В Беларуси проводится большая работа, способствующая развитию зеленой экономики в части сокращения выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферу. В частности, в этом году были приняты определенные изменения в законодательстве об охране атмосферного воздуха. Подробно о новшествах в законе рассказала начальник управления регулирования воздействий на атмосферный воздух, изменение климата и экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Наталья Ланец.
Как в Беларуси обеспечивается защита атмосферного воздуха
Специалист отметила, что сентябрь традиционно насыщен датами, которые подчеркивают важность чистого воздуха и острую необходимость в мерах по улучшению его качества. Так, в 2019 году Генеральная Ассамблея ООН объявила 7 сентября международным днем чистого воздуха для голубого неба.
"В Беларуси деятельность в области охраны атмосферного воздуха регулируется законом "Об охране атмосферного воздуха", международными договорами, а также международными правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Основная цель деятельности по охране атмосферного воздуха заключается в обеспечении нормативов качества атмосферного воздуха при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Предотвращение вредного воздействия на атмосферный воздух хозяйственной и иной деятельности реализуются посредством установления специально уполномоченными госорганами обязательных требований к деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и оказывающей вредное воздействие", - отметила Наталья Ланец.
По ее словам, нормирование остается одним из основных механизмов обеспечения благоприятного качества атмосферного воздуха и осуществляется в первую очередь в целях государственного регулирования воздействия такой деятельности на атмосферный воздух. Так, нормативы в области охраны атмосферного воздуха представлены двумя видами - нормативы качества атмосферного воздуха и нормативы допустимого воздействия на атмосферный воздух. Нормирование самих выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность, связанную с выбросами, базируется на двух подходах.
"Первый подход ориентирован на источник выбросов и источник выделения. Он является своего рода основой для определения экологического качества технологического процесса устройства или оборудования, устанавливается экологическими нормами и правилами, а также является обязательным для соблюдения. При этом на источник может влиять и фоновое загрязнение, которое складывается из источников других субъектов хозяйствования, мобильного транспорта, а также природного загрязнения атмосферного воздуха. В связи с этим есть второй подход - установление нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух конкретно для субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Такие нормативы устанавливаются территориальными органами Минприроды в выдаваемых разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, либо в комплексных природоохранных разрешениях", - заявила начальник управления регулирования воздействий на атмосферный воздух, изменение климата и экспертизы Минприроды.
Она добавила, что нормативы, устанавливаемые в таких разрешениях, уже учитывают нормативы качества атмосферного воздуха, фоновую концентрацию загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, нормы выбросов загрязняющих веществ и многое другое. Также сюда входят мероприятия, которые планирует выполнить субъект хозяйствования, по сокращению или предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
"В целях обеспечения экологической безопасности и сохранения качества атмосферного воздуха природопользователями Беларуси самостоятельно проводится планомерная работа по строительству и реконструкции как самих источников выделения технологических процессов оборудования и устройств, так и газоочистных установок, которые позволяют очистить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Кроме того, внедряются наилучшие доступные технических методы. Стоит отметить, что только за первое полугодие 2023 года в Беларуси выполнено 48 таких природоохранных мероприятий, 14 из которых связаны именно с установкой либо модернизацией газоочистного оборудования. Данные мероприятия, выполненные субъектами хозяйствования, позволят в будущем сократить выбросы загрязняющих веществ более чем на 1,7 т в год", - подчеркнула специалист.
Также в области охраны атмосферного воздуха законодательство предусматривает такую меру экономического стимулирования, как уменьшение экологического налога на сумму произведенных расходов на финансирование капитальных вложений в строительство или реконструкцию газоочистных установок. Такие мероприятия позволяют сдерживать рост загрязняющих веществ в атмосферном воздухе с учетом развития экономики, открытия и строительства новых производств.
Изменения в законе "Об охране атмосферного воздуха"
17 июля 2023 года был принят закон об изменении закона "Об охране атмосферного воздуха", который предусматривает ряд новшеств, направленных на повышение эффективности охраны атмосферного воздуха. Данные изменения затронули основные направления регулирования, нормирования и контроля в области охраны атмосферного воздуха.
"Так, были установлены дифференцированные подходы к установлению нормативов качества атмосферного воздуха. Будут устанавливаться ранее принятые предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в населенных пунктах и местах массового отдыха населения. Они разрабатываются в рамках законодательства "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Кроме того, сохранятся экологически безопасные концентрации для особо охраняемых природных территорий и территорий, подлежащих специальной охране. Помимо прочего, появились экологические нормативы, которые будут устанавливаться для территории за пределами населенных пунктов и мест массового отдыха, а также за пределами особо охраняемых природных территорий и территорий, подлежащих специальной охране. При этом более жесткие концентрации предусматриваются именно для особо охраняемых природных территорий и территорий, подверженных специальной охране", - рассказала Наталья Ланец.
Также добавляется необходимость получать разрешение на выбросы субъектам хозяйствования, которые используют отходы 1-3-го классов опасности в качестве производства энергии, либо их обезвреживают. Таким субъектам необходимо будет в течение 6 месяцев получить разрешение на выбросы независимо от их количества, так как основные разрешения получают природопользователи при превышении массы выбросов 3 и более т в год, либо 1-го класса опасности загрязняющих веществ - 10 кг в год.
"Кроме того, установлена норма, которая позволит проводить анализ выбросов тех субъектов хозяйствования, которые вправе не получать разрешения на выбросы. Такие природопользователи имеют выброс менее 3 т. На данный момент предусмотрена такая правовая норма, как согласование актов инвентаризации, которая позволят территориальным органам Минприроды проанализировать правильность расчета выбросов и учесть необходимые мероприятия. В целом будет проводиться полный анализ таких субъектов хозяйствования. В установление нормативов в разрешительных документах также предусмотрены нововведения. В частности, повышена ответственность при проектировании. Теперь после приемки в эксплуатацию объектов воздействия на атмосферный воздух в разрешениях на выбросы либо комплексных природоохранных разрешениях нельзя будет установить нормативы свыше тех, которые были разработаны в проектной документации", - констатировала специалист.
По ее словам, уточнены и случаи, при которых субъект хозяйствования может получить временные нормативы допустимых выбросов, а также оговорить их сроки и условия продления. Данная норма введена впервые. Временные нормативы можно будет получить при разработке обязательных мероприятий для сокращения выбросов и реализовать в течение 5 лет с однократным продлением еще на 5 лет. При этом мероприятия должны быть начаты, но не завершены по каким-то объективным обстоятельствам до истечения первых 5 лет.
"С учетом трендов на цифровизацию в Беларуси усовершенствован подход к контролю за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух субъектами хозяйствования, которые вносят значительный вклад в целом в выбросы по Беларуси. Речь идет об автоматизированных системах контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые будут передавать в режиме реального времени информацию в министерство, территориальные органы Минприроды и Белгидромет. Это упростит и ускорит меры реагирования в случае установления превышений за предыдущие сутки", - отметила начальник управления регулирования воздействий на атмосферный воздух, изменение климата и экспертизы Минприроды.
Новым законом закреплены также требования к приему в эксплуатацию объектов воздействия на атмосферный воздух после завершения строительства, реконструкции или капитального ремонта. Так, если объект подлежит оснащению автоматизированной системой контроля, то она должна будет вводиться сразу при приеме в эксплуатацию.
"Немаловажный момент для тех субъектов хозяйствования, которые будут проводить последующий контроль за нормативами выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, - это наличие пробоотборных мест и площадок для проведения отбора проб в дискретном режиме. При этом остается соблюдение требований выбросов отработавших газов мобильных транспортных средств", - заверила специалист.
В заключении она добавила, что политика регулирования выбросов загрязняющих веществ, проводимая в Беларуси, благоприятно сказывается на качестве атмосферного воздуха. Данный факт подтверждается результатами мониторинга атмосферного воздуха, проводимого Белгидрометом.-0-