ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 16 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +3°C
Все новости
Все новости
Комментарии
26 августа 2013, 09:25

Какие перспективы у Беларуси на рынке Юго-Восточной Азии

В этом году исполняется два года с того момента, как белорусский парламент получил статус наблюдателя в Межпарламентской ассамблее (МПА) АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии). В сентябре делегация из Беларуси, которую возглавит заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Национального собрания Виталий Бусько, поедет на очередное заседание Генассамблеи этой межпарламентской организации. Оно пройдет в государстве под названием Бруней-Даруссалам. На первый взгляд, если учитывать только географический фактор, этот регион не должен особо интересовать Беларусь. Однако даже беглый анализ показывает, что экономическую выгоду можно получить не только в соседних странах, но и в таких отдаленных регионах, как Юго-Восточная Азия.

Во-первых, чтобы понять, чем Беларуси может быть полезен этот регион, нужно хотя бы обзорно заглянуть в его недавнее прошлое и в настоящее. Идея создания организации АСЕАН зародилась еще в период так называемых индокитайских войн. Это серия вооруженных конфликтов в 50-70-х годах прошлого века, в том числе внутригосударственных, основной ареной для которых были три страны: Вьетнам, Камбоджа и Лаос. Эта часть истории нам хороша знакома как по документальным фильмам, так и по художественным. Причины кровавых столкновений тех лет связаны помимо прочего со стремлением Франции и США сохранить или преумножить свое влияние в регионе. Но в итоге стало ясно, что колониальный период заканчивается и местные народы все-таки будут жить в независимых государствах.

В разгар этих конфликтов в 1967 году в Бангкоке была подписана декларация о создании АСЕАН. В конкретные договоренности она перешла только в 1976 году после подписания других документов на острове Бали. К тому моменту Лаос, Камбоджа и Вьетнам еще не вошли в организацию, но зато в ее составе оказались Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины, в принципе, тоже не так давно бывшие колониями. Немного позже к ним присоединился получивший независимость Бруней, а в 1990-х годах и упомянутая тройка, пострадавшая от войн. Вошла в АСЕАН и Мьянма. Таким образом, сейчас в организации 10 стран. Общее население этих государств - около 600 млн. человек, а общий ВВП - свыше $2 трлн. Они хотят и могут развиваться, а значит, ищут торговых партнеров.

Виталий Бусько отметил, что для Беларуси сейчас основной партнер в регионе - оправившийся после боевых конфликтов Вьетнам, соседствующий с Лаосом и Камбоджей. Перспективы сотрудничества с этими странами достаточно большие. Взять хотя бы военно-техническую сферу. Согласно данным отчета The Military Balance британского Международного института стратегических исследований (IISS) за 2012 год, на вооружении у армии Лаоса - советские танки Т-54 и Т-55 и даже десять "ветеранов" Т-34-85. Есть советские танки и в Камбодже. Также эти государства используют вертолеты и самолеты из СССР, в том числе заказывают их новые модификации в России (транспортные вертолеты К-32Т). Если говорить о Вьетнаме, то, безусловно, там немало техники советской эпохи, в том числе комплексов С-125. Если обратить взор на других членов АСЕАН и их соседей, то и там можно встретить образцы советского и постсоветского вооружения. В частности, это самолеты МиГ-29. Однако нередко с ними соседствует и продукция ВПК Франции, США, других западных стран. Это касается и авиации, и наземных средств ПВО, и других видов вооружения.

О чем все это говорит? Наверное, о том, что Беларусь - это одна из стран, которая может оказывать услуги по модернизации военного парка стран Юго-Восточной Азии. Одно из направлений - модернизация комплексов С-125 и поставка прицелов для бронетехники. Теоретически наша страна могла бы сотрудничать и с ВВС некоторых государств этого региона. Речь даже не о модернизации самих самолетов. Белорусские специалисты (иногда в сотрудничестве с российскими) могут создавать тренажеры для пилотов МиГ-29, Су-25, Ми-8 и так далее.

Более того, часть государств АСЕАН испытывает кадровый голод. В том числе требуются военные специалисты в области ПВО. Если учесть, что Лаос, Вьетнам и Камбоджа используют советское вооружение, то Военная академия Беларуси может обучать военнослужащих из этих стран. Тем более что академия была образована на базе двух военных вузов, один из которых - МВИЗРУ (Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище) ПВО. Фактически это был базовый военный вуз по подготовке кадров для советских сил противовоздушной обороны. Депутат Виталий Бусько отмечает, что не менее перспективное направление - это подготовка специалистов для МЧС. Особенно актуально это для тех стран АСЕАН, где сухой сезон сменяется большими наводнениями. А ведь белорусские спасатели накопили уже достаточно неплохой опыт по ликвидации последствий паводков.

Также Вьетнам и другие страны региона нуждаются в специалистах в области сельского хозяйства. Да мало ли еще каким специальностям могут обучаться в Беларуси жители этого региона. Тем более что во Вьетнаме целое поколение, которое сейчас занимает многие важные должности в госаппарате, проходило учебу в советских, в частности и белорусских, вузах. У этих людей сложилось достаточно позитивное мнение о нашей системе образования. Пока это поколение еще не постарело, белорусская сторона имеет все возможности, чтобы возобновить такое обучение. И надо сказать, что в этом плане уже многое сделано, и некоторое число жителей стран АСЕАН проходят сейчас обучение в Беларуси либо недавно его завершили.

Помимо образовательного аспекта есть перспективы сотрудничества и в научной сфере, но не в теоретической плоскости, а в практической. Например, в камбоджийской земле осталось немало мин, которые не всегда можно "увидеть" металлоискателем, а карты минных полей уже утрачены. Поиск этого военного "наследства" можно вести с помощью спектрального анализа почвы, который подразумевает наземные замеры, а также использование снимков из космоса. В этой части у белорусской стороны тоже есть свой опыт.

Выше говорилось о военной технике, но в АСЕАН с ее развивающимися экономиками необходимы и сельхозмашины, и грузовики, и карьерные самосвалы. Все это производится в Беларуси. Нетрудно догадаться, что на рынке уже присутствуют и производители из других стран. Например, во Вьетнаме на одной площадке есть три параллельных линии сборочных производств: МАЗов, китайских и корейских грузовиков. При этом очевидно такое преимущество белорусских машин, как лучшая по сравнению с аналогами тормозная система. Да и вообще, конкуренция не должна пугать наших производителей. Если сидеть, сложа руки, то эти рынки без особого труда завалят своей продукцией заводы Китая. Как известно, они очень часто берут ценой. Но не всех устраивает дешевая техника. Этим нужно пользоваться, занимать свою нишу и создавать сборочные производства на всем пространстве АСЕАН, что в общем-то уже начато.

Пока речь шла только о нашем экспорте, а какой вклад в увеличение товарооборота могут сделать страны Юго-Восточной Азии? В частности, оттуда напрямую можно завозить морепродукты, которые Беларусь в любом случае всегда будет импортировать. Если грамотно выстроить логистику и обойтись без посредников, то цена на многие дары моря в белорусских магазинах может снизиться. Депутат Виталий Бусько обращает внимание на то, что сейчас во Вьетнам ходит достаточно много судов с белорусскими калийными удобрениями. Теоретически они могли бы идти обратно именно с морепродуктами. Есть перспективы развития поставок и другой продукции из стран АСЕАН. Это уже отдельная большая тема. Немало в Юго-Восточной Азии и месторождений полезных ископаемых, а это уже стратегические интересы. У Беларуси есть перспективы поучаствовать в разработке месторождений во Вьетнаме. Но вряд ли наши компании будут вывозить оттуда добытые ископаемые. Скорее всего, появится схема продажи их в том регионе, а на вырученную валюту можно закупать полезные ископаемые у наших соседей.

Говоря о Юго-Восточной Азии, хотелось бы еще развеять миф о том, что если когда-то там воевали, например США, то могут напасть и снова. В принципе, случиться может все, даже самое неожиданное. Однако, во-первых, далеко не все страны АСЕАН участвовали напрямую в индокитайских войнах. Некоторые из них вообще не имели отношения к этим конфликтам, а противостояние Штатов и Японии было в той части света очень давно - в 1940-х годах, и мировое устройство с тех пор значительно изменилось. Кроме того, американцы и представители других западных держав вкладывают сейчас деньги в регион. Например, в 2008 году Вьетнам получил $80 млрд. чистых инвестиций. В стране сдавались под ключ целые предприятия. Понятно, что инвесторы, в том числе из США, хотят получить отдачу, и американскому правительству, мягко говоря, не очень-то выгодно разворачивать там какие-то боевые действия. Тем более что объективно для этого сейчас нет никакого повода, да и американское общество не очень одобряет в последнее время все эти военные авантюры.

Намного логичней вести речь о внутренних угрозах, ведь иногда поднимается проблема по пересмотру линий госграниц как внутри АСЕАН, так и, например, между Китаем и Вьетнамом. Но еще очень большой вопрос, насколько готовы те же китайцы перейти к реальному вторжению. Слишком интенсивно интегрируются экономики азиатских стран, и это, к счастью, делает войны невыгодными. А если говорить о позиции белорусской стороны, то политическое руководство уже не раз заявляло, что наша страна не будет "дружить с кем-то против кого-то". Такая позиция не может не располагать к себе торговых и политических партнеров.

Еще одно направление возможного сотрудничества со странами АСЕАН - это туризм. В регионе есть не только исхоженный туристами вдоль и поперек Таиланд, но и Вьетнам, который тоже имеет большое побережье. Инфраструктура для отдыха там еще начинает развиваться, но уже привлекает отдыхающих из разных стран.

Но, как бы там ни было, все эти направления возможного сотрудничества останутся только прожектами, если Беларусь не будет развивать отношения по уже стандартной для всего мира схеме взаимных визитов и вхождения в региональные организации. Обмен визитам на высшем и высоком уровне уже начат. Статус наблюдателя в региональной межпарламентской организации получен. При этом Виталий Бусько обратил внимание, что помимо Беларуси наблюдателями в МПА АСЕАН являются такие страны, как Россия, Канада и США. Аналогичный статус получил и Европарламент. Последний факт - особый повод задуматься для евроцентристов. Причем, как отмечает Виталий Бусько, АСЕАН и его парламентское измерение нельзя назвать организациями, в которые можно легко вступить или получить статус наблюдателя. Это не проходная комната, а достаточно серьезный клуб стран, с которыми можно и нужно сотрудничать. Говоря простым языком, Беларуси нужно торопиться осваивать регион, чтобы хорошие начинания не пропали даром и страна получила экономические и политические выгоды. Тем более что, как отмечает белорусский парламентарий, многие страны АСЕАН тоже с нескрываемым интересом смотрят на наше государство как на члена таможенной "тройки". То есть Беларусь может стать для них партнером для выхода на достаточно большой рынок.
Топ-новости
Свежие новости Беларуси