Толчком к подготовке этой статьи стало совещание у Президента Беларуси в последний день мая, которое было посвящено совершенствованию информационной политики. Этот вопрос Президент рассматривает как важнейший элемент стратегии противодействия современным угрозам в сфере национальной безопасности. Констатируя, что коллективный Запад пытается воздействовать на Беларусь с использованием психологических операций и методик влияния на сознание людей, Президент нацеливает вертикаль власти на проведение реальных информационных мероприятий, которые позволят нам свести на нет деструктивное воздействие враждебной пропаганды.
С моей точки зрения, выполнение поставленной задачи требует от всех уровней информационной вертикали адекватного понимания, с какими технологиями мы сталкиваемся и как изменился характер информационного противоборства за последние десятилетия.
Во второй половине 20 века невозможность прямого вооруженного столкновения между сверхдержавами, которое могло перерасти в масштабную ядерную войну, дало толчок развитию противоборства на уровне ценностей и идей. И с самого начала, как это ни печально, новая спираль конфронтации стала "борьбой без правил".
На начальном этапе такое противостояние было направлено на обеспечение контроля за каналами распространения информации. Достаточно вспомнить деятельность радиостанций "Голос Америки", "Свободная Европа", "Немецкая волна".
Быстро оценив потенциальные выигрыши, уже с середины 20 века правящие круги на Западе начали выделять огромные деньги на финансирование работ по совершенствованию технологий информационного воздействия на широкие человеческие массы для манипулятивного контроля за их поведением. Такие технологии получили название когнитивных.
Примечательно, что эти технологии планировалось применять не только в отношении населения стран-противников. Контролю над собственным населением западные элиты всегда отдавали даже более высокий приоритет.
В основе этих исследований лежало изучение законов человеческой психологии. Используя принципы работы человеческого мозга, процессы получения и обработки информации, поступающей в сознание, исследователи учились внедрять в сознание людей нужные им взгляды и ценности. Исследования очень быстро выявили несовершенства и изъяны природного человеческого мышления и именно это обеспечило прорыв в эффективности создаваемых технологий.
Дополнительные возможности появились также благодаря развитию компьютерной техники, созданию глобального интернет-пространства, которое обеспечило проникновение ИКТ во все сферы социальной и личной жизни. В итоге человек стал объектом постоянного информационного воздействия.
Стимулом для выхода когнитивных технологий на новый качественный уровень стала перспектива создания искусственного интеллекта (ИИ). Эта задача в основном решается через алгоритмизацию механизмов человеческого мышления и восприятия.
Возникает знание двойного применения. С этической точки зрения эта ситуация напоминает историю изучения процесса управления ядерной реакцией. Почти одновременно была создана ядерная бомба для уничтожения и атомная станция, как мощный источник электрической энергии для созидания. Хочу напомнить, что атомную бомбу создали США, а первая атомная станция была построена в СССР.
С технологиями, основанными на использовании человеческого мышления, мы опять сталкиваемся с аналогичной ситуацией. Эти технологии могут быть использованы для подчинения человека, а могут применяться для создания ИИ для освобождения человека от рутинных дел.
И, вне всякого сомнения, мы уже становимся свидетелями использования обеих этих возможностей. В частности, серьезный вклад в этой области внесли исследования нейрофизиологов. Эти специалисты обратили внимание, что только 15% людей воспринимают новую информацию через логический анализ, то есть рациональным методом. Подавляющее большинство людей, более 70%, в оценке достоверности предпочитают ориентироваться на доминирующее мнение других. Они усваивают такие мнения без критической оценки их содержания.
Для управления этими типами восприятия нужны разные приемы.
Так, для рационального меньшинства разработаны технологии дестабилизации работы логических центров мозга. Достигается это через использование эмоций. Повышенный эмоциональный фон на определенное время блокирует центры логики и заставляет человека совершать ошибки. Но эффект носит краткосрочный характер. Нам всем это хорошо известно через очень старое правило, о котором говорили еще наши бабушки: если ты взволнован, то прежде, чем ответить, досчитай до десяти.
Для достижения более устойчивого эффекта людей подвергают информационному давлению - поток новостей перегружает мозг, забивает каналы восприятия. Одновременно человеку навязывается стереотип - компетентный человек обязан иметь свое мнение. В итоге даже рациональный человек становится управляемым просто потому, что динамика информационной среды превышает предел его интеллектуальных и рациональных возможностей.
Для большинства даже этого не требуется. Их восприятие обрабатывают специально обученные и проплаченные лидеры общественного мнения. И в силу встроенных в их мышление моделей большинство людей воспринимают предлагаемые истории как доминирующую реальность. Им облегчают принятие имплантируемой информации, сопровождая этот процесс наведенными эмоциональными переживаниями, которые носят позитивный характер (позитивная эмоциональная стимуляция).
В итоге происходит потеря аргументированного частного мнения. Система не позволяет человеку иметь мнение отличное от упрощенного мнения большинства.
Если в такой среде, вопреки всему, "выживают" несогласные интеллектуалы, которые оказываются способны сопротивляться информационному давлению, то их подвергают травле и унижениям (негативная эмоциональная стимуляция).
Конечно, описанные мною механизмы - это только часть приемов и технологий. Инструментарий когнитивной обработки сознания уже очень богат и постоянно расширяется.
Сегодня мы находимся на этапе выхода на новый качественный уровень, который сделает эти технологии еще более эффективными и вездесущими.
Прежде всего это обеспечивается процессами трансформации мышления человека на физиологическом уровне. Мозг человека очень пластичен. Он приспосабливается к характеристикам внешней среды.
Доминирование интенсивных информационных потоков в нашей повседневной реальности уже трансформирует структуру человеческой памяти. Если раньше люди запоминали данные и их взаимосвязь, то сегодня становится важнее просто запомнить, где эту информацию можно найти.
Перегрузка возможности человеческого мозга воспринимать информацию приводит к изменениям в способности человека концентрировать внимание на одном предмете продолжительное время. Мы сталкиваемся с феноменом "порхающего" внимания, которое перескакивает с темы на тему, не позволяя критически оценить достоверность информации или удержать внимание на действительно важной теме!
Таким образом через подавление защитных механизмов, позволяющих оценивать реальность, аудитория обучается некритичному восприятию любой распространяемой информации.
В аналогичном ключе меняется система образования. Массовое образование не только на уровне технических средних школ, но уже и на уровне бакалавриата ставит своей задачей научить человека определенному набору профессиональных навыков и специализированных приемов. Такой подход формирует "обслуживающего человека". Он хорошо и качественно выполняет свой специализированный набор действий, даже не задумываясь о базовых принципах построения всей системы.
Его учат не думать, а действовать. Происходит подмена. Вместо человека-творца система воспитывает узкоспециализированного эффективного менеджера. Для решения утилитарных задач это приемлемо и оправдывает себя. Но на уровне общих смыслов восприятие такого человека ограничено, так как он вынужден руководствоваться упрощенной картиной мира.
В такой системе человек, осознающий причинно-следственные связи окружающего мира, просто исчезает. Хотя точнее сказать, что такие навыки просто изымаются у широких масс и становятся уделом правящей элиты. Так незаметно укрепляется неравенство людей по содержанию и качеству навыков.
Тут нужно сделать оговорку. И раньше знание было уделом избранных. Только развитие нашей цивилизации шло в направлении увеличения числа этих избранных. И это считалось правильным и справедливым. А сейчас этот процесс потихоньку поворачивают вспять!
Второй важный сдвиг касается моделей обучения. Акцент делается на игровые приемы, позволяющие зацепить интерес ученика и облегчить запоминание нового материала. В этом подходе нет ничего плохого. Но только при условии, если в процессе обучения равное внимание уделяется развитию волевых качеств человека. Постижение нового невозможно без концентрации внимания и усилий. В основе процесса познания лежит воля, применение которой облегчается игрой. Но игра без воли формирует человека, который не способен к активным самостоятельным действиям. Что по всей видимости и является целью элитного контроля над широкими массами.
Здесь очень важно обратить внимание на одну очень опасную асимметрию подходов.
Быть ведомым и зависимым легко и эмоционально приятно. Достаточно просто расслабить сознание и плыть по течению.
Иметь собственное мнение трудно. Нужно обучаться критическому восприятию реальности, нужно концентрировать внимание и свершать работу ума, которая требует серьезных волевых усилий.
Тут напрашивается пугающая аналогия - начинать употреблять наркотики легко, трудно потом избавляться от наркотической зависимости.
Вот и получается, что разрушить легче, чем защитить и построить. Это позволяет сделать один важный вывод. Сегодня в сфере когнитивной войны оружия нападения и разрушения существенно больше и применять его легче и дешевле.
Оружия защиты значительно меньше. Оно связано с развитием цивилизационных основ и культуры национальных государств, а также трудоемким и медленным процессом воспитания человека-творца. А значит, оружие защиты медленное и дорогостоящее.
Это очень опасный дисбаланс. И у меня нет уверенности, что он менее опасен для человечества, чем война с применением ядерного оружия.
Эта опасность приобретает дополнительный разрушительный потенциал при использовании когнитивных технологий против населения стран-конкурентов.
Глобальное информационное пространство находится вне прямой юрисдикции национальных государств. А это значит, что когнитивная война ведется без объявления. На нее не распространяются женевские конвенции о правилах традиционной войны.
В итоге в такой войне наступательные технологии используются особенно интенсивно. Главная задача - посеять социальное напряжение, конфликты и хаос внутри общества противника любыми способами.
Как правило это достигается через перезагрузку исторического самосознания, разрушения базовых укладов жизни, их замены на ценности, часто специально сконструированные для нужд когнитивной войны.
В дальнейшем на этой основе подрывается доверие к собственной власти и формируется пятая колонна, которая должна выступить инструментом раскола. На завершающем этапе пятая колонна реализует сценарий цветной революции или осуществляет перехват власти.
Проигравшие национальные государства попадают под внешнее управление, которое удерживается до тех пор, пока не исчерпана возможность выкачивания из этой страны ценных человеческих и материальных ресурсов.
Отсюда напрашивается вопрос: каким образом агрессору удается сформировать достаточно многочисленную пятую колонну?
Ответ, по-видимому, нужно искать в логике предательства. С одной стороны, члены пятой колонны гипнотизируются тем, что они находятся на правильной стороне истории, что за ними стоит весь цивилизованный мир. На самом деле они просто не хотят жить в собственной стране и нести тяготы по ее развитию. Их подпитывает иллюзия получения бесплатного билета в уже благополучный мир, в котором они займут высокое социальное положение благодаря своему предательству.
В глубине души они также уверены, что при разрушении своего родного мира они смогут вырвать себе гораздо больший куш, чем тот, на который они могли бы рассчитывать в обычных условиях. Может именно поэтому большинство участников пятой колонны или еще очень молоды (им нечего терять), или авантюристичны по своей природе, или обладают завышенной самооценкой, не позволяющей реализовать себя традиционными способами? Много среди них и неудачников, особенно склонных винить в своих проблемах не собственные недостатки, а окружающее их общество.
Внешние силы умело манипулируют слабостями и уязвимостями таких людей. Отрезвление приходит, приходит обязательно, но, как правило, это происходит слишком поздно.
В заключение хочу с полной уверенностью сказать, что когнитивная война на уничтожение ведется против нашей страны с момента ее создания. Ведется планомерно, по всем направлениям. Ведется системно и, увы, с неплохим для агрессора результатом.
У нас сформирована пятая колонна, у нас тормозятся процессы детализации собственной картины будущего. Но есть и позитивные моменты. Провал перехвата власти в 2020 году, развал старой глобализации и начинающаяся борьба ведущих стран мира за передел зон влияния вынуждает все общества встряхнуться и осознать свои интересы. Но этот процесс требует очень серьезных содержательных усилий.-0-