Национальный кинопроект "Авель" очень интригует тем, что многое в нем будет впервые. Впервые в белорусской картине снимутся звезды класса "А". Впервые в Беларусь приедут на съемки каскадеры из России, Израиля, Арабских Эмиратов. Впервые национальный художественный фильм создает частная компания с поддержкой государства с огромным по нашим меркам (почти $2 млн) бюджетом. Приглашенный режиссер Уильям Де Виталь дебютирует на этом поприще. Впервые создатели намерены сделать белорусский фильм, который не ляжет на полку, а будет собирать залы, причем коммерческий успех его прогнозируют и за пределами страны. Рискованно и амбициозно? Да, соглашаются с корреспондентом БЕЛТА генеральный продюсер картины Сергей Жданович и продюсер Юрий Игруша. Но слово "впервые" применительно к национальному кинопроекту "Авель" работает в его пользу, уверены они.
Краткая предыстория
Компания Nonstop MEDIA в прошлом году стала победителем открытого конкурса национального кинопроекта, объявленного Министерством культуры Беларуси. Помимо государственной помощи в размере Br20 млрд. выигравший принимал и условия: художественный фильм строится на основе событий новейшей истории Беларуси, а актерский ансамбль непременно должна украсить мировая звезда. И предлагаемый финал - картина обязательно выходит в прокат за пределы страны и на фестивальные экраны.
Уверенность продюсерам в помощь
Съемки фильма начнутся в конце января, но уже сегодня продюсеры продвигают "Авель" на различные рынки. И надо сказать, не безуспешно. Заинтересованность в дистрибуции белорусского фильма проявили американская, немецкая, российская компании. "Можно удивляться, но даже то, что Беларусь впервые заявляет о создании картины, не уступающей по уровню современным европейским, российским фильмам, уже добавляет нам баллы. Дистрибьюторам интересно, а что же такое заметное, серьезное, с актерами-звездами впервые появится с неизвестного фактически рынка? Интерес - один из двигающих механизмов для продажи", - рассказывает Юрий Игруша.
Во всем мире это обычная практика - продажа будущего кинопроекта еще до его выхода. Белорусам, чтобы попасть в общемировой кинобизнес, необходимо играть по его правилам. Поэтому компания Nonstop MEDIA сегодня стремится максимально заинтересовать своим будущим продуктом. На нынешнем этапе происходит оценка потенциала проекта. Потенциал проекта - это не просто прямые деньги, вложенные в него, и от продюсеров, точнее, таланта продюсеров, зависит, как вырастет этот потенциал на этапах подготовки и производства.
"Многие продюсеры говорят нам: "Что можно сделать за такие деньги? Только провалиться!" Тем не менее мы взялись выполнить такую сложную задачу, понимая, что не все измеряется деньгами. Задействовать нужно и опыт, и контакты, и связи. Успех зависит и от умения вести диалог, вступать в сложные переговоры", - говорит Юрий Игруша.
Генеральный продюсер компании Nonstop MEDIA Сергей Жданович дополняет коллегу: "Мы поставили высокую планку и приложим все усилия, чтобы фильм соответствовал проекту на порядок дороже. Убежден, не все строится исключительно на деньгах. Задействуем все ресурсы, которые есть в нашем распоряжении. Многие вопросы решаются на личном уровне, многие с участием государства. Если пытаться оперировать только финансами, то никаких средств не хватит. А для нашей команды эта работа - наше будущее. Мы работаем и на свою репутацию, и на портфолио".
Сергей Жданович, Евгений Шмарловский, Юрий Игруша, Уильям Де Виталь
"Авель" как площадка для самореализации
Без преувеличения, все, кто задействован в картине "Авель", хочет в ней состояться. Выходец из Советского Союза Уильям де Виталь, каскадер и постановщик трюков, известный своим участием в фильмах про Индиану Джонса, "Техасский рейнджер" (с Чаком Норрисом), "Блэйд-2" (с Уэсли Снайпсом) в белорусской работе выступит в роли режиссера. А то, что это первая режиссерская работа Уильяма Де Виталя? Но ведь все когда-то начинают. Сегодня на счету Уильяма Де Виталя опыт в более 350 фильмов и телевизионных сериалов, в создании которых он участвовал. Причем в 93 из них он был режиссером так называемого второго юнита. На его счету также работа в музыкальных клипах с такими звездами, как Ашер, Энрике Иглесиас, Эминем, Доктор Дре, Кид Рок, Рианна. Рабочий график Уильяма, как у всякого профессионала, расписан на два года вперед.
Одного из главных героев в фильме сыграет Евгений Шмарловский, корни которого в Беларуси. Евгений из цирковой семьи и свою профессиональную деятельность начинал в цирке. О таланте актера говорит багаж Евгения, в котором работа в цирке Дю Солей. А великий клоун всех времен Олег Попов, уже много лет отказывавшийся от интервью, дал напутствие актеру, что зафиксировала камера и вскоре увидит свет в документальном фильме Юрия Игруши. Сегодня Евгений - лицо немецкого канала RTL. В Германии уже ждут работу своего актера.
Автор сценария россиянин Роман Макушев окончил в Лос-Анджелесе New York Film Academy, школу Пола Брауна. Работу в проекте "Авель" считает высокой планкой. Независимый, непредвзятый взгляд позволил автору справиться с задачей.
Сергей Жданович не скрывает, что этот проект архиважен для него. Он так и говорит: "Это проект моей жизни". Своей сверхзадачей продюсер ставит сделать качественный продукт, что, он убежден, возможно. Фильм "Авель" поборется и за зарубежного зрителя, и за награды международных кинофестивалей. Фестивальный успех - не самоцель. Главное - зритель. Конечно, хочется приблизиться по кассовым сборам к известным картинам. На это и ориентирован четкий план продвижения фильма.
Белорусский интерес
Продвижению картины "Авель" за пределами страны поможет участие звезд класса "А". Как известно, в фильме будет занят голливудский актер Эрик Робертс. Имя же актрисы пока не озвучено. Белорусский интерес в отношении звезд двойной. Во-первых, их присутствие в фильме станет притягательным для зарубежной публики. Во-вторых, совместная работа на одной площадке позволит выйти на новый уровень белорусским актерам. "Наши актеры талантливы. Уильям де Виталь после кастинга не мог сдержать своего восхищения и был приятно удивлен, что, зная многих по работам в кино, считал их российскими", - рассказывает Сергей Жданович.
"Но талантливые и известные - это не одно и то же, - добавляет Юрий Игруша. - Чтобы наши актеры стали известными, им нужно поработать с мировыми актерами. Есть такая практика вывода на мировой уровень. Актеры попадают на проект со звездами и сразу становятся рангом выше. Если все время делать проекты местного масштаба, то, конечно, звезду не вырастишь. Она и будет местного масштаба".
Кому же из белорусов повезет работать на площадке со звездами? Уже известному актеру Руслану Чернецкому и молодой актрисе Олесе Грибок.
О чем фильм?
Первый белорусский национальный кинопроект "Авель" расскажет историю двух братьев. Подробности сценария не разглашаются, но известно, что фильм не обойдет стороной события декабря 2010 года в Минске. Поскольку это белорусская история, "Авель" практически полностью будет сниматься в Беларуси, за исключением некоторых сцен. Небольшие съемки состоятся в Лос-Анджелесе, в Германии. Пробиблейскую современную историю Каина и Авеля в жанре триллера, боевика зрители смогут увидеть осенью нынешнего года.
Перспективные проекты
Возможно, если бы не было кинофильма "Авель", его надо было бы придумать. Околопроектная деятельность принесла новые идеи, открыла новые возможности. Например, решение о необходимости строить в Беларуси кинопавильон с инфраструктурой, где могли бы работать съемочные группы, только укрепилось. Многофункциональный кинопавильонный комплекс, отвечающий мировым стандартам, с гостиницей, спортивной площадкой, кафе-баром - мечта Сергея Ждановича. Ведь в Беларуси снимается много, в первую очередь, российских картин. Если будут созданы достойные условия, в республику поедут снимать не только россияне. А для Беларуси это выльется в совместные проекты, а значит и поднимется уровень местных профессионалов.
Более того, предложение открыть в Минске филиал New York Film Academy сделал ее директор в Лос-Анджелесе Дэн Маклер, чье происхождение тоже связано с Беларусью. "Разве это не здорово: дать возможность актерам из Беларуси, Украины, России, стран Балтии брать уроки у именитых преподавателей NYFA?" - задается вопросом генпродюсер Nonstop MEDIA. И Уильям Де Виталь готов привезти известных каскадеров, чтобы давать здесь мастер-классы. Для реализации таких предложений условий сегодня нет, но вовсе не значит, что их не будет завтра, считает Сергей Жданович.
А в это время
Кроме продвижения будущего фильма "Авель" компания Nonstop MEDIA заботится о творческой судьбе короткометражки "Туфельки" Константина Фама из трилогии "Свидетели". История этого фильма лишний раз подтверждает, насколько важно сотрудничество в кино. Ведь нужно было сложиться обстоятельствам так, что только в лице белорусских продюсеров Юрия Игруши и Сергея Ждановича режиссер из России Константин Фам нашел поддержку. Насколько удачен оказался творческий союз, уже известно - на счету работы награды более трех десятков международных кинофестивалей. "Туфельки" принадлежат пяти странам (России, Беларуси, Чехии, Польше, Франции) и в равной степени не принадлежат ни одной в отдельности. Но успех картины - успех и страны. В данном случае всех пяти. И для Беларуси выгода очевидна.
Сергей Жданович, Юрий Игруша, Константин Фам
Белорусы внесут вклад в съемки и второй части трилогии "Свидетели" под названием "Брут", которые вскоре начнутся. Планируется, что третья короткометражка также будет создаваться уже известным составом.
Кроме того, компания Nonstop MEDIA приступает к созданию документальной новеллы о ледоколе "Ленин". Юрий Игруша давно вынашивал идею еще и как режиссер снять фильм об этом корабле и его команде. "Представляете, какая драма: действующая команда на ледоколе, который никогда не выйдет в море! Каково быть капитаном на таком корабле, как идет служба на историческом судне - об этом будет рассказ", - поделился задумкой Юрий Игруша.
Возвращаясь к "Авелю"
И все же "Авель" - основная забота компании Nonstop MEDIA сегодня. Пожалуй, ни один из белорусских фильмов не сопровождало столь пристальное внимание общественности. Каким он будет - национальный кинопроект? Оправдаются ли расчеты продюсеров? Пойдут ли зрители в кинозалы? А главное, станет ли картина прорывом для белорусского кино? Ответов ждать недолго.