Сегодня, несмотря на Таможенный союз и Единое экономическое пространство, между Беларусью, Россией и Казахстаном не полностью выполнена синхронизация законодательства в сферах, где осуществляется совместная деятельность. Например, для участия в государственном заказе в России не надо готовить документы, а в Беларуси и Казахстане - необходимо иметь соответствующие сертификаты. Решением этого вопроса может стать введение единых правил определения происхождения товаров ТС. Только так представители бизнеса Беларуси, России и Казахстана смогут на равных условиях претендовать на участие в государственных закупках, причем любого уровня - муниципального и регионального. Свое мнение о необходимости этого нововведения и о том, насколько эта мера будет эффективна и выгодна участникам Таможенного союза, высказал корреспонденту БЕЛТА председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Михаил Мятликов.
"Есть ли необходимость введения единых правил определения происхождения товаров Таможенного союза? Отвечу сразу - да, и это не голословное заявление. Это позволит решить ряд проблем, существующих на сегодняшний день в сфере государственных закупок", - подчеркнул Михаил Мятликов.
Председатель БелТПП напомнил, что государственные закупки в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве регулируются соглашением о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года. Этим документом определена норма о предоставлении национального режима, которая обязывает всех участников соглашения обеспечивать режим не менее благоприятный, чем предоставляется национальным товарам, при осуществлении закупок продукции, происходящей из стран ТС. При этом страна происхождения товара должна определяться в соответствии с правилами, действующими на единой таможенной территории Таможенного союза. "Но до сих пор такие единые правила в ТС не разработаны и не утверждены. Также не определены четкие критерии по отнесению товаров к национальным", - отметил собеседник.
В результате зачастую под видом товаров Таможенного союза к госзакупкам допускаются иностранные товары либо товары, произведенные на территории одной из стран ТС путем так называемых простых операций с использованием иностранных составляющих. Например, через сборку частей и комплектующих, переупаковку и тому подобное. Конечно же, при организации сборки создаются рабочие места, а также некоторые производственные мощности, но получаемые таким образом товары, как правило, имеют крайне низкую добавленную стоимость. "В связи с этим назревает вопрос: кого государства Таможенного союза поддерживают, предоставляя льготы или иные преимущества, предусмотренные законодательством, - действительно национальных производителей или все-таки иностранные компании, предлагающие аналогичные товары или поставляющие компоненты и комплектующие для их получения на территории ТС за счет выполнения простых операций? А также кому государства намерены платить бюджетные деньги, предоставляя преференциальную поправку при проведении государственных закупок? А ведь на данный момент во всех странах союза величина такой льготы для товаров ТС имеет весьма внушительное выражение - 15% к цене предложения", - сообщил руководитель ТПП.
Кроме того, отсутствие прозрачных и единых критериев по определению и документальному подтверждению происхождения товаров приводит к неправомерным действиям организаторов таких закупок. А самое главное, это влечет за собой неравные условия доступа к госзакупкам товаров и участников, которые осуществляют достаточную и глубокую переработку по отношению к предприятиям, выполняющим лишь простые операции. Более того, в связи с отсутствием единых правил, реально существует неравный доступ в странах Таможенного союза между белорусскими, казахстанскими и российскими участниками закупок, добавил Михаил Мятликов.
Он подчеркнул, что в скорейшем разрешении этой проблемы заинтересованы представители бизнеса стран "тройки". Поэтому это стало основной темой для обсуждения на заседании Консультативного совета торгово-промышленных палат государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, которое не так давно прошло в Минске. Стороны договорились выработать согласованные предложения о мерах по выходу из сложившейся ситуации.
Главы торгово-промышленных палат Беларуси, России и Казахстана считают, что в ближайшее время странам необходимо разработать единые правила определения страны происхождения товаров для внутренних потребностей Таможенного союза, включая госзакупки, с применением принципа локализации Таможенного союза. Также следует определиться и разработать порядок расчета степени локализации. "С учетом интересов наших стран, в том числе отдельных отраслей промышленности, это предельная величина уровня локализации может отличаться для различных видов товаров, а также устанавливаться на определенный временной период", - пояснил председатель БелТПП.
С такими предложениями руководители ТПП трех стран уже обратились к премьер-министру Беларуси Михаилу Мясниковичу. Глава белорусского правительства поддержал эти меры, потому что их реализация послужит реальным механизмом поддержки национальных производителей, дополнительным стимулом для развития промышленной кооперации, создания на территории Таможенного союза производств с высокой долей добавленной стоимости и, соответственно, новых рабочих мест и, что является немаловажным, позволит снизить вероятность проявления коррупционной составляющей при проведении государственных закупок.
Екатерина Маркович
"Есть ли необходимость введения единых правил определения происхождения товаров Таможенного союза? Отвечу сразу - да, и это не голословное заявление. Это позволит решить ряд проблем, существующих на сегодняшний день в сфере государственных закупок", - подчеркнул Михаил Мятликов.
Председатель БелТПП напомнил, что государственные закупки в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве регулируются соглашением о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года. Этим документом определена норма о предоставлении национального режима, которая обязывает всех участников соглашения обеспечивать режим не менее благоприятный, чем предоставляется национальным товарам, при осуществлении закупок продукции, происходящей из стран ТС. При этом страна происхождения товара должна определяться в соответствии с правилами, действующими на единой таможенной территории Таможенного союза. "Но до сих пор такие единые правила в ТС не разработаны и не утверждены. Также не определены четкие критерии по отнесению товаров к национальным", - отметил собеседник.
В результате зачастую под видом товаров Таможенного союза к госзакупкам допускаются иностранные товары либо товары, произведенные на территории одной из стран ТС путем так называемых простых операций с использованием иностранных составляющих. Например, через сборку частей и комплектующих, переупаковку и тому подобное. Конечно же, при организации сборки создаются рабочие места, а также некоторые производственные мощности, но получаемые таким образом товары, как правило, имеют крайне низкую добавленную стоимость. "В связи с этим назревает вопрос: кого государства Таможенного союза поддерживают, предоставляя льготы или иные преимущества, предусмотренные законодательством, - действительно национальных производителей или все-таки иностранные компании, предлагающие аналогичные товары или поставляющие компоненты и комплектующие для их получения на территории ТС за счет выполнения простых операций? А также кому государства намерены платить бюджетные деньги, предоставляя преференциальную поправку при проведении государственных закупок? А ведь на данный момент во всех странах союза величина такой льготы для товаров ТС имеет весьма внушительное выражение - 15% к цене предложения", - сообщил руководитель ТПП.
Кроме того, отсутствие прозрачных и единых критериев по определению и документальному подтверждению происхождения товаров приводит к неправомерным действиям организаторов таких закупок. А самое главное, это влечет за собой неравные условия доступа к госзакупкам товаров и участников, которые осуществляют достаточную и глубокую переработку по отношению к предприятиям, выполняющим лишь простые операции. Более того, в связи с отсутствием единых правил, реально существует неравный доступ в странах Таможенного союза между белорусскими, казахстанскими и российскими участниками закупок, добавил Михаил Мятликов.
Он подчеркнул, что в скорейшем разрешении этой проблемы заинтересованы представители бизнеса стран "тройки". Поэтому это стало основной темой для обсуждения на заседании Консультативного совета торгово-промышленных палат государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, которое не так давно прошло в Минске. Стороны договорились выработать согласованные предложения о мерах по выходу из сложившейся ситуации.
Главы торгово-промышленных палат Беларуси, России и Казахстана считают, что в ближайшее время странам необходимо разработать единые правила определения страны происхождения товаров для внутренних потребностей Таможенного союза, включая госзакупки, с применением принципа локализации Таможенного союза. Также следует определиться и разработать порядок расчета степени локализации. "С учетом интересов наших стран, в том числе отдельных отраслей промышленности, это предельная величина уровня локализации может отличаться для различных видов товаров, а также устанавливаться на определенный временной период", - пояснил председатель БелТПП.
С такими предложениями руководители ТПП трех стран уже обратились к премьер-министру Беларуси Михаилу Мясниковичу. Глава белорусского правительства поддержал эти меры, потому что их реализация послужит реальным механизмом поддержки национальных производителей, дополнительным стимулом для развития промышленной кооперации, создания на территории Таможенного союза производств с высокой долей добавленной стоимости и, соответственно, новых рабочих мест и, что является немаловажным, позволит снизить вероятность проявления коррупционной составляющей при проведении государственных закупок.
Екатерина Маркович