравнение с выборами в одной и той же стране 20, 15, 10 и 5 лет назад, то прогресс очевиден. Именно такой подход исповедуют международные наблюдатели от СНГ.
Вторая причина - применение двойных стандартов при оценке одних и тех же электоральных процедур. Например, досрочное голосование по почте в 29 штатах, а также досрочное голосование в 32 штатах США эксперты Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) оценили в апреле 2012 года как прогрессивную меру, расширяющую возможности граждан по участию в выборах. А досрочное голосование в Беларуси в сентябре 2012 года, по их словам, это "способ фальсификации результатов голосования". Наблюдатели от СНГ двойных стандартов не исповедуют и не применяют.
Третья причина: неспособность некоторых стран - членов ОБСЕ отказаться от использования международного наблюдения как инструмента вмешательства во внутренние дела отдельных государств, получения односторонних выгод в развитии с такими государствами политических, экономических и иных отношений.
Общественность в странах СНГ, как правило, обостренно реагирует на негативные оценки выборов со стороны таких общеевропейских институтов, как БДИПЧ ОБСЕ. При этом общество зачастую не замечает, что к развитию демократии и парламентаризма, совершенствованию электоральных процедур и повышению эффективности системы проведения выборов такие выводы непосредственного отношения не имеют.
В то же время оценки международных наблюдателей от государств СНГ всегда политически нейтральны. Они направлены на то, чтобы сравнить международные обязательства по проведению демократических выборов, принятые государствами на себя в рамках членства в СНГ, Совете Европы или ОБСЕ, и практику их исполнения на конкретных выборах и общенациональных референдумах. Наблюдатели от СНГ нацелены не на вмешательство в выборы на стороне кого-либо из кандидатов, а на совершенствование электоральных систем стран Содружества, обмен опытом.
Эксперты, в том числе из Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан МПА СНГ, не отрицают, что в избирательном законодательстве государств Содружества еще есть несовершенства. В частности, как показывает опыт долгосрочного наблюдения МИМРД, в некоторых странах СНГ существуют проблемы в законодательном закреплении гарантий пассивного избирательного права людей с ограниченными возможностями, а также в надлежащей реализации закрепленных гарантий активного избирательного права этих граждан.
Несомненно, законодателям государств Содружества еще многое предстоит сделать для выработки механизмов, защищающих избирательный процесс от деформирующих факторов: использования административного ресурса и коррумпированности.
В СНГ пока не полностью решена задача демократизации избирательного процесса и приведения его в соответствие с международными стандартами. В законодательном регулировании выборов и референдумов в государствах Содружества остается солидный задел для дальнейшего повышения защиты избирательных прав.
Обновляя и дополняя свое избирательное законодательство, государства СНГ учитывают конструктивные замечания, которые содержат рекомендации специализированных международных организаций и их органов, включая Венецианскую комиссию при Совете Европы, Международный фонд избирательных систем (IFES).
Определенное влияние на формирование законодательства государств Содружества о выборах и референдумах оказывают Рекомендации МПА СНГ для международных наблюдателей СНГ по наблюдению за выборами и референдумами.
В целом изменения, происходящие в избирательном законодательстве стран СНГ, направлены на то, чтобы создать дополнительные условия для обеспечения демократичности выборов и соблюдения прав всех участников избирательного процесса. Главная цель этих процессов - повысить доверие граждан к избирательным процедурам, содействовать обеспечению свободного характера и подлинности выборов.
Что касается прозрачности избирательных процедур в странах СНГ, то по целой совокупности законодательно закрепленных формальных и содержательных критериев обозначилось их очевидное преимущество перед остальными членами Совета Европы и ОБСЕ.
Наиболее значимые изменения в избирательном законодательстве стран Содружества затронули порядок регистрации кандидатов, финансирования выборов, предвыборной агитации, информационной прозрачности. Должное закрепление получили принципы коллегиальности и гласности в работе избирательных органов.
В ряде государств - участников СНГ законодательно было оговорено, что органы, ответственные за формирование избирательных комиссий, должны исходить из предложений политических партий и иных организаций.
Например, в Беларуси все политические партии, а также общественные организации имеют право выдвинуть по одному кандидату в состав каждой избирательной комиссии.
Схожие положения содержит и Кодекс о выборах Молдовы. В Украине право предлагать своих представителей в состав избирательных комиссий имеет каждая политическая партия, участвующая в парламентских выборах. При этом руководящие должности - председателя и секретаря - не могут занимать члены одной и той же партии.
В этом году в ряде стран СНГ прошли или еще будут проходить выборы в представительные органы власти. Так, в мае в Армении были избраны депутаты Национального собрания, в сентябре завершилась парламентская кампания в Беларуси. В Украине выборы в Верховную Раду пройдут 28 октября.
В некоторых случаях оценки одних и тех же избирательных кампаний, сделанные международными наблюдателями от структур СНГ и ОБСЕ, значительно различались, и тому есть несколько причин.
Первая, и самая главная, различный подход к тому, в какой степени следует учитывать переходный характер нынешней политической системы в государствах СНГ и делать поправку на него при вынесении итоговой оценки выборов.
Международные наблюдатели от ОБСЕ полностью игнорируют "историческую перспективу", то есть отказываются видеть прогресс в организации и проведении выборов в СНГ. Если к странам Западной Европы и Содружества сейчас применять единые стандарты, то оценки в ряде случаев действительно будут не в пользу новых демократических государств на постсоветском пространстве. Если же проводить сравнение с выборами в одной и той же стране 20, 15, 10 и 5 лет назад, то прогресс очевиден. Именно такой подход исповедуют международные наблюдатели от СНГ.
Вторая причина - применение двойных стандартов при оценке одних и тех же электоральных процедур. Например, досрочное голосование по почте в 29 штатах, а также досрочное голосование в 32 штатах США эксперты Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) оценили в апреле 2012 года как прогрессивную меру, расширяющую возможности граждан по участию в выборах. А досрочное голосование в Беларуси в сентябре 2012 года, по их словам, это "способ фальсификации результатов голосования". Наблюдатели от СНГ двойных стандартов не исповедуют и не применяют.
Третья причина: неспособность некоторых стран - членов ОБСЕ отказаться от использования международного наблюдения как инструмента вмешательства во внутренние дела отдельных государств, получения односторонних выгод в развитии с такими государствами политических, экономических и иных отношений.
Общественность в странах СНГ, как правило, обостренно реагирует на негативные оценки выборов со стороны таких общеевропейских институтов, как БДИПЧ ОБСЕ. При этом общество зачастую не замечает, что к развитию демократии и парламентаризма, совершенствованию электоральных процедур и повышению эффективности системы проведения выборов такие выводы непосредственного отношения не имеют.
В то же время оценки международных наблюдателей от государств СНГ всегда политически нейтральны. Они направлены на то, чтобы сравнить международные обязательства по проведению демократических выборов, принятые государствами на себя в рамках членства в СНГ, Совете Европы или ОБСЕ, и практику их исполнения на конкретных выборах и общенациональных референдумах. Наблюдатели от СНГ нацелены не на вмешательство в выборы на стороне кого-либо из кандидатов, а на совершенствование электоральных систем стран Содружества, обмен опытом.
Эксперты, в том числе из Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан МПА СНГ, не отрицают, что в избирательном законодательстве государств Содружества еще есть несовершенства. В частности, как показывает опыт долгосрочного наблюдения МИМРД, в некоторых странах СНГ существуют проблемы в законодательном закреплении гарантий пассивного избирательного права людей с ограниченными возможностями, а также в надлежащей реализации закрепленных гарантий активного избирательного права этих граждан.
Несомненно, законодателям государств Содружества еще многое предстоит сделать для выработки механизмов, защищающих избирательный процесс от деформирующих факторов: использования административного ресурса и коррумпированности.
В СНГ пока не полностью решена задача демократизации избирательного процесса и приведения его в соответствие с международными стандартами. В законодательном регулировании выборов и референдумов в государствах Содружества остается солидный задел для дальнейшего повышения защиты избирательных прав.
Обновляя и дополняя свое избирательное законодательство, государства СНГ учитывают конструктивные замечания, которые содержат рекомендации специализированных международных организаций и их органов, включая Венецианскую комиссию при Совете Европы, Международный фонд избирательных систем (IFES).
Определенное влияние на формирование законодательства государств Содружества о выборах и референдумах оказывают Рекомендации МПА СНГ для международных наблюдателей СНГ по наблюдению за выборами и референдумами.
В целом изменения, происходящие в избирательном законодательстве стран СНГ, направлены на то, чтобы создать дополнительные условия для обеспечения демократичности выборов и соблюдения прав всех участников избирательного процесса. Главная цель этих процессов - повысить доверие граждан к избирательным процедурам, содействовать обеспечению свободного характера и подлинности выборов.