В Беларуси начинается 2012/2013 учебный год. Кроме красочных букетов, ярких бантиков и первого звонка День знаний несет нам и новые отметки, встречи с преподавателями и учителями, приток новых знаний и, конечно же, планы на будущее. В этом году 1 сентября свою работу начнут около 8 900 учреждений образования всех уровней, в которых будут учиться практически 2 млн. человек. О том, какие изменения ждут школьников, гимназистов, студентов, учителей и педагогов в новом учебном году, корреспонденту БЕЛТА рассказал министр образования Сергей Маскевич.
ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Всего в стране открыто 4 тыс. 91 дошкольное учреждение, из них 115 дошкольных учреждений ведомственной принадлежности, 9 частных. В настоящее время дошкольные учреждения посещают около 388 тыс. малышей, при этом проектная мощность дошкольных учреждений составляет 451 тыс. 313 мест. Это значит, что мест в дошкольных учреждениях больше, чем детей, определенных в них. К обучению в учреждениях общего среднего образования готовятся практически все дети в возрасте пяти лет. Для тех, кто не посещает дошкольные учреждения, открываются группы по подготовке к обучению в школах. Таким образом, перед поступлением в школу каждый ребенок может получить соответствующую подготовку.
В новом учебном году планируется расширить перечень льгот при открытии частных дошкольных учреждений. Всем известно, что многие родители вынуждены подвозить детей к детским садам, да и обеспеченность местами в определенных густонаселенных районах города все-таки нужно увеличивать. В этом вопросе развитие сети частных дошкольных учреждений предлагается активизировать. Будет проведено анкетирование граждан, которое поможет ответить на вопросы, какие льготы нужны частным предпринимателям для открытия такого вида учреждений, а также условия, при которых жители захотят привести своего ребенка в дошкольное учреждение.
Кстати, родители действительно могут принять участие в улучшении работы системы, ведь в нынешнем году вводятся новые критерии оценки работы учреждений образования. А в сфере предоставления образовательных услуг в дошкольных учреждениях будут оценены в том числе уровень удовлетворенности родителей предоставлением этих услуг.
ШКОЛЫ, ГИМНАЗИИ, ЛИЦЕИ
Паспорта готовности к новому учебному году подписали все учреждения образования. В 2012/2013 учебному году будут работать 3 тыс. 319 учреждений общего среднего образования, в том числе 219 гимназий, три гимназии-колледжа искусств, одна средняя школа-колледж искусств, 27 лицеев, 8 кадетских училищ. Кроме того, учащиеся пройдут подготовку на 67 межшкольных учебно-производственных комбинатах и в двух центрах допризывной подготовки. В первых классах в 2012/2013 учебном году планируется обучение более 91 тыс. учащихся (в 2011/2012 учебном году - 88 424).
Сегодня своих первых учеников встретили шесть новых учреждений общего среднего образования: базовая школа в деревне Ольгомель Столинского района Брестской области, средняя школа в деревне Вулька-2 Лунинецкого района Брестской области, средняя школа в деревне Гвозница Малоритского района Брестской области, средняя школа в микрорайоне №4 Мозыря Гомельской области, средняя школа в деревне Лелюки Ивьевского района Гродненской области, средняя школа в микрорайоне Каменная Горка-5 Минска. До конца 2012 года будет введена в строй средняя школа в минском микрорайоне Каменная Горка-2. Образовательный процесс в учреждениях общего среднего образования будет организован преимущественно в одну смену. В две смены будут работать около 22% учреждений образования. Первый урок сегодня во всех школах проходит по теме "Я - грамадзянін Беларусі". Первоклассникам по сложившейся традиции вручается подарок Президента Республики Беларусь - книга "Мая Радзіма - Беларусь".
В этом учебном году в учреждениях общего среднего образования продлится экспериментальный проект "Апробация модели обучения с использованием индивидуальных электронных устройств в учреждениях общего среднего образования". Будет увеличено количество участников проекта как в начальной школе, так и в пятом классе. Это поможет обеспечить преемственность между первой и второй ступенью общего среднего образования путем введения факультативного курса по ИКТ для учащихся пятых классов, проведение педагогами, участвующими в проекте, специализированных мастер-классов.
И главное - проведена огромная подготовительная работа к проведению летом 2013 года обязательного выпускного экзамена по иностранному языку в устной форме. Для того чтобы выпускники 11-го класса сдали устный экзамен им увеличили на один час в неделю изучение иностранного языка, а классы были разделены на три подгруппы. Подготовлены сборники примерных экзаменационных материалов с аудиоприложениями и учебные пособия нового поколения, направленные на развитие коммуникативной культуры. Утверждены программы факультативных занятий по всем изучаемым иностранным языкам, разработаны национальные электронные средства обучения по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам. Вот уже несколько лет проводятся мероприятия по повышению квалификации учителей иностранного языка, в том числе на основе взаимодействия с зарубежными представительствами по организации стажировки в международных языковых центрах.
ПТУ и ССУЗЫ
В Беларуси подготовка рабочих кадров осуществляется почти по 300 профессиям в 216 учреждениях профессионально-технического образования, в том числе 71 профессионально-техническом колледже, 110 профессиональных лицеях, 35 профессионально-технических училищах. Кроме того, обучение по таким программам осуществляется в 13 учреждениях образования других уровней. Общее количество учащихся на уровне профессионально-технического образования на начало 2012/2013 учебного года по республике составит 81,6 тыс. человек. В ПТУ планируется принять 37,9 тыс. человек, из них для получения образования в дневной форме - 37 тыс. человек, в том числе на основе общего базового образования - 20,7 тыс. человек, из них без получения общего среднего образования - 1,1 тыс. человек, на основе общего среднего образования - 16,3 тыс. человек.
Образовательные программы среднего специального образования реализуются в 216 учреждениях образования государственной формы собственности и в 12 - частной. Подготовка специалистов со средним специальным образованием осуществляется по 162 специальностям в дневной, заочной и вечерней формах получения образования. Общий контингент учащихся системы среднего специального образования составляет около 163 тыс. человек. Конкурс на специальности в среднем по республике составляет два человека на место. Наиболее востребованными являются специальности: "архитектура"; "промышленное и гражданское строительство"; "техническая эксплуатация автомобилей"; "автосервис"; "программное обеспечение информационных технологий"; "организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте"; "лингвистическое обеспечение социокультурной деятельности"; "технология хранения и переработки животного сырья"; "сестринское дело"; "лечебное дело"; "медико-реабилитационное дело"; "дизайн"; "парикмахерское искусство и декоративная косметика"; "правоведение"; "банковское дело"; "финансы"; "инструментальное исполнительство". В последние годы возрастает интерес абитуриентов к таким специальностям технического профиля, как "теплоэнергетика", "автоматизация производства".
Главная новость наступающего учебного года - в стране планируется оптимизировать систему профессионально-технического и среднего специального образования. Сейчас все больше стирается грань между профессионально-техническим и специальным образованием, время требует образованных рабочих рук. В Министерстве образования уже создается общее управление, которое будет курировать эти процессы.
ВУЗЫ
По итогам вступительной кампании 2012 года в вузы Беларуси зачислены 81 тыс. 325 человек. В государственные вузы зачислены 72 тыс. 728 человек, в частные вузы - 8 тыс. 597 человек. На дневную форму обучения поступили 43 тыс. 39 человек, на заочную - 37 тыс. 956 человек, на вечернюю - 330 человек.
А в следующем учебном году, точнее летом 2013 года, абитуриенты, возможно, будут поступать по новым правилам вступительной кампании. Министерству образования предложено внести изменения в действующие правила приема в высшие учебные заведения Беларуси. Государственная комиссия по контролю за ходом проведения вступительных кампаний подвела итоги текущей вступительной кампании, представив свои предложения. Речь идет в первую очередь о введении тех изменений, которые обсуждались в минувшем году, - это упрощение системы льготного приема и перенос всех льгот со времени поступления на время самого обучения в вузе. Возможны и другие изменения, которые будут направлены на упрощение системы зачисления, повышение спроса на образовательные услуги и ужесточение требований к абитуриентам.
Например, проходной бал, который разрешает участвовать в конкурсе, будет повышаться. Установленный Министерством образования в 2012 году порог тестового балла позволил при поступлении в учреждения высшего образования произвести отсев абитуриентов с крайне низким уровнем подготовки, а также абитуриентов, которые пытались угадывать ответы на задания централизованного тестирования. Как показывает практика - это именно та категория абитуриентов, которые в предыдущие годы имели возможность поступить, но так как уровень их общеобразовательной подготовки был низок, то они отчислялась из высших учебных заведений уже после первой сессии. В общей сложности нижний порог не преодолели 4 тыс. 603 абитуриента по государственным языкам (3,34% от общего числа участников) и 13 тыс. 531 абитуриент (5,57%) по профильным учебным предметам.
Предметный ряд, представленный на централизованное тестирование, также может быть оптимизирован. Сейчас на централизованное тестирование предложено 14 предметов, однако жизнь показала, что это достаточно большое количество, причем вопросы некоторых из них дублируют друг друга. Для поступления вполне достаточно базовых предметов, а вот возможность оптимизации обществоведения, истории, некоторых других предметов ЦТ будет обсуждена как на уровне специалистов - ректоров вузов, учителей, методистов, так и на уровне общественности. Речь идет только об обсуждении такого проекта.
Также Министерство образования выступает за то, чтобы большее число студентов из Беларуси участвовало в программах обмена с зарубежными вузами. Многие студенты белорусских вузов уже участвуют в различных программах студенческого обмена. Например, таких как Erasmus Mundus, Tempus, IAЕSTE (Международная ассоциация по обмену студентами для прохождения производственной практики). Так, по программе IAЕSTE около 50 наших граждан сейчас находятся на практике в западных странах (Англия, Германия, Бельгия, Испания) и столько же студентов из этих стран проходят практику в Беларуси. По условиям работы ассоциации обмен осуществляется на взаимной основе.
Еще одно нововведение 2012/2013 учебного года - более 230 специальностей в вузах будут переведены на сокращенный срок обучения. Большинство специальностей будут переведены на сокращенные сроки обучения в 2013/2014 учебном году, но есть вузы, которые провели набор на специальности с сокращенным сроком обучения уже нынешним летом. В дальнейшем четыре года будут учиться философы и теологи, психологи, журналисты и правоведы, экономисты, экологи, таможенники, специалисты по компьютерной безопасности, литературные редакторы, социологи и политологи. Четырехлетней станет также подготовка судебных экспертов, специалистов для подразделений органов пограничной службы, ракетных войск и артиллерии. Планируется, что от четырех до четырех с половиной лет будут учиться некоторые специалисты агропромышленного комплекса, мелиорации или лесоинженерного дела, нанотехнологи, а также те, чья работа в дальнейшем будет связана с искусственным интеллектом, квантовыми информационными системами и др.
Таким образом, большинство студентов будут получать высшее образование за 4-4,5 года. В то же время подготовка магистров для инновационных сфер экономики будет двухлетней.
УЧИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ
В учреждения системы образования нынешним летом направлено на работу около 6 тыс. выпускников педагогических специальностей высших и средних специальных учебных заведений, из них 247, обучавшихся за счет собственных средств, на них распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. В учреждениях общего среднего образования работают более 136 тыс. педагогических работников, из них 94 295 учителей-предметников. Высшее образование имеют 91,9% учителей-предметников.
С сентября в Беларуси у всех педагогов страны будет возможность получить новую категорию - постановлением Министерства труда и социальной защиты в Единый квалификационный справочник должностей служащих включена квалификационная категория "учитель-методист". Эта квалификационная категория будет присваиваться лучшим учителям, имеющим высшую квалификационную категорию, авторскую методику преподавания учебного предмета, утвержденную Министерством образования Республики Беларусь, реализующим образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования и образовательную программу на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, что позволит повысить престиж труда учителя, оплату труда наиболее квалифицированных педагогических работников.
Эксперимент нынешнего года - новый механизм финансирования отрасли образования в целях повышения эффективности использования бюджетных средств. В частности, рассматривается вопрос о финансировании городских учреждений общего среднего образования на основании норматива бюджетной обеспеченности на обучение и воспитание одного обучающегося. Апробировать новый механизм финансирования планируется с начала финансового года - с 1 января 2013 года. Он пройдет на базе отдельных учреждений общего среднего образования Минска, Гомеля и Гродно. Руководителям учреждений образования будет предоставлено право самостоятельно распоряжаться сэкономленными бюджетными средствами и направлять их на финансирование других расходов, в том числе на стимулирующие выплаты. В школах, участвующих в проекте, будет создан фонд стимулирования труда. Кроме того, на стимулирование труда руководители будут направлять бюджетные средства, сэкономленные в результате оптимизации штатной численности работников, рационального использования бюджетных средств по статьям расходов, внебюджетные средства.
Как подчеркивает министр, система образования Беларуси готова к началу нового учебного года, она активно развивается и будет решать стоящие перед ней задачи, важнейшая из которых - повышение эффективности всех уроков и занятий для обеспечения личной траектории развития учащегося с учетом его индивидуальных способностей. Особое место в нынешнем году будет выделено для организации личностно ориентированного обучения и дифференциации обучения по проектируемой профессии, планируется изменить механизм закупки лабораторно-материальной базы для оснащения кабинетов физики, химии и биологии, провести креативную работу по наполнению содержанием такого важного ресурса, как профориентационная работа.
По словам Сергея Маскевича, День знаний - это единственный праздник, который касается всех граждан нашей страны. Министр выразил сердечную благодарность всем работникам образования за ежедневный неустанный труд, профессионализм, чуткость и душевную теплоту и пожелал старательных, усердных учеников и новых высот в преподавательским мастерстве. А всем учащимся министр пожелал успешной учебы, новых захватывающих путешествий в мир знаний и удивительных бескорыстных друзей. Пусть свет познания зажжет в каждом сердце уверенность в своих силах, откроет счастливые жизненные перспективы и позволит расцвести таланту и интеллекту!
Юлия БОРОДУН