ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 15 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +2°C
Все новости
Все новости
Комментарии
28 апреля 2016, 21:01

Стрессом надо управлять, тогда он несет в себе вкус жизни

Каждый день в мире около 5 тыс. человек умирают из-за несчастных случаев или заболеваемости на производстве. Но любому такому случаю предшествует целая цепь мелких событий, ведущих к спешке, невнимательности, несоблюдении правил безопасности. Одним из глубинных факторов является стресс, который незаметно накапливается и приводит порой к необратимым последствиям. О том, чем опасен стресс на работе и как с ним бороться, говорили в Витебском областном объединении профсоюзов участники круглого стола "Стресс на рабочем месте: коллективный вызов", посвященного Всемирному дню охраны труда.

От легкой усталости к профессиональному выгоранию

"В настоящее время рабочее пространство существенно изменилось. Это связано и с расширением информационных технологий, и с повышением требований к работникам в плане профессионализма, скорости принятия решений, а также увеличением нагрузки", - отметила заведующая отделением гигиены труда Витебского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Наталья Шендюкова.

Рабочий стресс - это болезненная психоэмоциональная реакция, возникающая в процессе труда из-за дисбаланса между требованиями, которые предъявляются к работнику, и его возможностями. Это состояние охватывает большой набор расстройств. Здесь и психические заболевания (например, клиническая депрессия, тревога), и посттравматические стрессы, и неудовлетворенность, утомление. Последствия проявляются иногда в виде неадекватного поведения, агрессии, зависимостей. Еще одно последствие - нарушение памяти и концентрации, которое может снизить эффективность работы, привести к авариям и травмам. Например, в Витебской области в 2015 году произошло 19 случаев смертельного травматизма и 76 - с тяжкими последствиями. Статистика с начала 2016 года и вовсе не радует: 13 - со смертельным исходом и 23 - тяжелых.

Ответной реакцией на стрессы при работе может стать профессиональное выгорание, которое возникает в результате хронического стресса на протяжении 2-3 лет. Появляется эмоциональное истощение. Важным различием между выгоранием и утомлением является невозможность восстановить свои физические и психические силы - этот процесс становится почти необратимым. В группу риска здесь попадают люди, которые работают в системе здравоохранения, особенно с тяжело и неизлечимо больными, а также учителя, соцработники, психологи и священники. В последнее время синдрому профессионального выгорания также стали особенно подвержены те, кто почти не имеет прямого контакта с людьми и много работает за компьютером: программисты, офисные клерки.

Причины и факторы, вызывающие стресс, или стрессоры, многочисленны. Они бывают физическими (шум и вибрация, несоответствие микроклимата, загазованность на рабочем месте), физиологическими (сменный график, отсутствие режима питания), социально-психологическими (конфликт ролей и ролевая неопределенность, нагрузка, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени и монотонность трудового процесса) и структурно-организационными.

Нормы, про которые иногда забывают

Управление стрессом на рабочем месте может осуществляться различными путями: организационными, медицинскими и психологическими. Наталья Шендюкова остановилась подробнее на том, что находится в компетенции руководителя.

"В 2015 году на промышленных предприятиях области в неблагоприятных условиях труда были заняты 54 352 человека. Администрация должна учитывать, что в таких случаях нужно предусмотреть дополнительно регламентированные перерывы до и после обеденного перерыва в зависимости от отклонения от норматива. И во время таких пауз люди должны именно отдыхать от тех неблагоприятных условий, в которых работают. То есть, если это чрезмерный шум, то комнаты отдыха должны иметь шумоизоляцию", - пояснила эксперт гигиены труда.

То же касается и работы за компьютером: через каждые два часа непрерывного сидения за экраном нужно делать перерыв. При сменном графике работы, если у человека более четырех ночных смен в месяц, наниматель должен отправлять его на обязательные периодические медосмотры для подтверждения профпригодности, чтобы не усугубить состояние здоровья человека. А регламентированные перерывы у таких работников увеличиваются до 2 часов суммарно.

И в целом руководители должны учитывать результаты медицинских осмотров своих подчиненных. "Если врач рекомендует санаторно-курортное лечение, значит, для этого есть причины - предрасположенность к ухудшению здоровья у работника. К сожалению, бывает такое, что мы проводим проверки и видим, как чаще оздоравливается администрация. А тем, кому это действительно необходимо, путевки даже не предлагали", - отметила Наталья Шендюкова.

Хорошая практика - приобретение абонементов в бассейн или аренда спортзалов для работников. Это тоже возможность психологической разгрузки в конце рабочего дня и в целом способствует ведению здорового образа жизни. Как и создание условий для нормального питания, будь то собственная столовая или буфет на предприятии либо комната приема пищи. Есть регламентированные нормы того, что должно быть в таком помещении. А вот касательно комнат психологической разгрузки подобные нормы все еще не разработаны. И это то, что как раз можно и нужно сделать на министерском уровне.

У нас все есть - нужна система

Не секрет, что Беларусь немного отстает от мирового опыта системного подхода к проблеме стресса на рабочем месте. В Японии, например, даже есть комнаты психологической разгрузки, где на специальном манекене можно выместить свой гнев и напряжение как словесно, так и физически. И потом спокойным и здоровым вернуться на производство.

В странах ЕС в 2007 году было проведено масштабное исследование, которое показало, что стресс на работе испытывают примерно 40 млн человек. Также по информации агентства "Европейская обсерватория рисков" за 2009 год, до 60% всех потерь рабочего времени обусловлены стрессами. Сам факт того, что такие исследования проводятся, говорит о том, что вопрос поставлен, а значит, первый шаг по решению проблемы сделан.

Свою точку зрения относительно важности системного подхода в Беларуси высказал председатель областного комитета профсоюза работников здравоохранения Владислав Мужиченко. "В ряде стран даже есть национальный коллективный договор, где эти моменты заложены. Или пример - Франция, где в 2008 году было подписано национальное межотраслевое соглашение о противодействии стрессу, а в 2013 году социальные партнеры подписали соглашение о качестве трудовой жизни. В результате действия по сведению стрессов к минимуму превращаются в комплекс мер. Это и предсказуемость, адекватность рабочей нагрузки, и разумные сроки выполнения заданий, и социальная поддержка (исключение фактора насилия на рабочем месте), и условия для здорового образа жизни, профессионального роста, и прочее. Все вышеназванное в той или иной степени у нас есть. Но мы не выделяем это в какую-то отдельную систему. Возможно, поднятие проблемы на новый уровень позволит нам принимать более эффективные меры", - отметил он.

Как уточнил профсоюзный деятель, пока общая задача не поставлена, вопрос адекватной оплаты труда относится исключительно к сфере социально-экономической, вопросы здорового образа жизни рассматриваются в социальном блоке и так далее.

Впрочем, отдельные примеры пошаговой и всесторонней борьбы со стрессом есть, чаще они встречаются в корпоративном подходе. Например, в ОАО "АСБ Беларусбанк" существует социально-гуманитарная программа, где прописаны вопросы стресса на рабочем месте и много внимания уделяется воспитанию корпоративной культуры, восприятию коллектива как дружной семьи, которой каждый член гордится. Кроме того, профсоюзный комитет банка проводит много мероприятий для поощрения сотрудников и плотно работает со штатным психологом. Изучается подверженность стрессам на рабочем месте, особенно молодых специалистов, оказывается необходимая помощь, консультации, анкетирование по разным вопросам условий труда. Есть комнаты психологической разгрузки.

Человек-зомби и другие…

"Не следует бояться стресса: его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять, а управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни" - это слова канадского ученого Ганса Селье, который первым занялся изучением стресса почти 100 лет назад. Именно он сказал о том, что фактически стресс имеет три фазы.

Подробнее об этом поведала кандидат психологических наук, доцент кафедры правоведения и гуманитарных дисциплин Витебского филиала Международного университета "МИТСО" Светлана Стародынова: "Первая фаза - беспокойство, тревога. Человек ощущает, что что-то не так, и ему хочется изменить ситуацию. Но она не меняется, и тревога усиливается. Тогда-то и проявляются периодические стрессоры. Вначале они заставляют немного активизироваться, но потом наступает дистресс. Что-то надломилось, процесс уже необратим. И наступает третья фаза - хроническая усталость, психологическое и физическое истощение".

Как результат, работа, где человек испытывает стресс, начинает вызывать отвращение. Но он заставляет себя, например, ради зарплаты. Появляется апатия - не хочется работать быстро, следить за своими действиями. Появляется ощущение бессмысленности происходящего. Человек превращается в зомби.

Эта проблема человеческой психики изучалась многими учеными. Они даже выделили 5 типов строя психики, которые приводят к стрессу, а затем - к синдрому хронической усталости. "Во-первых, упомянутый человек-зомби. В нем нет творческого начала, он механически выполняет свои функции: ходит на работу, а когда возвращается с синдромом хронической усталости, то просто машинально впитывает поступающую в мозг информацию. Но не все так плохо: не все еще превратились в зомби. Есть и другие типы психики", - добавила Светлана Стародынова.

Есть потребительский тип. Такой человек борется со стрессом. Чтобы исполнились его желания (построить квартиру, купить машину, получить прибавку к зарплате и т.п.), он старается, подолгу засиживается на работе, отказывается от отпуска, думает о работе и вне ее. Но такой ответственный сотрудник тоже попадает в группу риска, потому что проявляет слишком высокую степень вовлеченности и ставит профессиональные успехи выше других проявлений человеческой жизни. Даже если он это делает из потребительских мотивов.

Демонический тип хорошо проиллюстрирован в американском фильме "Карточный домик". Главный герой много лет работает в Белом доме, стремится стать президентом. Он манипулятор по своей сути, управляет людьми, но и себе не делает послаблений: засиживается на работе, никогда не был в отпуске. Но чтобы побороть синдром хронической усталости, находит для себя отвлекающее хобби.

Следующий тип - зависимый. В борьбе с чрезмерной усталостью и напряжением некоторые прибегают к алкоголю, табаку и сильнодействующим препаратам, в том числе запрещенным. И даже кофе становится зависимостью. Одна чашечка кофе с утра может стать стрессором, если от нее незаметно перейти к 5-й и 6-й. А тогда повышается давление, появляется аритмия, развиваются сердечно-сосудистые заболевания.

Во всей этой классификации есть один положительный момент, отметила Светлана Стародынова. Это пятый, человечный тип. "Суть в том, что фундамент составляют инстинкты и желания. А над ними находится разум, логика. Человек должен понимать, в какой организации работает, в какие ситуации попадает, и что люди рядом с ним не идеальны, многие иначе воспринимают окружающий мир. А наверху пирамиды находится интуиция. И когда вы достигаете хронической усталости, этот канал интуиции закрывается. Человек допускает ошибки. В психологии есть метод интроспекции - уйти вглубь себя и прислушаться ко всем органам чувств, то есть включить интуицию, которая поможет выйти из любой сложной, стрессовой ситуации".

Но к интуиции прислушиваются единицы. Отмечено, что у людей, страдающих синдромом хронической усталости, существенно снижается уровень гормона стрессоустойчивости - кортизола. Он отвечает за энергосбережение в организме. Во сне энергия немножечко восстанавливается. Но иногда ведь и дома не до сна.

Тот, кто "делает" настроение

Есть так называемые личностные стрессоры и организационные. Дома из-за столкновения темпераментов тоже могут нагнетаться конфликты, расти непонимание между членами семьи. Все это приводит к стрессам, не дающим восстановиться после тяжелой работы. Не исключен еще и стресс из-за домашней обстановки - необходимость выполнять обязанности по хозяйству, шумные соседи, финансовые проблемы, неурядицы с коммунальными службами и прочее давление. Все это усиливает организационные стрессы.

Но в силах руководителей минимизировать негатив на трудовом месте. Например, кажется невероятным, но факт, что не только перегрузка, но и недостаточная нагрузка плохо влияет на состояние человека. Когда работнику дают непомерное количество заданий, наступает фрустрация от осознания собственного бессилия. Но если он не получает достаточно работы, ситуация идентична. От безделья начинается хождение по этажам, коридорам, слухи и сплетни. Как итог, рождаются конфликты из-за "испорченного телефона".

Напряжение и беспокойство у работника вызывает ситуация, когда два руководителя дают ему противоречивые указания. Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. "То есть многое в снятии стресса на рабочем месте зависит от руководителя. Если он действует хаотично, не планирует собственную работу и своих сотрудников, он изначально вводит их в состояние стресса", - подчеркнула Светлана Стародынова.

Монотонность, недостаток разнообразия тоже вызывают стресс. Руководитель время от времени нуждается в новых впечатлениях, чтобы сохранить собранность и творческий потенциал. "Он должен постоянно совершенствоваться, то есть быть способным изменяться. Не мыслить шаблонно, стереотипно, по старинке. Надо улавливать требования времени и самосовершенствоваться. Если это будет делать руководитель, смотря на него, будут делать и работники", - уверена психолог.

Как же управлять стрессом?

Есть общие принципы. В первую очередь, нельзя позволять другим людям определять, счастливы ли вы, выполняя свою работу.

Все физические упражнения помогают снять стресс. "Хотя бы просто пройдитесь по помещению раз 5-10. Помогают пробежки. Стресс надо вогнать в мышцы. В конце концов, избейте подушку, если хочется, например, поссориться с мужем", - посоветовала психолог.

Планирование, порядок в бумагах на столе тоже помогают. И в работу нужно входить постепенно, без спешки, не набрасываясь на нее. А если работа не спорится - сделать перерыв. Существует даже волнообразный рисунок трудовой активности. В основном, с 9.00 до 10.00, с 14.00 до 15.00 и с 18.00 до 19.00 наблюдается спад работоспособности. А подъем приходится на периоды с 11.00 до 12.00, с 16.00 до 17.00.

"И главное, подавите в себе злословие. По любому поводу. Не критикуйте зря других людей. Это освободить вас, во многом изменит мировоззрение. Любую ситуацию, в том числе стрессовую, надо принять, простить и отпустить. Стрессы, конфликты нас учат, исправляют, делают лучше", - заключила Светлана Стародынова.

Екатерина КНЯЗЕВА,

БЕЛТА.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси