Побывав в Школе архитектурного мышления для детей в Минске, не каждый решится утверждать, что знает точный ответ на вопрос чему учат в школе. О программе подготовки на нестандартных курсах в двух словах не расскажешь. Отвечая на вопросы корреспондента БЕЛТА почему, зачем и как, руководители Школы архитектурного мышления для детей Елена Карпилова и Александр Новиков объяснили, чего они хотят добиться от своих подопечных.
Вопрос первый: почему?
Возникла такая школа потому, что, отработав с детьми восемь лет в разных форматах, педагог, дизайнер, куратор и искусствовед Елена Карпилова осознала необходимость систематизации своей работы с детьми. "Я тяготела давать детям мультидисциплинарные знания. Моя любимая задача была учить не одному определенному навыку, тем более в случае с детьми. Всегда старалась развивать детей в различных направлениях, давать широкие знания: и про театр, и про живопись, и про музыку", - рассказывает она.
С приобретением определенного опыта стало очевидно, что необходим системный подход, особая методика в подаче материала детям 6-10 лет, которым интересно все и сразу, и Елена вместе с архитектором Александром Новиковым решили открыть Школу архитектурного мышления.
"Междисциплинарные программы - мировой тренд, метод в образовании, который помогает решать сложные задачи. Этому учат во всем мире, и появление его в Беларуси произошло бы рано или поздно. Мы не новички, но в Беларуси первопроходцы", - отмечает Александр и разъясняет понятие "архитектурное мышление".
"Системное мышление, которым обладает архитектор для решения невероятно широкого круга профессиональных вопросов, мы называем архитектурным мышлением. За титульную специальность взята архитектура, потому что эта сфера требует больших знаний. Чтобы построить дом, нужно разбираться в конструкциях, истории, физике, искусстве, философии, экономике, культуре, эргономике, быть художником и мыслить творчески, быть бизнесменом, чтобы получить заказ, быть публичным человеком, чтобы защитить свою работу перед обществом, быть психологом, чтобы понять заказчика, хорошо знать и понимать людей, которые будут пользоваться зданием, быть хорошим организатором, чтобы наладить процесс проектирования. В целом архитектор должен знать и уметь все. И 16 дисциплин, предложенных в школе для изучения, - не предел, можно увеличивать количество. Чтобы эффективно пользоваться архитектурным мышлением, дети должны постоянно расширять кругозор и получать комплексные знания в сфере искусства, науки, менеджмента", - поясняет собеседник.
Вопрос второй: зачем?
Впрочем, все сводится к более масштабной задаче. Знакомство с разными дисциплинами посредством определенного метода дает возможность ребенку оттачивать навыки для понимания окружающего мира. В этом смысле возвращение в школьную программу предмета "Искусство" - отличное начало, но одного часа в неделю на знакомство со всеми видами искусств школьникам слишком мало, считают педагоги.
Елена и Александр убеждены, что обретение подобных знаний - инвестиции в будущее. Далеко не все дети станут архитекторами, да и цели такой нет ни у родителей, ни у школы. Сразу оценить результаты учебы в Школе архитектурного мышления сложно, но вместе с тем, по отзывам родителей учеников, у детей появляется много интересов, они начинают размышлять, становятся умелыми рассказчиками, не стесняются высказывать свои мысли публично. Всему этому учат в школе, ведь свои проекты дети должны не только подготовить, но и представить зрителям, прилюдно объяснить, ответив на вопросы из зала. Именно презентация проекта на публике позволяет юным продемонстрировать, сколь усердно они грызут гранит науки.
Проще говоря, в Школу архитектурного мышления идут за системными знаниями, которые становятся инструментом в решении множества вопросов в жизни.
Вопрос третий: как научить детей думать?
Школа архитектурного мышления открылась в сентябре 2016 года. До того Елена и Александр давали пробные уроки.
Групп набрано четыре: две для детей 6-7 лет и две - 8-10 лет. Подключиться к обучению можно и в течение года, предварительно побывав на пробном уроке. Есть и возможность выбрать отдельные специализированные занятия, например, по анимации или фотоискусству. Полная программа рассчитана на два года. Записаться на новый набор лучше в июне, ведь количество мест ограничено.
От общепринятой структуры образовательного процесса в школе решили не отступать: блоки обучения разделены на четверти. Детям сложно долго заниматься чем-то одним, и эту специфику в школе учли - каждая четверть посвящена новой области знаний. По итогам каждой дети презентуют проект на определенную тему.
В их числе выставка "Дом" в мемориальном музее-мастерской Заира Азгура: креативные, не похожие один на другой проекты зданий (а были и подводные дома, и летающие) юные архитекторы защищали. И это особенно оценили профессиональные архитекторы, познакомившиеся с экспозицией. Создать фантастические макеты - труд, но умение обосновать свое предложение заслуживает отдельных похвал.
По итогам четверти, посвященной теме кино, был организован кинопоказ детских работ под названием "Четыре элемента". Авторство, от сценария до съемок, принадлежит только детям, педагоги лишь направляли, подсказывали юным сценаристам, режиссерам, актерам, операторам и осветителям. Четыре (по количеству групп) короткометражки - законченные истории, рассказанные за пять минут. Названия красноречивы: "Сыщик Бинда: семейные узы", "Волшебное перо", "Дорога домой", "День, когда…".
В настоящее время детей знакомят с книгой, учат строить повествование, иллюстрировать рассказы.
Гостями презентаций традиционно становятся родители, в то же время вход на отчетные мероприятия школы открыт для всех интересующихся, включая прессу. Маленьких творцов не тяготит присутствие посторонних, да и к вопросам журналистов они относятся без волнения.
Руководители школы считают важным демонстрировать работы своих подопечных как можно большему числу зрителей. Нужно участвовать и в международных инициативах, это позволит связать детей с глобальным миром уже с ранних лет. Так, экспозицию выставки "Дом" Елена и Александр планируют показать в сентябре на Неделе дизайна в Хельсинки. Елена не раз курировала различные белорусские художественные проекты на международных площадках, и прежние контакты как нельзя кстати.
Педагоги Школы архитектурного мышления постоянно общаются с учениками и в курсе детских переживаний и успехов. Ведь это так важно, чтобы ребенок чувствовал себя личностью, видел, что к его предложениям относятся с интересом, что его мнение имеет значение. При оценке работ маленьких исследователей не говорится "неправильно" и "плохо", а даются рекомендации. Дети делают правильные выводы, корректируют свои задумки, понимают, что достойного результата возможно добиться, лишь приложив усилия. А ведь это еще и социализация детей, включение их в общество, навык работы в команде, уверены в школе.
И еще один, безусловно, большой плюс. Фантазия маленьких личностей не знает границ, они могут реализовывать свои самые необычные идеи, например, скамейку для хомяков в ответ на предложение сделать бумажные макеты мебели. И когда юный автор с толком и знанием дела объясняет, как это работает, взрослым остается лишь удивляться детскому взгляду на вещи. И брать на заметку.
Жанна КОТЛЯРОВА,
БЕЛТА.-0-