Социальное обслуживание как элемент системы соцподдержки охватывает все категории населения: от детей до стариков. Его основная задача - оказывать всем, кто нуждается, социальные услуги - бесплатно или за деньги (по щадящим тарифам). Безусловно, особое внимание уделяется инвалидам и одиноким пожилым людям, которые из-за преклонного возраста и состояния здоровья больше других нуждаются в поддержке.
Первый закон "О социальном обслуживании" был принят в Беларуси в 2000 году. Последние 4 года система соцобслуживания развивалась в соответствии с новой редакцией этого закона - внедрялись принципиально новые виды стационарозамещающих социальных услуг: социальной передышки, сопровождаемого проживания, социального патроната, няни. Изменилась и структура учреждений соцобслуживания - в них открываются специализированные отделения. Практика применения и международный опыт стали стимулом для дальнейшего совершенствования подходов в этой работе - они легли в основу законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О социальном обслуживании", который принят Палатой представителей, одобрен Советом Республики Национального собрания и будет направлен на подпись Президенту.
Как ожидается, новая редакция закона вступит в силу с 1 июля 2017 года. Предусматривается расширение форм соцобслуживания, упрощение процедуры государственного социального заказа, введение стандартов качества социальных услуг. О том, какие главные новации содержатся в нормативном правовом акте, корреспонденту БЕЛТА рассказали в Министерстве труда и социальной защиты.
Замещающая семья
В Беларуси применяются различные формы социального обслуживания: стационарное - постоянное или временное круглосуточное пребывание в организациях, оказывающих социальные услуги; полустационарное - пребывание в таких организациях, как правило, в течение дня; нестационарное - оказание соцуслуг, не требующее пребывания (проживания) в соцучреждениях; на дому - оказание социальных услуг в домашних условиях; срочное - оказание в неотложном порядке социальных услуг людям в ситуации, угрожающей их жизни и здоровью. Теперь регламентирована новая форма - замещающая семья. Это позволит организовать социальное обслуживание пожилых людей в условиях их совместного проживания с теми, кто готов взять на себя заботу о представителях старшего поколения.
Такие услуги нетрудоспособному человеку будут оказывать неродная ему семья или отдельное физическое лицо - они будут вместе жить и вести общее хозяйство. При этом отношения между тем, кто взял на себя обязательства по уходу, и нетрудоспособным стариком или инвалидом не будут затрагивать имущественные вопросы.
По словам специалистов, с внедрением новой формы соцобслуживания расширяется субъектный состав участников правоотношений - включаются физические лица, оказывающие соцуслуги.
Следует отметить, что замещающие семьи уже есть в республике, они доказали свою востребованность - помощь получают более 250 пожилых людей, которых на безвозмездной основе приняли свыше 240 семей. А в основу нововведения положен российский опыт (механизм замещающих семей активно функционирует в Волгоградской, Самарской, Челябинской областях, Краснодарском крае).
Положение о замещающих семьях уже разрабатывается.
На рынок услуг - по госсоцзаказу
В нашей стране, как известно, увеличивается средняя продолжительность жизни - белорусы живут дольше, что очень позитивно. Но при этом в стране становится больше стариков и инвалидов, одиноких и одиноко проживающих пожилых людей. Как следствие, ежегодно растет число нуждающихся в социальном обслуживании. Понятно, что открытие новых государственных учреждений социального обслуживания влечет дополнительные расходы. Решать имеющиеся проблемы меньшими затратами позволяет использование потенциала негосударственных некоммерческих организаций.
Государственный социальный заказ (ГСЗ) - инновационная форма взаимодействия местных органов власти и представителей негосударственного сектора. Она позволяет привлечь в систему соцобслуживания дополнительные материальные и человеческие ресурсы и сформировать рынок социальных услуг. Законодательством предоставлена возможность субсидирования деятельности некоммерческих организаций по оказанию социальных услуг, реализации социальных проектов. Это направление стало развиваться с 2014 года, в 2015 и 2016 годах оно было активизировано. В первом квартале текущего года заключено 47 договоров, услуги получили 1071 человек. Основным исполнителем государственного социального заказа является Белорусское общество Красного Креста - сестры милосердия оказывают нуждающимся нетрудоспособным людям медико-социальные услуги на дому. Совершенствование механизма ГСЗ позволит расширить круг участников рынка соцуслуг и охват нуждающихся граждан социальными услугами, увеличить их количество и улучшить качество.
Процедура проведения конкурса по выбору его исполнителей будет изменена, а продолжительность выполнения соответствующих договоров - регламентирована. Это сделает механизм ГСЗ более открытым.
Как показала практика, зачастую конкурсы по выбору исполнителя государственного социального заказа, предполагающие минимум двух участников, признаются несостоявшимися по причине наличия только одной конкурсной заявки. Между тем это обусловлено отсутствием в большинстве сельских регионов нескольких некоммерческих организаций, способных конкурировать за право получения госсоцзаказа.
После вступления в силу нового закона "О социальном обслуживании" будут действовать иные правила: при соответствии конкурсного предложения единственного участника условиям конкурса местные исполнительные и распорядительные органы смогут заключать с ним договор на выполнение ГСЗ. При этом договор будет заключаться на период до 5 лет в пределах срока реализации государственной программы, в рамках которой осуществляется финансирование госсоцзаказа. Это позволит установить более стабильные отношения между заказчиком и исполнителем государственного социального заказа.
Стандарты качества
В новой редакции закона уточняются определения некоторых видов социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями социального обслуживания. Так, социально-медицинские услуги исключаются в связи с тем, что медико-социальная помощь подпадает под правовое регулирование закона "О здравоохранении". При этом расширено определение социально-реабилитационных услуг - оно дополнено комплексом мероприятий по улучшению качества жизни граждан, в том числе сохранению и укреплению их здоровья.
Местные исполнительные и распорядительные органы наделяются полномочиями по расширению перечня оказываемых социальных услуг и категорий граждан, имеющих право на их получение. Также предусматривается возможность оказания социальных услуг на основании трехстороннего договора.
Как пояснили в министерстве, законодательное закрепление трехстороннего договора позволит членам семьи граждан с психическими расстройствами, а также иным физическим и юридическим лицам выступать третьей стороной в договоре и оплачивать социальные услуги, в том числе при организации ухода в психоневрологических домах-интернатах на возмездной основе. Заключение трехстороннего договора предполагается и при организации социального обслуживания в замещающей семье.
На Минтруда и соцзащиты возлагаются обязанности по разработке требований к содержанию и качеству социальных услуг, оказываемых в рамках государственных минимальных социальных стандартов. Это обусловлено тем, что оказание социальных услуг предполагает тесный контакт между работниками государственных учреждений и подопечными. И значит, работники системы соцобслуживания и граждане должны иметь полное представление о стандартах оказания конкретной соцуслуги, чтобы она принесла максимальную пользу. Поэтому необходима четкая регламентация содержания каждой соцуслуги, входящей в перечень бесплатных и общедоступных услуг, определения критериев, по которым можно оценивать их качество.
Такая работа проводилась в 2013-2014 годах. Совместно с Государственным комитетом по стандартизации были разработаны два проекта технических нормативных правовых актов: "СТБ. Социальные услуги. Требования к номенклатуре" и "СТБ. Социальные услуги. Требования к качеству." Однако Госстандартом было принято решение, что такие государственные стандарты не относятся к сфере технического регулирования, осуществляемого в рамках закона о техническом нормировании и стандартизации, и должны позиционироваться как социальные стандарты.
Требования к содержанию и качеству социальных услуг, оказываемых в рамках государственных минимальных социальных стандартов, будут утверждены постановлением Минтруда и соцзащиты.
Задачи, стоящие перед сферой социальной защиты, всегда многообразные и напряженные. Поэтому очень важно, чтобы применяемые меры были своевременны, носили упреждающий и адресный характер, а реализация прав на социальную поддержку - доступной для потенциальных получателей.