Даже после второго в этом году повышения (в феврале повысили на 18%, в июне - на 15,7%) тарифы для населения в Беларуси остаются самыми низкими в Европе. Попробуем разобраться, почему это стало возможным, как ситуация с тарифами на электроэнергию будет меняться и каких преобразований в энергосистеме стоит ожидать.
В пересчете на валютный эквивалент стоимость 1 кВт.ч в центах США для населения у нас составляет 4,52, в России - 7,50, в Литве - 16,14, в Латвии - 17,43, в Польше - 19,46, а в Италии и Германии - 21,29 и 34,07 соответственно.
С тарифами для реального сектора экономика картина складывается диаметрально противоположная. Предприятия за 1 кВт.ч в центах США в Беларуси платят 13,75, в Казахстане - 8,3, в России - 8,96, в Польше - 10,27, в Литве - 14,86, в Латвии - 12,30, в Германии - 13,35, в Италии - 19,06.
В Министерстве энергетики Беларуси не раз отмечали, что низкие тарифы для населения в стране обеспечиваются за счет тарифов для предприятий, которые платят за электроэнергию заметно больше, чем обходится ее производство. Сегодня себестоимость одного кВт.ч в стране составляет 9,49 цента США. Когда предприятия фактически платят вместо населения за электроэнергию, это и есть перекрестное субсидирование, от которого необходимо избавиться к 2016 году, что зафиксировано в Госпрограмме развития энергосистемы и соответствует положениям Программы социально-экономического развития страны до 2015 года.
Нынешние тарифы для населения покрывают меньше половины себестоимости. Это значит, что до 2016 года, на который определен выход на уровень тарифов, обеспечивающих полное возмещение затрат на производство электроэнергии, электроэнергия должна подорожать неоднократно. Возможно, что и в этом году тарифы еще будут увеличены, что подтвердил и министр энергетики Владимир Потупчик в одном из недавних интервью.
Несмотря на то, что в процентах повышение тарифов выглядит внушительно, в реальном выражении для отдельно взятой средней белорусской семьи из трех человек, проживающей в двухкомнатной квартире, это повышение, по подсчетам Минэнерго, составит Br9 тыс. в месяц, а цифры в жировке подрастут только на 3,4% до Br270 тыс. за всю коммуналку в целом. Учитывая, что сегодня ни для кого не является проблемой платить Br50-100 тыс. в месяц за один мобильный телефон (а в той же средней белорусской семье их минимум по одному у каждого члена семьи), подорожание электроэнергии едва ли ляжет серьезным бременем на семейный бюджет. Более того, эксперты отмечают, что расходы на электроэнергию в семейном бюджете белорусов занимают одно из последних мест.
В то же время энергосистема в результате июньского увеличения тарифов, по подсчетам Минэнерго, получит дополнительно Br225 млрд., что повысит финансовую устойчивость предприятий энергетики, многие из которых при нынешних тарифах остаются планово-убыточными.
Рост тарифов на электроэнергию и услуги ЖКХ невозможен без роста реальных доходов населения, что соответствует проводимой в стране социальной политике. Как только средний заработок в стране достиг, а в отдельных регионах и превысил докризисные $500 в эквиваленте, так и было принято решение о повышении тарифов. В целом, проводимое сейчас постепенное выравнивание тарифов для населения не является чем-то новым для Беларуси. В 2006 году, по данным "Белэнерго", население уже платило 90% от себестоимости электроэнергии и 64% от себестоимости тепловой энергии, однако из-за последовавшего снижения курса белорусского рубля и роста цен на топливно-энергетические ресурсы, приобретаемые за валюту, оплачиваемая населением часть себестоимости электричества и тепла уменьшилась, особенно в валютном выражении.
Важно также понимать, что существующий уровень цен на электроэнергию позволяет населению не задумываться о вопросах повышения энергоэффективности своих домохозяйств. В самом деле, зачем владельцу электроплиты задумываться о приобретении более энергоэффективных мультиварки, кофемашины и конвекционного духового шкафа, если за электричество платишь копейки? Или зачем беспокоиться о замене старого холодильника новым бесшумным и потребляющим в два раза меньше энергии. Тем более нет смысла при низких тарифах покупать светодиодные лампочки, которые потребляют электроэнергии в десятки раз меньше при сохранении интенсивности светового потока. Но во всем мире уровень жизни определяется также и объемом потребляемой энергии. Сопоставимая по населению с Беларусью Австрия потребляет в 4 раза больше электричества, которое там стоит значительно дороже, чем у нас. И при этом от каждого потребляемого киловатта энергии австрийцы научились получать гораздо большую пользу, чем белорусы, потому что научились считать свои деньги и потреблять энергию максимально рационально. Подобному мышлению и подходам можно и нужно учиться.
Но и после повышения тарифов для населения энергосистема Беларуси еще будет испытывать дефицит средств. По сведениям Минэнерго, на начало года отрасли не хватало около Br1,7 трлн. Принятые по всем направлением меры (модернизация и ввод в строй новых высокоэффективных мощностей, оптимизация существующей системы теплоснабжения, снижение объемов текущего ремонта и проч.) позволили сократить дефицит средств до Br922 млрд., но проблема, как видно, еще остается.
Рассматривая вопросы развития энергетики на совещании и затем при назначении нового министра энергетики и нового главы ГПО "Белэнерго", Президент среди основных задач для них и для отрасли в целом определил обеспечить полную прозрачность механизма ценообразования и повысить эффективность работы.
Зная, какой сложный и местами запутанный механизм представляет из себя белорусская энергосистема, можно с уверенностью сказать, что обе эти задачи непростые.
Например, тарифы для юрлиц устанавливает Министерство экономики, а для населения - Совет Министров, на основе представляемых Министерством энергетики расчетов со строгим соблюдением обоснованности. Однако в условиях, когда прибыльность предприятий энергетики и всей энергосистемы в целом не является показателем эффективности их работы, оставаясь лишь калькулируемой величиной, сохраняются предпосылки для завышения затрат.
Как отмечают многие эксперты, проблемой белорусской энергосистемы остается ее централизованная вертикально-интегрированная структура, при которой в составе областных энергосистем находятся разнородные по своим задачам и предназначению предприятия и организации. При этом на горизонтальном уровне наблюдается колоссальная разобщенность предприятий со схожими технологическими задачами. В таких случаях, как это было сделано в России, проводят так называемое разделение счетов, в результате чего отдельно учитывают затраты генерирующих предприятий, отдельно - затраты предприятий, оказывающих услуги передачи и транспортировки энергии, и отдельно ведут учет затрат распределительных сетей. Такой подход позволяет увидеть, на каком этапе происходит необоснованное расходование средств. Следующим этапом должно стать создание трех компаний национального уровня - генерирующей, передающей и распределяющей. Это позволило бы предприятиям со схожими технологическими задачами более эффективно отстаивать свои интересы. Не хватает белорусским предприятиям энергетики и конкурентной среды, без которой размещение заказов осуществляется по распределительному принципу.
Общемировой практикой является и то, что при расчетах тарифов для всех видов потребителей берут во внимание не их форму хозяйствования, а длину технологической цепочки, которую проходит электроэнергия. Если, к примеру, БМЗ - крупнейший в Беларуси потребитель - покупает электроэнергию сразу из системообразующей сети 750 кВ, то и стоить эта энергия должна меньше. А если электроэнергия поступает в дома, пройдя по системообразующей сети, затем через понижающие трансформаторы, через местные подстанции и сети, то и стоить она должна дороже, так как ее доставка к потребителю связана с большими эксплуатационными расходами. И это только несколько моментов функционирования энергосистемы.
Понятно, что реформированием и преобразованием энергосистемы должны заниматься специалисты, что и делается. С апреля 2013 года над проблемами повышения эффективности белорусской энергосистемы по поручению Президента работает межведомственная группа во главе с первым заместителем министра экономики Анатолием Филоновым.
Межведомственная рабочая группа должна проанализировать обоснованность формирования тарифов на отпускаемые потребителям республики организациями системы Министерства энергетики природный газ, электрическую и тепловую энергию. Ей также предстоит рассмотреть вопросы инвестиционной деятельности Министерства энергетики в отношении ряда проектов и их финансирования. Кроме этого, эксперты проведут анализ экспорта и импорта электроэнергии, оценят целесообразность создания в Беларуси новых генерирующих мощностей. От результатов этой работы тоже многое будет зависеть.
Анатолий Ширвель.