Евгений Русак
Заместитель директора Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен
Белорусский экспорт в северную столицу России демонстрирует стабильную динамику роста. Традиционно около 40% от общего объема поставок приходится на продукты животного происхождения: сыры и творог, сливочное масло, йогурт и кефир, молоко и сгущенные сливки. Еще почти 15% экспорта формируют машины и оборудование - мониторы и проекторы, лифты, интегральные схемы. В топ-10 закупаемых Санкт-Петербургом у Беларуси товаров входят также упаковки из пластмасс, продукты питания - мороженое, сахар, мясные и рыбные консервы, консервированные овощи и соки, текстиль - химические нити и трикотажная одежда, металлы - изделия из черных металлов, инструменты и изделия из недрагоценных металлов, а еще цемент и соль, бумага и картон, мебель и товары из древесины. Однако торговлей отношения Беларуси с Санкт-Петербургом, конечно, не заканчиваются. Какие освободившиеся ниши Беларусь стремится занять на рынке культурной столицы России, являющейся по совместительству одним из крупнейших промышленных центров и транспортных узлов Российской Федерации, корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель директора Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Евгений Русак.
Сотрудничество всех форматов и уровней
Санкт-Петербург знают как Северную Венецию, город белых ночей, гордящийся своими музейными собраниями, славящийся музыкальными и театральными традициями, уникальными памятниками архитектуры, библиотеками и художественными галереями. Однако вместе с тем Питер - один из промышленных центров России. Наибольший удельный вес в промышленности города занимают машиностроение и металлообработка, пищевая и легкая промышленность, электроэнергетика. Немаловажную роль играет агропромышленный комплекс. Как уточнил Евгений Русак, ассортимент продукции, выпускаемой местными предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечивает потребительский рынок города более чем на 60%. По итогам 2023 года Санкт-Петербург занял третье место среди регионов РФ по социально-экономическому положению. Выше показатели только у Москвы и Ханты-Мансийского автономного округа.
Подписаны и несколько документов регионального уровня. Так, действительна дорожная карта сотрудничества Минска и Санкт-Петербурга в сфере образования, дорожная карта сотрудничества Гродненской области с Центральным районом Санкт-Петербурга, протокол о намерениях между Витебским областным исполнительным комитетом и администрацией Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Эксперт заметил, что описанные программы предусматривают укрепление и развитие всесторонних отношений между Беларусью и Санкт-Петербургом по самому широкому спектру - в сферах инноваций, цифровых информационно-коммуникационных и междисциплинарных технологий, легкой и пищевой промышленности, в области межвузовского взаимодействия, культуры и молодежной политики, биологических, медицинских, фармацевтических и химических технологий, в области энергетики, строительства, экологии и рационального природопользования, в машиностроении и приборостроении.
В Санкт-Петербурге большое внимание уделяют качеству городской среды
Сегодня Беларусь и Санкт-Петербург развивают такие векторы взаимодействия, как импортозамещение, промышленная кооперация, цифровизация производств и инфраструктуры, обеспечение продовольственной безопасности.
Представитель Национального центра маркетинга еще раз подчеркнул, что сотрудничество Беларуси с Санкт-Петербургом стимулируется благоприятной инвестиционной политикой. Один из ее приоритетов - повышение качества городской среды, что, по мнению специалистов, открывает новые горизонты для отечественных экспортеров. Евгений Русак предлагает разобраться в ключевых для питерской экономики задачах, необходимых для выполнения обозначенного приоритета.
"Выделено шесть основных пунктов, а именно приобретение транспортных средств для пассажирских перевозок с ужесточенными требованиями к экологическим характеристикам, строительство многоуровневых развязок и транспортно-пересадочных узлов для повышения транспортной связности территории Санкт-Петербурга, совершенствование системы автоматизированного управления городским транспортом и его подсистемами, - перечислил эксперт. - В перечне задач также обновление подвижного состава железнодорожного транспорта, продолжение реформирования жилищно-коммунальной сферы, строительство перерабатывающих утилизационных предприятий, мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций, мусороперерабатывающих заводов с использованием наиболее современных и безопасных технологий".
По заверению заместителя директора Национального центра маркетинга, Беларусь при планировании развития сотрудничества с Санкт-Петербургом опирается на востребованные российским регионом направления. Вот тому примеры.
"Один из ключевых векторов для нас - поставка транспорта и коммунальной техники в северную столицу России, - рассказал Евгений Русак. - В планах у Беларуси - реализация крупного имиджевого проекта: строительство в Санкт-Петербурге мультибрендового центра по продаже белорусской техники. Кроме того, обсуждается вопрос нашего участия в транспортной модернизации пассажирского парка Санкт-Петербурга".
Белорусскую технику разных классов в России уважают и берегут. Питер в этом не выделяется среди иных регионов: уже исполняются контракты по поставке туда дизельных автобусов МАЗ большой вместимости, троллейбусов "Белкоммунмаш", пожарной техники и различной коммунальной техники. Заинтересован Санкт-Петербург и в закупках белорусских электробусов. Представитель Национального центра маркетинга добавил, что питерскими партнерами обсуждается возможность создания машины скорой медицинской помощи на базе МАЗа.
"Мы понимаем, что важным элементом долгосрочного сотрудничества по поставкам техники является возможность ее качественного обслуживания, поэтому в Петербурге планируется строительство сервисного центра МАЗ и организация отдельного регионального склада запасных частей, - уточнил Евгений Русак. - Между сторонами, кроме того, действует договоренность проработать вопросы сотрудничества в части производства и локализации техники МАЗ, "Белкоммунмаш", МТЗ и "АМКОДОР" на территории Санкт-Петербурга".
Сотрудничают Беларусь и Санкт-Петербург и в сферах образования, культуры, науки. Динамично развиваются отношения в научно-исследовательской области. Как уточнил представитель Национального центра маркетинга, партнеры даже планируют создание Ассоциации школ Санкт-Петербурга и Минска. Базовой площадкой от образовательных учреждений российской стороны станет гимназия №32 Василеостровского района.
Санкт-Петербург знают как Северную Венецию, город белых ночей, гордящийся своими музейными собраниями, славящийся музыкальными и театральными традициями, уникальными памятниками архитектуры, библиотеками и художественными галереями. Однако вместе с тем Питер - один из промышленных центров России. Наибольший удельный вес в промышленности города занимают машиностроение и металлообработка, пищевая и легкая промышленность, электроэнергетика. Немаловажную роль играет агропромышленный комплекс. Как уточнил Евгений Русак, ассортимент продукции, выпускаемой местными предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечивает потребительский рынок города более чем на 60%. По итогам 2023 года Санкт-Петербург занял третье место среди регионов РФ по социально-экономическому положению. Выше показатели только у Москвы и Ханты-Мансийского автономного округа.
"Правительства Беларуси и Санкт-Петербурга подписали соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и социально-культурной сферах. Действует ряд программ, - рассказал замдиректора Национального центра маркетинга. - На 2022-2026 годы рассчитана дорожная карта торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества, с 2023-го до 2025-го действует план мероприятий по поддержке совместных научных и научно-технических проектов и с 2022-го до 2024-го программа научно-технического сотрудничества между образовательными и научными организациями".
Подписаны и несколько документов регионального уровня. Так, действительна дорожная карта сотрудничества Минска и Санкт-Петербурга в сфере образования, дорожная карта сотрудничества Гродненской области с Центральным районом Санкт-Петербурга, протокол о намерениях между Витебским областным исполнительным комитетом и администрацией Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Эксперт заметил, что описанные программы предусматривают укрепление и развитие всесторонних отношений между Беларусью и Санкт-Петербургом по самому широкому спектру - в сферах инноваций, цифровых информационно-коммуникационных и междисциплинарных технологий, легкой и пищевой промышленности, в области межвузовского взаимодействия, культуры и молодежной политики, биологических, медицинских, фармацевтических и химических технологий, в области энергетики, строительства, экологии и рационального природопользования, в машиностроении и приборостроении.
"По каждому из векторов Беларусь видит конкретные перспективы, - сделал акцент Евгений Русак. - Замечу, что для повышения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга и оказания содействия инвесторам и предпринимателям на территории региона российскими коллегами сделано немало. Так, действует система мер государственной поддержки, которая включает в себя множество преференциальных зон: 34 промышленные территории, особую экономическую зону "Санкт-Петербург", индустриальные парки "Звезда", "Марьино", а также "А Плюс Парк Санкт-Петербург-1", "А Плюс Парк Санкт-Петербург-2", "А Плюс Парк Санкт-Петербург-3", промышленный парк "Софийский", технопарк "Ленполиграфмаш".
В Санкт-Петербурге большое внимание уделяют качеству городской среды
Сегодня Беларусь и Санкт-Петербург развивают такие векторы взаимодействия, как импортозамещение, промышленная кооперация, цифровизация производств и инфраструктуры, обеспечение продовольственной безопасности.
Представитель Национального центра маркетинга еще раз подчеркнул, что сотрудничество Беларуси с Санкт-Петербургом стимулируется благоприятной инвестиционной политикой. Один из ее приоритетов - повышение качества городской среды, что, по мнению специалистов, открывает новые горизонты для отечественных экспортеров. Евгений Русак предлагает разобраться в ключевых для питерской экономики задачах, необходимых для выполнения обозначенного приоритета.
"Выделено шесть основных пунктов, а именно приобретение транспортных средств для пассажирских перевозок с ужесточенными требованиями к экологическим характеристикам, строительство многоуровневых развязок и транспортно-пересадочных узлов для повышения транспортной связности территории Санкт-Петербурга, совершенствование системы автоматизированного управления городским транспортом и его подсистемами, - перечислил эксперт. - В перечне задач также обновление подвижного состава железнодорожного транспорта, продолжение реформирования жилищно-коммунальной сферы, строительство перерабатывающих утилизационных предприятий, мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций, мусороперерабатывающих заводов с использованием наиболее современных и безопасных технологий".
По заверению заместителя директора Национального центра маркетинга, Беларусь при планировании развития сотрудничества с Санкт-Петербургом опирается на востребованные российским регионом направления. Вот тому примеры.
Машина скорой помощи на базе МАЗа и Ассоциация школ Санкт-Петербурга и Минска: о каких масштабных проектах с белорусским участием говорят сегодня в Питере?
"Один из ключевых векторов для нас - поставка транспорта и коммунальной техники в северную столицу России, - рассказал Евгений Русак. - В планах у Беларуси - реализация крупного имиджевого проекта: строительство в Санкт-Петербурге мультибрендового центра по продаже белорусской техники. Кроме того, обсуждается вопрос нашего участия в транспортной модернизации пассажирского парка Санкт-Петербурга".
Белорусскую технику разных классов в России уважают и берегут. Питер в этом не выделяется среди иных регионов: уже исполняются контракты по поставке туда дизельных автобусов МАЗ большой вместимости, троллейбусов "Белкоммунмаш", пожарной техники и различной коммунальной техники. Заинтересован Санкт-Петербург и в закупках белорусских электробусов. Представитель Национального центра маркетинга добавил, что питерскими партнерами обсуждается возможность создания машины скорой медицинской помощи на базе МАЗа.
"Мы понимаем, что важным элементом долгосрочного сотрудничества по поставкам техники является возможность ее качественного обслуживания, поэтому в Петербурге планируется строительство сервисного центра МАЗ и организация отдельного регионального склада запасных частей, - уточнил Евгений Русак. - Между сторонами, кроме того, действует договоренность проработать вопросы сотрудничества в части производства и локализации техники МАЗ, "Белкоммунмаш", МТЗ и "АМКОДОР" на территории Санкт-Петербурга".
Востребовано в Питере и белорусское лифтовое оборудование. В Петербурге даже появилось совместное белорусско-российское предприятие "Невский лифт". Одновременно стороны наметили продолжение сотрудничества по поставкам лифтов "Могилевлифтмаш". Эксперт рассказал, что состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между ОАО "Могилевлифтмаш" и жилищным комитетом Санкт-Петербурга, предполагающее крупную поставку лифтового оборудование в город на Неве.
Активное взаимодействие наблюдается и в фармацевтической отрасли. Министерство здравоохранения Беларуси установило связи с российской биотехнологической компанией АО "Биокад". Выполнение пунктов подписанного соглашения о сотрудничестве, по словам Евгения Русака, позволит увеличить доступность жизненно важных препаратов для отечественных пациентов за счет упрощения и ускорения логистических и финансовых цепочек.Сотрудничают Беларусь и Санкт-Петербург и в сферах образования, культуры, науки. Динамично развиваются отношения в научно-исследовательской области. Как уточнил представитель Национального центра маркетинга, партнеры даже планируют создание Ассоциации школ Санкт-Петербурга и Минска. Базовой площадкой от образовательных учреждений российской стороны станет гимназия №32 Василеостровского района.
"Перспектив - много, планов - не меньше. Остается только работать над их воплощением", - резюмировал заместитель директора Национального центра маркетинга Евгений Русак.-0-