ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 16 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +5°C
Все новости
Все новости
Комментарии
15 марта 2011, 08:56

Госпрограмма содействия занятости населения Беларуси утверждена с объемом финансирования Br171,2 млрд.

МАКСИМУМ БЕЗРАБОТИЦЫ - 1,5%

Совет Министров постановлением №270 утвердил Государственную программу занятости населения Республики Беларусь на 2011 год, которая является основным инструментом реализации госполитики в данной сфере. Этот комплексный документ определяет главные направления и приоритеты деятельности органов госуправления, облисполкомов, Мингорисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов в разрешении экономических и социальных проблем занятости, сообщили корреспонденту БЕЛТА в пресс-службе правительства.

Предыдущая программа впервые охватывала двухлетний период (2009-2010 годы). Нынешняя программа определяет основные задачи и показатели на один год - 2011-й. Она разработана в соответствии с основными положениями Программы социально-экономического развития на пятилетие, предусматривающими инновационное развитие и структурную перестройку экономики, переход на более высокий технологический уклад развития производства, развитие человеческого потенциала, предпринимательства и инициативы, устойчивое развитие регионов.

РАВНОВЕСИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА

Каждая принимаемая в Беларуси программа занятости базируется на трех китах - это анализ сложившейся на рынке труда обстановки, ревизия выполнения поставленных предыдущей программой задач и прогноз развития ситуации на будущий период. Новая программа - не исключение.

По оценке специалистов, на рынке труда Беларуси в 2010 году достигнуто относительное равновесие - уровень безработицы находился в социально допустимых пределах, возрастала средняя заработная плата, снижалась малообеспеченность населения. В результате принятых мер по улучшению деловой среды и условий развития частного сектора возросло число вакансий и соответственно увеличились объемы трудоустройства на созданные рабочие места. В прошлом году за оказанием содействия в трудоустройстве обратились 328,7 тыс. человек, из них в качестве безработных зарегистрированы 205,8 тыс. человек.

Уровень безработицы на 1 января 2011 года равнялся 0,7% от численности экономически активного населения (на 1 января 2010-го этот показатель был 0,9%). Анализ состояния рынка труда 118 районов и 12 городов страны показал, что в 115 регионах уровень безработицы на 1 января составил 1% и ниже, в 15 регионах - от 1,1% до 1,5%. Все регионы обеспечили выход на прогнозные показатели по уровню безработицы.

По данным Национального статистического комитета, численность занятых в экономике в 2010 году составила 4653,4 тыс. человек при прогнозе 4740 тыс., численность занятых в экономике малых городов - 836,4 тыс. человек при прогнозе 820,9 тыс.

Стабильность - такова основная характеристика ситуации на рынке труда страны. Однако это не означает, что все проблемы, в том числе накапливаемые на протяжении десятилетий, решены. Так, сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии (около 78% от общего количества вакансий).

За последние годы значительно увеличилось количество обладателей вузовских дипломов при сокращении числа подготовленных по рабочим профессиям. Как следствие, увеличился разрыв между объемом и структурой подготовленных работников и реальной потребностью в них организаций. Анализ конъюнктуры рынка труда показывает: с одной стороны, ощутим избыток кадров, а с другой - дефицит квалифицированных работников. Для многих организаций характерны превышение фактической численности работников над размерами экономически обоснованной численности, высокая текучесть кадров, отсутствие программ повышения квалификации и развития персонала. Особенно сложная ситуация складывается на тех региональных рынках труда, где подавляющая часть трудовых ресурсов занята на одном-двух градообразующих предприятиях.

ПРОГНОЗ НА 2011-Й - СО СДЕРЖАННЫМ ОПТИМИЗМОМ

В текущем году рынок труда республики будет формироваться в условиях структурной перестройки экономики. Наиболее сильное воздействие окажут четыре фактора. Первый - демографически обусловленное сокращение численности трудовых ресурсов. Второй - избыточная рабочая сила в ряде организаций при ее дефиците на региональных рынках труда. Третий - дисбаланс между спросом и предложением рабочих мест по профессионально-квалификационному составу. И четвертый - сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалидов, молодежи, женщин, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а также людей, имеющих длительный перерыв в работе).

По расчетам, в 2011 году в органах по труду, занятости и социальной защите будет зарегистрировано 212,6 тыс. безработных (97,6% по сравнению с 2010 годом).

С учетом численности безработных, состоявших на учете на конец 2010 года, общее количество безработных, нуждающихся в трудоустройстве, в 2011 году составит 262 тыс. человек (101,5% к уровню к 2010 года).

Рынок труда будет пополняться за счет уволенных по причинам текучести кадров, высвобождаемых в результате модернизации производства и оптимизации численности работников, имеющих длительный перерыв в работе, а также выпускников учреждений, обеспечивающих получение общего базового и среднего образования.

Новая госпрограмма обеспечивает преемственность зарекомендовавших себя на практике активных мер по обеспечению занятости населения и при этом содержит немало нововведений.

ПОД ДИКТОВКУ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЭКОНОМИКИ

Приоритеты в политике занятости смещаются в сторону повышения эффективности использования трудовых ресурсов - это продиктовано структурными изменениями национальной экономики и переходом на инновационный путь развития. В госпрограмме закладываются не только основы такого повышения, но и превентивные меры, направленные на снижение социальных издержек, связанных с реструктуризацией организаций и оптимизацией численности их работников.

В госпрограмме появился новый раздел - содействие нанимателям в модернизации экономики. Если в предыдущей программе основной упор был сделан на решении проблем неполной занятости на производстве, сохранении рабочих мест и трудовых коллективов, то главная задача в 2011 году - обеспечить работой людей в условиях модернизации, трудоустроить тех, кто не способен на равных условиях конкурировать с другими работниками на рынке труда.

Минтруда и соцзащиты окажет научно-методическую поддержку организациям, которые проводят реструктуризацию производства. Наниматели получат содействие в осуществлении кадровой диагностики, разработке программ социально ответственной реструктуризации производств, организации опережающего обучения работников.

Запланированы компенсации затрат нанимателям на профобучение работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников, а также принятых на работу граждан, высвобожденных другими нанимателями или впервые ищущих работу.

Планируется внесение значимых изменений и дополнений в законодательство. Это касается финансирования затрат нанимателей на профобучение высвобождаемых работников в условиях модернизации, реорганизации производства с обеспечением дальнейшего их трудоустройства. Будет проработан вопрос о внесении изменений в налоговое законодательство в части предоставления субъектам хозяйствования налоговых льгот на суммы расходов, направляемых на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.

Предусматривается установить нанимателям обязанности об уведомлении органов по труду, занятости и соцзащите о введении режима неполного рабочего дня (смены) и неполной рабочей недели при приостановке производства, а также о наличии вакансий - в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий или со дня образования свободных рабочих мест.

Будут внесены существенные корректировки в квалификационные характеристики специалистов кадровых служб организаций для приведения их в соответствие с требованиями инновационного развития экономики.

Внимание уделено и регулированию процессов внешней трудовой миграции в целях обеспечения необходимого баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы. Предусматривается оптимизация процедуры получения заключения органов по труду, занятости и соцзащите о возможности (либо невозможности) привлечения иностранцев на работу.

"ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИ" - НОВЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА

Для содействия в трудоустройстве незанятого населения республиканским органам госуправления и иным государственным организациям, подчиненным правительству, облисполкомам и Минскому горисполкому установлены задания по трудоустройству граждан на вновь создаваемые рабочие места. Всего на 2011 год предусматривается создание 175 тыс. рабочих мест, из них в Минске - 36 тыс., в Витебской и Брестской областях - по 25 тыс., в Гомельской - 24 тыс., в Минской - 23 тыс., в Могилевской и Гродненской - по 21 тыс. К слову, задание для республиканских органов госуправления и иных госорганизаций установлено в размере почти 5,9 тыс. рабочих мест.

Следует отметить, что на 2010 год также было запланировано создание 175 тыс. рабочих мест. Таким образом, установление задания на прежнем уровне свидетельствует о желании сохранить оправдавшую себя "подушку безопасности" на рынке труда.

В целях стимулирования нанимателей к созданию в первую очередь высокопроизводительных и высокоэффективных рабочих мест планируется оказание им финансовой поддержки в виде бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты. Будут предприняты меры по стимулированию создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных наукоемких, высокотехнологичных, динамично развивающихся отраслях экономики и сфере востребованных услуг. Планируется оказать содействие безработным в развитии предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Дополнительный импульс получит рост занятости в сфере услуг.

В целях информирования населения о возможностях трудоустройства планируется проведение ярмарок вакансий, создание в крупных организациях информационно-консультационных пунктов органов по труду, занятости и соцзащите, организация работы телефонной горячей линии. Значительно повысит оперативность предоставления гражданам сведений о наличии свободных рабочих мест внедрение электронного обмена информацией с нанимателями. На официальном сайте Минтруда и соцзащиты будет актуализироваться перечень профессий, по которым наниматели испытывают острую потребность в кадрах.

ПОД ЗАЩИТОЙ БРОНИ

По традиции особое внимание в госпрограмме уделяется решению проблем трудоустройства целевых групп населения (молодежи, инвалидов, женщин, длительно неработающих людей, а также вернувшихся из мест лишения свободы и др.). Нанимателям устанавливается броня для приема на работу 25 тыс. человек, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости.

Остается актуальной проблема женской и молодежной безработицы, несмотря на ее снижение (женская - с 23 тыс. человек на 1 января 2010 года до 17,4 тыс. человек на 1 января 2011-го и молодежная - соответственно с 16,6 тыс. человек до 12,6 тыс. человек).

В новой госпрограмме усилены и конкретизированы мероприятия, направленные на обеспечение занятости молодежи. В частности, запланировано установление нанимателям брони для приема на работу 5 тыс. 710 безработных в возрасте до 21 года, впервые ищущих работу. Для этой категории предусматривается приоритетное направление на профобучение (до 80% от зарегистрированных).

На "Молодежную практику" с частичной компенсацией нанимателям затрат на оплату труда будут направлены 1 тыс. 645 человек.

Запланировано обеспечение временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время - всего для 25,6 тыс. юношей и девушек. Будет совершенствоваться система содействия трудовой занятости учащихся и студентов.

Дальнейшее развитие получит система трудоустройства молодежи, а также профессионального обучения и ориентации (прежде всего школьников), направленная на повышение престижа рабочих профессий.

Рынок труда в Беларуси наименее благосклонен не только к неопытной молодежи, но и к женщинам, поскольку он в большей степени ориентирован на применение труда мужчин. При этом в структуре безработных представительницы слабого пола преобладают. В 2011 году продолжится практика проведения специализированных ярмарок вакантных рабочих мест с преимущественным использованием женского труда. Матери, длительное время не работавшие в связи с уходом за ребенком, получают право первоочередного направления на профобучение по востребованным на рынке труда специальностям, дающим возможность занятия индивидуальной трудовой деятельностью, а также надомным трудом. Безработные женщины-матери, не работавшие в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, получат возможность адаптации на рабочих местах в рамках "Молодежной практики" (не менее 50% от нуждающихся в трудоустройстве).

Обеспечены заявки общественных объединений инвалидов по выделению финансовых ресурсов на создание и сохранение рабочих мест для этой категории (выделено почти Br6 млрд.). Нанимателям установлена броня для приема на работу 1 тыс. 830 инвалидов. Предусмотрено усиление соцподдержки безработных инвалидов в период профессионального обучения. Планируется снижение норм наполняемости учебных групп при организации профобучения безработных инвалидов. Предусматривается организация и финансирование мероприятий по адаптации 471 инвалида к трудовой деятельности.

Впервые закреплены гарантии занятости для людей, вернувшихся из мест лишения свободы. Так, забронированы нанимателями рабочие места для приема 2 тыс. 790 человек, освобожденных из МЛС. Планируется внесение изменений в нормативные правовые акты в части установления брони для приема на работу граждан, освобожденных из лечебно-трудовых профилакториев. Планируется разработать меры стимулирования нанимателей, организующих трудовую реабилитацию лиц, освобожденных из исправительных учреждений и ЛТП.

МАЛЫМ ГОРОДАМ - БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ

Численность безработных в малых и средних городских поселениях за 2010 год уменьшилась на 1 тыс. 366 человек (на 18,1%), количество вакансий за этот период увеличилось с 6,1 тыс. до 8,4 тыс. (на 38%). Уровень безработицы в малых городах снизился до 0,7% при прогнозе 1%. Однако анализ состояния рынка труда свидетельствует о том, что наиболее сложная ситуация в 2011 году прогнозируется в 27 из 187 малых городов. Поэтому госпрограмма включает реализацию конкретных мероприятий по обеспечению занятости населения в малых городах и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы.

На основе мониторинга рынка труда малых городов и предложений облисполкомов в госпрограмму включено 27 наиболее проблемных малых городов и 7 районов. В их числе в Брестской области - Ганцевичский район, города Ганцевичи, Микашевичи Лунинецкого района, Иваново, г.п.Телеханы Ивацевичского района, р.п.Речица Столинского района; в Витебской области - Поставский и Лепельский районы, города Поставы, Лепель, Дубровно, Толочин, Барань Оршанского района; в Гомельской области -  Речицкий и Рогачевский районы, города Василевичи Речицкого района, Рогачев, городские поселки Заречье Речицкого района и Уваровичи Буда-Кошелевского района; в Гродненской области - города Мосты, Волковыск, Новогрудок, Свислочь, Скидель, Слоним, г.п.Россь Волковысского района; в Минской области - города Вилейка, Березино, Копыль; в Могилевской области - Кировский и Краснопольский районы, город Кировск, городские поселки Краснополье и Белыничи.

Кроме того, предусмотрены меры по обеспечению занятости населения еще в 7 регионах: Лунинецком, Столинском и Пинском районах Брестской области, Житковичском, Мозырском, Петриковском и Наровлянском районах Гомельской области - в соответствии с Государственной программой социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010- 2015 годы.

В целом же по республике госслужба занятости окажет содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 30,8 тыс. жителей малых и средних городских поселений, в том числе на 25 тыс. 170 новых рабочих мест. Запланировано выделение бюджетной ссуды нанимателям для создания рабочих мест и трудоустройства жителей малых городов. Предусматривается оказание финансовой поддержки в виде субсидий 720 безработным для организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Направление на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации получат 4 тыс. 175 безработных жителей малых и средних городских поселений.

Предусмотрены мероприятия по обеспечению занятости населения в сельской местности, в том числе по стимулированию безработных к переезду на новое место жительства и работы (планируется переселить 340 семей), вовлечению сельских жителей в предпринимательскую деятельность.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выполнение мероприятий госпрограммы позволит обеспечить трудоустройство на вновь созданные рабочие места 175 тыс. человек, в том числе 25,2 тыс. человек в малых городах, 17 тыс. - в сельской местности, 2,5 тыс. человек на рабочие места, созданные с использованием бюджетных ссуд. Будет оказано содействие в трудоустройстве на постоянную работу 199,8 тыс. незанятых граждан, в том числе 128,1 тыс. безработных. В оплачиваемых общественных работах (преимущественно на объектах социальной сферы) примут участие 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных. Направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации получат 24,7 тыс. безработных, в том числе не менее 45% - по заявкам нанимателей. Содействие в организации предпринимательской деятельности получат 3 тыс. безработных (с предоставлением финансовой поддержки из средств Фонда соцзащиты населения). Будет оказана соцподдержка 126 тыс. безработных в период поиска работы.

Как результат, в 2011 году повысится экономическая активность незанятого населения, сохранится контролируемая и управляемая ситуация на рынке рабочей силы, повысится ее качество и конкурентоспособность. Улучшится сбалансированность между спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационной и территориальной структуре.

Установлено задание обеспечить к концу 2011 года численность населения, занятого в экономике, в пределах 4670-4720 тыс. человек.

Уровень регистрируемой безработицы по республике к концу года не превысит 1,2-1,5%, в том числе в Витебской области - 1,6%, в Брестской и Могилевской - 1,5%, в Гомельской и Гродненской - 1,4%, в Минской - 1,2%, в Минске - 0,5%.

На выполнение мероприятий госпрограммы в 2011 году будет выделено Br171 млрд. 171 млн. 621 тыс., в том числе средства Фонда - Br121 млрд. 565 млн. 555 тыс. (в бюджеты областей и Минска передается Br118 млрд. 867,5 млн.), средства местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) - Br34 млрд. 264,8 млн., собственные средства организаций-исполнителей - Br15 млрд. 341 млн. 266 тыс. Основная сумма средств пойдет на финансирование мероприятий, связанных с осуществлением активных мер политики занятости населения. Денежный объем государственных социальных гарантий безработным на период активного поиска работы в виде выплаты пособия по безработице, компенсационных выплат, материальной помощи составит Br25 млрд. 358 млн. 611 тыс. (получат 126 тыс. человек).

Топ-новости
Свежие новости Беларуси