Профессиональное образование должно быть неотрывно связано с практикой. Сколько раз эта мысль звучала с самых высоких трибун. За нею следовали отдельные примеры на различных ступенях образования. Однако полноценный вариант дуальной системы образования, в которой студент в необходимом объеме получает теорию в университете, а практику в организации (будущем месте работы), пока не внедрен. В идеале для рабочих 20% учебной программы проходит в учреждении образования, остальное время - в организации. Для служащих процентное соотношение другое. Студенты сегодня проходят в организациях практику, на основании которой, предполагается, будут писать курсовые и дипломные работы. Но де-факто часто возникают вопросы, препятствующие получению необходимых навыков. Свою идею того, как внедрить в Беларуси дуальную систему для уменьшения дисбаланса между рынком труда молодых специалистов и рынком образовательных услуг, предложила на международной научно-практической конференции молодых ученых стажер младшего научного сотрудника НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Лилия Дворак. Подробнее о сути проекта она рассказала корреспонденту БЕЛТА.
Изначально, предлагает Лилия Дворак, можно попробовать внедрить эту систему для служащих в виде проекта, позволяющего без изменения традиционной, классической системы образования, без больших финансовых вложений в оборудование учебных классов готовить высококвалифицированные кадры для экономики будущего. Речь идет о нескольких специальностях, где выпускники будут профессионалами, готовыми создавать продукт с высокой добавленной стоимостью.
"Мы живем в век новых технологий, нестандартных проблем и уникальных решений. Беларусь находится под непосредственным влиянием мировых тенденций. И чтобы быть конкурентоспособной, быстро реагировать на различные глобальные вызовы, нам также нужны новые технологии, уникальные разработки, способные поддержать и развивать национальную экономику. А для этого стране необходимы такие же уникальные и высококвалифицированные кадры", - говорит Лилия Дворак.
Для эффективного функционирования рынка труда нужно наладить сотрудничество между учреждениями образования и представителями бизнес-среды. "Сегодня на рынке труда молодых специалистов с высшим образованием мы видим ряд противоречий: между социальными, профессиональными интересами молодежи и потребностями предприятий в рабочей силе; между задачей повышения эффективности подготовки молодых специалистов и существующей системой вузовской подготовки; между теоретической подготовкой выпускников и отсутствием необходимых навыков практического использования полученных знаний; между жизненными и профессиональными планами выпускников и реальными возможностями их осуществления; между интересами развития отдельного предприятия и интересами общества. Для решения подобных дисбалансов, полагаю, система дуального образования может стать хорошим инструментом", - поясняет молодой ученый.
Очевидны и бонусы от того, когда молодой человек распределяется после обучения на уже знакомое место работы, где он проходил практическую подготовку. Организация получает в штат высококвалифицированного специалиста, не требующего дополнительного обучения. Не нужно времени на адаптацию. Образовательные программы, в свою очередь, также разрабатываются с учетом пожеланий и компетенций двух сторон.
"Дуальная система образования была известна еще в СССР, но развитие и мировое признание получила благодаря Германии, - продолжает собеседница. - Как правило, данный механизм используется как система профессионального обучения, то есть идет подготовка кадров рабочих. В организации создается учебное пространство, где и проходят обучение будущие сотрудники. В таком помещении может быть установлено самое современное оборудование, которое готовится к внедрению в производственный процесс, чтобы после обучения не потребовались дополнительные ресурсы для повышения уровня квалификации".
Тем не менее Лилия Дворак не исключает, что систему дуального образования можно применить и в подготовке служащих. Для них 20% аудиторного (теоретического) времени может быть недостаточно, поскольку такие профессии отличает использование умственного труда на рабочем месте. Но все же сегодня теоретические знания, которые получают по учебной программе студенты, стремительно устаревают, потому что появляются новые формы организаций, меняются механизмы и принципы работы. "Например, некоторые вполне современные маркетинговые стратегии уже завтра могут быть абсолютно бесполезны. При этом необходимо обладать гигабайтами знаний для генерирования инновационных идей. В лекционной аудитории невозможно получить знания, которые работают и будут работать здесь и сейчас, - уверена молодой ученый. - Получая опыт в компании, а позже анализируя и сравнивая его с существующими аналогичными разработками, можно усовершенствовать принцип работы либо изобрести новый. Речь идет не просто о подготовке бухгалтеров, экономистов, пишущих отчеты, заполняющих существующие формы, а о людях, готовых совершенствовать бухгалтерский, налоговый учет, систему прогнозных показателей, предложить новый, модернизированный механизм работы с финансами этой организации. Для таких задач мало академических занятий, а получение опыта на предприятии требует самого дорого ресурса - времени. Именно поэтому система дуального образования может обеспечить подготовку рабочих и служащих для современной экономики".
Эффективность системы подготовки кадров зависит от многих факторов, и прежде всего - от правильно поставленных целей. То есть бизнес должен понимать, каких специалистов он хочет иметь в штате, учреждения образования - каких выпускников предоставлять на рынок труда, а сам специалист - зачем получает то или иное образование и какие у него перспективы. Учитывая возможные "масштабы понимания" целей субъектами таких отношений, предполагается, что систему дуального образования в Беларуси можно внедрить в виде проекта либо отдельной программы. При его реализации будет достигнуто сотрудничество между субъектами образовательного пространства и представителями бизнес-структур, что на сегодняшний день необходимо, а в долгосрочной перспективе представляется, действительно, неизбежным.
"Таким образом, ресурсы будут направлены конкретным обучающимся, нацеленным на результат. Для большего эффекта в масштабах страны стоит привлекать инновационные организации, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью. И готовить для них и вместе с ними уникальных специалистов, способных справляться с задачами, которых никогда не было либо которые еще даже не сформулированы", - заключает Лилия Дворак.
Екатерина КНЯЗЕВА,
БЕЛТА.-0-