В Беларуси постепенно развивается "зеленое" финансирование проектов, нацеленное на сокращение выбросов парниковых газов. В связи с этим растет популярность и "зеленых" облигаций. Белорусская валютно-фондовая биржа, изучив международный опыт, уже сейчас стремится внедрять "зеленое" финансирование в практику. Как работают "зеленые" облигации и какие перспективы у этого направления есть в Беларуси, рассказал председатель правления ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" Андрей Аухименя.
Как обстоят дела с зеленой экономикой в Беларуси
По словам председателя БВФБ, в Беларуси необходимо внедрять больше "зеленых" проектов, чтобы повышать экологию и улучшать жизнь населения.
"В долгосрочной перспективе "зеленые" проекты позволят получить экономический эффект за счет улучшения здоровья населения и инновационных технологий. Сейчас для перехода к зеленой экономике требуются очень серьезные финансовые ресурсы. Отмечу, что на нашей бирже в прошлом году уже было первое размещение "зеленых" облигаций Министерства финансов на 5 млрд российских рублей. Все они были выкуплены за один день зарубежными и белорусскими инвесторами. Рынку было интересно посмотреть, как это работает. В то же время биржа показала, что она может размещать на своей площадке подобные облигации", - сказал Андрей Аухименя.
Он добавил, что сейчас ключевое значение приобретает одновременно стимулирование предприятий к инвестированию ресурсов в "зеленые" проекты и создание справедливых рыночных механизмов.
"Если до 2020 года в качестве стимулирующих механизмов можно было рассматривать возможность зарубежного финансирования, то сегодня мы больше смотрим на внутренний рынок. Чтобы наш рынок лучше развивался, необходимо вводить налоговые льготы для предприятий, реализующих "зеленые" проекты, и инвесторов этих проектов. Сейчас над этим работает Министерство финансов", - добавил председатель БВФБ.
Андрей Аухименя также обратил внимание на плюсы "зеленых" облигаций для бизнеса. "Для поддержки эмитентов планируется создание специальных государственных органов, которые будут частично компенсировать расходы, связанные с выплатой процентов по "зеленым" облигациям. Преимущество же для инвестора заключается в отсутствии налога на доходы, ликвидности и возможности реализовать облигации на вторичном рынке. Напомню, что налог на прибыль составляет 18%. Однако если предприятие вместо депозита купит "зеленые" облигации, налог платить не придется, поскольку в Налоговом кодексе есть определенные преференции", - заверил председатель биржи.
Мировой опыт работы с "зелеными" облигациями
"Согласно новому международному отчету рейтингового агентства Moody`s, в мире объемы выпуска экологических, социальных и связанных с устойчивым развитием облигаций выросли в первой половине этого года на 7% и достигли $526 млрд по сравнению с первым полугодием прошлого года. Ключевыми игроками на рынке "зеленых" облигаций по-прежнему остаются страны Европы и Северной Америки. На их долю приходится примерно 80% от всего мирового рынка. Подавляющая доля "зеленых" облигаций (более 80%) сосредоточена в трех отраслях: энергетика, строительство и транспорт. Основным эмитентом является нефинансовый частный корпоративный сектор - около 44%. Далее следует финансовый сектор, в том числе банки развития, госструктуры, местные органы власти", - подчеркнул Андрей Аухименя.
Он добавил, что российский рынок социальных и "зеленых" облигаций продолжает развиваться без западного стимулирования. Так, объем размещения таких облигаций по итогам первых двух кварталов нынешнего года в России вырос до 307 млрд российских рублей.
"В секторе устойчивого развития на Московской бирже в первом полугодии 2023 года проведено пять размещений такого рода облигаций на 26 млрд российских рублей. Средства от продажи облигаций направлялись главным образом на рефинансирование затрат по строительно-монтажным работам, возведение энергоэффективных жилых домов и выдачу кредитов на строительство такого жилья. Также осуществлялось рефинансирование проектов, направленных на улучшение окружающей среды, строительство и реконструкцию инфраструктуры", - констатировал председатель БВФБ.
По его словам, одним из последних реализованных проектов Российской Федерации в области устойчивого развития стали "зеленые" народные облигации Москвы, размещение которых осуществлялось с использованием маркетплейса Мосбиржи. "Средства от размещения народных облигаций будут направлены на замену городского автобусного транспорта на электробусы. Весь выпуск в размере 2 млрд российских рублей был выкуплен за пять недель вместо планируемого шестимесячного срока размещения. На вторичном рынке подобные облигации обращаться не будут для защиты от рыночных рисков, но при этом правительство Москвы ежедневно готово покупать эти облигации", - пояснил Андрей Аухименя.
Перспективы "зеленых" облигаций в Беларуси
Белорусская валютно-фондовая биржа - активный участник процесса реализации в Беларуси экологической политики и повестки. С 2016 года БВФБ присоединилась к инициативе Организации Объединенных Наций для устойчивых бирж и продолжает выполнять все необходимые требования. Таким образом, она наращивает компетенции по вопросам внедрения механизмов "зеленого" финансирования. В 2021 году на базе Министерства финансов при участии Минприроды создана межведомственная рабочая группа по развитию "зеленого финансирования", где биржа также активно принимала участие.
Для обеспечения в Беларуси условий размещения "зеленых" облигаций среди населения БВФБ приступила к реализации проекта по созданию специальной платформы-маркетплейса. "Наш продукт в чем-то похож на платформу Московской биржи, но мы пойдем дальше - у нас будут размещены все финансовые продукты и услуги, которые есть в стране. В частности, услуги банков, лизинговых и микрофинансовых компаний, страхование и другое", - поделился планами председатель БВФБ.
Он отметил, что компетенции в области "зеленого" финансирования позволяют сегодня с минимальными временными и материальными издержками создавать на базе биржи универсальную "зеленую" торговую платформу.
"Такая платформа способна обеспечить обращение традиционных инструментов "зеленого" финансирования, основанных на эмиссии облигаций, а также нового класса биржевых продуктов, таких как квоты на выбросы парниковых газов. Инфраструктура уже готова. В ее состав входит эффективная депозитарная расчетно-клиринговая система, а также современная программа технической базы биржи", - сказал Андрей Аухименя.
По его словам, на первом этапе в рамках платформы планируется организовать торги "зелеными" облигациями.
"В настоящее время идет активное формирование нового правового поля на рынке ценных бумаг. В июле 2023 года вступил в силу закон, который значительно расширил спектр допустимых к эмиссии облигаций, а также потенциальный круг участников торгов на фондовой бирже. Применительно к рынку "зеленого" финансирования эмитенты смогут выпускать облигации, предполагающие стандартную процедуру. Таким образом, с июля этого года на бирже можно торговать без посредников физическим и юридическим лицам, но есть одно условие - нужно стать квалифицированным инвестором. Для этого надо пройти недельные курсы Минфина и получить аттестат первой категории", - пояснил председатель БВФБ.
На втором этапе создания платформы планируется организовать торговлю квотами на выбросы парниковых газов.
"Все большее число стран в развитии механизма углеродного регулирования делают ставку на внедрение системы классификации выбросов, работающую по принципу cap and trade. Эта модель работает следующим образом: страны рассчитывают общий объем своих выбросов, ставят цели по срокам достижения углеродной нейтральности и формируют график сокращения выбросов по годам. Предельный объем выбросов распределяется среди компаний-эмитентов парниковых газов. Таким образом, если компания-эмитент за определяемый срок сократила выбросы и не использовала данные ей квоты, то она может продать их излишки на рынке. Если же выбросы компании, наоборот, превысили норму, то она должна купить бесплатно выделенную квоту. Таким образом, в процессе повышения экологичности предприятия и снижения углеродного следа появляется экономический механизм. Такая система применяется в ЕС и объединяет более 10 тыс. предприятий в 28 странах. Однако в наших условиях к таким проектам нужно подходить разумно, выверенно", - отметил Андрей Аухименя.
Говоря более детально об организации торгов и расчетов в этом сегменте в Беларуси, председатель БВФБ добавил, что ключевыми участниками этой модели станут профильные ведомства, а также предприятия, подпадающие в сферу углеродного регулирования.
"Первичный рынок может функционировать как на основе прямых операций между двумя участниками, так и через посредников. Вторичный рынок парниковых газов, как правило, работает традиционно для биржевой электронной торговли и наиболее эффективен с точки зрения ценообразования. Таким образом, на базе биржи будет создан еще репозитарий квот. Их будет выдавать Минприроды предприятиям, зарегистрированным на нашей бирже. Далее эти квоты можно поштучно продавать как ценные бумаги на нашей площадке. Для организации торговли квотами необходимо формирование соответствующей законодательной базы, создание национальной системы учета мониторинга и верификации парниковых газов, в том числе системы ведения реестров", - сказал председатель БВФБ.
Он добавил, что перспективы развития сектора "зеленых" финансовых инструментов во многом связаны с привлечением на внутренний рынок мировых финансовых институтов, которые уже осуществляют финансирование "зеленых" проектов.
"В сегодняшних реалиях мы ориентируемся на рынок ЕАЭС и Азиатский регион. Уже ведется работа с Банком развития Китая, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций и другими. Важнейшей составляющей успешного развития этой системы является скорейшее создание национальной системы "зеленого" финансирования. Это все создаст основу для развития полноценного рынка "зеленых" инструментов", - резюмировал Андрей Аухименя.
БЕЛТА.-0-