В Беларуси реализуется отраслевая программа "Качество 2021-2025", включающая комплекс мероприятий, направленных на повышение качества жизни белорусского народа, обеспечение конкурентоспособности национальной экономики на мировой арене, стимулирование инициативы, формирование в обществе ответственности за результаты своего труда и чувства сопричастности к будущему страны. В 2024 году наша страна направит много сил на улучшение качества жизни белорусов. Это будет касаться всех сфер деятельности, ведь каждый должен внести вклад в развитие нашего общества.
Минский моторный завод является гарантом качества производимой продукции и постоянно совершенствуется в этом направлении. Приоритетным для предприятия является изготовление запчастей и расходных материалов, обеспечивающих долговечную работу двигателя. Директор по качеству продукции и техническому сервису Иван Бакун и его заместитель Валерий Терешко рассказали корреспонденту БЕЛТА о требованиях к продукции, поиске эффективных решений для производства и возможности получения Государственного знака качества.
Работа с поставщиками и хорошее сервисное обслуживание
"Если говорить языком стандарта, то качество - это удовлетворенность потребителя: он выставляет оценку за нашу продукцию, тем самым подтверждая ее качество, - подчеркнул Иван Бакун. - Оценка "качественный" не значит, что продукт должен быть идеальным во всех сферах. Большую роль играет сервис продукта на его жизненном цикле: минимально короткие сроки для восстановления, реакция на претензии, обучение персонала, - все эти критерии и приводят к удовлетворению потребителя".
По его словам, в договорах на поставку моторного завода прописано, что любой потребитель его продукции должен стать на сервисное сопровождение в центрах ММЗ. На весь реализуемый товар предоставляется гарантия. Завод принимает на себя обязательства выполнять устранение отказов, вызванных дефектами производства, в течение гарантийного срока, установленного в договоре купли-продажи или оказания услуг. "Это значит, что мы учим, как правильно эксплуатировать двигатель, обеспечивать его корректную работу, диагностировать возможные неисправности и как их исправлять, что в целом является неисправностью двигателя, а что есть неисправность машины, на которую он установлен", - отметил он.
Начиная с 2016 года Минский моторный завод выдает сертификаты организациям, у которых в работе более 10 единиц техники с двигателями ММЗ. "По заявке руководства сторонней организации моторный завод проводит обучение ответственных специалистов на двигателях Д-243, Д-245, Д-260, 3-ЛД. Первым этапом наши коллеги доводят до обучающихся теорию, второй этап - практика. По окончании выдается сертификат, дающий право специалисту любой организации ремонтировать и проводить техническое обслуживание двигателя", - рассказал директор по качеству продукции и техническому сервису.
"Например, в ноябре 2023 года по приглашению Минского тракторного завода группа специалистов компании из Зимбабве прошла первичное обучение. После они были направлены на Минский моторный завод. Технологи и конструкторы рассказывали про эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт двигателей Д-243, Д-245, Д-260. Также были рассмотрены вопросы системы охлаждения, смазки и устройства наддува дизелей, рабочего процесса и вспомогательных узлов", - сказал Иван Бакун.
Минский моторный завод является гарантом качества производимой продукции и постоянно совершенствуется в этом направлении. Приоритетным для предприятия является изготовление запчастей и расходных материалов, обеспечивающих долговечную работу двигателя. Директор по качеству продукции и техническому сервису Иван Бакун и его заместитель Валерий Терешко рассказали корреспонденту БЕЛТА о требованиях к продукции, поиске эффективных решений для производства и возможности получения Государственного знака качества.
Работа с поставщиками и хорошее сервисное обслуживание
"Если говорить языком стандарта, то качество - это удовлетворенность потребителя: он выставляет оценку за нашу продукцию, тем самым подтверждая ее качество, - подчеркнул Иван Бакун. - Оценка "качественный" не значит, что продукт должен быть идеальным во всех сферах. Большую роль играет сервис продукта на его жизненном цикле: минимально короткие сроки для восстановления, реакция на претензии, обучение персонала, - все эти критерии и приводят к удовлетворению потребителя".
По его словам, в договорах на поставку моторного завода прописано, что любой потребитель его продукции должен стать на сервисное сопровождение в центрах ММЗ. На весь реализуемый товар предоставляется гарантия. Завод принимает на себя обязательства выполнять устранение отказов, вызванных дефектами производства, в течение гарантийного срока, установленного в договоре купли-продажи или оказания услуг. "Это значит, что мы учим, как правильно эксплуатировать двигатель, обеспечивать его корректную работу, диагностировать возможные неисправности и как их исправлять, что в целом является неисправностью двигателя, а что есть неисправность машины, на которую он установлен", - отметил он.
Начиная с 2016 года Минский моторный завод выдает сертификаты организациям, у которых в работе более 10 единиц техники с двигателями ММЗ. "По заявке руководства сторонней организации моторный завод проводит обучение ответственных специалистов на двигателях Д-243, Д-245, Д-260, 3-ЛД. Первым этапом наши коллеги доводят до обучающихся теорию, второй этап - практика. По окончании выдается сертификат, дающий право специалисту любой организации ремонтировать и проводить техническое обслуживание двигателя", - рассказал директор по качеству продукции и техническому сервису.
"Например, в ноябре 2023 года по приглашению Минского тракторного завода группа специалистов компании из Зимбабве прошла первичное обучение. После они были направлены на Минский моторный завод. Технологи и конструкторы рассказывали про эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт двигателей Д-243, Д-245, Д-260. Также были рассмотрены вопросы системы охлаждения, смазки и устройства наддува дизелей, рабочего процесса и вспомогательных узлов", - сказал Иван Бакун.
Совершенство технологичных решений и интеллектуальной составляющей
Одним из новшеств ММЗ по улучшению качества продукции стала брендированная линейка масляных, топливных и воздушных фильтров завода. Продвижением этого проекта занимался Валерий Терешко. "О работе двигателя лучше ММЗ никто не знает. Проанализировав рынок, мы обнаружили проблему: ряд фильтров, которые производятся для двигателей, не обеспечивает надлежащий уровень требований и наносит вред, приводя к поломке двигателей. Мы рекомендуем потребителям использовать именно фильтры с логотипом ММЗ, отвечая за исправную работу каждой составляющей двигателя. Запатентованный логотип - защита от подделки, ведь только мы имеем право реализовывать этот продукт, что является своеобразным знаком качества моторного завода. До потребителя мы доносим информацию, что наше изделие - качественное, не имеющее аналогов", - отметил он.
Залог успеха предприятия
"В целях поддержания решений, принятых главой государства, мы акцентировали внимание на улучшении качества производимой продукции как на основной задаче 2024 года. И формируем ответственность за результат своего труда у коллег. Однако качество зависит и от оборудования, на котором работают люди. Уже немало сделано для модернизации производства, работа будет продолжена. В текущем году планируется совершенствование оборудования по развесу шатуна, балансировке маховика двигателей Д-243, Д-245, установке некоторых деталей, имеющих повышенный риск возникновения несоответствий. Много внимания будет уделено повторяющимся дефектам", - сообщил Иван Бакун.
Чтобы объединить персонал, техническую составляющую на выполнение общей цели, проводится командная работа по улучшению качества уже с прошлого года. "Издан новый стандарт "Система менеджмента качества постоянно действующей комиссии по качеству, технические совещания по вопросам качества", которым обязаны руководствоваться все подразделения. Система менеджмента качества предприятия - это объединение всех служб завода в одно целое для создания продукта, который соответствует требованиям потребителя. Эта система обеспечит его удовлетворенность: ожидаемый результат должен устраивать человека по всем параметрам", - констатировал он.
Качество во всем
"Когда речь идет об удовлетворенности потребителя, стоит сказать, что человеку важно не просто качество, но и чтобы у высококлассного изделия была приемлемая цена, - уточнил Валерий Терешко. - Мы выбираем системный подход, баланс между ценой и качеством - когда большее количество потребителей покупает наш продукт. Потребитель воспринимает качество в связке с сервисом, оказываемым производителем, поэтому Минский моторный завод в 2024 году планирует продолжить активное развитие сервиса. Акцент будет сделан на сокращении времени оказания услуг и увеличении территории охвата".
Существует ряд стандартизированных моделей систем обеспечения качества. Система обеспечения качества Минского моторного завода подтверждается: в 2022 году продукция завода отмечена государственной премией в области качества, а также специальной премией "Лидеры в области качества". В 2023 году Иван Михайлович Бакун награжден дипломом победителя конкурса "Лучший менеджер в области качества". В 2024 году завод является номинантом на присвоение высокой награды в области качества - премии СНГ.
"Конечно же, у нас есть все возможности получить и Государственный знак качества. Мы являемся поставщиками двигателей - сердца тяжелой сельхозтехники. К примеру, если захочет получить Знак качества наш стратегический партнер МТЗ, то без основного элемента - хорошего двигателя - это сделать не удастся. Невозможно сделать трактор без основных комплектующих, не соответствующих Знаку качества. Поскольку мы поставляем двигатели МАЗ, МТЗ и другим предприятиям, то у нас достаточно высокие шансы отличиться", - поделился надеждами Валерий Терешко.
О месте качества в экономической политике Минского моторного завода
Залог успеха предприятия
"В целях поддержания решений, принятых главой государства, мы акцентировали внимание на улучшении качества производимой продукции как на основной задаче 2024 года. И формируем ответственность за результат своего труда у коллег. Однако качество зависит и от оборудования, на котором работают люди. Уже немало сделано для модернизации производства, работа будет продолжена. В текущем году планируется совершенствование оборудования по развесу шатуна, балансировке маховика двигателей Д-243, Д-245, установке некоторых деталей, имеющих повышенный риск возникновения несоответствий. Много внимания будет уделено повторяющимся дефектам", - сообщил Иван Бакун.
Чтобы объединить персонал, техническую составляющую на выполнение общей цели, проводится командная работа по улучшению качества уже с прошлого года. "Издан новый стандарт "Система менеджмента качества постоянно действующей комиссии по качеству, технические совещания по вопросам качества", которым обязаны руководствоваться все подразделения. Система менеджмента качества предприятия - это объединение всех служб завода в одно целое для создания продукта, который соответствует требованиям потребителя. Эта система обеспечит его удовлетворенность: ожидаемый результат должен устраивать человека по всем параметрам", - констатировал он.
Качество во всем
"Когда речь идет об удовлетворенности потребителя, стоит сказать, что человеку важно не просто качество, но и чтобы у высококлассного изделия была приемлемая цена, - уточнил Валерий Терешко. - Мы выбираем системный подход, баланс между ценой и качеством - когда большее количество потребителей покупает наш продукт. Потребитель воспринимает качество в связке с сервисом, оказываемым производителем, поэтому Минский моторный завод в 2024 году планирует продолжить активное развитие сервиса. Акцент будет сделан на сокращении времени оказания услуг и увеличении территории охвата".
Существует ряд стандартизированных моделей систем обеспечения качества. Система обеспечения качества Минского моторного завода подтверждается: в 2022 году продукция завода отмечена государственной премией в области качества, а также специальной премией "Лидеры в области качества". В 2023 году Иван Михайлович Бакун награжден дипломом победителя конкурса "Лучший менеджер в области качества". В 2024 году завод является номинантом на присвоение высокой награды в области качества - премии СНГ.
"Конечно же, у нас есть все возможности получить и Государственный знак качества. Мы являемся поставщиками двигателей - сердца тяжелой сельхозтехники. К примеру, если захочет получить Знак качества наш стратегический партнер МТЗ, то без основного элемента - хорошего двигателя - это сделать не удастся. Невозможно сделать трактор без основных комплектующих, не соответствующих Знаку качества. Поскольку мы поставляем двигатели МАЗ, МТЗ и другим предприятиям, то у нас достаточно высокие шансы отличиться", - поделился надеждами Валерий Терешко.
О месте качества в экономической политике Минского моторного завода
ММЗ своим продуктом стремится поддерживать национальную идею "белорусский - значит качественный". Это непростой труд. Для этого нужно эффективно применять известные международные методы и техники обеспечения качества (8D, PPAP, FMEA) и создавать новые, отечественные.
"Собирая двигатель из 300 комплектующих, моторный несет ответственность за каждого поставщика и берет на себя обязательство заниматься их развитием до уровня, удовлетворяющего потребителя, - подчеркнул Валерий Терешко. - Например, если через 1 тыс. часов эксплуатации выйдет из строя одна из 3 тыс. свечей, мы уже обязаны учитывать эту проблему и брать ее на вооружение, искать и устанавливать причину, прорабатывать и исключать в дальнейшем дефект двигателя".
Сейчас для цифрового обозначения дефектности используется шкала измерений в миллионных долях - ppm. "Если это перевести на количество ошибок, допускаемых работниками ММЗ, то на каждого будет введено не более одной ошибки в год. Представьте, какими виртуозами должны быть наши сотрудники! И они ими будут", - акцентировал внимание он.
В свою очередь Иван Бакун отметил: "Система менеджмента качества - это и есть работа предприятия. Первым и основным пунктом является то, что система должна постоянно совершенствоваться. Без этого движения она умирает. По заключению таких компетентных органов, как БелГИСС, БелГИМ, система менеджмента качества на ММЗ одна из лучших в Республике Беларусь. Мы стремимся постоянно ее улучшать".
"Девиз моторного: "Главная цель - качество, главная ценность - люди!" Развитие системы идет от обнаружения проблемы, - констатировал Валерий Терешко. - Основная задача для нас - поднять ответственность у сотрудников за результаты своего труда и не допускать сокрытия проблем. Ведь как только это произойдет, завод прекратит свое развитие".
Таким образом, каждый из сотрудников Минского моторного завода вносит неоценимую лепту в поддержание функционирования производства, обеспечение высокого качества производимой продукции и продвижение белорусской промышленности на мировой арене. А в нынешний Год качества у предприятия есть все шансы достичь высоких показателей и достойных оценок, не сбавляя темпов по выпуску качественной продукции.
БЕЛТА.-0-
"Собирая двигатель из 300 комплектующих, моторный несет ответственность за каждого поставщика и берет на себя обязательство заниматься их развитием до уровня, удовлетворяющего потребителя, - подчеркнул Валерий Терешко. - Например, если через 1 тыс. часов эксплуатации выйдет из строя одна из 3 тыс. свечей, мы уже обязаны учитывать эту проблему и брать ее на вооружение, искать и устанавливать причину, прорабатывать и исключать в дальнейшем дефект двигателя".
Сейчас для цифрового обозначения дефектности используется шкала измерений в миллионных долях - ppm. "Если это перевести на количество ошибок, допускаемых работниками ММЗ, то на каждого будет введено не более одной ошибки в год. Представьте, какими виртуозами должны быть наши сотрудники! И они ими будут", - акцентировал внимание он.
В свою очередь Иван Бакун отметил: "Система менеджмента качества - это и есть работа предприятия. Первым и основным пунктом является то, что система должна постоянно совершенствоваться. Без этого движения она умирает. По заключению таких компетентных органов, как БелГИСС, БелГИМ, система менеджмента качества на ММЗ одна из лучших в Республике Беларусь. Мы стремимся постоянно ее улучшать".
"Девиз моторного: "Главная цель - качество, главная ценность - люди!" Развитие системы идет от обнаружения проблемы, - констатировал Валерий Терешко. - Основная задача для нас - поднять ответственность у сотрудников за результаты своего труда и не допускать сокрытия проблем. Ведь как только это произойдет, завод прекратит свое развитие".
Таким образом, каждый из сотрудников Минского моторного завода вносит неоценимую лепту в поддержание функционирования производства, обеспечение высокого качества производимой продукции и продвижение белорусской промышленности на мировой арене. А в нынешний Год качества у предприятия есть все шансы достичь высоких показателей и достойных оценок, не сбавляя темпов по выпуску качественной продукции.
БЕЛТА.-0-