19-20 октября 2023 года Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь провел ХХIV Международную научную конференцию "Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития". В ходе конференции представители органов государственного управления, белорусские и зарубежные экономисты, эксперты-практики обсуждали приоритеты и механизмы развития белорусской экономики в новой геополитической и экономической реальности.
Состав участников конференции - более чем представительный и авторитетный. В числе спикеров приняли участие: заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь Максим Ермолович, министр экономики Республики Беларусь Александр Червяков, главный ученый секретарь НАН Беларуси Василий Гурский, директор Белорусского института стратегических исследований Олег Макаров, представители ряда иных профильных белорусских ведомств и организаций, а также Евразийской экономической комиссии и Министерства экономического развития Российской Федерации.
Авторитетный состав участников и новые геополитические реалии внесли свои коррективы в повестку как конференции, так и стоящие сегодня перед белорусским правительством цели и задачи, причем не только в кратко-, но в долгосрочной стратегической перспективе. Для нашей страны современные вызовы кардинально трансформировали характер экономики: 48% процентов отраслей белорусской экономики находится под прямыми либо вторичными западными санкциями, недавно заявил посол Беларуси в России Дмитрий Крутой. Новые внешние риски затрагивают не только перспективы устойчивого развития белорусского государства, а в целом его национальную безопасность. В этих реалиях осмысления и корректировки требуют как стратегия, тактика и особенно приоритеты и направления долгосрочного вектора суверенного странового развития.
Особое внимание следует уделить формированию новых, отвечающих современным реалиям подходам к промышленной политике Беларуси, обеспечивающих технологическую безопасность страны.
Общую тональность откровенной, а иногда даже острой дискуссии задал заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь Максим Ермолович.
"Сегодня основная задача для нас в экономической сфере - запуск нового инвестиционного цикла. Этот запуск происходит не в совсем стандартных условиях. Это связано с ограничительными мерами, а также нарушением кооперационных связей и транспортно-логистических маршрутов.
Меняются рынки сбыта и рынки поставки основных технологий для модернизации производств. Сложный период требует нестандартных решений. Чтобы запустить новый инвестиционный цикл, правительство предлагает неординарные решения для стимулирования экономического роста и модернизации производств. Этим вопросам уделяет большое внимание и глава государства", - отметил чиновник.
По мнению министра экономики Александра Червякова, опыт последних лет убедительно доказал, что Беларусь должна рассчитывать на собственные силы, смотреть на свои компетенции и возможности и, исходя из этого, выстраивать дальнейшее развитие, в связи с чем вопрос стратегического выбора сегодня как никогда актуален, продолжил глава экономического ведомства.
"Сегодня наряду с традиционными задачами устойчивого развития выходят на первый план вопросы национальной безопасности. В условиях динамично меняющегося мира национальная модель экономики Беларуси выдержала испытание временем и доказала свою эффективность. Прошедшие два года работы в новых условиях лишь подтвердили все преимущества существующей социально ориентированной экономической модели. Мы смогли не только нивелировать основные негативные последствия внешнего давления, но и сохранить социальные гарантии, обеспечить занятость, рост уровня жизни населения, а главное - стабильность в обществе. Однако резервы роста задействованы не полностью, прежде всего в сфере повышения технологичности предприятий, увеличения производительности труда, цифровизации экономики. Сегодня надо определить ключевые шаги для обеспечения безопасности и устойчивости нашей экономики на долгосрочном треке", - пояснил он.
В то же время, кроме проблем в стратегическом целеполагании, имеются определенные недоработки и при реализации текущих инвестпроектов. В частности, практика показывает, что даже при наличии целевых средств, сохраняется проблема с их эффективным использованием.
Эта проблематика также нашла отображение в ходе дискуссий на стратегических сессиях. Причем акцент был сделан не на их освоении в целом, а именно на повышении эффективности их практического использования.
Фактически на площадке конференции, на уровне чиновников и экспертов, продолжилось обсуждение повестки заседания Президиума Совета Министров от 18 октября, во время которого члены правительства обсуждали использование инновационных фондов за девять месяцев 2023 года. В процессе обсуждения премьер-министр Роман Головченко отметил, что "в условиях санкционного давления республиканский централизованный и местные инновационные фонды являются одним из важнейших финансовых источников для создания новых производств и внедрения передовых технологий. Поэтому особое внимание требуется уделить целевому и эффективному использованию средств этих фондов. Это немалые средства".
При этом премьер также акцентировал внимание профильных ведомств на том, что результаты работы за девять месяцев нельзя назвать идеальными: "Если сравнивать уровень использования средств республиканского централизованного и местных инновационных фондов с планом за три квартала, то они освоены на уровне около 70%, а с учетом остатков прошлого года - 77%. Однако в сравнении с годовым планом хвастаться особо нечем - пока использование фондов не превышает 40% процентов".
Указанная проблема вышла за рамки абстрактного обсуждения. На примере Министерства промышленности, которое является драйвером по реализации знаковых инвестиционных проектов, видно, что в Отраслевой инвестиционной программе на среднесрочный (до 2025 год) и долгосрочный (до 2030 года) период доля собственных средств подведомственных предприятий и кредиты банков составляют соответственно 40,7% и 38,6%, а привлекаемые совокупные средства из всей совокупности источников специализированных инновационных фондов - составляют всего 13,5%. А если учесть размеры софинансирования перспективных импортозамещающих интеграционных инвестиционных проектов с Российской Федерацией, то вклад последних будет еще ниже.
Справочно: на 1 сентября 2023 года отраслевые подведомственные предприятия Минпрома реализовали 20 импортозамещающих интеграционных инвестиционных проектов с Российской Федерацией на общую сумму 102,4 млрд российских рублей (порядка Br3,41 млрд) из них 71,5 млрд российских рублей (порядка Br2,38 млрд) - государственные кредиты правительства России.
Премьер-министр поручил принять меры для изменения ситуации: "Сегодня нужно объективно разобраться, понять, где и кем допущены ошибки, что надо сделать, чтобы добиться максимального использования средств инновационных фондов по итогам года. Отмечу, что ситуация не так быстро, но постепенно меняется к лучшему. Нам надо сделать все, чтобы довести эффективность использования средств фондов до 100%".
Глава государства также постоянно держит на личном контроле вопрос работы с знаковыми стратегическими инвесторами. В частности, на последнем расширенном совещании с правительством и вертикалью по вопросу совершенствования системы планирования и контроля над реализацией стратегических проектов Александр Лукашенко отметил важность таких проектов "от идеи до воплощения ее в жизнь и гарантированного получения экономического эффекта". В связи с этим Президент напомнил правительству о своем требовании пересмотреть численность и структуру исследовательских институтов, чтобы "на дух не было тех, которые только числятся, а не выдают результата".
Итоги конференции показали, что она стала площадкой, где обсуждаются не только научные проблемы, но и прикладные задачи государственного управления. Причем в открытом, дискуссионном формате с учетом разных, порой полярных точек зрения, в связи с чем в итоговой декларации было принято следующее предложение Александра Червякова.
"Предлагаю провести ребрендинг мероприятия и трансформировать его формат в дискуссионную площадку международного уровня по экономическим вопросам. Мы должны обсудить здесь не только научные проблемы, но и практические решения и механизмы по самым актуальным вопросам и развилкам, находить те, которые могут быть взяты в работу органами государственного управления. Форум должен стать местом поиска баланса экономических интересов государства и бизнеса, человека и общества, площадкой выработки стратегических решений", - заявил министр.-0-
Георгий ГРИЦ,
экономический аналитик,
кандидат экономических наук.-0-