Есть темы, обсуждать которые с детьми избегают и родители, и педагоги. А если и отваживаются на разговор, то мучительно подбирают слова, краснеют, опускают глаза, сбиваются на сплошной негатив и тем самым приносят больше вреда, чем пользы. Зачастую с беседами про ЭТО взрослые элементарно опаздывают, считая, что дети еще не доросли до деликатной темы. Между тем мальчики и девочки без проблем находят в глобальной сети интересующую их информацию, в том числе не предназначенную для детских глаз и ушей, а некоторых по-прежнему просвещает улица, как в далекие доинтернетовские времена. В итоге важнейший аспект формирования личности человека - половое воспитание - остается в зоне родительского, педагогического, медицинского, общественного невнимания. Получается, сначала молчим из соображений как бы чего не вышло, а потом вместе пожинаем горькие плоды безответственного сексуального поведения подростков.
Система образования в Финляндии считается лучшей в Европе, возглавляет рейтинг по многим позициям, в том числе по такому образовательному компоненту, как половое воспитание школьников. Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА), среди приоритетов деятельности которого - вопросы здорового образа жизни (включая репродуктивное здоровье), совместно с программой Евросоюза "МОСТ" организовал для белорусских специалистов обучающий визит в Хельсинки. Представители министерств здравоохранения, образования, иностранных дел, Палаты представителей, Белгосмедуниверситета, Академии последипломного образования, Республиканского института профессионального образования, Белорусской ассоциации клубов ЮНЕСКО, СМИ ознакомились с финским опытом работы с учащейся молодежью в области репродуктивного здоровья и здорового образа жизни.
Программа визита включала встречи с руководителями и сотрудниками Семейной федерации Финляндии, известными в стране экспертами в области сексуального образования молодежи, чиновниками, педагогами и учениками. Комплексная образовательная программа Финляндии в области сексуального и репродуктивного здоровья, методики и формы преподавания стали для многих членов делегации буквально откровением (в образовательном смысле), поразили, удивили. И, как мне кажется, убедили в том, что включение в школьную программу уроков сексуальности (не секса, прошу не путать) - очень важно для здоровья подрастающего поколения, формирования ответственности за свое поведение, подготовки к взрослой жизни, к созданию и сохранению полноценной гармоничной семьи.
КАЛЬКУЛЯТОР ПРОТИВ СКЕПСИСА
Семейная федерация Финляндии, основанная в 1941 году для оказания поддержки семьям и защиты их прав, была одним из инициаторов введения в школьные программы учебного предмета "Охрана здоровья" с уроками по сексуальному образованию подростков, лоббировала выделение бюджетных ассигнований на контрацептивы и услуги по планированию беременности. В настоящее время федерация выступает за внедрение программы обеспечения бесплатными средствами предохранения от нежелательной беременности девушек до достижения ими возраста 20 лет.
На первый взгляд, здесь кроется какой-то подвох: защита семьи и детства ведется, образно говоря, под знаком презерватива?! Однако отбросим скепсис, основанный больше на эмоциях, чем на здравом смысле и дальновидности. Главный постулат деятельности федерации, который является и государственным приоритетом, - каждый ребенок должен быть желанным и родиться здоровым. Немаловажный нюанс: президент семейной федерации является одновременно уполномоченным по правам семьи и детства - это свидетельствует о признании позиции и авторитета общественной организации на государственном уровне.
Управляющий директор федерации Эйва Коивуранта уверена, что к теме сексуального образования молодежи нужно подходить прагматично: системная работа в этом направлении имеет реальный практический результат для укрепления здоровья нации и соответственно финансовый эффект для бюджета государства. Она привела весомые аргументы: в Финляндии - самый низкий в Европе показатель подростковых абортов и рождений детей у несовершеннолетних матерей, значительно снизилась заболеваемость инфекциями, передающимися половым путем (ИППП), уменьшилась обусловленная этими причинами бездетность, сократилась распространенность табакокурения среди подростков и т.д.
И еще - в среднем на полгода отодвинулся сексуальный дебют у юных финнов (половую жизнь они начинают в среднем в 17 лет). А среди мальчиков, имеющих ранние половые контакты, преобладают обладатели низких оценок по предмету "Охрана здоровья". Эти данные опроса финской молодежи привожу специально для тех читателей, у кого просто в голове не укладывается, что уроки сексуальности в школе имеют право на существование наравне с уроками математики.
СКАЗАТЬ НЕЛЬЗЯ МОЛЧАТЬ
В Беларуси, полагаю, в отношении сексуального воспитания и просвещения запятую в этом высказывании пора перенести. Сексуальность - физиологически обусловленная объективная реальность, данная нам всем в ощущениях. Не замечать ее, замалчивать - все равно что прятать голову в песок. Нельзя не признать, что в подростковой среде объективно существует потребность в знаниях об этапах взросления, о выстраивании отношений с противоположным полом, об особенностях функционирования мужского и женского организмов. Кто будет корректно вкладывать эти знания в умы детей и подростков? Неужели для них (и для нас) предпочтительнее путь проб и ошибок?
В Финляндии пришли к выводу, что функцию проводников в мир сексуального образования целесообразно возложить на специально подготовленных преподавателей биологии и охраны здоровья, а также медицинский персонал школ. Учителя проходят дополнительную подготовку, есть для них и специальные курсы, а с 2004 года в университетах появился факультет по подготовке учителей-предметников по охране здоровья. Медсестра и врач в школах - непосредственные участники образовательного процесса (они проводят уроки по некоторым темам, индивидуальные консультации), а также, по обращению подростков, могут бесплатно выдать контрацептивы, включая полугодовой курс противозачаточных препаратов для девушек, начавших регулярную половую жизнь.
Задавая вопрос о том, как отнеслись к введению уроков по сексуальному образованию родители учеников и церковь, ожидала услышать, что пришлось преодолеть их активное сопротивление. Но Эйва Коивуранта ответила, что противостояния нет и не было: эта практика полностью поддержана в интересах здоровья подрастающего поколения.
Отношение в финском обществе к сексуальности как таковой начало меняться еще в 1960-х годах - оно стало более открытым, в том числе и для общественных дискуссий. Получается, сначала взрослые люди научились говорить на эту тему более или менее раскрепощенно, а потом признали необходимость просвещения детей. В 1970 году предмет "Охрана здоровья" был введен в обязательную школьную программу (теперь это один урок в неделю), а с 2000-х годов сексуальное образование стало неотъемлемым компонентом этой учебной дисциплины начиная с 7 класса, хотя подводят к ним еще в начальной школе на уроках природоведения.
Главная цель - обучить детей ответственно относиться к своему здоровью, в том числе репродуктивному, выработать естественное отношение к сексуальности, обрести понимание своей гендерной идентичности, осознавать моральные ценности, на основе которых выстраиваются отношения с партнером. Этим вопросам уделяется на уроках 99% времени и только 1% - теме полового акта.
ЛУЧШЕ НА ГОД РАНЬШЕ, ЧЕМ НА ДЕНЬ ПОЗЖЕ
По словам консультанта по вопросам сексуального здоровья муниципалитета Хельсинки Кирси-Марии Оро, секс - базовая потребность человека, как спать и есть, отличие в том, что неудовлетворение этой потребности не приводит к смерти человека, но может способствовать нарушению поведения, агрессии и т.д. Еще и поэтому важно сексуальное просвещение - с точки зрения сохранения психологического равновесия, управления своими эмоциями, умения сказать осознанное да или решительное нет. Кстати, специалисты считают, что преподавание предмета "Охрана здоровья" благотворно повлияло на атмосферу в школах, на взаимоотношения между учащимися.
Профессор Осмо Контула, который уже более 30 лет занимается проблематикой сексуального образования, является автором несколько книг, завоевавших популярность в Финляндии и за ее пределами, считает, что сексуальное образование в школах особенно важно для мальчиков. Это обусловлено тем, что мамы гораздо чаще говорят на деликатные темы с дочерьми, чем с сыновьями, а отцы, как правило, вообще воздерживаются от подобных разговоров с детьми. И мальчики восполняют знания о волнующем их предмете различными способами, включая просмотр порнографии. Полагаете, белорусские мальчики кардинально отличаются от финских?
Профессор уверен, что фокус школьного сексуального образования следует сместить на более ранний возраст - 10-12 лет. Это резонно: если представить негативные последствия рискованного поведения подростков, то стоит руководствоваться принципом "лучше на год раньше, чем на день позже".
Осмо Контула привел данные опроса среди мальчиков по поводу преподавания сексуального обучения. Они считают, что учитель должен уметь называть вещи своими именами, игнорировать неуместные шутки аудитории, говорить о том, что действительно волнует мальчиков (а это вопросы, нормален ли я, достаточно ли я развит для своего возраста, что девочки думают о сексе и т.д.). Причем ответы на многие вопросы школьники получают (и прочно усваивают) не только в ходе групповых и индивидуальных занятий, но и в процессе ролевых и компьютерных игр.
Осмо Контула показал вопросы для компьютерной игры, рассчитанной на школьников (не падайте в обморок - ее название "Супержеребец"). К слову, она состоит из трех уровней, пройти которые не так и просто. Игра довольно популярна не только среди мальчиков, но и девочек - есть шанс попасть в плей-лист лучших игроков. Мне вопросы (всего их 240) показались любопытными, гармонично сочетающими знание теории и дающими импульс к размышлению, а некоторые просто забавными, с юмором. Полагаю, полезно было бы протестировать по этому вопроснику белорусских подростков, да и их родителей тоже. Думаю, тогда сторонников введения сексуального обучения прибавилось бы.
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАПРЕТНОГО ПЛОДА
Белорусская делегация посетила школу в городке Вихти, расположенном в 60 км от столицы, побывала на уроке сексуального обучения. Ребятам было предложено написать краткий комментарий, чтобы оценить результативность обучения за год, а еще сыграть в сексуальную игру (не пугайтесь, это всего лишь коллективный поиск ответов на вопросы в формате "Что? Где? Когда?"). Например, на вопрос, когда можно начинать заниматься сексом, правильный ответ - когда ты готов к ответственности за партнера и не раньше 16 лет, на вопрос, может ли девочка забеременеть, если в сауне до нее был мальчик, правильный ответ - нет, не может. Школьники обсуждали ответы шумно и весело, без стеснения и скованности предлагали свои варианты.
Эксперт Национального института здоровья и социального благополучия Катрина Билдюшкин считает большой ошибкой, когда половое воспитание начинается с мрачной информации об ИППП и абортах, с запугивания и негатива. "Надо помнить о психоэмоциональном здоровье детей, а не только о физическом, - сказала она. - Целесообразно на уроках говорить сначала о сексуальном благополучии и уже потом - как избежать неприятностей, в том числе венерических заболеваний, нежелательной беременности, сексуальных домогательств, в том числе в интернете".
В школе меня поразило уважение к личности ребенка - не декларируемое, а реальное. В частности, нельзя фотографировать не только самих детей, но даже их тетради по сексуальному обучению. И это лишь элемент общей культуры защиты личного пространства ребенка. Более того, педагоги и медперсонал не вправе сообщать родителям, что подросток принимает контрацептивы, о наступлении беременности (только с согласия самого подростка). Исключение - когда есть признаки совершенного насилия в отношении ребенка (тогда сообщают в полицию) или требуется дополнительная помощь (тогда извещают социальные службы или направляют школьника в семейную консультацию, учреждение здравоохранения).
На мой вопрос, почему несовершеннолетняя девушка сама принимает решение о прерывании беременности, без уведомления родителей, получила прямой ответ: школьников учат, что если они считают себя достаточно взрослыми, чтобы вступать в сексуальные отношения, то они должны быть готовы нести ответственность за их последствия. Поинтересовалась у педагогов и медсестер школы их мнением по поводу того, что считается в подростковой среде круче: заниматься сексом или воздерживаться от него. Ответ: как правило, ребята относят ровесников, практикующих ранние половые связи, к маргиналам.
В Финляндии постоянно проводят опросы детей и подростков. Анализ ответов респондентов дает представление о том, что их волнует и на каких темах нужно акцентировать внимание на занятиях, чтобы школьники были удовлетворены объемом и качеством полученных знаний. Корректировки в учебный план преподаватель вправе вносить самостоятельно (на уровне Министерства образования регламентируется только базовая программа, она дополняется при необходимости на уровне муниципалитетов с учетом региональных особенностей и непосредственно самим учителем).
В Финляндии, как и в Беларуси, работают телефоны доверия для подростков, проводятся ориентированные на молодежь информационные мероприятия по здоровому образу жизни. Впрочем, есть нюансы: названия акций абсолютно прямолинейны (например, "Возьми резинку" - про необходимость пользоваться презервативом, если кто не понял). Даже своеобразный гимн такой акции создается, к ней присоединяются популярные исполнители, радиостанции и интернет-ресурсы. Одним словом, призывы заботиться о своем здоровье звучат на языке подростков. Пропаганда здорового образа жизни ведется с учетом увлечения молодежи гаджетами - разрабатываются специальные тематические приложения.
ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА
Финские эксперты считают, что сексуальное образование в школах, полностью поддержанное обществом, должно учитывать региональные особенности и культурные традиции, а также констатируют разногласия по поводу возраста, с которого следует начинать обучение. А в белорусском обществе не наблюдается и согласия по поводу необходимости уроков полового воспитания в школах. Однако, согласитесь, экспертные и общественные дискуссии по этому вопросу не проводились. Может, пора узнать мнение учеников, родителей, медиков, правоохранителей, общественных организаций, предоставить им возможность ознакомиться с экспертными оценками и зарубежным опытом?
Со своей стороны ЮНФПА готово поддержать национальные усилия по внедрению программ, направленных на безопасное сексуальное поведение школьников, к примеру, в рамках предмета "Основы безопасной жизнедеятельности".
Понятно, что транслировать финские образовательные программы по охране здоровья на белорусскую почву проблематично, но было бы полезно использовать хотя бы их элементы, взять за основу саму идею, так хорошо себя зарекомендовавшую и принесшую позитивные результаты. Тем более что здоровье подрастающего поколения как важное слагаемое демографической безопасности является одним из приоритетов нашего государства.
Елена ПРУС, Хельсинки-Минск,
БЕЛТА.-0-